Совершенствование технико-тактических действий, используемых спортсменами высокой квалификации в соревновательной деятельности соврем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 04:13, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс спортсменов высокой квалификации, выступающих по правилам современного панкратиона.
Предмет исследования – технико-тактические действия спортсменов в абсолютных поединках.
Научная новизна проведенного исследования заключалась:
- в анализе соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации по абсолютным поединкам
- в выявлении ведущих технико-тактических действий в соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации, выступающих по правилам современного панкратиона;

Содержание

Введение… ……………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической
литературы………………………………………………………………………. 6
1.1. Теоретическое обоснование технических действий в физической культуре и спорте……………………………………………………...……...….6
1.2. Технические действия, выполняемые ногами в различных видах спортивных единоборств…………………………………………………………9
1.3. Характеристика технических действий выполняемых руками……............................................................................................................16
Техника захватов, бросков, болевых и удушающих приемов в единоборствах…………………………………...………………………………23
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования ……...………...31
Цель и задачи исследования………………………….….………...31
Методы исследования…………………………….……….……….31
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы…………………………………...………………………………….32
2.2.2. Педагогическое наблюдение………………...…………………..32
Видеозапись………………………………….…………….…….33
Педагогический эксперимент…………………………………..33
Методы математической статистики…….………………….…33
2.3. Организация исследования……………………………………….34
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение ...………..…………….36
3.1. Анализ соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации по абсолютным поединкам………..…………..……………...36
3.2. Исследование взаимосвязи показателей различных видов технико-тактических действий в соревновательной деятельности по абсолютным поединкам……………………………………………………….………..……..39
3.3. Результаты рейтинговых поединков спортсменов высокой квалификации, выступающих по правилам современного панкратиона………... …………………………………………………………..45
Выводы...………………………………………………………………………...50
Список литературы……………………………………………………………..52

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом С.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

- боковая подсечка изнутри (Н.Н. Каргин, П.А. Рожков, 1984).

И.А. Письменский, Я.К. Коблев, В.И. Сытник (1982) выделяют следующую технику зацепов. Зацепление - преграждение свободной опоре соперника пути для восстановления равновесия в самом начале момента увеличение площади опоры. В этом случае опора удерживается, а линия плеч перемещается силами выведения из равновесия. Зацеп выполняется в основном голенью и стопой, а возможен, как неклассический вариант, зацеп рукой. Зацепляя атакующий расположен к защищающийся грудью и стоит на одной ноге.

В подножках блокирование опоры происходит в момент уменьшения площади- в то время как атакующий сюит на двух опорах в положении выпада. При выведениях из равновесия в подножках обязательно создается линия напряжения и подбив выполняется эффективно в том случае, если она проходит свою вертикаль. Подножки выполняются в основном руками по блокированной ноге защищающийся, а это значит, что перемещается его линия плеч под воздействием сил выведения. При подножках, выполняемых, оставаясь грудью к атакующий, защищающийся для удлинения сил выведения вынужден выполнять бросок с падением. Поэтому падение при бросках не какая-нибудь случайность, а закономерность, связанная с взаиморасположением. В основе всех подножек лежат броски выведением из равновесия рывком, т.е. без подбивов (И.А. Письменский, Я.К. Коблев, В.И. Сытник, 1982).

Подхваты выполняются способом интенсивного выбивания (рубленая). Подбивы в подхватах и выполняются в основном бедром, воздействуя на одну фиксированную опору в момент уменьшения площади опоры с обязательным созданием линии напряжения. Подхваты выполняются преимущественно за счет интенсивного воздействия на площадь опоры и относительно слабого воздействия на линию плеч. Эта группа приемов как бы логически продолжает подножки, т.е. если сил выведения для подножки хватает, линия напряжения не достигает своей вертикали, то естественно возникает необходимость применения наиболее эффективного подбива, т.е. рубления. Если при выполнении подхвата выведения из равновесия выполняется вращением по горизонтальному кругу, то, подбив должен выполнятся, в виде перекрывание бедром ноги как в подножках, только при этом защищающийся стоит в равновесии на одной ноге. Примером этого служит, подхват под две ноги с выведением по горизонтальному кругу (И.А. Письменский, Я.К. Коблев, В.И. Сытник, 1982).

 Подсады - группа приемов более многочисленна, подбивы способом подсаживания выполняется почти всеми частями тела и притом из различных положений (стоя, лежа), в момент двух опорного положения. Броски этой группы выполняются, располагаясь к атакующий грудью, боком, спиной. Подсаживание выполняются как можно ближе к общему центру тяжести атакующий и сила подсаживания (подбива) направлена строго вверх. После подсаживания атакующий лак бы лишается площади опоры. Чтобы выполнить сбрасывание. защищающийся в воздухе переворачивает тело защищающегося и сбрасывает его на татами. Подсады выполняют с помощью стопы, голени, бедра, таза, спины, плеч, рук. Эта  группа приемов имеет большое количество вариантов исполнения (Г.С. Туманян, 1989) .

