О выходе из данного кризиса
свидетельствует достижение первых больших
успехов в соревнованиях, по сути поднимающее
спортсмена на уровень спорта высших достижений.
Спортсмены, не преодолевшие кризис, но
сохраняющие высокую мотивацию, либо остаются
в массовом спорте (продолжают тренироваться
«для себя»), либо выбирают профессию,
связанную со спортом, и начинают подготовку
к ней. Значительная же часть спортсменов
на этом этапе уходят из спорта, сосредоточиваясь
на решении других жизненных проблем.
Кризисы перехода из массового
спорта в спорт высших достижений и из
юношеского спорта во взрослый спорт тесно
связаны друг с другом, так как спортсмен,
вышедший на уровень спорта высших достижений,
обычно как бы «автоматически» начинает
участвовать во взрослых соревнованиях
независимо от своего паспортного возраста.
На данном этапе кульминации спортивные
цели становятся главными жизненными
целями, что определяет необходимость
перестройки образа жизни в целом. По мнению
исследователей, более конкретно перед
спортсменом встают следующие проблемы8:
- необходимость согласования
спортивных целей с другими жизненными
целями (выбором профессии, например);
соответствующая перестройка образа жизни,
его подчинение целям;
- необходимость отказа от подражания
кому-либо и переориентация на творческий
поиск индивидуального пути в спорте,
новых резервов повышения спортивных
результатов, включая фундаментальную теоретическую подготовку,
обобщение собственного опыта, формирование
индивидуального стиля деятельности;
- «пресс отбора» при подготовке к главным соревновательным стартам, необходимость распределения сил на весь сезон, что с психологической точки зрения связано с освоением спортсменом разных стратегий выступления в соревнованиях;
- необходимость завоевания престижа
- авторитета в собственной команде, среди
соперников, судей, зрителей; испытание
славой и необходимость выработки адекватного
отношения к ней;
- возможность кризиса взаимоотношений:
тренер - спортсмен, а также отношений
внутри спортивной команды.
Данные кризисы являются, пожалуй,
самыми тяжелыми для большинства спортсменов.
Именно здесь происходит разделение на
«достигнувших среднего уровня» и «спортивную
элиту». Выход из этих кризисов связан
с обретением не только спортивной, но
и личностной зрелости, изменением «масштабности
личности» спортсмена.
Кризис перехода из любительского
спорта высших достижений в профессиональный
спорт является относительно новым для
российских спортсменов. По данным опроса,
который провели исследователи в этой
области, 18 профессиональных спортсменов,
работающих по контракту, удалось выяснить
следующие проблемы данного кризиса9:
- необходимость высокой самоорганизации,
новой дисциплины спортсмена, подчиненной
условиям профессионального контракта;
- необходимость приобретения
новых знаний (спортивных, юридических,
экономических, иностранного языка и др.),
требуемых для самостоятельной тренировочной
работы и общей ориентировки в мире профессионального
спорта;
- поиск новых выразительных
средств, совершенствование исполнительского
мастерства с учетом того, что профессиональный
спорт в большой степени является спортом
для зрителей и предъявляет высокие требования
к зрелищности выступлений в любом виде
спорта;
- поиск эффективных средств
поддержания работоспособности, не связанных
с применением допинга, что позволяет
продлить жизнь спортсменов в профессиональном
спорте;
- необходимость завоевания авторитета
в среде профессионалов;
- необходимость социокультурной адаптации для тех, кто заключил контракт с зарубежным клубом.
О выходе из данного кризиса
свидетельствуют стабильно высокие результаты
в турнирах профессионалов, социальное
признание и высокие гонорары спортсмена.
Кризис перехода от кульминации
к финишу спортивной карьеры наступает
в связи с закономерной стабилизацией
или снижением спортивных результатов
после нескольких лет пребывания в спорте
высших достижений или профессиональном
спорте. Здесь обычно имеет место комплекс
причин, которые заставляют спортсмена
задуматься о завершении спортивной карьеры.
Однако большинство спортсменов хотят
продлить этап финиша и отодвинуть уход
из спорта. Для этого им необходимо разрешить
как минимум две проблемы10:
- поиск новых резервов для повышения
или поддержания высоких спортивных результатов,
как правило, на основе индивидуализации
всех сторон подготовки и максимального
использования своих сильных сторон;
- подготовка к уходу из спорта,
выбор новой профессиональной карьеры,
что позволяет спортсмену снизить тревогу
по поводу будущего и спокойнее сосредоточиться
на решении чисто спортивных задач.
Кризис завершения спортивной
карьеры и перехода к другой карьере связан
с коренным изменением места спорта в
жизни человека и влечет за собой необходимость
перестройки образа «Я» и осознания ценности
своей личности вне социальной роли спортсмена.
В ходе адаптации после завершения спортивной
карьеры перед спортсменом обычно встают
следующие проблемы11:
- необходимость форсирования
профессиональной подготовки и начала
новой профессиональной карьеры;
- формирование нового образа
жизни, включая приобретение не только
новой профессии, но и увлечений, интересов,
круга общения;
- создание собственной семьи
или перестройка отношений в семье, если
она была создана во время спортивной
карьеры.
К сожалению, не всем спортсменам
удается успешно преодолеть кризис завершения
карьеры. Острота протекания данного кризиса
обычно усиливается при следующих условиях:
внезапности ухода, отсутствии предварительной
подготовки к нему, пассивной позиции
спортсмена, отсутствии материальной
и психологической поддержки. Важным фактором
является также разница между статусом
спортсмена в спорте и после завершения.
Чем она больше, тем при прочих равных
условиях данный кризис протекает психологически
тяжелее.
