Современное состояние физической культуры и спорта в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:40, реферат

Краткое описание

За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.
В настоящее время физической культурой и cпортом в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60% [1] .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Цели и задачи Концепции 5
1.2. Основные принципы реализации Концепции 6
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 8
3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 15
4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 31

Вложенные файлы: 1 файл

совр.сост. физ-ры.docx

— 54.54 Кб (Скачать файл)

Вся система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на предприятиях и в организациях всех форм собственности должна быть направлена на осуществление реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий, послетрудовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий производства на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности, повышение общего уровня сопротивляемости к различным заболеваниям.

Для решения этих проблем  необходимо:

- проведение мониторинга состояния здоровья, физической подготовленности и физического развития работающих, создание на этой основе базы данных, что позволит:

a)   повысить эффективность физической культуры в укреплении здоровья трудящихся;

b) уменьшить воздействие негативных факторов на работоспособность и самочувствие человека;

c)   разработать индивидуальные рекомендации для каждого трудящегося;

d)    включение производственной физической культуры в систему

мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение

 

профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;

-       принятие руководством компаний, фирм, предприятий и учреждений программ развития физической культуры и спорта среди трудящихся и членов их семей;

-   использование средств обязательного социального страхования для вовлечения детей сотрудников и работников организаций в занятия физической культурой и спортом в детско-юношеских и спортивных школах;

-       создание законодательной и нормативной базы для направления средств предприятий и организаций разных правовых форм на мероприятия по оздоровлению населения. Привлечение средств от прибыли организаций в результате хозяйственной деятельности на укрепление материальной базы развития физической культуры;

- формирование у трудящихся, руководителей производственных организаций и коллективов понимания важности и необходимости занятий физической культурой и спортом, ведения здорового образа жизни.

Серьезное внимание следует  уделить вовлечению в физкультурно-спортивную деятельность инвалидов. Для этого  необходимо создание с участием физкультурно-оздоровительных  объединений и других заинтересованных организаций гарантированной системы  мер по социально-психологической  и физической реабилитации, спортивной подготовке и возврату к трудовой деятельности инвалидов.

Физкультурно-оздоровительная  и спортивно-массовая работа в регионах должна быть направлена на увеличение числа доступных одноступенчатых (без предварительного отбора) соревнований по массовому спорту для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха населения, в учреждениях образования). Главная  задача таких соревнований - стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-

 

 

спортивным занятиям, вовлекать  в соревновательную деятельность прежде всего детей, подростков и молодежь.

Следует уделять внимание развитию национальных видов спорта, самобытных физических упражнений и  игр и использовать их в приобщении населения к активным занятиям физической культурой и спортом.

Основой физкультурно-спортивного движения в стране должны стать физкультурно-оздоровительные, спортивные и туристские клубы. Физкультурно-спортивные клубы по интересам должны работать в условиях льготного налогообложения, особенно для инвалидов, детей-сирот, что позволит им более активно проводить работу по вовлечению широких слоев населения в физкультурно-оздоровительную и спортивную работу.

Наряду с физкультурно-спортивными  клубами могут развиваться коммерческие спортивные центры (фитнес-клубы, фитнес-центры и т.д.), предлагающие более комфортные условия, большое разнообразие сервисных  услуг. Эти центры будут удовлетворять  интересам состоятельных людей, желающих заниматься элитными и дорогостоящими видами спорта на платной основе.

Для реализации новых подходов к развитию профессионального образования  в области физической культуры и  спорта необходимы:

- внедрение новых образовательных  профессиональных программ, педагогических  и информационных технологий в учебный и исследовательский процессы;

- разработка новых научно-исследовательских направлений в области физической культуры и спорта;

-   долгосрочное планирование объемов подготовки кадров со средним и высшим профессиональным образованием. Расширение системы дополнительного профессионального образования;

      -   реорганизация ряда государственных академий физической культуры и

 

спорта в университеты физической культуры и спорта;

-    укрепление учебно-спортивной и материально-технической базы

образовательных учреждений среднего и высшего профессионального  образования. Осуществление обмена опытом подготовки физкультурных кадров с зарубежными странами, включая  стажировку.

Следует создать федеральную, региональные и локальные информационные системы, разработать пропагандистские и информационные технологии по основным видам деятельности отрасли, в том числе путем использования практики грантов по социальным программам, представляемым на конкурсной основе средствам массовой информации.

Пропаганда физической культуры должна адресоваться непосредственно  человеку, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими  негативными явлениями.

Задача средств информации :

- повышать у людей интерес  к физическому совершенствованию,  раскрывать ценности физической  культуры;

- активно популяризировать  самостоятельные занятия с широким  использованием природных факторов;

- настойчиво формировать  в массовом сознании понимание  жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.

Одна из важных задач пропаганды физической культуры и массового  спорта - усиление их гуманизации. Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующих культ насилия и жестокости.

 

На современном этапе  развития спорта высших результатов (олимпийского) подготовка спортсмена обусловлена  необходимостью достижения двух взаимосвязанных  целей:

- в сложнейших условиях  соревновательной деятельности  самоотверженно вести спортивную  борьбу за победу во имя  Родины;

- развитие моральных качеств  личности спортсмена, отвечающих  потребностям общества.

