Роль физической культуры для музыканта струнника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 17:28, реферат

Краткое описание

Политическая, социальная и экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы в стране, не отразилась существенно на стремлении граждан Российской Федерации к всестороннему духовному, нравственному и физическому совершенствованию. Это, в полной мере, относится и к получению музыкального образования .

Содержание

Введение…………………………………………….………………………...2
Роль физической культуры для музыканта струнника……………...5
Профессиональные заболевания музыкантов и их профилактика средствами физической культуры…………………………………….9
Концепция физического воспитания музыкантов-струнников..…..16
Заключение………………………………………………………….…….23
Список использованной литературы…………………..………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 159.02 Кб (Скачать файл)

Экспериментально установлено, что нарушение временных отношений фаз вдоха и выдоха, в зависимости от исполняемой музыкальной фразы, длительным и напряженным выдохом предъявляет повышенные требования к работе единой функциональной системы: легкие – сердце.         

Наиболее частыми заболеваниями у певцов-профессионалов являются фонастения, ларингиты, полипы и певческие узелки, трахеиты, функциональные расстройства, приводящие прекрасные от природы голоса к полному разрушению.         

Профессиональные заболевания редко встречаются у музыкантов в возрасте старше 30 лет, и в 72 % случаев они встречаются у лиц, моложе 25 лет, особенно часто в возрасте 18-23 лет.         

Это тот самый возрастной уровень, когда оркестранты, камерные исполнители, солисты овладевают необходимой для профессиональной деятельности техникой своего инструмента, голоса и вступают на профессиональную сцену. Однако, эта техника и профессиональные навыки еще недостаточно хороши, чтобы предохранить музыканта от «срывов», в результате как физической, так и эмоциональной перегрузки. Первые шаги на профессиональной сцене, как правило, совпадают с периодом учебы в музыкальном училище, в консерватории. Можно сделать вывод, что профессиональные заболевания в массе падают на стадию формирования личности музыканта, иными словами, на период развития исполнительских и творческих навыков.         

Однако, несмотря на молодой возраст, время занятий музыкой у 82 % больных профессиональными заболеваниями превышал 10 лет, а у 40 % – 15 лет, так как музыканты обычно начинают играть с 4-6 лет.         

Очень часто педагоги-музыканты почти не занимаются вопросами профилактики профессиональных заболеваний музыкантов, и, чаще всего, им не хватает теоретической подготовки в этой области.         

В анамнезе больные профессиональными заболеваниями, как правило, связывают это с хроническим утомлением на почве профессионального перенапряжения мышц и функций, связанных еще с нервирующими моментами и профессиональными перегрузками. Можно сделать вывод, что профессиональные заболевания возникают в результате нарушения естественных физиологических законов работы мышц и функций, которое может быть вызвано как искажением рабочих навыков и физическими особенностями организма, так и недостатком тренированности исполнительского аппарата.         

Ряд специалистов-музыкантов отмечают необходимость и большую значимость физических упражнений, как в области совершенствования исполнительской техники, так и в области профилактики и терапии профессиональных заболеваний. Некоторые из них отмечают терапевтическое действие утренней гимнастики, водных процедур, закаливания и массажа, «двигательной терапии» и специальной гимнастики до игры, пения, дирижирования. А ряд авторов рекомендуют неуклонно развивать и тренировать мышцы, заниматься зимними и летними видами спорта, художественной гимнастикой, теннисом, настольным теннисом, бадминтоном, греблей. Специальные упражнения для рук, ног, туловища, упражнения на расслабление, растяжение и координацию движений, для укреплений функций внешнего дыхания были предложены педагогами-музыкантами.         

Большинство авторов единодушны в том мнении, что главным физическим качеством для музыкантов всех специальностей является выносливость.         

В профилактике профессиональных заболеваний не менее важной стороной учебной, исполнительской и производственной деятельности музыканта является организация занятий, репетиций, концертов, которые далеко не всегда зависят от самого музыканта. Часто учебная и производственная деятельность диктует двухразовые нагрузки: утром – на репетиции, вечером – на спектакле. Работа в вечернее и ночное время очень утомительна. Такие занятия и работа требуют строгого соблюдения режима труда и отдыха. Рациональной она будет в том случае, когда работа чередуется с паузами отдыха. Наблюдения показали, что музыкант не должен играть более 30-40 минут без перерыва. Через 40 минут рекомендуется сделать перерыв на 5-10 минут, так как продолжение игры свыше 40 минут приводит к утомлению нервно-мышечного аппарата. После 3-4 часов занятий отдых должен быть более длительным. Не следует перегружать молодой неокрепший организм непосильными занятиями, необходимо рационально составлять музыкальную программу. Плохое самочувствие, переутомление, нерегулярность питания, злоупотребление алкоголем и табаком, недостаточное пребывание на свежем воздухе, непродолжительный сон и малая двигательная активность могут способствовать более быстрому возникновению профессиональных заболеваний и заболеваний органов зрения.         