    Г.С. Туманян (1985) описывает болевые и удушающие приемы. Удушающие приемы в борьбе дзюдо (зажимание) характеризуется тремя основными положениями рук:

- предплечье скрещены, ладони   оправлены вверх;

- одна кисть расположена ладонью вверх, а другая вниз;

- обе кисти расположены ладонями вниз.

А.А. Новиков (1981) отмечает, что болевые захваты проводятся после падения защищающегося на бок с четырех сторон: со стороны головы, с боку со стороны груди, с боку со стороны спины,  верхом на боку. атакующий может воздействовать на суставы защищающегося перегибанием, выкручиванием внутрь, выкручиванием наружу.

Д.Ф. Гилби  (1994) описывает следующие болевые приемы:

- Рычаг локтя ближней руки. Дзюдоист находится на левом колене справа от лежащего на спине противника. Захватив обеими руками его правое предплечье у основания кисти, прижимает ее к своей груди, перенося тяжесть тела на правую ногу , располагая левую на шее.

Затем атакующий, сжимая бёдрами правое плечо соперника и упираясь правой голенью в его бок ложиться на спину  и разгибает правую руку противоестественного сгиба.

В 1992 году было подробно описано выполнение болевого приема с ущемления ахиллова сухожилия. Этот болевой прием проводится после удержания со стороны ног и после броска, когда ноги партнера оказываются возле ваших рук. Захватив обеими, ногами левую ногу партнера, крепко зажмите ее стопу правым предплечьем. Возьмитесь левой рукой за кисть своей правой руки, подставите предплечье правой под ахиллово сухожилие партнера и, прогибаясь, провидите болевой прием. Важнейшие условия этого приема, обхватив ногами партнера, нужно отталкивать его от себя, а захваченную стопу крепко зажать под мышкой.

Ущемление икроножной мышцы. Партнер стоит на четвереньках. Встаньте рядом с ним справа и захватите правой рукой пояс на его спине. Левую ногу поставите возле голени и нагнитесь над его спиной. Просуньте свою правую ногу между ногами партнера стопой зацепите его правую голень, становясь на левое колено обеими руками захватите побьем его правой ноги снизу, правым боком нажмите на его туловище, чтобы партнер лег па живот. Сядьте на ковер, вытяните свою левую ногу вперед, а руками тяните его ногу к себе до сигнала о сдаче (А.Е. Тарас, 1999).

Таким образом, техника захватов, бросков, удушающих и болевых приемов, бросков в единоборствах разнообразна по своей структуре, но, тем не менее, не смотря все различия в правилах соревнований, терминологии и истоков происхождения, имеет общие закономерности в структуре, основанные на законах физики, анатомии и физиологии, что доказывает общность и применимость закономерностей теории и методики физической культуры и спорта для всех единоборств. Следует отметить это не статичность техники соревновательных упражнений в единоборствах, её развитие во времени и стремление к рационализации и обеспечению достижения высоких спортивных результатов.

Современный панкратион включат все выше перечисленные технические действия основных видов спортивных единоборств. Одна из особенностей современного панкратиона состоит в том, что к ведению поединка в стойке присоединяется борьба на ковре после падения обоих борцов. Борьба на ковре завершается не в силу какого-то заранее определенного условия, как, например, после траекторного падения в спортивной борьбе, а в результате отказа одного из соперников от дальнейшего поединка.

При этом допускаются удары кулаками, открытой ладонью, локтями по всем участкам тела, удары ногой, ступней, коленями, удушение, выкручивание суставов. Вся выше перечисленная техника выполняется как в стойке, так и в патере. Удары руками в современном панкратионе в основном используются для облегчения применения, какого либо борцовского приема. Проведение борцовского приема  предполагает, падение обоих спортсменов на ковер, при этом в отличие от других видов спортивных единоборств в современном панкратионе не имеет значение, кто вызвал падение. Смысл схватки заключается в достижении такой ситуации, при которой продолжение ее соперником стало бы не возможным. Открытый, свободный стиль современного панкратиона, предпочтение толчкам и броскам, нежели захватам, зачастую непредсказуемые варианты перехода от ведения поединка в стойке к борьбе на ковер, делает своренный панкратион одним из наиболее технически оснащенным видом спортивных единоборств современности. 

Гипотеза. Предполагалось, что предложенные технико-тактические действия спортсменам высокой квалификации позволят повысить эффективность ведения соревновательной деятельности по правилам современного панкратиона.

