Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:16, реферат
Спортивная физиология изучает физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам и резервные возможности организма, функциональные изменения и состояния организма при спортивной деятельности, физическую работоспособность спортсмена и физиологические основы утомления и восстановления в спорте.
2. Опишите зависимость
влияния типа нервной системы
на формы проявления
3. Назовите физиологические изменения, происходящие в организме при общей разминке и ее ограничения.
4. Какие задачи ставятся
при выполнении специальной
5. Какова роль разминки в регулировании предстартовых состояний?
6.Опишите утомление с физиологической точки зрения.
7. Какие факторы вызывают утомление в организме? Назовите признаки утомления.
8. Дайте характеристику изменениям, происходящим в центральной нервной системе и сердечно-сосудистой системе, в системе крови и органах при утомлении.
9. Перечислите причины развития утомления при различных видах физических нагрузок.
10. Дайте определение процесса восстановления в организме.
11. Опишите нервный и гуморальный механизмы восстановления в организме.
12. Охарактеризуйте восстановительные процессы (неравномерность, гетерохронность, фазность, избирательность, тренируемость).
13. Какие физиологические мероприятия повышают эффективность восстановления?
14.Охарактеризуйте фазы восстановления работоспособности после физических нагрузок.
15. В какую фазу восстановления работоспособности целесообразно выполнять повторную нагрузку (проводить очередное занятие)?
16. Опишите механизмы влияния активного отдыха на восстановление работоспособности организма.
17. Какие средства изменяют состояние организма в период активного отдыха?
18. Какова роль активного отдыха в тренировочной и соревновательной деятельности?
19. Какова роль нервных центров в развитии процессов утомления и восстановления?
Тема. Физиологический анализ разминки.
Цель: изучить влияние различных видов разминки на работоспособность организма при последующей мышечной деятельности.
Объект исследования: человек.
Оборудование: тонометр с фонендоскопом, секундомер
Ход работы
1) измерить ЧСС, АД и ЧД в состоянии покоя у 2-х испытуемых с одинаковым уровнем физического развития;
2) выполнить без разминки
1-м испытуемым
3) определить у 1-го испытуемого
ЧСС, АД и ЧД после нагрузки
и во время 5-ти минутного
4) сделать общую разминку
2-м испытуемым в течение 10 минут
и после 5-ти минутного отдыха
выполнить экспериментальную
5) определить у 2-го испытуемого
ЧСС, АД и ЧД после
6) вычислить изменение %
ЧСС и % ПД и определить тип
реакции сердечно-сосудистой
7) занести полученные результаты исследований ЧСС, АД и ЧД в таблицы;
8) построить графики, отражающие полученные данные;
9) сделать анализ результатов исследований и выводы.
Результаты исследований
Протокол №3
Таблица 7
Изменение ЧСС (уд/мин) в покое, при работе и в восстановительный период
Время |
Покой |
Н |
Восстановительный период (мин.) | ||||
2 |
3 |
4 |
5 | ||||
Студент №1 |
За 15 с |
||||||
За 1 мин |
|||||||
Студент №2 |
За 15 с |
||||||
За 1 мин |
Таблица 8
Изменение АД (мм рт.ст.) при нагрузке и в восстановительный период
Давление |
Покой |
Н |
Восстановительный период (мин.) | ||||
2 |
3 |
4 |
5 | ||||
Студент №1 |
Систолическое |
||||||
Диастолическое |
|||||||
Пульсовое |
|||||||
Студент №2 |
Систолическое |
||||||
Диастолическое |
|||||||
Пульсовое |
Таблица 9
Изменение ЧД в покое, при работе и в восстановительный период
П |
Работа (мин) |
Восстановительный период (мин) | |||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Студент № 1 |
|||||||||
Студент № 2 |
Тема. Влияние активного отдыха на восстановление работоспособности.
Цель: изучить эффективность влияния разных видов отдыха на восстановление работоспособности.
Объект исследования: человек.
Оборудование: секундомер, тонометр с фонендоскопом.