Проанализировав профессиональную и творческую деятельность музыкантов, нами экспериментально установлено, что физиологически обоснованным профилирующим видом спорта для них является плавание.          

Занятия плаванием оказывают положительное влияние на респираторную систему, совершенствуют ее функцию, что имеет существенное значение в профессиональной деятельности музыкантов-духовиков, вокалистов и хоровиков-дирижеров .         

Плавание известно как средство профилактики и метод лечения различных заболеваний. В воде практически исключается статическая работа скелетной мускулатуры и мышцы получают возможность расслабиться. Уменьшается нагрузка на позвоночник, а это является благотворным фактором для лечения радикулитов, сколиозов. Активные занятия плаванием помогают вылечиванию различных травм, связанных с растяжением связок, вывихами.         

При погружении тела в воду повышается окружающее давление и легочные объемы уменьшаются. Функциональная остаточная емкость и остаточный объем воздуха уменьшается в воде примерно на 100-200 мл. Этот факт является очень важным для профилактики эмфизематозных заболеваний легких у певцов и исполнителей на духовых инструментах.         

Плавание является эффективным средством закаливания, так как вода в 28 раз сильнее, чем воздух, поглощает тепло с кожного покрова тела. Терморегуляция организма в воде играет большую роль в профилактике простудных заболеваний, составляющих до 40 % общей заболеваемости.          

Совершенствование техники плавания, поворотов, общее согласование движений рук, ног, туловища и дыхания при плавании стимулируют динамическую координацию рук и всего корпуса, совершенствуют двигательные навыки, а это очень важный момент в профессиональной деятельности музыкантов, особенно хоровиков-дирижеров. Кроме того, плавание формирует умение расслаблять мышцы, что профессионально важно для музыкантов всех специальностей. Специалисты также отмечают положительное влияние занятий плаванием на подвижность в суставах.         

Экспериментально доказано, что плавание – один из циклических видов спорта, совершенствующих выносливость. А выносливость является профессионально важным физическим качеством для музыкантов всех специальностей.         

Музыкантам необходимо заниматься и спортивными играми. Занимающиеся баскетболом значительно опережают в моторном развитии молодежь, занимающуюся по общепринятым программам по физическому воспитанию. Это особенно проявилось в таких компонентах моторики, как динамическая координация в целом, что наиболее ценно для музыкантов, особенно дирижеров.

Упражнения в передаче и ловле мяча совершенствуют функцию зрения. При игре с приспущенным мячом (баскетбол, волейбол) не только сводится к минимуму возможность получения травмы, но и развивается сила и гибкость кисти. Наиболее доступными (с точки зрения безопасности и воспитания профессионально важных физических качеств музыканта) являются игры в теннис, бадминтон и настольный теннис.

 

 

 

 

 

 

    1. Концепция физического воспитания музыкантов-струнников

Состояние здоровья человека - один из главных определяющих факторов уровня жизнеспособности цивилизованной страны. Поэтому одна из приоритетных задач средних специальных учебных заведений (ССУЗ) на данном этапе продолжающейся модернизации системы среднего профессионального образования (СПО) -концентрация усилий на сохранении и укреплении здоровья, воспитании потребности в здоровом образе жизни, совершенствовании психофизических качеств и функциональных способностей будущего специалиста, используя реальный, доступный и действенный ресурс -современные разработки в области физического воспитания, основанные на научных исследованиях.

Физическая культура (ФК) в ССУЗ музыкального профиля, являясь частью гуманитарного цикла образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, методов и средств общей и специальной подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной подготовки. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она служит целям сохранения и укрепления здоровья студента, его физического и духовного совершенствования, являясь характеристикой общей, физической и профессиональной культуры.

Физическое воспитание (ФВ) студентов музыкальных специальностей, обучающихся в ССУЗ, помимо присущим ему функциям имеет потенциальные возможности решать задачу повышения качества музыкального профессионального образования.

