Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 09:55, курсовая работа
Цель работы – выявить методы и средства совершенствования классического лыжного хода.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
Выявить методы и средства совершенствования техники классического лыжного хода.
Введение 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 4
Характеристика классических лыжных ходов 4
Анализ техники классических лыжных ходов 6
Средства и методы обучения технике лыжных ходов 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Организация исследования 25
2.2. Методы исследования 25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27
3.1. Анализ результатов анкетирования 27
ВЫВОДЫ 28
Список используемой литературы 29
Отталкивание палками включает в себя движения рукой, туловищем и опорной ногой. Наклоном туловища начинается опора на палку при ее постановке и отталкивание ею. Небольшое выдвижение стопы опорной ноги
9
(или ног) обусловливает передачу усилия на’ лыжу (предупреждает преждевременный перекат). Движение рук назад (разгибание в плечевых суставах) совместно с другими движениями способствует сохранению и повышению скорости скользящей лыжи (лыж).
Отталкивание лыжами и палками, а также скольжения составляют основные элементарные действия способов передвижения, от совершенства которых зависит скорость лыжника-гонщика [6;12].
Для детального понимания смысла и цели в сложных способах передвижения выделяются фазы движения.
В описании техники ходов и подъемов применяется следующая схема: цель способа передвижения — общий результат управления движениями. Например, в попеременном двухшажном ходе цель шага — оптимальная скорость. Подцель фазы — частный, промежуточный результат для данной фазы, поскольку каждая фаза в шаге имеет свою роль. Подцели всех фаз шага совместно обеспечивают общую цель шага. Цель и подцели отвечают на вопрос: для чего нужны движения лыжника? Задача оптимизации движений в фазе — направления совершенствования движений для повышения результата. Например, одна из задач в свободном скольжении в ходах не увеличивать давления на лыжи. Требования к движениям конкретные средства выполнения задач оптимизации. Например, для уменьшения давления на лыжи — замедлить и остановить движения по инерции рук, туловища и маховой ноги вверх. Задача отвечает на вопрос «зачем?», а требования — на вопрос «как?» Понимание смысла каждого движения, его цели и задачи повышает сознательность в применении техники.
Сочетание определенных фаз в строгой последовательности определяет каждый конкретный способ хода и подъема. В момент, когда заканчивается одна фаза и начинается следующая, происходит изменение самих движений, а следовательно, и подцели фазы, задач оптимизации движений и требований к последним.
10
Таким образом, определяя границы фаз и их особенности, изучают определенный способ хода или подъема. При этом обращается внимание на
особенности элементарных действий в каждом способе передвижения на лыжах [4].
Ошибки в технике попеременного двухшажного хода удобно классифицировать по двигательным действиям: отталкивания ногой и рукой, маховые движения ногой и рукой, движение туловища.
Основные ошибки в отталкивании ногой [6]:
В отталкивании рукой наиболее часто встречаются следующие ошибки [6]:
11
Ошибки в маховых движениях ногой [6] :
Ошибки в махе рукой [6]:
Основные ошибки в движении туловища [6]:
Перечисленные ошибки необходимо тщательно устранять, не допуская их автоматизации. Классификация ошибок по двигательным действиям позволяет лучше и быстрее выявлять и устранять неправильные движения.
12
На практике чаще придерживаются такой последовательности работы над ошибками: сначала обращают внимание на толчок ногой, затем на мах ногой; зафиксировав ошибки в работе ног, переключают внимание на махи и
отталкивания руками; с учетом эффективности маховых и толчковых движений руками и ногами исправляют ошибки в работе туловища.
Выявление причин возникновения ошибок, подбор упражнений для их устранения осложняются тем, что одна и та же ошибка у разных лыжников может иметь различные причины. Поэтому дать вполне конкретные указания для исправления той или иной ошибки как в попеременном двухшажном ходе, так и в других способах передвижения на лыжах зачастую не представляется возможным. Более того, в отдельных случаях индивидуальная техника может иметь такие устойчивые, доведенные до автоматизма отклонения от эталона рациональной биомеханики движений, что возникает необходимость перестройки уже сформировавшегося навыка. И здесь специалисты-практики считают такую задачу не всегда выполнимой.
Для устранения причин возникновения ошибок в технике попеременного двухшажного хода используют упражнения, которые позволяют [12]:
13
Предлагаемая методика обучения попеременному двухшажному ходу и другим изложенным ниже способам передвижения на лыжах не предусматривает обязательного выполнения всех перечисленных упражнений. К тому же практика, научно-методический поиск постоянно выдвигают новые упражнения, многие из которых, наверняка, будут достойны широкого внедрения в подготовку квалифицированных лыжников-гонщиков. Окончательный выбор и определение практической эффективности того или иного упражнения для конкретного лыжника остаются за учителем и учеником [8;10].
