Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:50, реферат
Выносливость является важнейшим физическим качеством, отражающим общий уровень работоспособности человека и проявляющимся как в спортивной, так и в повседневной жизни. Выносливость нужно развивать для того, чтобы иметь способность к длительному перенесению каких-либо физических нагрузок, в общем, чтобы как можно дольше не утомиться. Выносливость, это как привычка - привычка тела к определённому количеству нагрузок. Зависимость выносливости естественно зависит от возраста человека, то есть с возрастом она изменяется; есть момент, когда выносливость увеличивается, а потом идёт на спад
Введение………………………………………………………………………..2
1. Выносливость……………………………………………………………….4
2. Выносливость и способы ее развития…………………………………….
3. Виды и показатели………………………………………………………….
4. Развитие выносливости ……………………………………………………
5. Методика воспитания выносливости……………………………………
6. Связь утомления и выносливости………………………………………..
7Способы измерения выносливости……………………………………….
Заключение ……………………………………………………………………
Литература …………………………………………………………………….
5. Методика воспитания выносливости.
Выносливость
развивается лишь в тех случаях,
когда в процессе занятий преодолевается
утомление определённой степени. При
этом организм адаптируется к функциональным
сдвигам, что внешне выражается в
улучшении выносливости. Величина и
направленность приспособительных
изменений соответствует
При воспитании выносливости с помощью циклических и ряда других упражнений нагрузка относительно полно определяется следующими пятью факторами:
В зависимости от сочетания этих факторов будут различными не только величина, но и (главное) качественные особенности ответных реакций организма. Рассмотрим влияние названых факторов на примере упражнений циклического характера.
1. Абсолютная
интенсивность упражнений
Уровень критической скорости тем выше, чем больше дыхательные возможности спортсмена. Скорости выше критических получили название надкритических. Здесь кислородный запрос превышает аэробные возможности спортсмена, и работа проходит в условиях кислородного долга за счёт анаэробных поставщиков энергии.
2. Продолжительность
упражнения взаимосвязана со
скоростью передвижения. Изменение
продолжительности имеет
Во-вторых, длительность работы обуславливает при надкритических скоростях величину кислородного долга, а при субкритических – продолжительность напряженной деятельности систем, обеспечивающих доставку и утилизацию кислорода. Слаженная деятельность этих систем в течение долгого времени весьма затруднительна для организма.
3. Продолжительность
интервалов отдыха при
В упражнениях с субкритическими и критическими скоростями и при больших интервалах отдыха, достаточных для относительной нормализации физиологических функций, каждая последующая попытка начинается примерно на таком же фоне, как и первая. Это значит, что сначала в строй вступит фосфокреатиновый механизм энергетического обмена, затем 1-2мин спустя достигнет максимума гликолиз, и лишь
к 3–4-й мин
развернутся дыхательные
4. Характер
отдыха, в частности заполнение
пауз дополнительными видами
деятельности (например, включение
бега “трусцой” между
5. Число
повторений определяет
Таково в
схематическом виде влияние каждого
из названых факторов. В действительности
картина намного сложнее, так
как меняется зачастую не один фактор,
а все пять. Это позволяет обеспечивать
самые разнообразные
Пути направленного увеличения аэробных и анаэробных возможностей организма.
Пути увеличения аэробных возможностей. Воздействуя на аэробные возможности организма в процессе физического воспитания, решают три задачи:
К средствам
повышения дыхательных
Поскольку
уровень критической скорости зависит
от величины максимального потребления
кислорода и экономичности
В качестве основных методов для повышения аэробных возможностей используют методы равномерного, непрерывного, повторного и переменного упражнения. Равномерное непрерывное упражнение особенно широко применяется на начальных этапах воспитания общей выносливости.
