Спортивная культура и спортивная социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 23:56, контрольная работа

Краткое описание

Человек вступает в большой мир как биологическое существо и его основной заботой является собственный физический комфорт. Через некоторое время он становится личностью с определенным комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. Последнее представляет собой процесс усвоения индивидом социокультурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Содержание

Введение
1. Понятие спортивной культуры……………………………………...3
2. Структура спортивной культуры……………………………………4
3. Разновидности спортивной культуры
(общая характеристика)…………....…………………………………..6
4. Понятие и структура спортивно-гуманистической культуры……13
5. Спортивное воспитание……………………………………………..19
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Социология.docx

— 58.85 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПОРТА МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по социологии: Спортивная культура и спортивная социализация.

 

 

 

 

 

 

                                                              Выполнила: студентка 3 курса

                                                             Заочного обучения

                                                           1 группа

                                                           Блиновой Анастасии

 

 

 

                                              Содержание

Введение

1. Понятие спортивной культуры……………………………………...3

2. Структура спортивной культуры……………………………………4

3. Разновидности спортивной культуры

(общая характеристика)…………....…………………………………..6

4. Понятие и структура спортивно-гуманистической культуры……13

5. Спортивное воспитание……………………………………………..19

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

Человек вступает в большой мир как биологическое существо и его основной заботой является собственный физический комфорт. Через некоторое время он становится личностью с определенным комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. Последнее представляет собой процесс усвоения индивидом социокультурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Именно благодаря социализации каждый человек, обретая свою социальную сущность, включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему.

1. Понятие  спортивной культуры

Понятие «спортивная культура» все чаще используется в научных публикациях. Причем ему дают различные интерпретации.

Так, например, румынская комиссия по терминологии, включив это понятие в систему понятий, связанных со спортом, дала ему такое определение: «Cоставная часть (область) мировой культуры, синтезирующая категории, закономерности, учреждения и материальные блага, созданные для интенсивного использования физического упражнения в рамках соревнования, которое преследует идею первенства или рекорда вследствие биологического и духовного совершенствования человека» [Определения… 1971].

Л.И. Лубышева следующим образом характеризует спортивную культуру: «Спортивная культура – составная часть общей культуры, объединяющая категории, закономерности. Учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физического упражнения в рамках соревновательной деятельности, которая преследует цель первенства и рекорда вследствие физического и духовного совершенствования человека»   По ее мнению, «спортивная культура – это наработанные в обществе и передающиеся из поколения в поколение ценности, социальные процессы и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним. Участие в соревнованиях преследует цель достижения первенства или рекорда посредством физического и духовного совершенствования человека»

В краткой форме может быть дано следующее определение спортивной культуры.

Спортивная культура – исторически изменяющееся позитивное ценностное отношение субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) к спорту: деятельность, ее средства и результаты по осмыслению, сохранению и развитию тех разновидностей, сторон, функций, компонентов спорта, которые субъект, ориентируясь на определенные социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, оценивает как наиболее важные, значимые, т.е. рассматривает как ценности.

В соответствии с таким пониманием спортивная культура включает в себя различные социальные явления, связанные со спортом:

- качества и способности человека;

- эмоциональные реакции;

- знания, убеждения, интересы, потребности;

- разнообразные формы деятельности;

- ее средства, механизмы и результаты;

- определенные типы поведения  и связанные с ними идеалы, нормы, правила, санкции;

- социальные институты, отношения, процессы и др.

Спортивная культура, как и культура вообще, – это культура определенного субъекта, которым, как отмечено выше, может быть отдельный человек (индивид), социальная группа или общество в целом. В зависимости от этого правомерно говорить соответственно о спортивной культуре отдельной личности, какой-то социальной группы или общества в целом.

Основу спортивной культуры личности составляет такое позитивное ценностное отношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, интериоризованы индивидом, стали достоянием его собственного внутреннего мира.

 

                                   2. Структура спортивной культуры.

