Система отбора для занятий гимнастикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 20:48, контрольная работа

Краткое описание

По мнению ряда авторов (1, 2, 3, 11) спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).
Спортивный отбор – длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.) (3, 13).

Содержание

Введение - 3 -
Основная часть - 4 -
Основные факторы учёта и контроля при спортивном отборе - 4 -
Состояние здоровья - 4 -
Физическое развитие и особенности телосложения - 4 -
Физическая подготовленность - 6 -
Психофизиологические особенности - 6 -
Личностные, поведенческие особенности - 6 -
Техническая подготовленность - 6 -
Отбор и ориентация детей для занятий гимнастикой - 7 -
Условное разделение отбора детей для занятий гимнастикой на три этапа - 10 -
Спортивная ориентация и методика начального отбора в гимнастике - 14 -
Заключение - 20 -
Список используемой литературы - 22 -

Вложенные файлы: 1 файл

К.р. по гимнастике.docx

— 41.79 Кб (Скачать файл)

Определение пригодности к занятиям спортивной гимнастикой почти   всегда начинается с оценки внешних данных, физического развития и  особенностей телосложения. Предпочтение, как правило, отдается ребенку, чьи внешние данные в какой-то мере укладываются в наши представления о строении тела лучших гимнастов мира (4,8,10).

М.А.Годик проводит следующую оценку: гимнасты – мастера спорта представляют собой людей со средними или несколько ниже среднего показателями длины тела и веса. У них хорошо развит плечевой пояс (плечи слегка покаты), узкий таз и при относительно небольшом туловище длинные мускулистые руки и прямые сухие ноги. Живот чаще впалый, а спина оттого, что естественные изгибы позвоночника не имеют ярко выраженных углов, кажется почти прямой.

На основании длительных наблюдений за юными гимнастами установлено, что особенности телосложения, аномалии в строении тела и основные показатели физического развития — длина тела и вес — прогностичны.

Совокупность внешних признаков (фенотип) уже в 7 лет дает возможность для прогноза телосложения спортсмена.

При отборе по показателям физического развития и телосложения необходимо учитывать следующее:

1. Гимнасты (мальчики  и девочки) во всех возрастных  группах уступают сверстникам, не  занимающимся спортом, по показателям  длины тела и веса;

2. Пропорции  тела, отношения длины шеи, рук  и ног к туловищу с течением  времени у юных гимнастов изменяются  незначительно;

3. Почти не  корригируется форма рук и  ног, различные недоразгибания или  переразгибания в коленных и  локтевых суставах. Переразогнутые  руки и ноги более подвержены  травмам;

4. Имеющиеся  у детей при отборе заметные  дефекты в осанке (сколиозы и  кифозы) в процессе занятий, как  правило, закрепляются;

5. На качестве  обучения, особенно с ростом мастерства, отрицательно сказывается чрезмерный поясничный лордоз;

6. Физическое  развитие юных гимнастов, хотя  и имеет свои особенности, подчиняется  общим закономерностям возрастного  развития, которые предусматривают  периоды замедленного и интенсивного  прироста основных антропометрических показателей. Это позволяет заранее их предвидеть (строить прогноз) и в соответствии с ними планировать многолетнюю подготовку;

7. Для гимнастов, в отличие от представителей  сверстников других видов спорта  и не занимающихся спортом, характерна  ретардация (замедление) полового созревания  как минимум на два-три года. (7)

При отборе детей в гимнастику по основным показателям физического развития следует ориентироваться на специально разработанные стандарты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спортивная ориентация и методика начального отбора в гимнастике

 

Спортивная ориентация и отбор — часть общей теории физического воспитания и спорта.

В основе спортивной ориентации и отбора лежит учение о наследуемости основных показателей физического развития и особенностей телосложения, координационных способностей, мышечной силы, гибкости, быстроты и прыгучести, основных свойств нервной системы. И все же спортивная ориентация и отбор не однозначные понятия.

Предметом спортивной ориентации является изучение задатков и способностей человека, в соответствии с которыми ему рекомендуют занятие тем или иным видом спорта или специализацию в виде спорта. В то же время спортивный отбор — это поиск людей, которые могут заниматься конкретным видом спорта вообще, а затем выделение из них наиболее одаренных, талантливых, способных достичь наивысшего мастерства. При спортивном отборе больше исходят из интересов вида спорта, а при ориентации — из интересов личности.

Следует различать два понятия: «спортивная пригодность» и «спортивная перспективность».

Спортивная пригодность — это уровень способностей человека, позволяющий ему с пользой для здоровья и общего развития в процессе занятий и соревнований выполнять разрядные нормативы в избранном виде спорта.

Спортивная перспективность — высокая степень соответствия способностей человека и требований, предъявляемых избранным видом спорта, что проявляется во время занятий и соревнований.

