Спортивная культура и спортивная социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 23:56, контрольная работа

Краткое описание

Человек вступает в большой мир как биологическое существо и его основной заботой является собственный физический комфорт. Через некоторое время он становится личностью с определенным комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. Последнее представляет собой процесс усвоения индивидом социокультурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Содержание

Введение
1. Понятие спортивной культуры……………………………………...3
2. Структура спортивной культуры……………………………………4
3. Разновидности спортивной культуры
(общая характеристика)…………....…………………………………..6
4. Понятие и структура спортивно-гуманистической культуры……13
5. Спортивное воспитание……………………………………………..19
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Социология.docx

— 58.85 Кб (Скачать файл)

 

Наиболее важное значение в современных условиях имеет спортивно-гуманистическая культура. Поэтому рассмотрим более подробно эту культуру и ее разновидности.

 

                                 4. Понятие и структура

                     спортивно-гуманистической культуры.

Основу этой разновидности спортивной культуры составляет позитивное ценностное отношение субъекта спортивной деятельности к этой деятельности, к различным ее компонентам (спортивной тренировке, спортивным соревнованиям и др.), видам, разновидностям, их аспектам, функциям  и т.д. с позиций гуманизма, с точки зрения его идеалов и ценностей – целостного развития личности и гуманных отношений к другим людям, нациям, культурам, верованиям. 

         Спортивно-гуманистическая культура – это гуманистическое ценностное отношение субъекта спортивной деятельности к этой деятельности (к спортивной тренировке и спортивным соревнованиям): процесс, средства и результаты осмысления, сохранения и развития тех разновидностей, сторон, функций, компонентов спорта, которые он, ориентируясь на гуманистические идеи, идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, оценивает как наиболее важные, значимые, т.е. рассматривает как ценности.

В таблице 3 представлен комплекс ценностей, идеалов, норм, образов поведения и соответствующих им девизов, характеризующих спортивно-гуманистическую культуру.

Таблица 3

Спортивно-гуманистическая культура

Ценности

Идеалы, нормы,

образцы поведения

Девизы,

высказывания

Способность спорта содействовать целостному развитию личности, формированию и развитию гуманных социальных отношений

Целостное развитие личности спортсмена.

Поведение в спортивном соперничестве, адекватное нормам нравственности и эстетики.

    «За гуманизм  в спорте и посредством спорта!»

(В.И. Столяров – автор «Манифеста спортивно-гуманистического движения», 1990 г.)


 

Спортивно-гуманистическая культура личности – гуманистическое ценностное отношение индивида к спортивной деятельности, компонентами которого являются: 

  • знания, умения, навыки, необходимые для включения в занятия спортом;
  • гуманистические идеи, идеалы, нормы, образцы поведения, на основе которых человек оценивает (в суждениях, мнениях, эмоциях, реальных действиях и т.п.), определенные компоненты, виды и разновидности спорта, их функции как значимые, важные, т.е. как ценности, обосновывает (объясняет) эту оценку, включается в спортивную деятельность, в ходе нее ставит и решает определенные задачи;
  • результаты этой спортивной деятельности.

К числу основных особенностей спортивно-гуманистической культуры относятся следующие:

    - знание, понимание и позитивная оценка концепции гуманизма, его идеалов и ценностей, их роли и значения в современном обществе, в том числе в сфере спорта, умение обосновать эту оценку;

    - знание, понимание и позитивная оценка гуманистического значения спортивной деятельности, умение обосновать эту оценку;

    - знание тех факторов, от которых зависит это значение спорта;

    - стремление (желание) ориентироваться в спортивной деятельности на гуманистические идеалы и ценности;

    - качества и способности (умения и навыки), которые позволяют эффективно действовать в спорте в соответствии с такой ориентацией;

    - реальное участие в спортивной деятельности с целью использовать ее для целостного развития личности, содействия реализации гуманистических идеалов и ценностей;

    - результаты спортивно-гуманистической активности: сформированные в результате участия в спортивной деятельности качества и способности, характеризующие целостное развитие личности; нравственное поведение в спорте; адекватный гуманистическим идеалам стиль (образ) жизни, характер взаимоотношений с другими людьми; негативное отношение к лицам, поведение которых противоречит идеалам гуманизма.