Спортивная культура имеет сложную структуру, включает в себя комплекс взаимосвязанных «блоков» (элементов).

Предпосылочный (исходный) блок. Необходимым условием (предпосылкой) для формирования у субъекта позитивного ценностного отношения к спорту является наличие у него исходных (предпосылочных) знаний, умений, навыков. К их числу относятся:

    - знания о том, что такое спорт, его компоненты (спортивная тренировка, спортивные соревнования и др.) и разновидности (массовый спорт, спорт высших достижений и т.д.) как особые социальные феномены, отличающиеся от других, о, их сущности, структуре, специфике, т.е. понятия, которые необходимы для того, чтобы можно было выделять (отличать от множества других явлений) и характеризовать спорт, его компоненты, разновидности и т.д.;

    - фактологические знания – знания о конкретных фактах спортивной деятельности, тех или иных ее видов, разновидностей в настоящее время и в процессе развития;

    - знания, умения и навыки, необходимые человеку для того, чтобы он мог включаться в те или иные виды спортивной деятельности (спортивную тренировку, спортивные соревнования и т.д.) в соответствии с принятыми правилами, нормами и образцами поведения.

Все эти знания, умения, навыки, формируемые в процессе социализации (стихийно в ходе жизненного опыта, под воздействием окружающей социальной среды, средств массовой информации и т.д., а также сознательно, целенаправленно в процессе образования, обучения, воспитания), образуют предпосылочный (исходный) блок спортивной культуры. Они обеспечивают возможность правильной ориентации в мире спорта, в различных его аспектах (выполняют ориентировочную функцию), а также реального участия в спортивной деятельности (информационно-операциональную подготовленность к этой деятельности).

Оценочные компоненты. Спортивная культура предполагает позитивную оценку спорта: субъект оценивает спорт, те или иные его компоненты, виды, формы, разновидности как значимые, важные, полезные, т.е. как ценность (комплекс ценностей). 

Основными проявлениями и показателями такой оценки спорта и различных его аспектов (назовем их «оценочными компонентами» спортивной культуры) являются:

    - позитивное  мнение в виде соответствующих  высказываний, суждений, отзывов о  спорте, о различных формах и  аспектах спортивной активности  – рациональный (когнитивный) компонент;

    - связанные  со спортом положительные эмоциональные  реакции (чувство удовольствия, восторга  от занятий спортом, участия в  спортивных соревнованиях, наблюдения  за ними и т.п.) – эмоциональный (аффективный) компонент;

    - интерес к спорту, к тем или иным видам спортивной деятельности (таким, например, как спортивные тренировки и соревнования, посещение спортивных мероприятий, просмотр телевизионных спортивных передач, чтение спортивных газет и журналов, коллекционирование спортивных значков, марок и т.п.), стремление (желание) участвовать в них и т.д., т.е. мотивационная готовность индивида к такого рода деятельности, – мотивационный компонент;

    - реальные формы деятельности, связанные со спортом (участие в спортивных тренировках и соревнованиях, посещение спортивных мероприятий, просмотр спортивных телевизионных передач, чтение спортивных газет и журналов; усвоение знаний, умений, правил, норм поведения, социальных ролей, позволяющих участвовать в этих видах деятельности, и т.д.) – деятельностный компонент.

Рефлексивно-аналитический компонент. Ценностное отношение, рассматриваемое в полном объеме, включает в себя, как указано выше, не только оценку объекта, но и осмысление (обоснование) этой оценки.

Поэтому важным «блоком» позитивного ценностного отношения субъекта к спорту, его спортивной культуры, является рефлексивно-аналитический компонент – обоснование (осмысление, объяснение) оценки спорта.

