Социальное значение и задачи направленного применения физической культуры в системе трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы. Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью, безусловно, гуманистическими функциями, возможностями развития целого ряда основ духовности человека. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи, при выполнении дружных коллективных действий, взаимной ответственности за достижение общих целей. Все это в существенной мере возрастает на фоне общественных потрясений, глубинных социально-экономических преобразований в нашем обществе, изменений его структуры.

Содержание

Введение 2
1. Теоретико-методологический аспект исследуемой проблемы 4
1.1 Сущность понятия "физическая культура". 4
1.2 Физическая культура как цель физического воспитания. 6
Цель и задачи физического воспитания детей школьного возраста.
1.3 Социальное значение физической культуры и спорта 9
в Республике Беларусь. Функции физической культуры.
1.4 Единство трудового и физического воспитания 12
2. Изучение сущности взаимосвязи физического и трудового 16
воспитания
2.1 Общая характеристика взаимосвязи физического и 16
трудового воспитания
2.2 Воспитание дисциплинированности как проявление 20
взаимосвязи физического и трудового воспитания
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Социальное значение и задачи направленного применения физической культуры в системе трудовой деятельности.docx

— 62.91 Кб (Скачать файл)

2. Различные подходы к  разработке проблемы воспитания  дисциплины и культуры поведения  в педагогике. В разработке теории и методики воспитания у школьников дисциплины, как и нравственного формирования вообще, в педагогике сложились три основных направления. Одно из них ведет свое начало от немецкого педагога Иоганна Гербарта и целиком основано на авторитаризме. Основными средствами авторитарного воспитания в этом смысле были: внушение, угроза, наблюдение за поведением и различного рода наказания, не исключая и физических.

Второе направление связано с теорией, так называемого свободного воспитания, согласно которой дисциплину детей следует поддерживать и воспитывать, не только не ограничивая их поведения, но, наоборот, обеспечивая им полную свободу и включая их в интересную и увлекательную деятельность, за что такой подход в воспитании получил название «потешающей педагогики».

Понятно, что как авторитарный подход к формированию дисциплинированности школьников, так и теория «свободного воспитания» занимали крайние позиции, были слишком односторонними и не обеспечивали эффективных путей для решения этой сложной проблемы. Авторитарное воспитание было рассчитано на поддержание дисциплины в школе путем насаждения страха среди детей. Естественно, что сознательность учащихся здесь фактически исключалась, хотя без этого не может быть настоящей дисциплины.

«Свободное же воспитание» базировалось только на возбуждении интереса детей, игнорируя то, что в жизни и деятельности человека не может быть интересным все, и потому нужно приучать детей исполнять и «неинтересную» работу и преодолевать различные соблазны и нездоровые влечения. Вот почему с давних времен многие прогрессивные педагоги по вопросам формирования дисциплинированности учащихся придерживались третьего направления - гуманистического. Такие идеи, в частности, высказывали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и другие педагоги. Они считали, что дисциплинированность растущей личности есть очень сложный феномен, в основе которого в органическом единстве выступают ее сознание, чувства, а также навыки и привычки поведения и в котором сочетаются и хорошее понимание правил поведения, и переживание своих обязанностей, и внутреннее стремление к их добросовестному выполнению, и способность преодолевать различные препятствия, которые возникают на этом пути.

Структурная сложность этого качества сама по себе исключает использование только какого-то одного подхода к его формированию — авторитарного или основанного на невмешательстве в детское поведение. Процесс этот требует и развития сознательности учащихся, и гуманного отношения к ним, и тактичной требовательности, и систематических упражнений (приучения) по соблюдению правил поведения. Именно эти направления и стали определяющими в воспитании у школьников дисциплинированности и культуры поведения.

3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности. Слово дисциплина (disciplina) латинского происхождения и в переводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определенную систему знаний, например математическая дисциплина, лингвистическая дисциплина и т.д. В другом же смысле, в каком мы употребляем его в данном случае, оно обозначает «обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку; выдержанность, привычку к строгому порядку».

Обратим внимание: дисциплина понимается как наличие в коллективе {учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение этих правил всеми членами данного коллектива. Вот эта обязательность дисциплины придает ей определенную специфику в системе морали. Будучи составной частью нравственности, дисциплина охватывает главным образом те стороны поведения личности, которые являются для нее обязательными в силу служебных обязанностей и существующих в том или ином учреждении правил внутреннего распорядка.

