Система отбора для занятий гимнастикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 20:48, контрольная работа

Краткое описание

По мнению ряда авторов (1, 2, 3, 11) спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).
Спортивный отбор – длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.) (3, 13).

Содержание

Введение - 3 -
Основная часть - 4 -
Основные факторы учёта и контроля при спортивном отборе - 4 -
Состояние здоровья - 4 -
Физическое развитие и особенности телосложения - 4 -
Физическая подготовленность - 6 -
Психофизиологические особенности - 6 -
Личностные, поведенческие особенности - 6 -
Техническая подготовленность - 6 -
Отбор и ориентация детей для занятий гимнастикой - 7 -
Условное разделение отбора детей для занятий гимнастикой на три этапа - 10 -
Спортивная ориентация и методика начального отбора в гимнастике - 14 -
Заключение - 20 -
Список используемой литературы - 22 -

Вложенные файлы: 1 файл

К.р. по гимнастике.docx

— 41.79 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Поморский государственный университет им. Ломоносова М.В.

 

 

 

 

 

Факультет физической культуры

Кафедра теоретических физических основ физкультуры

Контрольная работа по гимнастике

На тему: «Система отбора для занятий гимнастикой»

 

 

 

Выполнила:

студентка III курса II группы факультета «Физической культуры» заочного отделения

Мальцева  Евгения Валерьевна

Проверила:




 

Архангельск 2008г.

Оглавление:

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Ядро спорта состоит из трех элементов: спортивного отбора, тренировки и соревнования. Именно эти три элемента являются той основой, через которую проявляется функционирования и развитие сферы спорта в целом.

По мнению ряда авторов (1, 2, 3, 11) спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор – длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.) (3, 13).

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

   Основные факторы учёта и контроля при спортивном отборе

 

В.П. Филин и Н.А.Фомин (14) выделяют несколько факторов на основе которых ведётся контроль отбора и непрерывное накопление данных, от которых зависит успешность совершенствования в спортивной гимнастике.

 Состояние здоровья (определяется врачом по функциям сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, вестибулярного аппарата, нервной системы и др.). Хорошее состояние здоровья является предпосылкой регулярных занятий, высокой работоспособности, переносимости заболеваний и травм. Оптимальным в юниорских группах, спортивного совершенствования является преобладание полностью здоровых (50 %) и практически здоровых гимнастов (40 %) над временно нездоровыми — 10 % (травмы, различные заболевания).

Физическое развитие и особенности телосложения (определяются тренером вместе с врачом). Эти факторы в наибольшей степени генетически предопределены и мало подвержены изменениям в процессе тренировки. Три компонента телосложения определяют соматотип спортсмена: эндоморфия (степень тучности, полноты, жировых отложений), мезоморфия (развитость мышц и скелета), эктоморфия (вытянутость тела). Спортсмена относят к определенному соматотипу по доминирующим компонентам. Лучшие гимнасты мира мужчины и женщины относятся к эктомезоморфному типу.

Масса и длина тела, окружность грудной клетки, форма частей тела и пропорции, паспортный и биологический возраст — вот основные показатели, дающие представление о морфологическом статусе. Следует иметь в виду, что форма рук, ног, позвоночного столба имеют немаловажное значение в будущих успехах новичков. Нежелательно неполное разгибание или переразгибание в локтевых и коленных суставах, большой поясничный лордоз. Примерно до 7 лет мальчики и девочки по основным морфологическим характеристикам не отличаются друг от друга (таблица 1), а затем отличия становятся более значительными.

Таблица 1

 

Морфологические характеристики юных гимнастов

 

 

Показатель

 

Возраст

(лет)

Уровень физического развития

низкий

средний

высокий

Мальчики

 

Масса тела (кг)

 

6

7

8

 

17,9 и ниже

19,9   -"-

22,4   -"-

 

18,0—21,0 21,0—24,0 22,5—22,5

 

21,1 и выше 24,1    -"-

25,6    -"-

 

Длина тела (см)

 

6

7

8

 

109,0 и ниже 117,0   -"-

120,5   -"-

 

109,5—114,5 117,5—123,5 121,0—126,5

 

1 15,0 и выше 124,0    -"-

127,0    -"-

 

Окружность грудной клетки (см)

 

6

7

8

 

55,0 и ниже 58,5    -"-

59,0    -"-

 

55,5—58,5 59,0—62,0 59,5—62,5

 

59,0 и выше 62,5     -"-

63,0     -"-

Девочки

 