Однако если исследования вопросов ФВ музыкантов в высших учебных заведениях периодически проводятся, разрабатываются и применяются современные методики и технологии обучения, то в СПО их практически нет.

Проведенное нами исследование состояния физического воспитания в музыкальных ССУЗ РТ показывает, что существует острая потребность диверсификации формы, структуры и содержания физической культуры музыкантов ССУЗ.

В связи с этим целью нашего исследования является реализация современной концепции физического воспитания музыкантов ССУЗ, которая отвечает возрастающим требованиям общества к конкурентоспособному специалисту сферы культуры и искусств.

Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:

  1. Провести анализ проблем современного физического воспитания студентов-музыкантов, обучающихся в ССУЗ.
  2. Разработать и внедрить современную концепцию физического воспитания музыкантов ССУЗ, которая создает условия для воспитания у студентов мотивационно-ценностного отношения к собственному здоровью и занятиям физической культурой, а также обеспечивает предпосылки совершенствование их общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую и функциональную готовность к будущей профессии.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в реализации перспективного направления развития физического воспитания музыкантов ССУЗ в соответствии с современными требованиями подготовки будущих специалистов СПО.

Практическая значимость исследования заключается в простоте его внедрения в учебный процесс ССУЗ практически любого профиля, а также в легкости трансформации структуры и содержания в зависимости от особенностей учебной и профессиональной деятельности обучающегося контингента.

Исследование проводилось на базе Набережночелнинского колледжа искусств. В нем приняли участие 80 студентов-музыкантов. Современная концепция ФВ музыкантов ССУЗ как любое целостное педагогическое явление имеет не только цель и задачи, но и структуру (табл. 1).

Таблица 1

 

В качестве элементов структуры можно выделить: формы занятий, период обучения, этапы и их краткую характеристику по направлениям деятельности.

 

Поскольку все элементы структуры отражают отдельные стороны одного процесса, который по своему существу един и лишь условно может рассматриваться с отдельной позиции, их взаимозависимость неоспорима.

 

Таким образом, можно заключить, что ни один из указанных элементов не может быть реализован в полной мере, без взаимосвязи с другими.

 

Для эффективной реализации содержательной составляющей концепции нами была разработана и внедрена программа с вариативным использованием физических упражнений (см. рисунок 1).

Рисунок 1

Теоретический блок

Теоретический блок ориентирует на: формирование научного мировоззрения, единство научно-практических знаний, ценностное отношение к здоровью, физической культуре и здоровому образу жизни. Приобретение необходимых знаний для проведения самостоятельных занятий физической культурой, ППФП и спортом. Знание основ личной гигиены, основных профессиональных отклонений здоровья, выполнение самоконтроля и взаимоконтроля.

Практический блок.

Учебно-оздоровительный раздел, обеспечивающий овладение методами и способами оздоровительной деятельности в сфере физической культуры для повышения адаптационных способностей к учебной и профессиональной деятельности.

Учебно-образовательный раздел, предусматривающий овладение общеразвивающими упражнениями, видами легкой атлетики и разновидностями гимнастики, спортивных и подвижных игр, эстафет, корригирующей гимнастики и т.д.

Учебно-тренировочный раздел, содействующий приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самостоятельности в физкультурной и спортивной деятельности для физического совершенствования, повышения уровня профессионально значимых психофизических качеств и функциональных способностей личности.

Контрольный блок.

 Контрольный раздел  определяет объективный контроль  и учет процесса и результатов  учебной деятельности обучающихся. Оценивается активная жизненная  позиция студентов, их систематическое  участие не только в учебном  процессе (учебные и секционные  занятия, прием контрольных нормативов), но и в физкультурно-массовых  мероприятиях и спортивных соревнованиях.

Базовой частью программы мы определили виды легкой атлетики (55-60% учебного времени) циклического и ациклического характера с вариативной (оздоровительной, образовательной, тренировочной) направленностью.

Во вспомогательную часть программы (40-45% учебного времени) были выбраны следующие виды спорта: аэробика, разновидности гимнастики (акробатика, атлетическая гимнастика), корригирующая гимнастика, спортивные игры (футбол, элементы баскетбола, настольный теннис, бадминтон), подвижные игры и эстафеты. Некоторые виды спорта не изучались, являясь травмоопасными для музыкантов.

Упражнения подбирались с учетом специфики профессиональной деятельности студентов, их физической подготовленности, а также наличия материально-технической базы в учебном заведении.

Информация о работе Роль физической культуры для музыканта струнника