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности личности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом — как норма морали. Если, например, молодой человек на вечере в клубе сидя беседует с женщиной, которая стоит рядом с ним, или старшим по возрасту мужчиной, его поведение квалифицируется не как нарушение дисциплины, а как отступление от норм вежливости и приличия. Но если ученик во время перерыва будет сидеть и разговаривать с учителем, который стоит, то это уже считается недисциплинированностью, так как школьные правила предписывают, чтобы ученик вставал, когда беседует с учителем. О том, что дисциплина относится преимущественно к выполнению обязательных норм и правил поведения, связанных со служебными обязанностями личности, говорят также те особенности, которые она имеет в различных общественных сферах. Существует, например, воинская дисциплина, дисциплина трудовая и т.д. Естественно, есть и школьная дисциплина. Она включает в себя целую систему обязательных для учащихся правил поведения, определенный порядок организации их учебной, трудовой и общественной деятельности, причем выполнение этих правил должно носить сознательный, а не принудительный характер. В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Но если правила дисциплины закрепляются в поведении учащихся и определяют его устойчивость, они превращаются в личностное качество, которое обычно принято называть дисциплинированностью. В конечном итоге школьное воспитание и должно направляться на формирование у учащихся дисциплинированности.

Сознательная дисциплина, дисциплинированность личности могут иметь различные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Однако понятие культура поведения не ограничивается только характеристикой дисциплины учащихся. Оно включает в себя все стороны нравственного проявления личности. Говорят, например, о культуре речи, о культуре труда, о культуре взаимоотношений в коллективе и т.д. В этом смысле культура поведения как специфический термин означает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Содержание школьной дисциплины, как уже отмечено, определяется теми нормами и требованиями, которые устанавливаются правилами для учащихся, а также внутренним распорядком школы. Важнейшими из этих правил являются следующие: школьники обязаны добросовестно выполнять учебные задания и овладевать знаниями; в хорошем состоянии поддерживать свои учебники, тетради и учебные пособия; соблюдать порядок и тишину на занятиях; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, старшими и товарищами; принимать участие в общественно полезном труде и внеклассных мероприятиях; не допускать грубых и оскорбительных слов; быть требовательными к своему внешнему виду; поддерживать честь своей школы и своего класса и т. д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию.  

Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека. В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения.

Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательными программами физического развития дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов общеобразовательной и профессиональной школы; физической подготовкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья; программами спортивных школ, секций, кружков, систематической зарядкой дома и на производстве.

Широко используется многообразие национальных форм осуществления физической культуры. Вместе с тем, недостаточное использование в целях поднятия уровня физической культуры народа стадионов и парков, слабая инициатива в строительстве простейших спортплощадок и спортзалов, в организации спортивных, туристских и других клубов на кооперативных началах. Между тем, каждый цивилизованный человек смолоду должен заботиться о своем физическом совершенствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни.

Весьма специфичными являются условия и возможности трудового воспитания в области физической культуры. Дело в том, что сам процесс занятий физическими упражнениями требует настойчивости, организованности, упорства, умения преодолевать трудности, собственное нежелание и т.п. Совершенно очевидно, что все это очень сходно с трудовыми действиями. Кроме того, в процессе занятий физическими упражнениями часто приходится убирать помещение, передвигать снаряды, изготовлять и ремонтировать инвентарь и оборудование и многое другое, что также является трудовыми действиями. Все эти навыки и умения успешно переносятся на настоящую трудовую деятельность. Для занятий физическими упражнениями (особенно в играх, единоборствах, соревнованиях) характерны высокий эмоциональный фон, жажда самой спортивной деятельности, соревнования и победы. Это требует порой предельного напряжения сил и способностей занимающихся, которые стойко переносят сильные болевые ощущения и психические нагрузки. Настойчивость, терпение, упорство часто переносятся на трудовую деятельность.

Воспитание подлинного трудолюбия у занимающихся весьма важная и ответственная задача специалистов физической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пед. институтов [текст] / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М., 1990.