Ход работы
1) измерить ЧСС, АД, и ЧД в состоянии покоя у двух испытуемых;
2) выполнить первую экспериментальную нагрузку одновременно двумя испытуемыми в виде 20 приседаний за 30 секунд;
3) сделать 5-ти минутный отдых – 1-й испытуемый - активный с упражнениями на расслабление и растягивание; 2-й испытуемый – пассивный;
4) выполнить вторую экспериментальную нагрузку в виде 20 приседаний за 30 секунд (одновременно двумя испытуемыми);
5) измерить ЧСС, АД, ЧД сразу после выполнения 2-й нагрузки и на каждой минуте восстановительного периода (на 2-, 3-, 4-, 5-й минутах);
6) занести полученные результаты в таблицы;
7) построить графическое изображение полученных данных;
8) вычислить процентное изменение ЧСС и ПД после пассивного и активного отдыха и определить типы реакций сердечно-сосудистой системы на постоянную физическую нагрузку;
9) сделать анализ результатов исследований и выводы.
Результаты исследований
Протокол № 4
Изменение ЧСС (уд/мин) в покое, при работе и в восстановительный период
№ п/п |
Ф.И.О. |
П |
1-ая нагрузка |
Отдых 5 минут |
2-ая нагрузка |
Восстановительный период (мин) | |||
2 |
3 |
4 |
5 | ||||||
1 |
Активный |
||||||||
2 |
Пассивный |
Таблица 11
Изменение ЧД в покое, при работе и в восстановительный период
№ п/п |
Ф.И.О. |
П |
1-ая нагрузка |
Отдых 5 минут |
2-ая нагрузка |
Восстановительный период (мин) | |||
2 |
3 |
4 |
5 | ||||||
1 |
Активный |
||||||||
2 |
Пассивный |
Таблица 12
Изменение АД в покое, при работе и в восстановительный период
№ п/п |
Ф.И.О. |
П |
1-ая нагрузка |
Отдых 5 минут |
2-ая нагрузка |
Восстановительный период (мин) | |||
2 |
3 |
4 |
5 | ||||||
1 |
СД ДД ПД |
Активный |
СД ДД ПД |
||||||
2 |
СД ДД ПД |
Пассивный |
СД ДД ПД |
Тестовые задания
2. 2. Предстартовые состояния и их формы
1. Боевая готовность обеспечивает в организме изменение следующих физиологических сдвигов:
1) недостаточную возбудимость
ЦНС, увеличение времени
2) чрезмерную возбудимость мозга, нарушение механизмов межмышечной координации, излишние энерготраты и расход углеводов, избыточные кардиореспираторные реакции;
3) повышение возбудимости
нервных центров и мышечных
волокон, оптимальный уровень
2. Влияние типа нервной
системы на проявление
1) боевая готовность;
2) предстартовая апатия;
3) предстартовая лихорадка.
3. Влияние типа нервной системы на проявление предстартовых реакций. У
сангвиников и флегматиков чаще наблюдается:
1) боевая готовность;
2) предстартовая апатия;
3) предстартовая лихорадка.
4. Влияние типа нервной системы на проявление предстартовых реакций. У меланхоликов чаще наблюдается:
1) боевая готовность;
2) предстартовая апатия;
3) предстартовая лихорадка.
5. В случае предстартовой лихорадки разминку необходимо проводить:
1) в невысоком темпе,
подключить глубокие
2) в быстром темпе потому, что необходимо повышение возбудимости в нервной и мышечной системе.
6. Общая разминка решает следующие задачи:
1) восстановление двигательного динамического стереотипа; подготовка двигательного аппарата к предстартовой работе;
2) нормализация психомоторного
состояния; постепенная активизация
обменных процессов и
7. Врабатывание – это переходный период:
1) от работы к покою;
2) от покоя к работе.
8. В период появления
«мертвой точки» возникают
1) тяжелое субъективное состояние, кислородный долг, рост лактата в крови, снижение рН крови до 7,2 и менее, одышка, нарушение сердечного ритма, уменьшение ЖЕЛ, снижение работоспособности;
2) волевое усилие возрастает,
кислородный долг снижается, исчезает
одышка, сердечный выброс
9. В период появления «второго дыхания» возникают следующие изменения в организме:
1) тяжелое субъективное состояние, кислородный долг, рост лактата в крови, снижение рН крови до 7,2 и менее, одышка, нарушение сердечного ритма, уменьшение ЖЕЛ, снижение работоспособности;
2) волевое усилие возрастает,
кислородный долг снижается, исчезает
одышка, сердечный выброс
10. При утомлении в
сердечно-сосудистой системе
1) тахикардия, лабильность артериального давления, неадекватные реакции на дозированную нагрузку, снижение насыщения крови кислородом, учащения дыхания, ухудшения легочной вентиляции;