Спортивный отбор — это в основном комплекс педагогических и организационных мероприятий, формы и содержание которых вытекают из целей и задач, в связи с которыми он проводится. (11)

Н.В.Аверкович, М.И.Цейтин (1) предложили три основных вида спортивного отбора.

Первый вид — начальный отбор, связанный с определением спортивной пригодности к занятиям гимнастикой и, следовательно, с приемом в ДЮСШ. Он подразделяется на два этапа: предварительный и основной. На предварительном этапе определяется наличие необходимых для гимнастики задатков и качеств. На основном, уже в процессе занятий, окончательно решается вопрос о спортивной пригодности. В связи с этим уточняется вопрос о соответствии задатков и способностей личности путем углубленного медико-биологического обследования и педагогических наблюдений за ростом спортивно-технического мастерства. Прогнозируется одаренность гимнаста и целесообразность перехода к специализированной подготовке. Начальный отбор может продолжаться до двух лет.

Второй вид отбора связан с прогнозом спортивной перспективности квалифицированных гимнастов и решением в связи с этим вопроса о переходе к углубленной специализированной подготовке.

По времени он не ограничен. Прогноз спортивной перспективности часто связан с внутриспортивной ориентацией. Под внутри-спортивной ориентацией имеется в виду отбор отдельных гимнастов для специальной (не в ущерб многоборной подготовке) работы по особой программе на одном-двух «ударных» видах многоборья с целью достижения особого успеха.

Третий вид отбора — самый распространенный. Он связан с решением вопроса об участии спортсмена в соревнованиях. Он предполагает на основе широкой информации о физической, технической и психологической готовности спортсмена прогнозирование результатов его выступления на предстоящих соревнованиях.

В отличие от профессионального отбора спортивный отбор имеет свои особенности. Главная - заключается в том, что обычно определяется пригодность к занятиям гимнастикой детей дошкольного и младшего школьного возраста, организм которых интенсивно развивается. Поэтому для отбора в спорт высших дотижений важна не только диагностика о соответствии природных задатков и способностей, но и объективный прогноз их развития (1).

По мнению В.П.Коркина (3) все факторы, которые в той или иной степени могут повлиять на достижение успеха в спорте, составляют три группы.

Первая группа факторов связана с личностью спортсмена, вторая—со всем, что характеризует тренера, третья - с условиями, в которых живут и трудятся и тренер, и спортсмен.

К группе факторов «спортсмен» относятся факторы, характеризующие его индивидуальные особенности и признаки. Их шесть:

1.Здоровье

2. Физическое  развитие и особенности телосложения

3. Общая и  специальная физическая подготовленность

4. Психофизиологические  особенности 

5. Техническая  подготовленность и мастерство 

6. Психические и поведенческие особенности (3).

С точки зрения Е.Ю.Розина (9) при определении пригодности детей к занятиям спортивной гимнастикой объектом внимания тренеров становятся, прежде всего, факторы, которые поддаются количественной оценке. К ним можно отнести следующие:

1. Физическое  развитие и особенности телосложения.

2. Состояние  и развитие физических качеств: а) скоростносиловых (быстроты и  прыгучести); б) мышечной силы в  двух проявлениях — в статическом  и динамическом режиме; в) гибкости, подвижности в суставах (активной  и пассивной).

3. Координация  движений.

4. Вестибулярная  устойчивость. Основной метод начального  отбора — тестирование (измерение) задатков и уровня развития  физических качеств. В случаях, когда  изучаемые признаки, или свойства, личности не поддаются количественной оценке, используются методы педагогических, психологических и врачебно-педагогических наблюдений.

Оценка физического развития и особенностей телосложения. На первом этапе при отсутствии в зале ростомера о длине тела можно судить по эталонам, нанесенным на стенку. Для мальчиков 7 лет предпочтительна длина тела в пределах 116-128 см, вес 17-28 кг, для девочек соответственно 115-126 см и 15-26 кг.

При наружном осмотре обращается внимание на длину рук (она считается нормальной, если при вытянутых вдоль тела руках средний палец заходит за линию середины бедра) и форму. Излишнее переразгибание в локтевых суставах часто является причиной травм.

Отклонения в осанке (сколиозы) особенно заметны со стороны спины, когда руки находятся в положении перед грудью или обхватывают плечи, лопатки при этом разведены, голова опущена на грудь. В упоре присев с низко опущенной головой хорошо обозначается линия позвоночника.

Осмотр ребенка в основной стойке сбоку дает возможность судить о естественных изгибах позвоночника. Часто отвислый живот и сильно выступающий таз свидетельствуют о чрезмерном поясничном изгибе (9).

