Современное состояние физической культуры и спорта в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:40, реферат

Краткое описание

За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.
В настоящее время физической культурой и cпортом в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60% [1] .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Цели и задачи Концепции 5
1.2. Основные принципы реализации Концепции 6
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 8
3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 15
4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 31

Вложенные файлы: 1 файл

совр.сост. физ-ры.docx

— 54.54 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки

Федеральное агентство по образованию высшего профессионального образования «Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс»

 

 

Реферат по дисциплине «Физическая культура»

на тему: «Современное состояние физической культуры и спорта».

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнил ст.гр. 21-ТЭ

                                                                                              Гуркунаева  Э.З.

Проверила преподаватель

                                                                                              Лопусева И.В.

 

 

          Орел 2011

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3

1. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА  В         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ5

1.1. Цели и задачи Концепции5

1.2. Основные принципы реализации Концепции6

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО РАЗВИТИЮ   ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА8

3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ                           ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА15

4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ30

ЛИТЕРАТУРА31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы в  России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к  курению. К основным причинам, негативно  влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического  развития практически всех социально-демографических  групп населения.

В настоящее время физической культурой и cпортом в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда как в  экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60% [1] .

 Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Это около 30% от студентов, обучающихся в ВУЗе [2]. В новых социально-экономических условиях произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых и производственных коллективах. Многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало недоступными учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха для многих миллионов трудящихся.

С 1991 г. продолжается тенденция  сокращения сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. В 1999 г. их число по сравнению с 1991 г. уменьшилось на 22% и составило около 195 тыс. с единовременной пропускной способностью около 5 млн. человек. Под предлогом экономической

                                                                                                                                

нецелесообразности предприятия  и организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают, передают их другим собственникам или используют не по назначению.

Для некоторых видов спорта в России отсутствуют современные  технически оснащенные спортивные базы, на которых можно готовиться к  выступлениям на Олимпийских играх  и крупнейших международных соревнованиях.

В настоящее время правовая и нормативная базы в области  физической культуры и спорта не позволяют  осуществить право каждого гражданина России на занятия физической культурой  и спортом.

Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере как потребности  спорта высших достижений, так и  развитие спорта для всех, а для  инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие условия.

Недостаточное количество регулярно  занимающихся физической культурой  и спортом в значительной степени  обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового  образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах  массовой информации, особенно на телевидении.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что эффективность  средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в  борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.

Я считаю, что важной составной  частью государственной социально-экономической  политики является развитие физической культуры и спорта, а основная цель политики государства в области  физической культуры и спорта - эффективное  использование их возможностей в  оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни  населения и достойное выступление  российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.

                                                                                                   

1. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Важной составной частью государственной социально-экономической  политики является развитие физической культуры и спорта. Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта - эффективное использование их возможностей в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения и достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.

    1. Цели и задачи Концепции

Цель Концепции - увеличение численности занимающихся физической культурой и спортом, улучшение физической подготовленности и физического развития населения Российской Федерации, достойное выступление российских спортсменов на Олимпийских играх и международных соревнованиях [3].

Основные задачи в развитии физической культуры и спорта:

- обеспечение гражданам  равных возможностей заниматься  физической культурой и спортом  независимо от их доходов и  благосостояния;

- реализация федеральных  и территориальных целевых программ, федеральных и региональных законов  и иных правовых и нормативных  актов, направленных на создание  условий для развития физической  культуры и спорта;

- улучшение качества процесса  физического воспитания и образования  населения, особенно детей и  молодежи;

- формирование у населения, особенно у детей и подростков, устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни, повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

 

 

 

-   создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса;

- укрепление материально-технической  спортивной базы для занятий  физической культурой и  спортом.