 

Основными проявлениями и показателями позитивной гуманистической оценки спорта, т.е. оценочными компонентами спортивно-гуманистической культуры, являются:

  • позитивное мнение (в виде соответствующих высказываний, суждений, отзывов и т.п.) о гуманистических аспектах, функциях спорта, его видов, разновидностей, компонентов (спортивной тренировки, спортивных соревнований и т.д.) и негативное мнение о тех аспектах и функциях, которые противоречат идеалам и ценностям гуманизма – рациональный (когнитивный) компонент;
  • интерес к гуманистическим аспектам, функциям спорта (его видов, разновидностей, компонентов), одобряемые нормы, образцы поведения, которые определяют, как следует вести себя на спортивных тренировках, соревнованиях, трибунах стадиона и т.п. в соответствии с идеалами и ценностями гуманизма, стремление (желание) ориентироваться на них во всей своей спортивной активности, т.е. мотивационная готовность к гуманистически ориентированной спортивной деятельности, – мотивационный компонент;
  • положительные эмоции, связанные с гуманистическими аспектами спортивной деятельности (чувство удовольствия от формирования посредством занятий спортом качеств и способностей, характеризующих целостное развитие, возможности проявления в спортивной деятельности гуманных отношений к другим людям, от наблюдения за проявлением таких качеств, способностей и гуманных отношений  на спортивных соревнованиях и т.п.) и негативные эмоциональные реакции на явления спортивной деятельности, противоречащие гуманистическим идеалам и ценностям – эмоциональный (аффективный) компонент;
  • различные формы реального участия в тех или иных формах и видах спортивной активности с гуманистическими целями и задачами, усвоение знаний, позволяющих правильно понимать и ставить эти цели и задачи, а также соответствующих умений и навыков использования данной активности в целях своего целостного самосовершенствования – деятельностный компонент.

Важным компонентом спортивно-гуманистической культуры является также обоснование (осмысление, объяснение) позитивной гуманистической оценки спорта (тех или иных его видов, разновидностей, компонентов и т.д.) – рефлексивно-аналитический компонент этой культуры.

Такое осмысление (обоснование, объяснение) предполагает:

  • понимание важного значения идей, идеалов и ценностей гуманизма не только в общесоциальном, но и в личностном плане;
  • определение тех сторон, аспектов, функций спорта (какого-то его вида, компонента и т.д.), которые служат основанием для его позитивной оценки как явления, которое по своему гуманистическому потенциалу имеет ценность, социальный и/или личностный смысл;
  • учет тех факторов, от которых зависит реальная гуманистическая значимость спорта.

При обосновании (осмыслении, объяснения) позитивной оценки спорта с акцентом на его гуманистические аспекты и функции субъектом могут быть использованы: практический опыт; традиции, нормы, идеалы, ценностные стереотипы, доминирующие в окружающей социальной среде, и т.д.

Необходимым  условием (предпосылкой) для формирования у субъекта спортивной деятельности позитивного ценностного отношения к гуманистическим аспектам и функциям этой деятельности является наличие у него исходных (предпосылочных) знаний, умений, навыков.

К их числу относятся:

- знания и соответствующие понятия (о том, что такое гуманизм, каковы его основные идеи, идеалы, ценности, в чем их специфика и т.д.), необходимые для гуманистической оценки спорта (его видов, разновидностей, компонентов);

- знания и соответствующие понятия, характеризующие гуманистические аспекты и функции спорта (различных его видов, разновидностей, компонентов), их специфику, а также те факторы, от которых зависит гуманистическая ценность спорта;

- фактологические знания – знания о конкретных фактах современного состояния и истории проявления в спорте (в различных его видах, разновидностях, компонентах) его гуманистических аспектов и функций;

- знания, умения и навыки, необходимые для того, чтобы можно включаться в те или иные виды спортивной деятельности (спортивную тренировку, спортивные соревнования и др.), ориентируясь при постановке связанных с ними целей и задач на идеалы и ценности гуманизма.

Все эти знания, умения, навыки образуют предпосылочный (исходный) блок знаний, умений, навыков спортивно-гуманистической культуры. В структуре этой культуры они выполняют две основные функции. Во-первых, позволяют человеку ориентироваться в различных аспектах, функциях спорта и при этом отличать гуманистические аспекты и функции от множества других (ориентировочная функция). Во-вторых, обеспечивают его информацией, которая необходима для того, чтобы он мог с позиций гуманизма оценивать спорт (различные его виды, компоненты и т.д.), обосновывать свою оценку, а также включаться в те или иные формы спортивной деятельности (спортивную тренировку, спортивные соревнования и др.), ориентируясь при постановке связанных с ними целей и задач на идеалы и ценности гуманизма.