1.3. Средства и методы обучения технике лыжных ходов
В учебной работе по лыжному спорту и лыжной подготовке в школе для решения задач обучения используется целый ряд методов и методических приемов, которые объединены в три большие группы: словесные методы, методы наглядного воздействия, практические методы.
В понятие «метод» входит ряд методических приемов. Методический прием - это часть целостного метода, применяемого в каких-либо конкретных условиях обучения передвижению на лыжах (передвижение под уклон при изучении скользящего шага) или для решения каких-то конкретных задач. Например, показ поворота в движении из упора - метод. Но замедленный
14
показ только части поворота (подготовительных движений и входа в поворот) - методический прием. Количество методических приемов, применяемых при обучении способам передвижения на лыжах, очень велико.
С совершенствованием техники и методики обучения методические приемы улучшаются, видоизменяются или исключаются из практики работы, вместе с тем возникают и новые. Каждый учитель должен постоянно совершенствовать методику обучения, применяя новые методические приемы, вводя новые упражнения. Все это новое должно служить одной цели - улучшать эффективность обучения в лыжном спорте. Порой различия в уровне качества обучения определяются разным объемом методических приемов, которым оперируют школьные учителя и тренеры по лыжному спорту [9] .
Словесные методы. При сообщении теоретических знаний и в обучении способам передвижения на лыжах широко используются различные методы слова: рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, задание, указание, подсчет и команда. Все эти методы применяются с целью создания у школьников ясного представления о форме движений, для раскрытия их характера (содержания) при показе упражнений и помощи ученику в исправлении ошибок.во время непосредственного выполнения какого-либо хода в целом или в его отдельных деталях. Кроме этого, учитель в конце занятий проводит разбор техники, подводит итоги, дает оценку действий и поведения учеников, обсуждает ход обучения и решения задач. Важную роль в понимании техники ходов и ее освоении играют указание, команда или подсчет именно в момент приложения усилий при отталкивании или начале этих движений и т. п [7].
Учитывая специфические условия, в которых происходит обучение в лыжном спорте (ветер, низкие температуры, мокрый снег и др.), учитель должен до минимума сократить время объяснения (как, впрочем, и показа) упражнения или хода в целом. Затем он максимально кратко объясняет ход и
15
приступает к его практическому освоению. Возможно, что если показ и рассказ не обеспечили полного и правильного понимания движения, то объяснение деталей техники продолжается в процессе движения на лыжне. В
этом случае объяснение может быть направлено только на часть учеников, не освоивших данный элемент хода. При использовании словесных методов обучения учитель должен всегда пользоваться единой и общепринятой в лыжном спорте терминологией. Все применяемые термины должны отражать основу данного элемента хода, быть краткими, точными и понятными ученикам. Речь учителя всегда должна быть литературно правильной и достаточно громкой с учетом специфики лыжного спорта.
Все словесные методы кажутся довольно близкими, но каждый имеет свое содержание и специфику использования. Так, описание создает у юных лыжников чаще всего представление о форме хода в целом, а объяснение является важным приемом для уточнения деталей хода, взаимодействия сил. Ученики в этом случае всегда должны получить ответ на вопрос: «Почему этот элемент хода выполняется именно так?» Подобные различия имеются и между командой и указанием и т.д. Задание как метод обучения тоже имеет свою специфику. Учитель может дать индивидуальное задание одному или группе учеников по повторению и совершенствованию какого-либо хода на уроке. В то же время может быть дано домашнее задание как всему классу, так и индивидуально отдельным учащимся.
Методы наглядного воздействия. На уроках лыжной подготовки в школе из этой группы в основном используется метод показа всего способа передвижения в целом или отдельных его деталей. Показ всегда должен быть образцовым по форме и характеру движений, с необходимой скоростью, силой, амплитудой и расслабленностью движений.
Ни в коем случае недопустим неточный, небрежный показ, так как ученики могут принять его за образец. Из практики работы по лыжному спорту известно, что ученики порой точно копируют учителя или тренера, его
16
манеру выполнения хода в целом или отдельных деталей, в том числе индивидуальные особенности и даже возможные ошибки. Все это требует от
учителя постоянной работы по совершенствованию своей техники передвижения на лыжах.
Учитель в отдельных случаях может поручить показ техники хода на уроке ученику, занимающемуся уже не первый год в группе ДЮСШ по лыжному спорту. Это допустимо в таких случаях: учитель не может по состоянию здоровья (легкая травма) показать ход или поворот в движении и др.; если он должен объяснять детали хода, а при показе удаляется от группы учеников и его пояснения не расслышат; когда у учеников возникло сомнение в возможности выполнения какого-нибудь спуска или поворота, показ сложного поворота хорошо подготовленным учеником снимет это предубеждение; в случае необходимости более наглядно показать индивидуализацию техники или форму ее исполнения именно школьником.
Информация о работе Совершенствование техники классических лыжных ходов