Роль физической культуры в формировании личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:57, реферат

Краткое описание

Цель работы: посредством изучения аспектов физической культуры получить представление о ее роли в формировании личности человека.
Задачи:
Проследить взаимосвязь ценностей физической и общемировой культур.
Дать характеристику физической культуре личности.
Определить роль физической культуры в формировании личности.

Содержание

Введение
3
1. Физическая культура в системе формирования всеобщей культуры
Происхождение культуры 5
1.2. Физическая культура как феномен общей культуры 6
Ценности физической культуры 8
2. Человек в контексте социально-культурной парадигмы современности
2.1. Человек социальный
2.2. Девиация современного общества
2.3. Физическая культура личности


10
11
14

3. Формирование личности средствами физической культуры

17

Заключение
20

Список использованной литературы
21

Вложенные файлы: 1 файл

Физра1.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Физическая  культура личности

Физическая культура, так же, как и общая культура, имеет две части – предметную и личностную. Это значит, что  она существует как в виде конкретных материальных реалий, так и в форме личностного достояния человека, занимающегося физическими упражнениями.

Ю.М. Николаев (2003, с.: 12) обращает наше внимание на то, что физкультурная  деятельность (и ее специфические  виды) как условие воспроизводства  человека во всей целостности его духовно-физического существования составляет сущность и основу формирования физической культуры. Она является одним из основополагающих видов человеческой деятельности на протяжении всей жизни человека, играющей на разных этапах его развития различную, но весомую роль.

Современное понимание  сущности физических упражнений (основного  элемента физкультурной деятельности) должно рассматриваться в единстве его моторной и неизменно духовных сторон (познавательной, проектно-смысловой, эмоционально-оценочной), имеющих большие возможности в развитии одновременно как организма, так и личности занимающихся, то есть в воспитании целостного человека.

Физическая культура – достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно  выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный (Лубышева Л.И.,1997, с.: 25).

Результативный аспект физической культуры включает в себя всю совокупность полезных результатов, которые человек приобрел в процессе деятельного использования ценностей физической культуры в своей жизни.

К таким полезным результатам  можно отнести:

    • полученные в процессе физкультурных занятий двигательные умения и навыки;
    • саму способность быстро овладевать новыми движениями, развитую в ходе занятий;
    • возросшую физическую работоспособность;
    • пропорционально развитое телосложение и осанку;
    • физкультурные знания;
    • нравственные и эстетические качества, возвышающие личность человека;
    • волю к жизни и активной деятельности;
    • способность преодолевать трудности, как физические, так умственные;
    • желание и стремление самореализоваться в своей жизни, достичь каких-либо высот, оставить память о своих достойных поступках в назидание будущим поколениям;

Данный аспект правомерно отождествляется с понятием «личная физическая культура», так как он полностью персонифицирован в личности занимающегося в виде его собственного достояния и достижения.

Термин «физическая  культура личности» можно выразить как реальную физкультурно-спортивную деятельность конкретного человека, мотивом которого является удовлетворение его индивидуальных интересов и потребностей в физическом и духовном самосовершенствовании.

Личностное развитие физической культуры человека предполагает наличие двух моделей самореализации.

Прогрессивный вариант характеризует процесс постоянного преодоления противоречий, преодоления себя для нового полного раскрытия своих сил и способностей. В этом случае происходит непрерывное наращивание личностного потенциала через самоотрицание и самоопределение в результатах и процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Регрессивный вариант представляет собой уход на узкие сферы самореализации, основой которого служат иллюзии прошлого опыта, успокоенности.

Неполнота выражения  в физкультурно-спортивной деятельности порождает неудовлетворенность  ею, ее результатами, что ведет к ограничению культурного пространства жизнедеятельности. Будучи интегрированным результатом гуманитарного образования, физическая культура личности как деятельностная категория проявляется в трех основных направлениях:

Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», обеспечивает ее стремление к творческой «самореализации», самосовершенствованию.

Во-вторых, она является основой самодеятельного, инициативного  самовыражения индивида, проявлением творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс своего профессионального труда.

