Социальные кризисы спортивной карьеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 18:44, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный этап развития профессионального спорта можно с уверенностью назвать «эпохой высоких спортивных результатов». На сегодняшний день появляются все новые и новые рекорды, а на спортивном олимпе – новые звезды спорта. И спортивная деятельность уже становится не просто профессией, а образом жизни. Интенсивное развитие спорта диктует необходимость внедрения спортивного менеджмента как инструмента эффективного достижения целей физкультурно-спортивной организации, а также профессионального развития любого спортсмена.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. Понятия «спорта» и «спортивной карьеры»…………………………………….5
2. Виды кризисов в спорте…………………………………………………………..8
3. Социальные кризисы спортсменов……………………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат_социальные кризисы спортивной карьеры.docx

— 54.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Физическая культура»

на тему: «Социальные кризисы спортивной карьеры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1. Понятия «спорта» и «спортивной карьеры»…………………………………….5

2. Виды кризисов в спорте…………………………………………………………..8

3. Социальные кризисы спортсменов……………………………………………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный этап развития профессионального спорта можно с уверенностью назвать «эпохой высоких спортивных результатов». На сегодняшний день появляются все новые и новые рекорды, а на спортивном олимпе – новые звезды спорта. И спортивная деятельность уже становится не просто профессией, а образом жизни. Интенсивное развитие спорта диктует необходимость внедрения спортивного менеджмента как инструмента эффективного достижения целей физкультурно-спортивной организации, а также профессионального развития любого спортсмена.

Если подходить к истории спортивного менеджмента широко, то первыми спортивными менеджерами были еще римляне-владельцы гладиаторов, а также агенты всесильной китайской якудзы, устраивавших поединки лучших бойцов Дальнего Востока1.

Практическая значимость состоит в том, что в условиях экономического развития и роста объема информации, необходимой для плодотворной жизнедеятельности современного общества, все большее значение приобретают умение и навыки управления своей карьерой. Сфера спорта не исключение.

Объектом исследования мы определили карьеру спортсменов. Предметом социальные кризисы.

Таким образом, целью нашей работы является социальные кризисы спортивной карьеры.

Среди задач мы выделили следующие:

  1. провести анализ литературы, согласно цели нашего исследования;
  2. рассмотреть понятия «спорта» и «спортивной карьеры»;
  3. проанализировать виды кризисов в спорте;
  4. обозначить социальные кризисы спортсменов;
  5. сделать выводы.

Современные исследователи большое внимание уделяют проблемам кризиса в карьере и путям преодоления. В своей работе мы обратились к научным трудам  таких авторов как: Е.П. Ильин, М.И. Золотов. Проанализировали монографии: Э.Ф. Зеера, Л.И. Лубышева, Н. Стамбуловой и др. Опирались на мнения приведенных точек зрения в интернет-источниках: http://novosti-sporta.ru, http://www.psyhodic.ru, http://ravnovecie.ru.

Структура реферата представлена введением, основной частью, состоящей из трех разделов, заключением и списком использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие «спорта» и «спортивной карьеры»

 

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального англ. disport  -  «игра», «развлечение») - организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе2.

Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки, в сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков. Спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.

Спорт – составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нём ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека. Спорт необходим для того, чтобы влиять на общество.

Выделяют три социальные функции спорта: выход отрицательных эмоций, модель для подражания и ритуал (набор шаблонных действий, будь это ходить после работы в спортзал или на выходных на стадион). Эти функции обострились с профессионализацией спорта: матчи стали

Спортивная карьера – это многолетние занятия человека спортом, нацеленные на высокие достижения и связанные с постоянным самосовершенствованием спортсмена в избранном виде спорта.

Выделяют четыре этапа спортивной карьеры: подготовку, старт, кульминацию и финиш. Подготовка включает выбор вида спорта, старт - начало занятий спортом, кульминация - достижение пика результатов, финиш - завершение спортивной карьеры, прекращение занятий спортом. Если на этапе начальной специализации спорт обычно воспринимается спортсменами как игра, на этапе углубленной тренировки - как сфера учения, то на этапе спорта высших достижений спорт становится образом жизни, а затем и профессией, источником существования3.

Особенностями спортивной карьеры по сравнению с профессиональной карьерой являются ее раннее начало (часто еще в старшем дошкольном возрасте; это касается плавания, фигурного катания, спортивной и художественной гимнастики, прыжков в воду), ранние специализация и кульминация (в 18-30 лет в зависимости от вида спорта) и раннее окончание. В среднем длительность спортивной карьеры составляет 10,5 лет. Более длительна спортивная карьера у легкоатлетов, лыжников, спорт игроков, борцов. При этом девушки и женщины достигают кульминации и завершают спортивную карьеру на 1-2 года раньше, чем мужчины. На сроки завершения спортивной карьеры влияют полученные спортсменами травмы и ухудшение спортивных результатов.

Незадолго до Московской Олимпиады 1980 года было завершено масштабное социологическое исследование советских спортсменов-олимпийцев, выступавших за сборную команду страны на летних и зимних Олимпийских играх с 1952 по 1972 год. Исследование продолжалось несколько лет, в течение которых на вопросы ответили 1476 олимпийцев.

Карьера – это динамическое явление, то есть постоянно изменяющийся и развивающийся процесс. Спортивную карьеру можно определить как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие спортивные достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта.

Выделяют три существенных признака любой карьеры:

  1. всегда многолетняя деятельность или поприще, которое человек себе выбирает;
  2. нацеленность на высокие достижения, на успех;
  3. совершенствование субъекта в данной области.