Обычно длительность
работы на уровне предельного потребления
кислорода не превышает 10-12мин; лишь
спортсмены высокой квалификации оказываются
в состоянии сохранять
Большой эффект
в развитие аэробных возможностей даёт
– хотя на первый взгляд это кажется
парадоксальным – анаэробная работа,
выполняемая в виде кратковременных
повторений, разделённых небольшими
интервалами отдыха (методы повторного
и переменного интервального
упражнения). Продукты анаэробного
распада, образующиеся при выполнении
интенсивной кратковременной
При определённом соотношении работы и отдыха может наступить равновесие между кислородным запросом организма и текущим потреблением кислорода. Тогда повторная работа может продолжаться весьма длительное время. При повторных нагрузках величины потребления кислорода всё время колеблются, то достигая предельного уровня, то несколько снижаясь. Волны повышенного потребления, вызванные повторной нагрузкой, порой даже превышают уровень максимального потребления, свойственный данному спортсмену, что служит мощным стимулом для повышения дыхательных возможностей.
При использовании
в этих целях методов повторного
и повторно-переменного
Интенсивность работы должна быть выше критической, примерно на уровне 75-85% от максимальной. Она определяется с таким расчётом, чтобы к концу работы частота сердечных сокращений была достаточно высокой, - к примеру, у квалифицированных спортсменов около 180 уд/мин. Нагрузки низкой интенсивности, дающие частоту пульса ниже 130 уд/мин, не проводят к существенному увеличению аэробных возможностей.
Продолжительность отдельной нагрузки подбирается так, чтобы время работы не превышало примерно 1-1,5мин. Только в этом случае работа проходит в условиях кислородного долга и максимум потребления кислорода наблюдается в период отдыха.
Интервалы отдыха должны быть такими, чтобы последующая работа проходила на фоне благоприятных изменений после предшествующей работы. Если ориентироваться на величины систолического объёма крови, то интервал должен быть равен у тренированных спортсменов примерно 45-90сек.
Наибольшая интенсификация дыхательных процессов, определяемая по величине потребления кислорода, также наблюдается на 1 – 2-й минуте восстановления (Н.И. Волков). Во всяком случае, интервалы отдыха не должны быть больше 3-4мин, так как к этому времени суживаются расширившиеся в процессе работы кровеносные капилляры мышц, из-за чего в первые минуты повторной работы кровообращение будет затруднено.
Интервалы отдыха рекомендуется заполнять малоинтенсивной работой (бег “трусцой”, медленное свободное плавание и т.п.). Это имеет ряд преимуществ: облегчается переход от покоя к работе и обратно, несколько ускоряются восстановительные процессы и пр. Всё это даёт возможность выполнять большой объём работы, дольше поддерживать устойчивое состояние.
Число повторений определяется возможностями спортсмена поддерживать устойчивое состояние, т.е. работать в условиях стабилизации потребления кислорода на достаточно высоком уровне. При наступлении утомления снижается уровень кислородного потребления. Обычно это снижение и служит сигналом к прекращению работы. При дозировке нагрузки в данном случае можно руководствоваться также показателями сердечных сокращений. Так, у тренированных людей скорость передвижения, интервалы отдыха и число повторений выбираются такими, чтобы к концу паузы частота пульса равнялась примерно 120-140 уд/мин (это соответствует примерно 170-180 уд/мин в конце работы).
Для повышения аэробных возможностей необходима правильная постановка дыхания. Хотя внешнее, лёгочное дыхание не является обычно первоочерёдным фактором, лимитирующим аэробные возможности, оно всё же имеет важное значение для выносливости человека. Постановка дыхания вообще входит в число оздоровительных задач физического воспитания.
В покое и при умеренной физической нагрузке правильным будет редкое глубокое дыхание через нос. Как известно, существует три основных типа дыхания: грудное, брюшное и смешанное (диафрагмальное). Наиболее рационально диафрагмальное дыхание.
При напряженной
физической работе, когда надо обеспечить
максимальную лёгочную вентиляцию, правильным
можно считать частое достаточно
глубокое дыхание через рот (Н.Г.
Озолин). Причём следует акцентировать
внимание на выдохе, а не на вдохе: тогда
поступающий в лёгкие богатый
кислородом воздух смешивается с
меньшим количеством
Для совершенствования
функций внешнего дыхания полезно
применять специальные