Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:16, реферат
Спортивная физиология изучает физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам и резервные возможности организма, функциональные изменения и состояния организма при спортивной деятельности, физическую работоспособность спортсмена и физиологические основы утомления и восстановления в спорте.
3) сравнить данные испытуемых №1 и №2;
4) определить
тип реакции сердечно-
Тема. Исследование физиологических сдвигов при динамической работе субмаксимальной мощности.
Цель: изучение вегетативных реакций организма человека на физическую нагрузку субмаксимальной мощности.
Объект исследования: человек.
Оборудование: секундомер, тонометр с фонендоскопом, тредбан.
Ход работы
1) определить ЧСС, АД, ЧД в состоянии покоя;
2) выполнить работу
3) после выполнения физической нагрузки сразу измерить ЧСС, АД, ЧД, МОД и эти же показатели во время восстановительного периода (на 2-,3-, 4-, и 5-й минутах);
4) занести полученные
результаты исследований в
5) построить графики, отражающие
полученные результаты
6) вычислить изменение % ЧСС и % ПД;
7) определить тип реакции
сердечно-сосудистой системы
8) сделать анализ результатов исследований и выводы.
Результаты исследований
Протокол №2
Таблица 4
Изменение ЧСС (уд/мин) в покое, при работе и в восстановительный период
Время |
Покой |
Н |
Восстановительный период (мин.) | ||||
2 |
3 |
4 |
5 | ||||
Студент № 1 |
За 15 с |
||||||
За 1 мин |
|||||||
Студент № 2 |
За 15 с |
||||||
За 1 мин |
Таблица 5
Изменение АД (мм рт. ст.) в покое, при работе и в восстановительный период
Давление |
Покой |
Н |
Восстановительный период (мин.) | ||||
2 |
3 |
4 |
5 | ||||
Студент № 1 |
Систолическое |
||||||
Диастолическое |
|||||||
Пульсовое |
|||||||
Студент № 2 |
Систолическое |
||||||
Диастолическое |
|||||||
Пульсовое |
Изменение ЧД в покое, при работе и в восстановительный период
Покой |
Нагрузка |
Восстановительный период (мин) | ||||
2 |
3 |
4 |
5 | |||
Студент № 1 |
||||||
Студент № 2 |
Тестовые задания
1. 1. Критерии классификации физических упражнений
1. Биомеханические критерии классифицируют упражнения по:
1) преобладающим источникам энергии;
2) уровню энерготрат;
3) предельному времени работы;
4) структуре движений.
2. Критерии ведущего физического качества делятся на упражнения:
1) по зонам относительной мощности;
2) циклические, ациклические, смешанные;
3) единичные и суммарные;
4) силовые, скоростные, скоростно-силовые,
на выносливость и сложно-
3. Классификация энергетических
критериев включает
1) единичные и суммарные;
2) зоны относительной мощности;
3) критерии ведущего физического качества;
4) по преобладающим источникам энергии (аэробные и анаэробные), по уровню энерготрат (единичные, суммарные).
4. Упражнения, осуществляемые за счет энергии фосфагенной системы – АТФ и КрФ классифицируют на:
1) анаэробные алактатные
без накопления молочной
2) анаэробные лактатные с накоплением молочной кислоты;
3) анаэробно-аэробные;
4) аэробные.
5. Статическая работа выполняется :
1) в изометрическом режиме работы мышц;
2) в изотоническом режиме работы мышц;
3) в ауксотоническом режиме работы мышц.
6. Феномен статических усилий (феномен Линдгарда) характеризует состояние вегетативных функций в момент работы:
1) увеличивается ЖЕЛ, глубина и минутный объем дыхания, увеличивается ЧСС и потребление кислорода;
2) уменьшается ЖЕЛ, уменьшается
глубина и минутный объем
3) нормализуется ЖЕЛ, нормализуется
глубина и минутный объем
7. К зоне максимальной
мощности относятся
1) от 20 до 30 сек;
2) от 20-30 сек до 3-5 мин;
3) от 3-5 мин до 30-40 мин;
4) от 30-40 мин и более.
8. К зоне субмаксимальной
мощности относятся
1) от 20 до 30 сек;
2) от 20-30 сек до 3-5 мин;
3) от 3-5 мин до 30-40 мин;
4) от 30-40 мин и более.
9. К зоне большой мощности
относятся циклические
1) от 20 до 30 сек;
2) от 20-30 сек до 3-5 мин;
3) от 3-5 мин до 30-40 мин;
4) от 30-40 мин и более.
10. К зоне умеренной
мощности относятся
упражнения с длительностью временного интервала:
1) от 20 до 30 сек;
2) от 20-30 сек до 3-5 мин;
3) от 3-5 мин до 30-40 мин;
4) от 30-40 мин и более.
11. К упражнениям в зоне максимальной мощности относятся:
1) легкоатлетический бег на дистанции 400, 800, 1000 и 1500 м;
2) легкоатлетический бег на дистанции 60, 100, 200 м;
3) легкоатлетический бег от 3 до 10 км;
4) марафонский бег.
12. Работа субмаксимальной мощности совершается в условиях:
1) максимальной частоты движений в течение 20-30 сек;
2) максимального темпа движения в течение 3-5 мин;
3) большая интенсивность движений в течение 20 мин.
13. Частота сердечных сокращений к концу дистанции в зоне большой мощности достигает:
1) 160 уд/мин;
2) 190-200 уд/мин;
3) 200 уд/мин и более;
4) 150-180 уд/мин.
14. Концентрация молочной
кислоты в крови в зоне
1) до 80 мг %;
2) до 200-280 мг % на 100 мл крови;
3) до 100-200 мг %;
4) до 200 мг % и более.