Масса тела (кг)

 

6

7

8

 

18,4 и ниже 18,9    -"-

21,4    -"-

 

18,5—21,5 19,0—23,5 21,5—24,0

 

21,6 и выше 23,6    -"-

24,1    -"-

 

Окружность грудной клетки (см)

 

6

7

8

 

52,5 и ниже 53,5    -"-

55,5    -"-

 

53,0—54,0 54,0—57,0 56,0—58,5

 

54,5 и выше 57,5    -"-

59,0    -"-

 

Длина тела (см)

 

6

7

8

 

115,0 и ниже 119,5  -"-

122,5  -"-

 

115,5—116,0 120,0—124,0 123,0—126,0

 

116,5 и выше 124,5   -"-

126,5   -"-


 

Физическая подготовленность — общая и специальная (развитие мышечной силы, выносливости, гибкости)— тестируется тренером с использованием традиционных специфических контрольных нормативов.

Психофизиологические особенности (особенности высшей нервной системы, функциональное состояние анализаторных систем, нервно-мышечного аппарата) —тестируется тренером совместно с врачом.

Личностные, поведенческие особенности (темперамент, волевые качества, психическая устойчивость, работоспособность, творческие способности, мотивация и др.) — определяются тренером и психологом.

Техническая подготовленность (способность к освоению новых элементов, быстрота и прочность обучения; на последующих этапах — объем умений и навыков, владение полноценной программой соревнований, элементами высокой трудности, программой акробатической, батутной, хореографической подготовки) — контролируется тренером (14).

 

 

 

 Отбор и ориентация детей для занятий гимнастикой

 

Ориентация детей на занятия гимнастикой представляет собой систему научно обоснованных рекомендаций, советов педагога в целесообразности занятий этим видом спорта. При ориентации учитываются: устойчивость интереса ребёнка к занятиям гимнастикой, его склонности, способности, условия жизни в семье, школьная успеваемость,  обучаемость, воспитуемость и другие индивидуальные особенности, необходимые для успешного овладения этим видом спорта. В формировании осознанного и активного отношения к занятиям гимнастикой большое значение имеет убеждение детей в пользе занятий для здоровья, для обогащения опытом – двигательным, эстетическим. Эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спортивным, - необходимым для будущей трудовой деятельности.

При спортивной ориентации ребёнка родителям и педагогам приходится учитывать и такие факторы, как удалённость спортивной базы от места жительства, её состояние, условия для занятий, состав педагогов-тенеров и д.р. (12).

При ориентации школьников на занятия спортивной гимнастикой В.И.Филипович с соавторами предлагает включать и консультацию просвещение в области этого вида спорта.

Просвещение - это обогащение детей разносторонними знаниями в области гимнастики, чтобы они более осознанно и активно относились к занятиям.

Консультация представляет собой научно обоснованные и проверенные на практике вопросы лиц, обратившихся за консультацией, или совет в целесообразности выбора гимнастики для спортивных занятий. Консультация носит индивидуальный характер. При консультировании педагог прежде всего должен узнать, чем вызван интерес консультируемого лица к гимнастике: чувственными,  эмоциональными побуждениями или осознанным отношением. Для этого надо обязательно побеседовать с родителями ребёнка, обратившегося к педагогу за советом, узнать их отношение к его решению заниматься спортивной гимнастикой, поинтересоваться какова их собственная роль в формировании такого решения. В беседе уточняются зарождение и устойчивость интереса, склонностей и способностей их ребенка к занятиям гимнастикой.

Достижение высоких спортивных результатов на уровне современных требований в гимнастике доступно не каждому ребенку, желающему заниматься этим видом спорта. Выдающиеся гимнасты, как правило, еще с детства отличались от своих сверстников двигательной активностью, стремлением к соперничеству в различных видах физических упражнений, в проявлении способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями, трудолюбием, дисциплинированностью, самоорганизованностью (13).

Как бы рано ни проявлялись склонности, способности, интересы детей к спортивной гимнастике, официально занятия разрешены с 7-летнего возраста. К этому возрастному периоду в достаточной мере созревают функции органов и систем организма, формируются психические и личностные свойства, необходимые для осознанного овладения движениями. Одаренные дети проходят путь от новичка до мастера спорта за 5-7 лет. Ряд авторов предлагают сведения о мотивах, интересах, склонностях к занятиям гимнастикой получать в беседе с учениками и их родителями.