В-третьих, отражает творчество личности, направленное на общественные отношения, возникающие в процессе деятельности в физкультурно-спортивной, общественной, профессиональной, рекреационной, реабилитационной и других сферах жизни.

Эта идея подтверждается словами Ю.М. Николаева (2003, с.: 4-5) о  системно-структурном характере  феномена физической культуры, который  позволяет рассмотреть ее сущность и способы функционирования на различных уровнях досуга, где выделяются отдых и движение, развлечения, просвещение, творчество, праздник. «Анализ показывает, что все виды физкультурной деятельности (рекреационной, реабилитационной, образовательной, спортивной, адаптивной) принимают активное участие в реализации содержательной стороны всех уровней досуга. При этом прослеживается общая тенденция, свидетельствующая о том, что в процессе жизнедеятельности индивид переходит от простых форм активности (физкультурной рекреации, физкультурной реабилитации) к более сложным (физкультурной спортизации, физкультурному образованию), от потребления (освоения) культуры – к созданию многообразных культурных ценностей в сфере физической культуры, от индивидуальной деятельности – к социальной».

Следовательно, физическая культура в силу своей многофункциональности пронизывает все уровни досуга и является неотъемлемым компонентом свободного времени. Она играет весомую роль не только в восстановлении, поддержании, развитии, но и в совершенствовании физических и духовных способностей человека. Тем самым она принимает участие в выполнении основных функций свободного времени: антропологической (связанной с восстановлением физического и душевного равновесия), социальной (связанной с осознаванием и удовлетворением более сложных потребностей), культурно-воспитательной (способствующей повышению общей культуры, формированию нравственных и эстетических начал).

Здесь прослеживается подход к свободному времени, связанный с реализацией в его рамках всех сущностных сил человека. Чем шире кругозор личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективного мира, так как она сама начинает творить общественные отношения, становится более рассудительной, то есть – объективной.

 

3. Формирование личности  средствами физической культуры

Особенность феномена физической культуры в отличие от других ее сфер состоит, прежде всего, в том, что  она самым естественным образом  соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс телесного развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физических возможностей. Но было бы неверным считать, что биологические процессы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности человека, который может сознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясь на познание его законов и сущности.

В недавнем прошлом при  обосновании влияния социальных факторов на физическое совершенствование  человека часто имели в виду производственные отношения, во главе которых стоит труд, выступающий в качестве активного воздействия человека на природу. Эти стихийные воздействия существуют зачастую независимо от воли человека, хотя и поддаются изменению в процессе развития общества. Другой ряд социальных факторов, хотя также определяется объективным ходом деятельности общества и реальной общественной обстановкой, действуя на человека и на его физическое развитие и подготовленность, зависит от сознания и воли отдельных людей. Физическая культура в этом отношении и представляет собой социальный фактор целесообразного воздействия на процесс физического совершенствования человека, позволяющий обеспечить направленное развитие его жизненно важных физических качеств и способностей. Одной из форм ее направленного функционирования в обществе, а именно педагогически организованным процессом передачи и усвоения ее ценностей, физическое воспитание.

Было бы слишком недальновидно  считать физическую культуру участвующей  только в воспроизведении физической сущности общественного человека или лишь как фактор, модифицирующий образ жизни индивидуума. Поэтому нельзя смешивать понятия «физическое развитие», «физическое воспитание» и «физкультурное воспитание». Первое является объективным процессом, который совершается в организме человека, второе – активным воздействием человека на этот процесс, а третье выступает как целенаправленный процесс приобщения людей ко всем ценностям физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание и его составная часть физическое воспитание – это всегда педагогический процесс целенаправленного, регулируемого изменения физических и духовных кондиций человека, основная задача которого – сознательно и целенаправленно познавать и непротиворечиво реализовывать в физкультурной практике уже созданные природой предпосылки гармоничного совершенствования физического потенциала человека.

Однако, Л.П. Матвеев (1984, с.: 7), рассматривая физическое воспитание в качестве одного из видов воспитания, определяет его как образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога-специалиста, направленность деятельности воспитателя и воспитываемых на реализацию задач воспитательно-образовательного характера, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами).

