Современная концепция здоровья – основная составляющая роста и развития организма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:21, реферат

Краткое описание

В жизни настоящего поколения людей здоровый образ жизни становится значительным социальным явлением, едва ли не самым массовым движением современности. Темпы развития физической культуры и спорта во многом определяются социальной активностью всех членов общества в целом и каждой личности в отдельности. Сегодня стоит вопрос широкого использования воспитательной силы нашей действительности в борьбе за здоровый образ жизни людей. Важно создать модель системы вовлечения физически пассивных людей в активные занятия физическими упражнениями. Определить единые требования и критерии оценки работы тренера в этом направлении, чтобы название профессии полнее отвечало ее содержанию – всестороннее развитие и воспитание людей.

Содержание

. Введение.
2. Физическое воспитание в жизни людей.
3. Физическое воспитание – вечная категория.
4. Физическая культура и спорт как вид деятельности людей.
5. Потребность в физической культуре и спорте.
6. Гипокинезия.
7. Опасность гипокинезии для человека.
8. Мотивация занятий физической культурой.
9. Структура физической деятельности.
10. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по физре.docx

— 43.71 Кб (Скачать файл)

В педагогическом процессе необходимо учитывать побудительные, регулирующие и направляющие функции  мотивации. Это предполагает выявление  у занимающихся сформированности различных сторон мотивации, соотнесение их с реальным процессом физкультурно-оздоровительной работы, проектирование необходимых для развития мотивации видов деятельности, обеспечивающих не только воспитание, но и самовоспитание общественно значимых сторон мотивации.

Таким образом, мотивация  – это такое состояние, которое  является результатом соотнесения  потребностей и возможностей человека с предметом конкретной деятельности и проявляется в активном его отношении к действительности.

Однако для полного  выяснения роли мотивации в жизни  и в поддержании здоровья людей  этого недостаточно. Любое, самое  необычное, интересное явление не может  быть понято до конца, если не существует теории, которая объяснила бы его  природу и могла бы указать  место этого феномена в окружающей жизни. В качестве путей, определяющих ведущую роль мотивации в здоровом образе жизни людей, выступает современная  теория деятельности.

 

 

Структура физической деятельности

Физическое и психическое  развитие человека, формирование его  как общественно полезной личности всегда протекает в деятельности. Процесс познания человека, раскрытие  его возможностей могут быть эффективно осуществлены лишь при условии изучения структуры его деятельности.

Однако понятие “деятельность” употребляется исследователями  в самых разнообразных значениях. Им пользуются для определения функции  тех или иных органов животных или человека, при описании жизненной  активности отдельных особей или  индивидуумов, при анализе процессов, в которые включены большие и  малые общности людей – от конкретного  учреждения до целого государства.

Под деятельностью следует  понимать взаимодействие человека с  окружающим миром.

В структуре деятельности предлагается наличие таких мотивационных  характеристик, как выработка мотивации, ориентация в деятельности (разработка плана действий), оценка результата. Действительно, актуализация потребностно-мотивационных состояний, постановка цели, стремление к ее достижению и т.д. есть неотъемлемые компоненты любой деятельности.

Физкультурно-оздоровительная  деятельность человека может быть представлена мотивацией, целью, задачей, потребностью и др. Если раскрыть их содержание, то получится следующий ряд: потребность  – мотив – цель – действие – условие достижения цели –  результат. Аналогичный подход дает Г. И. Щукина: цель деятельности – мотивы – содержание деятельности – предметные действия – умения – результат. В то же время И. Т. Федоренко исследовал такую структуру: цель – предмет – условие – задача – мотив – содержание – продукт деятельности.

В мотивационном плане  эти три подхода мало отличаются друг от друга. Общее здесь в том, что подчеркивается наличие в  деятельности побуждающих мотивов. Выделение структуры деятельности человека позволяет тренеру наметить план своего с ним взаимодействия. Но этот план в каждом из рассмотренных  подходов отличается. Какой из них  наиболее приемлем для практики?

Согласно исследованиям  Р. А. Пилояна структуру физической деятельности человека можно представить так:

1. Сосредоточение внимания на социальной значимости физкультуры.

2. Получение информации о предмете потребности (актуализация потребности).

3. Осознание потребности (выбор мотива).

4. Выбор решения (постановка цели).

5. Стремление к цели (осуществление тренировочных действий).

6. Получение оперативной информации (подкрепление уверенности в правильности действий).

7. Самооценка результата оздоровительной деятельности (эмоциональное отношение к результату).

В такой структуре мы намеренно  сделали акцент на мотивационной  основе деятельности. Проанализируем эту структуру.

Для выполнения физических упражнений, осуществления активной оздоровительной деятельности занимающемуся необходимо сосредоточить свое внимание на важности занятий физкультурой, переключить на нее свои интересы, цели, мотивы, затормозить отрицательные побуждения, отвлекающие от систематических занятий. Каждый человек должен сам осознавать смысл предстоящей деятельности. Только тогда у него возникнет желание что-то делать, только тогда он включится в здоровый образ жизни.

Способность человека сосредотачиваться  на заданном объекте (внимание) – это  необходимое условие оздоровительной деятельности. По словам К. Д. Ушинского, это единственные ворота, через которые знания могут проникнуть в сознание человека.