Основополагающими в подготовке спортсмена высокого класса являются использование современных научных  технологий спортивной тренировки и  постоянное их совершенствование. Ведущие  тенденции в развитии системы  спортивной подготовки:

- достижение высоких объемов  тренировочных нагрузок и рациональное  сочетание различных по интенсивности  режимов тренировок с ориентацией  на соревновательную специфику  и результат;

- значительное увеличение  доли специализированных средств  подготовки;

- расширение соревновательной  практики в общем объеме подготовки;

- сбалансированность тренировочных  соревновательных нагрузок и  отдыха, специальных восстановительных  средств, специализированного питания  и средств стимуляции работоспособности;

- значительное возрастание  роли индивидуализации подготовки.

Для реализации данных установок  необходимо:

    • эффективное функционирование Центра спортивной подготовки;
    • создание внебюджетного фонда для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок в области физической культуры и спорта;
    • создание региональных научных центров (в каждом федеральном округе), сосредоточение их работы на научно-методическом

 

    • обеспечении резерва, а также решении региональных проблем развития физической культуры и спорта;

- создание комплексных  научных групп по видам спорта  и организация научно-методического,  медико-биологического и информационного  обеспечения подготовки спортсменов  высокого класса, а также спортивного  резерва;

- совершенствование инвестиционной политики, обеспечивающей развитие материально-технической базы физической культуры и спорта;

        - создание эффективных технических средств для нужд физической культуры и спорта высших достижений;

- постоянное совершенствование Единой всероссийской спортивной классификации и Единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

- создание эффективной  системы организации и проведения  спортивных соревнований, в том  числе комплексных Всероссийских  игр учащихся, студентов и трудящихся;

- совершенствование технологий, форм и методов подготовки  и переподготовки кадров специалистов  по физической культуре и спорту  высших достижений.

Для успешного проведения в России международных и национальных соревнований и мероприятий необходимо активное привлечение крупных компаний и фирм. Это следует рассматривать  как стратегическое партнерство  спорта и бизнеса с учетом интересов  обеих сторон.

Важным источником пополнения средств, направляемых на развитие физической культуры и спорта, формирование здорового  образа жизни, могут стать как  федеральные, так и отраслевые программы:

a) укрепления здоровья работников и членов их семей;

b) социальной поддержки инвалидов, детей-сирот;

 

c) развития физической культуры, спорта, туризма и отдыха;

d) борьбы с наркоманией и детской преступностью;

e) социально-экономического развития отдельных регионов;

f) воспитания и образования детей и молодежи и т.д.

Целесообразно предусмотреть  возможность использования части  средств, получаемых от налогообложения  производства и продажи табака и  алкоголя, а также от взимания штрафов  за нарушение законодательства о  физической культуре и спорте, определенную долю доходов от продажи спортивных лотерей и игрового бизнеса, продажи  прав трансляции спортивных соревнований и т.д. для финансирования мероприятий, направленных прежде всего на использование средств физической культуры и спорта с целью укрепления здоровья населения, профилактики курения, алкоголизма и наркомании.

В настоящее время бюджетные  затраты на осуществление программ, связанных с вовлечением детей  и молодежи в активные занятия  физической культурой и спортом, на порядок ниже затрат на оказание и совершенствование лечебной помощи и лекарственного обеспечения, на содержание в специальных учреждениях молодых правонарушителей, на лечение наркоманов и алкоголиков, на социальную поддержку лиц, утративших трудоспособность, инвалидов и т.д.

В результате реализации концепции  будет обеспечено:

- увеличение в 2-3 раза  числа занимающихся физической  культурой и спортом в стране;

- создание условий для  достойного выступления сборной  команды России на Олимпийских  играх;

- формирование правовой, материально-технической, научно-методической  и педагогической базы для  дальнейшего развития физической  культуры и спорта в стране.

 

 

4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Физическая культура и  спорт (ФКС) - одна из самых быстро развивающихся  за последние десятилетия отраслей социальной сферы во всем мире. Данная отрасль имеет свою специфику, которая  проявляется в двойственной природе  услуг ФКС: потребительском начале, с одной стороны и производственно-инвестиционном, с другой.

Инвестирование в ФКС  обладает важным социальным эффектом - созданием дополнительных рабочих  мест не только непосредственно в  спортивной отрасли, но и в смежных  отраслях и производствах. Создание новых рабочих мест - это не только рост экономики, но и во многом решение  социальных проблем государства: снижение безработицы, улучшение социального  климата в обществе.

По данным отечественных  и зарубежных ученых, здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения. А на 50-55% - от условий и образа жизни людей, важной составляющей частью которого являются активный отдых и физическое совершенствование.

В своем выступлении на Совете при Президенте РФ по спорту 15.10.2008г. Президент РФ Д. Медведев отметил, что для развития массового спорта и спорта высоких достижений в  стране есть все необходимые ресурсы, и указал на необходимость принятия экстренных мер по модернизации спортивной сферы [6].

В Российской Федерации сектор ФКС находится в стадии реформирования уже более 15 лет. Так, в настоящее  время, снова происходит реформирование в области управления ФКС: Федеральное  агентство по физической культуре и  спорту (Росспорт), которое осуществляло руководство сферой ФКС с 2002г. по 2008г., передало свои функции и полномочия созданному 12 мая 2008г. Указом Президента РФ Министерству спорта, туризма и  молодежной политики под руководством В. Мутко. Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности

Информация о работе Современное состояние физической культуры и спорта в Российской Федерации