Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 04:13, дипломная работа
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс спортсменов высокой квалификации, выступающих по правилам современного панкратиона.
Предмет исследования – технико-тактические действия спортсменов в абсолютных поединках.
Научная новизна проведенного исследования заключалась:
- в анализе соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации по абсолютным поединкам
- в выявлении ведущих технико-тактических действий в соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации, выступающих по правилам современного панкратиона;
Введение… ……………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической
литературы………………………………………………………………………. 6
1.1. Теоретическое обоснование технических действий в физической культуре и спорте……………………………………………………...……...….6
1.2. Технические действия, выполняемые ногами в различных видах спортивных единоборств…………………………………………………………9
1.3. Характеристика технических действий выполняемых руками……............................................................................................................16
Техника захватов, бросков, болевых и удушающих приемов в единоборствах…………………………………...………………………………23
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования ……...………...31
Цель и задачи исследования………………………….….………...31
Методы исследования…………………………….……….……….31
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы…………………………………...………………………………….32
2.2.2. Педагогическое наблюдение………………...…………………..32
Видеозапись………………………………….…………….…….33
Педагогический эксперимент…………………………………..33
Методы математической статистики…….………………….…33
2.3. Организация исследования……………………………………….34
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение ...………..…………….36
3.1. Анализ соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации по абсолютным поединкам………..…………..……………...36
3.2. Исследование взаимосвязи показателей различных видов технико-тактических действий в соревновательной деятельности по абсолютным поединкам……………………………………………………….………..……..39
3.3. Результаты рейтинговых поединков спортсменов высокой квалификации, выступающих по правилам современного панкратиона………... …………………………………………………………..45
Выводы...………………………………………………………………………...50
Список литературы……………………………………………………………..52
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОУСДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ОТДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СПОРТСМЕНАМИ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПАНКРАТИОНА
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение… ……………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической
литературы……………………………………………………
1.1. Теоретическое обоснование технических
действий в физической культуре и спорте……………………………………………………...…
1.2. Технические действия, выполняемые
ногами в различных видах спортивных единоборств…………………………………………………
1.3. Характеристика технических действий
выполняемых руками……......................
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования ……...………...31
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической
литературы…………………………………...…………
2.2.2. Педагогическое наблюдение………………...…………………..32
2.3. Организация исследования……………………………………….34
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение ...………..…………….36
3.1. Анализ соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации по абсолютным поединкам………..…………..……………...36
3.2. Исследование взаимосвязи показателей
различных видов технико-тактических
действий в соревновательной деятельности
по абсолютным поединкам………………………………………………………
3.3. Результаты рейтинговых поединков спортсменов высокой квалификации, выступающих по правилам современного панкратиона………... …………………………………………………………..45
Выводы...………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современный панкратион, являясь молодым видом спорта, весьма популярен, как во всем мире, так и в России. Такая популярность возникла, прежде всего, вследствие зрелищности, непредсказуемости поединков.
Вместе с тем, до сих пор среди ведущих специалистов не существует единого мнения по поводу построения учебно-тренировочного процесса, как у начинающих, так и у высококвалифицированных спортсменов выступающих по правилам современного панкратиона. Основная проблема, на наш взгляд, состоит в том, что в существующих методиках, разработанных для разных видов спортивных единоборств, нет четких ориентиров на требования, предъявляемые к соревновательной деятельностью в современном панкратионе.
Следует отметить, что поединок в восьмиугольнике протекает при повышенной двигательной активности, колоссальном нервном напряжении, вызывающим максимальную мобилизацию всех органов и систем организма. На протяжении всего поединка от спортсмена требуются точные и мгновенные восприятия, в особенности специализированные, такие как чувство дистанции, чувство времени, чувство удара. В то же время спортсмену необходимо устойчивое и одновременно быстрое переключение внимания, например при переводе поединка из стойки в партер. При этом большое значение имеет быстрая переработка информации, поступающей от соперника, что предъявляет серьезные требования к психологической подготовке спортсмена выступающего по правилам современного панкратиона.
В связи с вышеизложенным разработка методики подготовки спортсменов высокой квалификации, выступающих по правилам современного панкратиона, является малоизученной и актуальной.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс спортсменов высокой квалификации, выступающих по правилам современного панкратиона.
Предмет исследования – технико-тактические действия спортсменов в абсолютных поединках.
Научная новизна проведенного исследования заключалась:
- в анализе соревновательной
деятельности спортсменов
- в выявлении ведущих технико-
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке и апробации технических действий для совершенствование подготовки к соревновательной деятельности в современном панкратионе.
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций для совершенствования технико-тактических действий используемых спортсменами высокой квалификации в соревновательной деятельности современного панкратиона
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО АРСЕНАЛА В СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ
1.1 Теоретическое обоснование техн
В мире культивируется огромное количество видов единоборств, и каждое из них включает в себя разнообразную технику ударов ног, рук, бросков, захватов, болевых и удушающих приемов. Но прежде чем разобрать все особенности, остановимся на понятии «Техники» в теории и методике физической культуры и спорта и ее общих чертах касательно единоборств.