Структурными компонентами внимания являются основной и второстепенный объекты восприятия. Основной объект восприятия – это то, что человек должен выделить из многообразия своей жизни, это сущность здорового образа жизни. Все остальное в потоке информации составляет на данном этапе второстепенный объект. Важным фактором восприятия при этом является контрастность объекта. Если же физические упражнения, выполняемые человеком, к примеру, не обладают достаточной контрастностью, то они сольются с второстепенными объектами восприятия и останутся невоспринятыми.

Акцентирование внимания на потребности заниматься физическими  упражнениями помогает человеку ориентироваться  в этой деятельности. Чтобы осознать потребность в каком-то действии, человеку необходимо сначала представить  его как значимое для себя, для  коллектива и общества, как нужное в данный момент или в перспективе. В результате в сознании отразится действие, способное удовлетворить потребность. Все это переживается как нужда в этом действии, происходит осознание потребности.

Внимание физически пассивных  людей нужно  сосредоточить на потребности в здоровом образе жизни: они получат информацию, на основе которой произойдет актуализация потребности. Обоснование этого можно найти  в учении И. П. Павлова. Именно его  представление о том, что организм устанавливает связи между жизненно важными, а не между любыми раздражителями, стимулировало разработку положений  о факторе значимости. Для человека как общественного индивида, как личности, - отмечал С. Л. Рубинштейн, - общественно значимое, далеко выходящее за пределы лишь партикулярно-личностных интересов и иногда вступающее с ним в жесточайший конфликт, становясь личностно значимым, то есть значимым для данной личности, порождает в человеке динамические тенденции иногда большой действенной силы.

Следовательно, физическая деятельность, которой начинает заниматься детренированный человек, определяется не его потребностью как таковой, а общественной потребностью, трансформированной тренером или пропагандой и преобразованной в сознании этого человека в его собственную потребность.

В начале работы с физически  пассивными людьми следует прежде всего раскрыть смысл их предстоящей деятельности, ознакомить с видами оздоровительной деятельности, то есть с тем, что им предстоит делать и почему. Здесь тренер должен раскрыть теоретическую, практическую и социальную значимость здорового образа жизни.

Внешние побуждения стимулируют  человека к совершению определенных действий, но решение действовать  принимает он сам. Под влиянием педагогических или пропагандистских воздействий  он осознает свои потребности и действует, побуждаемый значимым в данной ситуации мотивом. В идеальном случае из всех побуждений он выбирает лишь нужные ему  мотивы физической деятельности. Часто  в таких случаях говорят о  борьбе мотивов. Нам представляется, что у детренированных людей происходит не борьба мотивов, а выбор мотива. Осознание потребности приводит к появлению, как правило, нескольких мотивов. Эти мотивы соотносятся с прежним опытом, с привычками образом жизни. И если сам человек осознает в данной ситуации необходимость занятий физическими упражнениями и в то же время помнит, что нужно отказать себе в других делах, он активно включается в деятельность.

Динамическая сторона  мотивации постоянно находится  под контролем ее дискретной, содержательной части, благодаря уже сложившимся  мотивам и привычкам доминирует определенный вариант действия и  тормозятся отрицательные по отношению  к ситуации побуждения. Поэтому общественно  значимые мотивы оздоровительной деятельности, нравственные идеалы и убеждения  образуют необходимую ориентировочную  основу такой деятельности и позволяют  занимающемуся действовать последовательно. То, какие мотивы в этой иерархии займут ведущее место, определяется не спонтанным развитием индивида, как это иногда пытаются представить, а его “движением” в системе общественных отношений.

Осознание потребностей и  выбор доминирующего в данной ситуации мотива приводит к выбору решения – постановке цели. Именно цель определяет , как будет складываться деятельность. Если мотив побуждает к деятельности, то цель характеризует направленность активности занимающегося, определяет характер отдельных оздоровительных мероприятий. Мотив относится к потребности, побуждающей индивида к деятельности, цель – к предмету, на который деятельность направлена.

Как только в сознании человека возникло отражение предмета действительности, способного удовлетворить самую  значимую для него потребность, он тут  же принимает решение действовать  и стремится достичь цели. Но чтобы  было принято решение удовлетворить  именно оздоровительную потребность, следует с помощью методов  стимулирования актуализировать именно эту потребность, оттеснив на второй план все остальное.

 

 

 

Заключение

В жизни настоящего поколения  людей здоровый образ жизни становится значительным социальным явлением, едва ли не самым массовым движением современности. Темпы развития физической культуры и спорта во многом определяются социальной активностью всех членов общества в  целом и каждой личности в отдельности. Сегодня стоит вопрос широкого использования воспитательной силы нашей действительности в борьбе за здоровый образ жизни людей. Важно создать модель системы вовлечения физически пассивных людей в активные занятия физическими упражнениями. Определить единые требования и критерии оценки работы тренера в этом направлении, чтобы название профессии полнее отвечало ее содержанию – всестороннее развитие и воспитание людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Пономарчук Виктор Александрович “Физическая культура, спорт, личность”.

 

2. Глухов Владимир Иванович “Физическая культура в формировании здорового образа жизни”.

 

3. Выдрин Василий Меркурьевич “Теория физической культуры”.

 

 

4. Пономарев Николай Иванович “О законах функционирования и развития физической культуры”.

 


Информация о работе Современная концепция здоровья – основная составляющая роста и развития организма