Можно выделить несколько принципов построения спортивной карьеры4:

  • совершенствование знаний и навыков. Данный принцип связан с осознанием необходимости успешно осуществлять деятельность в интересах общества. Для этого требуется постоянное стремление к устранению имеющихся недостатков, такие качества, которые необходимы в жизни, деятельности для развития творческого потенциала;
  • осознание собственной роли спортсмена в росте спортивной карьеры характеризуется  представлением человека о своей роли в обществе, в спорте;
  • четкое осознание своей цели. В первую очередь тренер помогает спортсмену в определении соревновательной цели, в становлении мотивов, побуждающих стремиться к ней. Это требует достаточной осторожности, знания особенностей своих учеников;
  • четкая постановка задач. Вслед за выдвижением цели деятельности осознаются ее задачи, детально планируются возможные пути и средства ее достижения. Деятельность спортсмена  протекает в определенных условиях и зависит от них.

Перейдем к рассмотрению следующего вопроса нашего исследования.

 

 

 

2. Виды кризисов в спорте

 

Проблема кризисов спортивной карьеры, выдвинулась в число ведущих проблем психологии спорта совсем недавно - лишь в начале 90-х годов. До этого в центре внимания исследователей были проблемы спорта высших достижений, в меньшей степени – детского и юношеского спорта. Почти совсем не изучалось завершение спортивной карьеры, а также переходы от одного ее этапа к другому5.

В самом широком смысле выделяют два существенных признака любого кризиса:

  • это «поворотный пункт, решающий момент в развитии чего-нибудь»;
  • «время, характеризующееся большой опасностью или трудностью».

Возрастной кризис – переходная фаза от одного возрастного периода к другому, связанная с возникновением новых противоречий, которые человек должен разрешить в соответствующем возрасте. Чаще всего это противоречия между новыми требованиями к человеку, с одной стороны, и его возможностями – с другой, или между новыми потребностями человека и возможностями их удовлетворения.

Можно предполагать наличие аналогичных кризисов-переходов спортивной карьеры как примерно предсказуемых переходных фаз от одного этапа спортивной карьеры к другому, связанных с возникновением новых противоречий, преодоление которых имеет решающее значение для успешного продолжения спортивной карьеры в целом.

Выделяют семь кризисов-переходов спортивной карьеры6:

  1. кризис начала спортивной специализации;
  2. кризис перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта;
  3. кризис перехода из массового спорта в спорт высших достижений;
  4. кризис перехода из юношеского спорта во взрослый спорт;
  5. кризис перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт;
  6. кризис перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры;
  7. кризис завершения спортивной карьеры и перехода к другой карьере.

Кризис начала спортивной специализации связан с поступлением в спортивную школу или началом занятий в группе специализации у профессионального тренера. Суть данного кризиса составляет адаптация к требованиям вида спорта, тренеру, спортивной группе. Основными противоречиями здесь оказались7:

  • несоответствие ожиданий юных спортсменов реальному тренировочному процессу, что нередко ведет к разочарованию, снижению мотивации.

Можно выделить три аспекта «обмана ожиданий»: а) между типичным для детей представлением о спорте как празднике (почерпнутом из просмотра телепередач, посещения соревнований) и реальной «черновой работой» спортсмена; б) между их представлением, что на тренировках сразу начнется освоение основных специальных упражнений вида спорта и традиционным акцентом на общей подготовке в начале обучения; в) между привычкой детей (особенно дошкольников и младших школьников) руководствоваться в двигательной деятельности «принципом удовольствия» и реальным требованием спортивной тренировки работать «через не могу» и «не хочу»;

  • необходимость весьма быстрого овладения основами техники вида спорта и приобретения соответствующего уровня физической подготовленности, т.е. демонстрации высокой обучаемости, способностей к виду спорта;
  • необходимость положительно зарекомендовать себя в первых соревнованиях при полном отсутствии соревновательного опыта. Выяснилось, например, что лишь 1/3 юных спортсменов, участвуя в первых соревнованиях, имели некоторое представление о правилах соревнований, проведении предсоревновательной разминки, настройке на выступление.

Таким образом, исследователь Н. Стамбулова считает, что уже на этапе начальной спортивной специализации перед юным спортсменом встают достаточно сложные задачи. Здесь впервые решается вопрос о его «перспективах» в спорте, проверяются способности, сила и устойчивость мотивации. Преодолевшие кризис переходят к углубленной тренировке в избранном виде спорта, а не справившиеся с ним обычно переориентируются на другой вид спорта или другие виды деятельности.

Кризис перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта начинается с появления новой установки – работать «на результат». Перед спортсменом ставятся новые, более высокие цели, неуклонно возрастает удельный вес специальной подготовки на фоне общего значительного увеличения физических нагрузок, повышается ранг соревнований, а значит, и уровень конкуренции в них. Отсюда новые проблемы спортсмена, которые предстоит решить на данном этапе спортивной карьеры:

  • необходимость адаптации к новым, более высоким физическим нагрузкам, что нередко осложняется противоречием между «страхом не выдержать нагрузку» и желанием форсировать подготовку и быстрее достичь запланированных результатов. Последнее создает предпосылки для травм, заболеваний, хронического перенапряжения (перетренировки), заставляя спортсмена приобретать опыт лечения, реабилитации и «возвращения в строй»;
  • обновление технического арсенала спортсмена, совершенствование техники уже освоенных двигательных действий, что требуется почти во всех видах спорта;
  • возрастание конкуренции в соревнованиях, приобретение опыта поражений, что порождает проблему психологической подготовки к стартам;
  • требование надежности и стабильности соревновательных выступлений, что с психологической точки зрения связано с формированием спортивно важных психических свойств и освоением приемов саморегуляции психических состояний;
  • сочетание спорта и других видов деятельности (учения, хобби).

Информация о работе Социальные кризисы спортивной карьеры