Навыки характеризуют:

  • базовую спортивно-гуманистическую образованность субъекта спортивной деятельности, позволяющую ему с позиций гуманизма ориентироваться в мире этой деятельности,
  • его информационно-операциональную готовность к спортивно-гуманистической деятельности.

Еще один компонент («блок») гуманистически ориентированного ценностного отношения к спорту, а значит, спортивно-гуманистической культуры – результирующий. Показателями этого компонента являются результаты включения в спортивную деятельность и решения поставленных в этой деятельности задач на основе гуманистических знаний, идеалов, эталонов, норм, образцов поведения.

К числу таких результатов относятся:

  • спортивные достижения;
  • качества и способности, а также поведение, характеризующие целостное развитие личности;
  • социальные роли, образ (стиль) жизни и взаимоотношений с другими людьми, адекватные гуманистическим идеалам и ценностям;
  • осознание достигнутых результатов и обоснование их значения.    

Особенно важное значение в этом плане имеет сформированность двух характеристик  целостно развитой личности.

1. Ориентация  на достижения.

Такая ориентация является главным условием самореализации, самовыражения индивида.  Личное достижение – фундаментальная ценность всей жизни человека, выражение его свободы, самоувлечения, самопредставления, самоутверждения.

2. Гуманистически ориентированное поведение в спортивных соревнованиях и в других видах соперничества, которое, как минимум, предусматривает проявление мужества, воли, настойчивости для того, чтобы показать максимально возможный результат, одержать победу, но при этом отказ от желания победить любой ценой, за счет своего здоровья или причинения ущерба здоровью соперникам, посредством обмана, насилия, нечестного судейства и других антигуманных действий.

Указанные в таблице 4 компоненты спортивно-гуманистической культуры, находящиеся в тесной связи с друг с другом, составляют структуру этой культуры.

Таблица 4

 

СПОРТИВНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

(гуманистическое позитивное  ценностное отношение к спорту)

Предпосылочный блок  (исходные знания, умения, навыки):

  • знания и соответствующие понятия о том, что такое гуманизм, каковы его основные идеи, идеалы, ценности, в чем их специфика, необходимые для гуманистической оценки спорта (его видов, разновидностей, компонентов);
  • знания и соответствующие понятия, характеризующие гуманистические аспекты и функции спорта (различных его видов, разновидностей, компонентов), их специфику, а также те факторы, от которых зависит гуманистическая ценность спорта;
  • фактологические знания – знания о конкретных фактах современного состояния и истории проявления в спорте (в различных его видах, разновидностях, компонентах) его гуманистических аспектов и функций;
  • знания, умения и навыки, необходимые для того, чтобы можно включаться в те или иные виды спортивной деятельности (спортивную тренировку, спортивные соревнования и др.), ориентируясь при постановке связанных с ними целей и задач на идеалы и ценности гуманизма.

 

Оценочные компоненты

Рефлексивно-аналитический

компонент

Результирующий

Компонент

Позитивная гуманистическая оценка спорта:

  • позитивное мнение (в виде соответствующих высказываний, суждений, отзывов и т.п.) о гуманистических аспектах, функциях спорта и негативное мнение о тех аспектах и функциях, которые противоречат идеалам и ценностям гуманизма – рациональный (когнитивный) компонент;
  • интерес к гуманистическим аспектам, функциям спорта (его видов, разновидностей, компонентов), одобряемые нормы, образцы поведения, которые определяют, как следует вести себя на спортивных тренировках, соревнованиях, трибунах стадиона и т.п. в соответствии с идеалами и ценностями гуманизма, стремление (желание) ориентироваться на них во всей своей спортивной активности, т.е. мотивационная готовность к гуманистически ориентированной спортивной деятельности, – мотивационный компонент;
  • положительные эмоции, связанные с гуманистическими аспектами спортивной деятельности (чувство удовольствия от формирования посредством занятий спортом качеств и способностей, характеризующих целостное развитие, возможности проявления в спортивной деятельности гуманных отношений к другим людям, от наблюдения за проявлением таких качеств, способностей и гуманных отношений  на спортивных соревнованиях и т.п.) и негативные эмоциональные реакции на явления спортивной деятельности, противоречащие гуманистическим идеалам и ценностям – эмоциональный (аффективный) компонент;
  • различные формы реального участия в тех или иных формах и видах спортивной активности с гуманистическими целями и задачами, усвоение знаний, позволяющих правильно понимать и ставить эти цели и задачи, а также соответствующих умений и навыков использования данной активности в целях своего целостного самосовершенствования – деятельностный компонент.