Под техникой физических
упражнений понимают - способы
выполнения двигательных
действий, с помощью которых двигательная
задача решается целесообразно,
с относительно большей эффективностью. Наилучшее решение двигательной
задачи достигается применением техники, специально
разработанной на основе практического
опыта, творческого поиска и научных исследований
(Л.П. Матвеев, 1969).
Ж.К. Холодов и А.C. Кузнецов (2002) отмечают, что под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностями данной спортивной дисциплины и направленной на достижения высоких спортивных результатов.
Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку. Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков (школы движений), а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта.
Определяющая звено техники - это наиболее важная и решающая часть, от которой зависит результат. Детали техники - это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма, которые зависят от индивидуальных особенностей исполнения движений (В.А. Булкин, 1986).
Основа техники складывается из относительно самостоятельных частей (фаз): подготовительной; ведущей (основной) и заключительной. Все три фазы взаимосвязаны, протекают слитно и обусловливают друг друга. Значение подготовительной фазы состоит в том, чтобы создать наиболее выгодные условия для выполнения основной фазы. В основной фазе движения направлены непосредственно на решение главной задачи. В структуре спортивного действия эти движения занимают центральное место. В заключительной фазе движения либо пассивно «затухает», либо активно затормаживаются с целью уравновешивания тела (С.М. Вайцеховский,1971).
К временным характеристикам выполнения технических действий относится длительность, темп и ритм движений. Длительность упражнений в целом определяет величину его воздействия (нагрузку). Длительность отдельных движений влияет на выполнение всего двигательного действия. Выполнение движений с различной длительностью развивает чувство времени. Темп движения определяется количеством движений в единицу времени. От него зависит скорость перемещения тела и величина нагрузки. Под ритмом понимается закономерное для данной техники распределение во времени ее частей (фаз). Каждому двигательному действий присущ свой ритм. В ритме различают не только соотношение продолжительности отдельных фаз техники, но и распределение во времени акцентированных мышечных усилий (Ю.В. Верхошанский, 1984, 1987).
К пространственно - временным
характеристикам относится
характер перемещения тела
и его частей в пространстве: скорость,
ускорение, замедление. Скорость характеризует
быстроту перемещение
тела в пространстве в единицу времени.
Определяется скорость
отношением длины пути, пройденного телом,
или его частью, ко времени,
затраченном на преодоление
пути. Изменение скорости в единицу
времени называется ускорением. Необходимо
различать скорость
движения отдельных частей тела и скорость
передвижения всего тела (Ю.В. Верхошанский,
1984, 1987).
Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводят.
Особо большое значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимся ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий, активным противодействие соперника и т.п. (единоборства, игры, парусный спорт).
Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий которые являются более экономичнее (В.П. Филин, 1970).
В спортивных играх, единоборствах и сложно-координационных видах спорта важным показателем экономичности является способность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения (В.П. Волков, 1977; М.А. Годик, 1980).
Минимальная тактическая
информативность техники для
соперников является важным
показателем результативности в спортивных
играх и единоборствах. Совершенной здесь
может быть только та техника,
которая позволяет маскировать
тактические замыслы и действовать
неожиданно. Поэтому высокий уровень
технической подготовленности
предусматривает наличие способности
спортсмена к выполнению таких
движений, которые, с одной
стороны, достаточно эффективны для
достижения цели, а с другой - не имеют
четко выраженных
информативных деталей, демаскирующих
тактический замысел
спортсмена (Л.Б. Горянов, 1986; В.М. Волков,
1983).
Скорость движения всего тела зависит не только от скорости движения его отдельных частей, но и от ряда других факторов: длины конечностей, сопротивления внешней среды (Г.С. Туманян, 1970).
Таким образом, основной задачей технической подготовки спортсмена является обучение его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники. В процессе спортивно-технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям: эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.
1.2. Технические действия, выполняемые ногами в различных видах спортивных единоборств.
Огромное количество нанесения ударов ногами используется в боевых искусствах, таких как: каратэ, кунг фу, у-шу, капуэро, таэкван-до.
Ноги, как и руки, главное оружие в азиатских видах боевых искусств. Ни в одном другом виде единоборств не тренируют так упорно и изощренно, и это одна из особенностей каратэ, отличающая его, например, от бокса или борьбы, Даже не имея какой-либо специальной подготовки во внештатных ситуациях для защиты или нападения, мы инстинктивно пускаем в ход ноги. С помощью же целенаправленного тренинга такие приемы можно выполнять гораздо эффективнее (В.С. Аверьянов,1994; А.К. Белов, 1998).
Существует три вида ударов ногами: хлесткие или лягающие, кинжальные или пронзающие, топчущие. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от условий, в которых применяются (В.С. Аверьянов,1994).