Первоочередные меры для  их реализации:

- создание организационно-управленческих, нормативно-правовых, материально-технических, социально-педагогических и медико-биологических условий для вовлечения различных категорий и групп населения в регулярные

занятия физической культурой  и спортом, подготовки спортсменов  высокого класса;

- создание постоянно действующей  информационно-пропагандистской и  просветительно-образовательной системы, направленной на вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом на всех этапах жизнедеятельности человека;

- обеспечение минимальных  гарантированных государственных  социальных стандартов (услуг) в  области физической культуры  и спорта для социально незащищенных  категорий и групп населения,  а также инвалидов.

1.2. Основные принципы  реализации Концепции 

В целях успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться  следующими принципами:

- целостности человека, его психического и физического здоровья, социального и культурного единства. При этом приоритетными компонентами в процессе физкультурной деятельности должны выступать самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека;

- непрерывности физического  воспитания и образования различных  возрастных групп населения на  всех этапах их жизнедеятельности;

- объединение действий органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, в том числе органов самоуправления, организаций, общественных

объединений и граждан, направленных на разработку и реализацию комплексных  программ развития физической культуры и спорта;

- индивидуальный подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры и спорта с учетом специфики и целевой установки на развитие:

    • массовой физической культуры (спорт для всех);
    • спорта высших достижений (олимпийский спорт);
    • профессионального спорта (зрелищно-коммерческий спорт);
    • использования результатов научных исследований при разработке и реализации программ развития физической культуры и спорта и формирования здорового образа жизни с учетом необходимости выявления и устранения основных факторов, сдерживающих развитие физической культуры и спорта как в стране в целом и в отдельных регионах, так и среди различных категорий и групп населения;

- открытости системы физической  культуры и спорта для свободного  доступа различных физкультурно-оздоровительных  технологий, видов спорта и упражнений  в процессе физического воспитания  и образования населения, в  подготовке спортсменов высокого  класса;

- использования опыта  международного сотрудничества  с целью выработки оптимальных  подходов к решению проблем  укрепления здоровья населения,  профилактики наркомании, алкоголизма  и правонарушений средствами  физической культуры и спорта, а также в подготовке спортсменов  высокого класса.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Государственная политика в  области физической культуры и спорта должна предусматривать прежде всего:

- создание условий, способствующих  развитию физической культуры  и спорта, формированию здорового  образа жизни и достойному  выступлению российских спортсменов  на крупнейших международных  соревнованиях;

- формирование понимания  у людей необходимости занятий  физической культурой и спортом  и стремления к повышению степени  информированности и уровня знаний  по вопросам физической культуры  и спорта и здорового образа  жизни;

-   создание соответствующих мотиваций и установок на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни.

К числу главных направлений  в реализации этой политики относится  создание оптимальной правовой базы развития физической культуры и спорта.

Стратегия совершенствования  правовой и нормативной базы развития физической культуры и спорта заключается  в том, чтобы, помимо создания и совершенствования  федеральных законов по различным  аспектам деятельности в сфере физической культуры и спорта, активно участвовать  в законодательной деятельности, внося соответствующие статьи, поправки в законы Российской Федерации, которые  в той или иной степени влияют на развитие физической культуры и  спорта, а также на основании действующих  законов разрабатывать и создавать  нормативную базу для практической деятельности в сфере физической культуры и спорта в стране.

Законодательного обеспечения  требует финансовая политика, которая способствует развитию программ, направленных на формирование здорового образа жизни и физической активности населения. В связи с этим в будущем расходы на физическую культуру в бюджете Российской Федерации должны постепенно увеличиваться. В перспективе необходимо добиваться такого положения, когда на развитие физической культуры и спорта в федеральном и региональных бюджетах выделялось бы не менее 1-2% расходной части бюджета. Следует исходить из мировой практики, а также накопленного отечественного опыта и распределять бюджетные средства, выделяемые на физическую культуру и спорт, с учетом общегосударственных интересов:

    • на молодежный и детско-юношеский спорт - 50%;
    • на физкультурно-оздоровительную работу - 25%;
    • на спорт высших достижений (олимпийский и параолимпийский) - 25%

Информация о работе Современное состояние физической культуры и спорта в Российской Федерации