Обоснование (осмысление, объяснение) позитивной гуманистической оценки спорта:

  • понимание важного значения идей, идеалов и ценностей гуманизма не только в общесоциальном плане, но и лично для себя;
  • определение тех сторон, аспектов, функций спорта (какого-то его вида, компонента и т.д.), которые служат основанием для его позитивной оценки как явления, которое по своему гуманистическому потенциалу имеет ценность, социальный и/или личностный смысл;
  • учет тех факторов, от которых зависит реальная гуманистическая значимость спорта.

Результаты включения в спортивную деятельность и решения поставленных в этой деятельности задач на основе гуманистических знаний, идеалов, эталонов, норм, образцов поведения:

  • спортивные достижения;
  • качества и способности, а также поведение, характеризующие целостное развитие личности;
  • социальные роли, образ (стиль) жизни и взаимоотношений с другими людьми, адекватные гуманистическим идеалам и ценностям;

осознание достигнутых результатов и обоснование их значения.   


 

В структуре спортивно-гуманистической культуры личности важно различать позитивное гуманистическое отношение индивида:

  • вообще к спортивной деятельности и спорту (тем или иным их видам, разновидностям, компонентам и т.д.) (гуманистическое общеспортивное отношение); 
  • к собственной спортивной активности, к тем или иным ее видам, компонентам (гуманистическое Я-спортивное отношение).

Гуманистическое отношение индивида к собственной спортивной активности имеет особенно важное значение в структуре спортивно-гуманистической культуры личности. Оно является мотивационной детерминантой, регулятором его реального и вербального поведения.

                     5. Понятие спортивного воспитания

Вопрос о необходимости спортивного воспитания был поставлен еще основателем современного олимпийского движения Кубертеном. Он указывал на то, что данное движение «предполагает всеобщее спортивное воспитание, которое доступно всем, отличается мужественностью и рыцарским духом и в совокупности с эстетическими и литературными занятиями является движителем национальной жизни и очагом гражданственности». Понятие «спортивное воспитание» для характеристики важной задачи физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью широко используется и в современной педагогической.

Первоначальная и самая общая характеристика спортивного воспитания состоит в том, что это – воспитание, связанное со спортом, «составная часть общего воспитания, для которой исходной точкой является спорт». Конкретизация этой общей характеристики предполагает уточнение задач спортивного воспитания.

Общепризнано, что задача спортивного воспитания состоит в приобщении воспитуемых к спорту: воспитание у них позитивного отношения к спортивной деятельности, содействие в формировании тех знаний, умений, интересов, потребностей, норм поведения, которые необходимы для включения в эту деятельность, и реальное включение в активные и регулярные занятия спортом с целью оздоровления, физического совершенствования, а также выявления, отбора и подготовки спортсменов, способных успешно выступать и побеждать в соревнованиях различного уровня.

Ученый из Голландии Вим де Хеер разъясняет приведенную выше характеристику следующим образом: «Спортивное воспитание заключает в себе в качестве составных компонентов помощь со стороны взрослых, а также создание предпосылок для следующих процессов: а) достижения хороших спортивных результатов в сочетании с моральным удовлетворением от спортивной деятельности; б) формирования спортивного поведения; в) определения места спорта в общем укладе жизни». По мнению А. Павлуцки из Польши, понятие спортивного воспитания характеризует «систему целенаправленных индивидуальных и коллективных воздействий на личность воспитуемого, которые должны приводить к усвоению воспитуемым ценностей и норм культуры спорта, признаваемых и принятых социальной группой в качестве желательных». Другими словами, речь идет о «введении воспитуемого в круг ценностей и эталонов “чистой” культуры спорта».

Информация о работе Спортивная культура и спортивная социализация