Помимо основных параметров физического развития при углубленном антропометрическом обследовании оцениваются (как хорошее, удовлетворительное или плохое): мускулатура, жироотложение, длина (ног, рук, туловища, шеи), форма (спины, рук, ног), ширина (плеч, таза и т. д.) (3).

Оценка физического состояния. Первые проверки, испытания физического состояния ребенка проводятся только с целью получения знаний об уровне развития мышечной силы, гибкости, скоростносиловых качествах, координации движений и вестибулярной устойчивости. Лишь в дальнейшем, в процессе занятий, на основе многократных испытаний делается заключение о способностях или неспособностях к проявлению тех или иных физических качеств.

При проведении контрольных испытаний по СФП необходимо придерживаться следующих организационно-методических положений:

1. Участники  заранее должны знать о программе  предстоящих испытаний, сроках и  месте проведения.

2. Любое испытание  физического состояния (при отборе  особенно) следует проводить в форме соревнований. Соревнование способствует проявлению максимальных возможностей юных гимнастов и, что очень важно, позволяет подметить при этом особенности поведения.

Испытания по СФП помимо информационной и контрольной задач имеют большое воспитательное значение.                                                                                  

         3.  При проведении повторных испытаний необходимо сохранять все условия предыдущих испытаний. Это касается времени и места испытаний, очередности видов, используемых снарядов, процедуры тестирования и подхода к оценке. Только в этом случае представляется возможность для объективной оценки динамики развития качеств, которая особенно проявляется в первые 6—7 месяцев занятий гимнастикой (9).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Отбор в городские ДЮСШ целесообразно проводить по микрорайонам, используя для этого спортивные залы общеобразовательных школ. Эффективность предварительного этапа отбора во многом зависит от пропагандистской работы. Она заключается в подготовке стендов, отражающих успехи спортивной школы, красочных объявлений о наборе, в организации дня открытых дверей и показательных выступлений. Значительно расширяются возможности отбора, если по инициативе ДЮСШ проводятся районные или городские соревнования по гимнастике по специально составленным программам. Возможности отбора также зависят от того, насколько налажен контакт ДЮСШ с учителями физического воспитания и воспитателями детских садов.

Отбор на предварительном этапе чаще всего производится путем наблюдений за детьми на занятиях физической культурой.

Основанием для приглашения принять участие в первых приемных испытаниях являются внешние данные (рост, вес, тип телосложения), определяемые визуально, состояние здоровья и поведенческие особенности (активность на занятиях физкультурой, ловкость, сообразительность и т. д.).

На основании результатов испытаний комплектуются группы начальной подготовки, после чего начинается первый этап многолетней подготовки гимнастов — этап отбора и начальной подготовки.

В процессе активных занятий юные гимнасты проходят углубленное медико-биологическое обследование. Тренеры с помощью многократных испытаний различных сторон подготовленности и наблюдений за поведением детей уточняют диагноз о наличии задатков, прогнозируют их развитие и рост мастерства, принимают решение о целесообразности дальнейших занятий спортивной гимнастикой и при необходимости рекомендуют родителям переключить ребенка на занятия другим видом спорта (5).

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Авекович Н.В. Цейтин М.И. Акробатика. – М.: ФиС, 1967. – 80 с.
  2. Годик М.А. Спотивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. – М.: ФиС , 1988. – 192 с.
  3. Коркин В.П. Акробатика для спортсменов. – М.: ФиС, 2004. – 92 с.
  4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991. – 542 с.
  5. Психолгия / под ред. Мельникова В.М.  – М.: ФиС, 1987. – 367 с.
  6. Мотылянская Р.Е. Возрастые проблемы спортивной медицины //Теория и практика физической культуры. – 1975. - № 5. –  с. 35-38
  7. Основы управления подготовкой юных спортсменов./ по ред. Набатниковой М.Я. – М.: ФиС, 1982. – 280 с.
  8. Розин Е.Ю. Об основах тестирования в спортивной гимнастике // Гимнастика. - № 1. – с. 30-34
  9. Розин Е.Ю. Методика отбора и прогнозирования способностей к занятиям спортивной гимнастикой: Учебное пособие для студентов факультета физической культуры. – М.: 1999. – 34 с.
  10. Спортивная гимнастика./ под ред. Украна М.Л., Попова Н.К. – М.: ФиС, 2002. – 493 с.
  11. Гимнастика./ под ред. Украна М.Л., Шлемина А.М. – м.: ФиС, 1977. – 422 с.
  12. Фарфель В.С. Двигательные способности // Теория и практика физической культуры. – 1977. - № 12. – с. 27-30
  13. Филипович В.И., МартовкийА.Н., СергиевскаяЕ.Н. Обучение и тренировка юных гимнастов. – М.: Просвещение, 1965. – 267 с.
  14. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: ФиС, 2000. – 255 с.

Информация о работе Система отбора для занятий гимнастикой