Социальное значение и задачи направленного применения физической культуры в системе трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы. Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью, безусловно, гуманистическими функциями, возможностями развития целого ряда основ духовности человека. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи, при выполнении дружных коллективных действий, взаимной ответственности за достижение общих целей. Все это в существенной мере возрастает на фоне общественных потрясений, глубинных социально-экономических преобразований в нашем обществе, изменений его структуры.

Содержание

Введение 2
1. Теоретико-методологический аспект исследуемой проблемы 4
1.1 Сущность понятия "физическая культура". 4
1.2 Физическая культура как цель физического воспитания. 6
Цель и задачи физического воспитания детей школьного возраста.
1.3 Социальное значение физической культуры и спорта 9
в Республике Беларусь. Функции физической культуры.
1.4 Единство трудового и физического воспитания 12
2. Изучение сущности взаимосвязи физического и трудового 16
воспитания
2.1 Общая характеристика взаимосвязи физического и 16
трудового воспитания
2.2 Воспитание дисциплинированности как проявление 20
взаимосвязи физического и трудового воспитания
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Социальное значение и задачи направленного применения физической культуры в системе трудовой деятельности.docx

— 62.91 Кб (Скачать файл)

Главной задачей физического воспитания является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей, которая относится к общей оздоровительной задаче. Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма. [4,c.67]

Исходя из особенностей развития детского организма, задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе: укреплять опорно-двигательный аппарат и формировать правильную осанку; развивать все группы мышц; укреплять дыхательную систему, развивать подвижность грудной клетки; способствовать правильному функционированию внутренних органов; способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, подвижности их, а также совершенствованию двигательного анализатора органов чувств (зрения, слух и др.); способствовать усилению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращения и способности приспосабливается к внезапно изменившейся нагрузки; воспитать физические способности (координационных, скоростных и выносливости).

В процессе физического воспитания детей школьного возраста также решаются образовательные задачи: прививание правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о физическом воспитании.

Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов костной системы. Например, умение ребенка правильно метать на дальность способствует лучшему развитию соответствующих групп мышц, связок, суставов.

Сформированные двигательные навыки позволяют экономить физические силы ребенка. Если ребенок выполняет упражнения легко, без напряжения, то он тратит меньше нервной энергии. Благодаря этому создается возможность повторять упражнения большее количество раз.

В процессе физического воспитания не менее важно решать широкие воспитательные задачи. Необходимо вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умения самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском учреждении и дома.

В процессе физического воспитания осуществляется трудовое воспитание.

Подготовка к труду заключается в том, что у детей развивается способность к быстрому овладению двигательными навыками и воспитываются физических качеств, необходимые для труда.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи очень тесно взаимосвязаны между собой. Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строится так, чтобы одновременно решались все перечисленные задачи. Только в этом случае ребёнок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего развития, не только физического, но и духовного.

 

1.3 Социальное значение физической культуры и спорта в Республике Беларусь. Функции физической культуры

 

С первых шагов своего существования в статусе суверенного государства, Беларусь определила физическую культуру, спорт и туризм в рамки неотъемлемых культурно-нравственных и духовных приоритетов государственной и социальной политики.

Это подтверждается правовой основой: в стране действуют Законы Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», «О туризме», реализуются Государственные программы: по развитию физической культуры и спорта, по формированию здорового образа жизни населения.

В республике проводятся массовые спортивные соревнования под девизом «За здоровую нацию в новом тысячелетии», «За физическое и нравственное здоровье нации». Очень популярны республиканские встречи в рамках программы «Спорт для всех». Год Олимпиады-2004 был объявлен в Республике Беларусь «Годом здорового образа жизни». За последнее пятилетие в республике (в среднем за год) вводится в строй до 30 спортивных залов, 4 плавательных бассейна, 37 спортивных площадок.  Популяризации здорового досуга, активного образа жизни, творческих и физических возможностей граждан страны способствует развитие туристического направления.

Активно внедряются в жизнь разнообразные виды туризма, такие как экологический, социальный, самодеятельный, внутренний, выездной. Республика Беларусь входит в ведущую группу стран мира с высоким уровнем потенциала развития.