3. Социальные кризисы
спортсменов
Под гендерными особенностями спортивной
карьеры – стереотипами понимаются стандартизированные
представления о моделях поведения и чертах
характера, соответствующие понятиям
«мужское» и «женское». Гендерные стереотипы
- это мнения о личностных качествах и
особенностях поведения мужчин и женщин.
По сути это и есть социальные нормы. Существует
три группы социальных стереотипов12.
1. Первая группа - это стереотипы маскулинности/фемининности,
они связаны с качествами личности. Мужчинам
и женщинам приписываются вполне определенные
психологические качества и свойства
личности, навязываются разные типы темпераментов
и стилей поведения. Типично женскими
качествами признаются пассивность, нерешительность,
зависимость, отсутствие логического
мышления, отсутствие устремлений к достижениям,
эмоциональность. К мужским качествам
относят активность, агрессивность, решительность,
стремление к соревнованию, достижению,
низкую эмоциональность. Как институт
социализации спорт воспитывает качества
личности, стереотипно воспринимаемые
как маскулинные.
2. Вторая группа стереотипов касается
закрепления семейных и профессиональных
ролей в соответствии с полом. Мужчин принято
оценивать по профессиональным успехам,
женщин - по наличию семьи и детей. В то
время как мужчинам предписывается ориентироваться
на достижения, от женщин требуется ориентированность
на людей и стремление к установлению
близких межличностных взаимоотношений.
Таким образом, спорт, в котором самоцелью
являются достижения, не согласуется с
образом женственности.
3. Третья группа социальных особенностей
связана с различиями в содержании труда.
Удел женщин – это экспрессивная сфера
деятельности, где главным является исполнительский
и обслуживающий характер труда. Инструментальная
сфера – это область деятельности для
мужчин, где главным является творческий,
созидательный, руководящий труд.
Подводя итог, можно отметить,
что знание противоречий, типичных для
каждого кризиса-перехода, позволяет не
только подготовить к ним спортсмена,
но и эффективно оказать ему психологическую
помощь. В принципе каждый кризис может
быть описан по следующей схеме13:
- источники кризиса (проблемы,
противоречия);
- симптомы (т.е. особенности субъективного
отражения противоречий, которые проявляются
в поведении спортсмена);
- возможные обстоятельства,
усугубляющие протекание кризиса;
- возможные обстоятельства,
облегчающие выход из кризиса;
- пути выхода из кризиса;
- влияние кризиса на успешность
деятельности спортсмена;
- формы «расплаты» за невыход
из кризиса;
- особенности психологической
помощи спортсмену.
Такие полные описания кризисов-переходов,
а также описания, учитывающие особенности
спортивной карьеры в различных видах
спорта, являются основой для построения
системы психологического сопровождения
и находят прямой выход в спортивную практику.
Заключение
Анализируя выполненные задачи можно
сделать вывод, что управление, планирование
спортивной карьеры имеет огромное значения
для плодотворного продвижения спортсмена
и складывания его успешной спортивной
карьеры.
Этапы спортивной карьеры сопровождаются
различными кризисами-переходами.
Знание противоречий, типичных для каждого
кризиса-перехода спортивной карьеры,
позволяет не только подготовить к ним
спортсмена, но и эффективно оказать ему
психологическую помощь.
Грамотно составленный план
представляет собой реальную логическую
последовательность задач и действий
– алгоритм, с учетом имеющихся ресурсных
и временных ограничений и возможностей,
что позволяет спортсмены достичь результатов
за наименьшее время, в которое может быть
осуществлен проект.
Спортивная карьера требует
постоянного управления, ее можно определить
как многолетнюю спортивную деятельность,
нацеленную на высокие спортивные достижения
и связанную с постоянным самосовершенствованием
человека.
Распределение всей деятельности
на серию проектов позволяет существенно
уменьшить горизонт планирования, конкретизировать
цели, а следовательно, увеличить точность
составляемых планов и прогнозов.
Прежде всего, открывая проект
по развитию спортивной карьеры, следует
определиться с обозримой целью на обозримый
период. Целью спортивной карьеры нельзя
назвать только выполнение спортивного
разряда.
Список используемой
литературы
Монографии. Книги.
- Кризисы профессионального
становления личности / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Психол. журн. – 1997. – Т.18. - №6. – С. 35-44.
- Лубышева Л.И. Научно - практический конгресс «Здоровье нации и массовый спорт» // Теория и практика физической культуры, 2008. - № 11.
- Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 2. Гуманистические идеалы, идеи олимпизма и мир современного спорта: Сб. ст. - М., 2009.
- Стамбулова Н. Структурное описание спортивной карьеры / Стамбулова Н. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 2008. - Т. 2. - С. 351-352.
Учебники.
- Менеджмент и экономика физической
культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Психология спорта/Е. П. Ильин. Спб.: Питер, 2008.- 352 с.
Интернет-ресурсы:
- Легенина Т.Б. Полоролевые стереотипы и гендерная социализация в семье / [Электронный ресурс]. - http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2045
- Пономарев В.В. Влияние кризисов
спортивной карьеры на профессиональную
самореализацию / [Электронный ресурс]. – http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4302
- Психолог и спортивная деятельность
спортсмена / [Электронный ресурс]. – http://ravnovecie.ru/articles/sportivnaya-psikhologiya/psikholog-i-sportivnaya-deyatelnost-sportsmena.htm
- Психологическая реабилитация
спортсменов после травм опорно-двигательного
аппарата / [Электронный ресурс]. – http://novosti-sporta.ru/item/20
- Спортивная карьера и проблемы
адаптации спортсменов после завершения
карьеры / [Электронный ресурс]. – https://sites.google.com/site/bjdifc/lekcionnyj-material/tema-lekcii-8