15. Кислородный долг к
концу дистанции в зоне
1) 4-5 л;
2) 12-15 л;
3) 16-20 л;
4) 21-25 л.
16. Кислородный запрос в зоне максимальной мощности в минуту составляет:
1) 40 л;
2) 25 л;
3) 6-7 л;
4) 4-5 л.
17. Основными механизмами
утомления в зоне большой
1) исчерпание клеточных резервов макроэргов, уменьшение активности двигательных зон ЦНС, развитие торможения, снижение сократительной способности мышечных волокон;
2) лимит мощности тканевых
буферных систем, усиление деятельности
ЦНС, дефицит кислорода, снижение
сократительной способности
3) предел функциональных
возможностей сердечно-
4) ухудшение подвижности нервных центров, истощение функциональных резервов эндокринной системы, значительное снижение энергетических запасов.
18. Восстановительные процессы после работы в зоне большой мощности происходят:
1) за 30 - 40 мин;
2) за 2 – 3 часа;
3) за 2 – 3 суток;
4) за несколько часов.
19. Вегетативные функции
в ситуационных видах спорта (футболе)
достигают максимальных
1) 110 – 120 уд/мин;
2) 120 – 130 уд/мин;
3) 140 – 160 уд/мин;
4) 180 – 190 уд/мин.
20. В волейболе преобладают
следующие соотношения
1) аэробные;
2) аэробно-анаэробные;
3) анаэробные.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СОСТОЯНИЙ ОРГАНИЗМА ПРИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе систематической тренировки организм спортсмена испытывает ряд функциональных состояний, взаимосвязанных друг с другом и каждое предыдущее влияет на протекание последующего. До начала работы у спортсмена возникает предстартовое состояние, к которым присоединяется влияние разминки; от качества разминки и характера предстартового состояния зависит скорость и эффективность врабатывания в начале работы, и наличие или отсутствие мертвой точки. Эти процессы определяют степень выраженности и длительность устойчивого состояния, а от него зависит скорость наступления и глубина развития утомления, что далее обуславливает особенности процессов восстановления. В зависимости от успешности протекания восстановительных процессов у спортсмена перед началом следующего тренировочного занятия или соревнования проявятся различные формы предстартовых реакций, что и будет определять последующую двигательную деятельность.
2. 1. Роль эмоций при спортивной деятельности
и механизмы их проявления
Эмоции представляют собой личностные отношение человека к окружающей среде и себе, и определяются потребностями и мотивами человека. Они обеспечивают избирательное поведение человека в ситуации со многими выборами, подкрепляя определенные пути решения задач и способы действий.
В регуляции функциональных состояний, которые являются базой двигательной деятельности человека, принимают участие различные психологические, нервные и гуморальные механизмы: потребности, основные источники активности; мотивы, побуждающие к удовлетворению этих потребностей; эмоции, подкрепляющие деятельность; речевая регуляция (самоорганизация и самомобилизация); гормональные влияния - выделение гормонов гипофиза, надпочечников и др.
Спортивная деятельность вызывает в организме спортсмена:
1) физическое напряжение, связанное с осуществлением нагрузочной мышечной работы;
2) эмоционально-психическое напряжение, вызываемое экстремальными раздражителями (стрессорами).
К эмоционально-психическим напряжениям относятся три фактора:
1) большой объем информации, создающий информационную перегрузу (в игровых видах спорта, единоборствах, скоростном спуске на лыжах);
2) необходимость перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
3) высокий уровень мотивации - социальной значимости принимаемых спортсменом решений.
При осуществлении этих процессов огромна роль эмоций.
В спорте эмоции постоянно сопровождают спортсменов, которые испытывают «мышечную радость», «спортивную злость», «горечь поражения» и «радость победы». Эмоции ярко проявляются в предстартовом состоянии, во время спортивной борьбы, являются важным компонентом в процессе тактического мышления.
Эмоциональные реакции включают двигательные, вегетативные и эндокринные проявления: изменения дыхания, частоты сердечных сокращений, артериального давления, деятельности скелетных и мимических мышц, выделение гормонов - адренокортикотропного гормона гипофиза, адреналина, норадреналина и кортикоидов, выделяемых надпочечниками. Эмоции являются механизмом регуляции интенсивности движений, вызывая мобилизацию функциональных резервов организма в экстремальных ситуациях. Это особенно наглядно проявляется в соревновательных условиях, когда результативность выступлений спортсмена превышает его достижения на тренировочных занятиях. Способность к мобилизации функциональных резервов при повышенной мотивации в наибольшей мере присуща опытным квалифицированным спортсменам, в то же время нетренированные лица чаще всего исчерпывают резервы своего организма уже при обычной мотивации.
Значительные нервно-психические напряжения при спортивной деятельности приводят к резкому усилению эмоциональных реакций, обуславливая эмоциональный стресс у спортсменов, а при чрезмерном воздействии вызывают негативные проявления эмоций - дистресс (ухудшение функционального состояния и активности организма, снижение иммунитета).
У спортсменов в соревновательных условиях концентрация нейропептидов (биологических регуляторов) в 5-6 раз превышает их обычное содержание у нетренированных лиц.
2. 2. Предстартовые состояния
и их формы
Предстартовые состояния возникают задолго до выступления. Возникает мысленная настройка на соревнование, повышенная мотивация, растет двигательная активность во время сна, повышается обмен веществ, увеличивается мышечная сила, в крови повышается содержание гормонов, эритроцитов и гемоглобина. Эти проявления усиливаются перед началом работы. Предстартовые состояния возникают по механизму условных рефлексов.