Физическая культура доступна сегодня всем категориям граждан: наращивает темпы адаптивная физическая культура и спорт. Беларусь сохранила высокий уровень подготовки физкультурно-спортивных кадров, в каждом областном центре на базе государственных университетов работают факультеты физической культуры и спорта, а деятельность и достижения Белорусского государственного университета физической культуры в г. Минске известна далеко за пределами страны. [3,c.95]

Успешное выступление белорусских команд на международной арене свидетельствует об эффективном развитии и поддержке государством спорта высших достижений.

Лучшим нашим атлетам Указом Президента Республики Беларусь установлены именные стипендии. Реконструируются и возводятся новые спортивные сооружения и физкультурно-спортивные комплексы. Создана эффективная система управления физической культурой и спортом. Все выше изложенное служит подтверждением социального значения этой сферы деятельности.

Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важнейших функций.

Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную систему, психические процессы; руки и ноги; гибкость стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям.

Воспитательная функция физической культуры направлена на укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Древние говорили: "в здоровом теле - здоровый дух". Физическое здоровье обеспечивает ощущение полноты радости жизни, успех в труде и творческой деятельности. Занятие физической культурой должны быть органично связаны с высшими нравственными целями и благородными стремлениями. В этом случае закаленная воля, твердость и решительность характера, коллективистская направленность личности послужат интересам общества: борьбе с разгильдяйством, распущенностью, хулиганством, курением, наркоманией, пьянством, будут способствовать активному труду и здоровому отдыху.

Образовательная функция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности; разнообразными видами физкультуры и спорта как средством удовлетворения физических и духовно-эстетических потребностей. Созерцание спортивной борьбы, проявлений мастерства, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные чувства, доставляет эстетическое наслаждение. Однако только пассивно-созерцательное отношение к физкультуре и спорту наносит ущерб здоровью.  Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это делает необходимой для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику, проведение физкультурных пауз на работе. Прогулки в лес, пешие или лыжные походы, катания на коньках, спортивные игры приводят организм в движение, создают хорошую основу для борьбы с такими вредными привычками, как алкоголизм, курение, безделье, беспорядочные бдения у телевизора. Тем самым физкультура и спорт выполняют и общекультурную функцию, организуют и заполняют свободное время полезными и увлекательными занятиями.

Многовековая история физической культуры породила у людей физкультурное сознание: понимание сущности физической культуры, ее жизненной необходимости, значения как естественной основы умственного, трудового, нравственного, эстетического развития. Физкультурное сознание включает в себя знания из истории, теории, практики физкультуры и спорта, способствует выработке у людей умений и навыков физкультурной и спортивно-игровой деятельности. Ему органически присущи: ощущение здоровья и чувство радости бытия; нравственная воля на преодоление внешних и внутренних препятствий; эмоционально-эстетические переживания, порождаемые красотой человеческого тела и духа.

Частью физкультурного сознания является способность суждения явлениях физической культуры и спорта, идеальные представления о физическом совершенстве и красоте человеческого тела, непосредственные и опосредованные физкультурно-спортивные интересы. [10,c.72]

В ходе практических занятий у ребят развивается физкультурно-спортивное мышление;

готовность совершенствовать техническое мастерство;

ориентироваться во времени, пространстве и игровой ситуации;

проявлять творческий подход к решению спортивно-игровых задач.

Все это обеспечивает формирование у них потребностей в сохранении здоровья, в организованной физической деятельности, в нравственно-эстетическом переживании; прочно вводит физкультуру и спорт в привычный, повседневный образ жизни.

Физкультурное сознание имеет свои специфические функции.  Просветительная заключается в том, чтобы содействовать всеобщему движению, достижению подлинной массовости спорта, донесению до индивидуального сознания каждого человека мысли о необходимости стать участником спортивно-массовой работы, борьбы за здоровье.