Поэтому основными категориями  физического воспитания как педагогического  процесса являются воспитание, образование, обучение, развитие. «Вместе с тем  физическое воспитание отличается своими специфическими особенностями. …  Физическое воспитание представляет собой процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующий направленное развитие базирующихся на них способностей. Этим не ограничивается все содержание физического воспитания, но это более всего характеризует его специфику» (Матвеев Л.П., 1984, с.: 8).

Л.И. Лубышева (1996, с.: 16) подчеркивает, что «физкультурное воспитание» ориентирует всю педагогическую систему на новый целевой подход – формирование физической культуры личности. Профессор рассматривает основные концептуальные положения развития физкультурного воспитания, определяющие его сущность и прогрессивную направленность:

  • либерализация процесса воспитания, изменяя сложившиеся педагогические авторитеты общественно-государственной системы физического воспитания, расширяя сотрудничество и взаимную ответственность людей, способствует переходу отношений объекта и субъекта воспитания в субъект-субъективные отношения, к педагогике сотрудничества, предоставлению каждой личности возможности овладения основами физической культуры на путях свободной реализации физических способностей;
  • гуманизация процесса воспитания ориентирует его на обязательный учет индивидуальных особенностей каждого человека, развития самостоятельности личности, приобщения людей к здоровому образу жизни, высоким эстетическим идеалам и этическим нормам поведения в обществе;
  • непрерывное развитие физкультурного воспитания, представляющее собой динамическое движение поливариантного педагогического процесса, построенного на использовании гибких методов и средств обучения, обуславливает творческий поиск и новаторство педагогов, а также самостоятельность и инициативу занимающихся;
  • гармонизация содержания физкультурного воспитания обеспечивает соразмерное представление в нем процессов духовного и телесного развития человека, использование средств физической культуры как социально-культурной предпосылки для гармонического формирования и реализации всего спектра способностей индивида.

Также автор говорит о том, что внедрение рассмотренных концептуальных положений в физкультурно-спортивную практику возможно при условии формирования принципов, обосновывающих теоретическую и методологическую направленность физкультурного воспитания. Суть этих принципов отражает ряд закономерных черт его развития, конкретизирует и представляет конструктивный смысл системного построения данного процесса.

Основополагающим принципом  физкультурного воспитания, как пишет  Л.И. Лубышева (1996, с.: 17), является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культурой личности, обуславливающее образовательную, методическую и деятельностно-практическую направленность воспитательного процесса.

В основе этого принципа лежат идеи выдающегося ученого  Л.С. Выготского, утверждающего, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Только тогда, по его мнению, личность может стать полноценным членом общества. Согласно этим идеям можно утверждать, что психофизическое развитие личности осуществляется не только посредством приобретения социально-практического опыта, но и через формирование ее мировоззрения и усвоение системы знаний.

 

 

 

 

 

Заключение

В современном все  усложняющемся мире важно раскрывать возрастающую глобальную роль физической культуры в формировании человека и прогрессивном развитии общества, ибо она является важнейшей предпосылкой реализации их потенциала. В исследованиях отмечается, что в XXI веке, будет возможно спрогнозировать такие характеристики человека, как способность к глобальному мышлению в сочетании со способностью к конкретным действиям; способность решать конфликты любого уровня с позиции ненасилия; креативность как способ бытия в быстро меняющемся мире; компетентность при решении проблем любого уровня. Человек будущего – это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий наслаждаться красотой; это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил человека, его духовного и физического совершенства. Такие характеристики человека обусловлены перспективным развитием основных сфер жизнедеятельности человека и общества (образованием, трудом, досугом), прогрессом человеческой цивилизации. Поэтому стоит стремиться к совершенству не только на материальном, повседневном уровне, но и в духовной сфере, таким образом, создавая гармонию в нашем социуме, в нашей жизни. Для этого мало изменить что-то в себе самом, хотя это является начальной и базовой ступенью в прогрессе, следует менять структуру нашего бытия, в том числе культурную сферу и систему физической культуры.

Информация о работе Роль физической культуры в формировании личности