 

ГЛАВА 2.   ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

    1. Цель и задачи исследования

 

Цель исследования:  повышение эффективности в соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации, выступающих по правилам современного панкратиона. 

 

1. Теоретически обосновать (определить) арсенал технико-тактических действий  используемых в современном панкратионе..

2. Исследовать технико-тактические  действия, применяемые  спортсменами  различной спортивной специализации выступающих по правилам современного панкратиона.

3. Выявить эффективность применения в соревновательной деятельности по современному панкратиону предложенные технико-тактические действия спортсменам высокой квалификации.

 

    1. Методы исследования

 

Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования.

1.Теоритический анализ и обобщение  научно–методической литературы;

2.Педагогические наблюдения;

3.Видеозапись;

4.Педагогический эксперимент;

5.Методы математической статистики.

 

 

 

      1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы

 

Анализ и обобщение научной и учебно-методической литературы осуществлялся с целью определения разработанности исследуемой проблемы в специальной научной литературе и теоретического обоснования целесообразности применения технологии обучения технико-тактических действий

Данные, полученные в результате анализа и обобщения материалов по  исследуемому вопросу, позволили дать теоретическое обоснование проблемы и определить основные пути её решения.

 

      1. Педагогическое наблюдение

 

       Педагогическое наблюдение осуществлялось на всех этапах исследования, а также во время учебно-тренировочных занятий и период соревновательной деятельности.

         Во время  учебно-тренировочного процесса фиксировались и подвергались анализу следующие показатели: средства, применяемые для обучения и совершенствования технико-тактической, физической подготовленности; моторная плотность занятий; время, отводимое на различные виды подготовки; качество выполнения технических приемов и технико-тактических действий.

        В условиях  соревнований осуществлялась протокольная  запись поединков. В учебно-тренировочных  спаррингах и на соревнованиях  регистрировались показатели для  определения эффективности технико-тактических действий. Данные педагогических наблюдений заносились в протоколы и анализировались. Собранный материал позволили конкретизировать содержание экспериментальной части исследования.

 

      1. Видеозапись

 

 Для получения анализа соревновательной деятельности панкратиона. Было проанализировано 10 боев чемпионата мира, 

 Анализировалась видеозапись поединков, при помощи стоп кадра. На специальных бланках фиксировались в поединках в количественном отношении: удары руками, ногами, удары в партере болевые. (Приложение 1)

 На основе полученных данных, была отражена картина наиболее часто используемых техники двигательных действий в соревновательной деятельности спортсменов по правилам современного панкратиона.

 

      1. Педагогический эксперимент

 

     Для подтверждения целесообразности применения эффективности применения в соревновательной деятельности по современному панкратиону предложенных технико-тактических действий спортсменам высокой квалификации проводился педагогический эксперимент, являющийся основным методом исследования.

 

      1. Методы математической статистики

 

       Методы математического анализа использовались для обеспечения объективной интерпретации материала исследования.

        В ходе предварительного  эксперимента для определения  взаимосвязи различной ударной техники и техническими действиями в партере применяемой в современном панкратионе  был проведен корреляционный анализ с использованием рангового коэффициента корреляции Спирмена (Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. 2001)

       Для определения достоверности различий в показателях подготовленности, испытуемых контрольной и экспериментальной группах в ходе эксперимента статической обработке было предусмотрено получение следующих показателей: М – средняя арифметическая величина; n – общее число наблюдений; m – ошибка средней арифметической; Р – показатель достоверности.

        Оценку на  достоверность полученных результатов  проводили по критерию Стьюдента  с вероятностью Р=0,05 (А.В. Зациорский 1978).

 

    1. Организация исследования

 

Исследование проводилось с 01.09.06 по 20.05.07 на базе Хабаровской краевой общественной организации «Федерация» «современного панкратиона».  В три этапа.

             На первом этапе  нами был проведен теоретический анализ научной и методической литературы с целью теоретического обоснования проблемы, конкретизации основных положений работы, анализировались видео материалы соревновательной деятельности для отбора оптимальных средств и методов организации и проведения предварительных исследований. проводился корреляционный анализ для определения взаимосвязи показателей различной ударной техники и техническими действиями в партере.

           Проводились экспериментальные исследования с включением 2-х равнозначных групп по 20 человек в каждой.

            На втором этапе исследования, с сентября      по май       проводился основной педагогический эксперимент в естественных условиях учебно-тренировочного процесса, экспериментально обосновывалась приоритеты технических приемов, используемых в соревновательной деятельности по правилам современного панкратиона. В педагогическом эксперименте приняло участи 40 спортсменов в возрасте 25-27 лет. Стаж занятий панкратионом один год.

Информация о работе Совершенствование технико-тактических действий, используемых спортсменами высокой квалификации в соревновательной деятельности соврем