С просветительной тесно связана стимулирующая функция физкультурного сознания. Применение разнообразных стимулов побуждает школьников к непосредственной деятельности, помогает проявить выдержку, настойчивость, упорство, одерживать победы над собой в борьбе за свое здоровье.

Необходимость в контролирующей и тормозящей функции физкультурного сознания возникает, когда увлечение высокими спортивными достижениями побуждает молодого человека игнорировать свои основные дела, обязанности и нравственно-правовые нормы. Контроль и торможение недостойного поведения достигаются не только и не столько запретами, сколько внушением ребятам мысли о благородстве и рыцарстве подлинного спортсмена, несовместимого с безнравственностью.

 

1.4. Единство трудового и физического воспитания

 

Отношение к труду является одним из важнейших критериев воспитанности личности. Это отношение к труду характеризуется устойчивостью выполнения требований дисциплины, выполнением производственных заданий, проявлением инициативы в труде, личным вкладом в достижение коллективного труда.

Взаимосвязь физического и трудового воспитания выражается в том, что физическое воспитание оказывает непосредственное содействие трудовому, повышая трудоспособность людей, а трудовое воспитание, в свою очередь, придает физическому воспитанию конкретную направленность на подготовку людей к жизни и труду.[13,c.72]

В процессе занятий физическими упражнениями содержанием трудового воспитания является сам учебный труд, элементарные трудовые процессы по обслуживанию занятий физическими упражнениями, общественно полезный труд физкультурников и спортсменов в порядке шефства над каким-либо учреждением, предприятием и т.д.

Перед трудовым воспитанием в процессе физического воспитания ставятся следующие задачи:

-воспитание трудолюбия;

-формирование сознательного  отношения к труду;

-овладение элементарными  трудовыми умениями и навыками.

К средствам трудового воспитания относят: учебный труд (в процессе академических занятий по физическому воспитанию, напряженных спортивных тренировочных занятий, соревнований, выполнение практических обязанностей по самообслуживанию и обслуживанию группы (подготовка и уборка мест занятий, инвентаря, уход за спортивным снаряжением и пр.), общественно полезный труд в связи с занятиями по физическому воспитанию (в оздоровительно-спортивном лагере и др.).

К специфическим методам трудового воспитания в процессе физического воспитания относятся:

-практическое приучение  к труду;

-беседа;

-оценка результатов труда;

-пример образцового труда (например, исключительно добросовестное  отношение спортсмена к тренировке  и выполнение учебно-тренировочных  заданий с полной отдачей сил  и высоким спортивно-техническим  результатом).

Трудовое воспитание представляет собой, по сути, не столько отдельную часть воспитания, сколько главное прикладное направление всех сторон воспитания. Трудовая направленность советской системы физического воспитания, как было уже показано, четко выражена в ее цели, задачах, фундаментальных принципах и программно-нормативных положениях. [20,с.44]

Роль физического воспитания в трудовом воспитании и основные линии их взаимосвязи характеризуются, конкретнее говоря, следующими положениями.

Физическое воспитание имеет общеподготовительное и непосредственно прикладное значение для трудовой деятельности. Значение физического воспитания для труда обусловлено, прежде всего, объективным единством функций организма. "Как бы различны ни были отдельные виды полезного труда или производительной деятельности, с физиологической стороны это, во всяком случае, функции человеческого организма, и каждая такая функция, каково бы ни было ее содержание, по существу, есть трата человеческого мозга, мускулов, органов чувств и т.д.". Физическое воспитание, обеспечивая увеличение функциональных возможностей организма, тем самым создает важнейшие предпосылки высокой работоспособности для всех видов труда, где требуются функциональные аналогичные возможности.

На этом основан, в частности, эффект профессионально-прикладной физической подготовки. Если физическое воспитание формирует Двигательные навыки и умения, непосредственно применимые в избранной трудовой деятельности (например, навыки лазанья и перелезания на высоте у монтажника-высотника, умение свободно ориентироваться и перемещаться в безопорном положении у летчика), то оно является в таком случае, по существу, одной из форм, практического трудового воспитания.

Информация о работе Социальное значение и задачи направленного применения физической культуры в системе трудовой деятельности