Обоснование (осмысление объяснение) субъектом позитивной оценки спорта предусматривает решение следующих задач:

    – выбор критерия для оценки спорта, его видов, разновидностей, компонентов (спортивной тренировки, соревнований, поведения спортсмена, болельщиков и т.д.): с каких позиций, на основе каких идеалов, норм, культурных образцов и т.д. они будут оцениваться;

    – определение  тех сторон, аспектов, функций спорта, его видов, разновидностей, компонентов, которые позволяют на основе  избранного критерия дать ему  позитивную оценку, приписать определенные  ценности, придать социальный и/или  личностный смысл;

    – учет тех  факторов, от которых зависит  реальная значимость спорта.

При обосновании (осмыслении, объяснении) позитивной оценки спорта могут быть использованы: практический опыт; традиции, нормы, идеалы, ценностные стереотипы, доминирующие в окружающей социальной среде, и т.д.

Результирующий компонент. Еще один компонент («блок») ценностного отношения к спорту, а значит, спортивной культуры – результирующий.

Дело в том, что включение человека в спортивную деятельность (спортивные тренировки, соревнования и т.д.) может оказывать и, как правило, оказывает существенное влияние на различные его качества и способности (уровень физической подготовленности, физические качества, двигательные умения и навыки; спортивное мастерство; состояние здоровья; психические качества; творческие способности и др.), компоненты культуры личности (физическую, психическую, нравственную, эстетическую культуру, культуру общения и др.), его знания, интересы, потребности, поведение, социальные роли, стиль (образ) жизни, характер взаимоотношений с другими людьми и т.д. 

Результирующий компонент спортивной культуры как раз и характеризует результаты включения человека в спортивную деятельность и решения поставленных им в этой деятельности задач на основе определенных знаний, идеалов, эталонов, норм, образцов поведения и т.д.

Эти результаты зависят прежде всего от следующих факторов:

    – от  качеств и способностей спортсмена: его физического состояния, волевых  качеств, интеллекта, образованности, творческих способностей, дисциплинированности  и др.;

    – от  характера и организации спортивных  соревнований, а также подготовки  к ним (тренировочного процесса);

    – от тех ценностей, которые спортсмен, а также тренер и другие организаторы спортивной деятельности связывают с ней, что для них является в этой деятельности наиболее важным, значимым, и соответственно от тех целей и задач, которые они ставят перед собой в спорте.

         3. Разновидности спортивной культуры (общая характеристика)

Спорт, как может выполнять разнообразные функции, использоваться для решения различных социально и личностно значимых задач. Так, например, он позволяет сознательно, целенаправленно и эффективно укреплять и сохранять здоровье, позитивно воздействовать на физические, психические, духовные качества и способности людей, формировать их эстетическую, нравственную, интеллектуальную культуру, культуру общения, двигательную культуру, экологическую культуру и т.д. Вместе с тем спорт может использоваться для достижения материальных благ, славы, для демонстрации превосходства одного человека над другим, одной нации (страны) над другой, т.е. для определенных экономических, политических, националистических и других целей.

В научных публикациях выделяются, характеризуются и систематизируются различные возможные и реальные (как позитивные, так и негативные) социальные функции спорта и его разновидностей – спорта высших достижений, «спорта для всех», международного спорта, олимпийского спорта и др.

Варианты классификации ценностей спорта, спортивной деятельности.

М.А. Арвисто подразделяет их на две группы. В первую группу он включает ценности, связанные с функциональным содержанием спорта (в этом случае в качестве ценности выступает сама деятельность с ее эмоциональными моментами). Ко второй группе он относит все те ценности, средством достижения которых служит спорт. К ним он относит следующие ценности: общение (иметь друзей, быть среди других); красота (наслаждаться красотой зрелищ, спортивной борьбы); физическое «Я» (биологические ценности спорта: здоровье, телосложение, физические качества); материальные ценности (разные льготы со стороны общества); знания; социальное признание; авторитет; секс (быть привлекательным для противоположного пола посредством спорта); самоактуализация (испытани своих сил, стремление к использованию своих способностей); сила воли и смелость; чувство долга (перед коллективом, Родиной и т.п.); полезность другим (чувство своей необходимости для других)

Информация о работе Спортивная культура и спортивная социализация