2.Виленский М.Я. Спортивная метрология: учеб. для ин-тов физ. культ [текст] / М.Я. Виленский, В.А. Беляева – М., 1988.

3.Гужаловский А.А.. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ [текст]/ Под ред. А.А. Гужаловского. – М., 1986.

4.Дмитриев А.А. Повторный метод выполнения физических упражнений вспомогательной школы как один из способов коррекции их двигательных нарушений [текст] / А.А. Дмитриев // Физическое воспитание детей в специальной школе. – Горький: ГПИ, 1985. – С. 64-69.

5.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2хт. – Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры [текст] / Под общей ред. Проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2002. – 448 с.

6.Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры [текст] / Под ред. Л.Б. Кофмана. – М., 1998.

7.Кряж В.Н. Физическое упражнение – основное средство физического воспитания [текст] / В.Н. Кряж // Сб. науч. трудов. – Вып. 1. – Минск: АФВиС РБ, 1997.

8.Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник [текст] / под общей ред. проф. Курамшина Ю.Ф. – М: Советский спорт, 2003. – 464с.

9.Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников [текст] / В.И. Лях // – М., 1998.

10.Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя [текст] / Под ред. В.И. Ляха. – М., 1997.

11.Лях В.И. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя [текст] / Под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. – М., 1997.

12.Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры [текст]./ А.М. Максименко. – М., 1999.

13.Матвеев Л.П. Теоретико-методические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе [текст] / Л.П. Матвеев. – 13.00.04. – М., 1997.

14.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов. физ. культ [текст] / Л.П. Матвеев. – М.,1991.

15.Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов. физ. культ.: В 2т [текст] / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1976.

16.Мильнер, Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры / Е.Г. Мильнер. – М.: Физическая культура и спорт, 1991. – 112 с.

17.Сермеев, Б.В. Определение физической подготовленности школьников [текст] / Под ред. Б.В. Сермеева. – М., 1973.

18.Тимошина И.Н. Принципы комплектования специальных медицинских групп в общеобразовательных учреждениях / И.Н. Тимошина, Л.А. Парфенова, И.М. Купцов, Э.А. Островский [текст] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: науч.-метод. журнал. – М., 2006 – № 4. – С. 23-25.

19.Холодов Ж.К.. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [текст] / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия».

20.Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений [текст]. – М., 1994.

 

 

Приложение

Таблица 1 – Элементы физической культуры личности (по М.Я. Виленскому и Г.М. Соловьевой, 2001)

№ п/п

Основные составляющие

Компоненты качеств

Признаки качеств

1

Знания и интеллектуальные способности

Объем

Эрудиция

Научность

Степень абстракции

Обоснованность

Осознанность

Степень осознанности

Степень к переносу

Умения

Способность к объяснению

Уровень усвоения

2

Физическое совершенство

Физическое развитие

Морфофункциональные показатели

Функциональные признаки

Психомоторика

Физические качества

Двигательные умения

Контроль сознания

Репродуктивный уровень усвоения

Двигательные навыки

Продуктивный уровень усвоения

Точность

Автоматизация

Надежность

Физическая подготовленность

Эталон

Результат

Динамика

Мотивы

Социально – значимые

Педагогически – значимые

Личностно – значимые

3.

Мотивационно – ценностные ориентации

Интересы

Спортивные

Физкультурно-оздоровительные

Установки

Уровень достижения цели

Сила воли

Целеустремленность

Убеждения

Степень осознанности

   

Потребности

Самоутверждения

В социальных связях

Безопасности

Защищенности

Физиологические

4.

Социально-духовные ценности

Нравственность

Эстетика

Физкультурно-спортивная этика и культура

Чувство прекрасного

Чувство красоты

Отношение к труду

Мировоззрение

Трудолюбие

Степень научности знаний и убеждений

Здоровый образ жизни

Отказ от вредных привычек

Системность

Научная основа

5.

Физкультурно-спортивная деятельность

Спортивная

Оздоровительная

Прикладная

Образовательная

Пропагандистская

Организаторская

Судейская

Инструкторская

Самосовершенствование

Частота использования

Затраты времени

Уровень достижения

Динамика

Информация о работе Социальное значение и задачи направленного применения физической культуры в системе трудовой деятельности