В беседе с учеником выясняются следующие вопросы:

1. Почему для  спортивных занятий ты избрал  именно спортивную гимнастику?

2. Знаешь ли  ты, какие требования к тебе  будут предъявлены условиями  спортивных занятий?

(Ученик может  не знать о требованиях, которые  ему будут предъявлены условиями  спортивных занятий, тогда о них  надо будет рассказать в доходчивой  форме).

3. Занятия  спортом потребуют много сил  и времени, хватит ли их у  тебя, чтобы хорошо учиться в  школе и тренироваться?

 В беседе  с родителями можно получить  сведения об ученике, задавая  следующие вопросы:

1. Каково ваше  отношение к намерениям сына (дочери) серьёзно заняться гимнастикой  как видом спорта?

2. Каковы бытовые  условия у вас дома и ваши  возможности помогать ребёнку  в школьной учебе и спортивных  занятиях?

3. Сколько  времени ваш ребёнок тратит  на выполнение домашних заданий, какие предметы даются ему  лучше, а какие хуже, какова его  физическая и умственная работоспособность? На сколько он целеустремлён  и настойчив достижении поставленной  перед ним цели? Ваше мнение  о возможностях вашего ребёнка  успешно сочетать учебу в школе  и занятия спортом.

Школьная успеваемость определяется по итоговым оценкам и по заключениям учителей, главным образом классного руководителя, о том, какими усилиями со стороны ученика она достигается, какова его обучаемость и воспитуемость.

Уровень знаний, двигательных умений и навыков в области гимнастики оценивает учитель физической культуры.

Состояние здоровья на основании результатов на основании результатов медицинских обследований школьным врачом или заключения врачебно-спортивного диспансера. Для педагога-тренера представляет интерес соответствие строения тела ученика и функциональных возможностей его организма требованиям гимнастики, а также противопоказания для занятий этим видом спорта.

О способностях ученика к занятиям спортивной гимнастикой можно судить по уровню общей специальной физической подготовленности, по развитию двигательных и психических способностей, личностных свойств, которые более всего необходимы в этом виде спорта. Важно знать податливость этих способностей к развитию. У учитывается активность ученика на уроках по физической культуре и его интерес к спортивным занятиям. Эти сведения можно получить у учителя физической культуры. Его прогноз спортивной успешности имеет важное значение в определении спортивной пригодности ученика (6,7).

 Условное разделение отбора детей для занятий гимнастикой на три этапа, предложено рядом авторов (Л.П.Матвеев, Е.Ю.Розин, М.Л.Укроан с соавторами).

Условное разделение отбора детей для занятий гимнастикой на три этапа, предложено рядом авторов Л.П. Матвеев, Е.Ю. Розин, М.Л. Укран с соавторами (4,8,10).

Первый этап включает в себя начальный и основной виды отбора. Начальный отбор имеет целью установление общей пригодности ребёнка к занятиям гимнастикой. Она определяется по результатам оценок по всем пяти видам отбора. При начальном отборе оценивают склонности, способности, интересы, здоровье, особенности строения тела, школьную успеваемость, отношение родителей к увлечению ребёнка гимнастикой, итоги беседы с самим учеником. На основании полученных данных делают предварительное заключение о пригодности ученика к занятиям спортивной гимнастикой. Результаты изучения в этот период используются главным образом для осуществления индивидуального и личностного подхода в учебно-тренировочном процессе, для возбуждения у ученика более активного и осознанного отношения к спортивным занятиям и развитие воли.

Второй этап отбора предусматривает более детальное изучение юного гимнаста и прогнозирование его возможности справится с программой углубленной спортивной подготовки, достичь высших спортивных результатов. Наряду с этим выявляются лица, не перспективные в данном виде спорта.

Третий этап отбора направлен на выявление спортсменов, достойных включения в сборную команду для участия в ответственных соревнованиях. Это делается на основе обобщения результатов углубленного изучения личности гимнаста, его способностей, физической (общей и специальной) подготовленности, технической, тактической, теоретической, психологической готовности. Большое значение придаётся психическим и личностным свойствам спортсменов. Обобщение всех имеющихся данных позволяет с большой долей объективности предугадать большой спортивный результат каждого члена команды.

При отборе лиц для занятий спортивной гимнастикой в расчёт принимаются только объективные данные о наиболее значимых для гимнастики свойствах (способностях) личности и изучаются они объективными методами как в статике, так и в динамике.

Информация о работе Система отбора для занятий гимнастикой