Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 09:48, реферат
Краткое описание
Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием - быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат.
Содержание
І. Введение ІІ. Основная часть 2.1. Скоростные способности человека 2.2. Задачи развитие скоростных способностей 2.3 Реакции в спорте 2.4 методы развития скоростных способностей 2.5 Основные скоростные способности 2.6 Развития быстроты движении реакции Ш. Заключительная часть Список использованной литературы
Министерства образования и науки Республики
Казахстан
Восточно-Казахстанский
Государственный Университет имени Сарсена
Аманжолова
Тема: Спринт и методика
развития скорости
Выполнил: Сагатов К.Ж.
Проверил: Кругликов А.Н.
г. Усть-Каменогорск
2014 г.
Содержание
І. Введение
ІІ. Основная часть
2.1. Скоростные
способности человека
2.2. Задачи развитие
скоростных способностей
2.3 Реакции
в спорте
2.4 методы развития
скоростных способностей
2.5 Основные скоростные
способности
2.6 Развития быстроты
движении реакции
Ш. Заключительная
часть
Список использованной
литературы
Введение
Скоростные характеристики
движений и действий объединены под общим
названием - быстрота. В самых общих чертах
она характеризует способность человека
совершать действия в минимальный для
данных условий отрезок времени. В соответствии
с современными представлениями, под быстротой
понимается специфическая двигательная
способность человека к экстренным двигательным
реакциям и высокой скорости движений,
выполняемых при отсутствии значительного
внешнего сопротивления, сложной координации
работы мышц, и не требующих больших энерготрат.
Физиологический механизм проявления
быстроты, связанный, прежде всего, со
скоростными характеристиками нервных
процессов, представляется как многофункциональное
свойство центральной нервной системы
(ЦНС) и периферического нервно-мышечного
аппарата (НМА).
Различают несколько элементарных
форм проявления быстроты:
1. Быстроту простой и
сложной двигательных реакций.
2. Быстроту одиночного
движения.
3. Быстроту сложного (многосуставного)
движения, связанного с изменением
положения тела в пространстве
или с переключением с одного
действия на другое.
4. Частоту ненагруженных
движений.
Выделяемые формы проявления
быстроты относительно независимы друг
от друга и слабо связаны с уровнем общей
физической подготовленности. Вместе
с тем, в быту, спорте и профессиональной
деятельности, связанной с выполнением
физических нагрузок, людям приходится
сталкиваться и с другими формами проявления
быстроты. Это, прежде, всего, передвижения
человека с максимальной скоростью, различные
прыжковые упражнения, связанные с перемещением
собственного тела, единоборства и спортивные
игры.
Такие, комплексные, формы проявления
быстроты, принято называть скоростными
способностями человека.
Для их эффективного проявления,
кроме высоких характеристик нервных
процессов, необходимы еще достаточный
уровень скоростно-силовой подготовленности
двигательного аппарата, мощности анаэробных
систем энергетического обеспечения,
а также совершенство двигательных навыков
выполняемых упражнений и действий.
Основными средствами развития
различных форм быстроты являются упражнения,
требующие быстрых двигательных реакций,
высокой скорости и частоты выполнения
движений.
Однако, при всем том, что все
такие упражнения направлены на развитие
быстроты, все-таки имеются существенные
методические особенности развития различных
ее форм.
Актуальность данной темы объясняется
тем, что развитие быстроты реагирования
на действия партнёра или соперника, в
профессиональной деятельности и спорте
имеют огромное значение.
Цель данной работы: Изучить
быстроту движения как физического качество
человека, в также охарактеризовать средства
и методы ее развития. Исходя из поставленной
цели ставлю перед собой следующие задачи:
1. Охарактеризовать быстроту
движения как физическое качество
человека;
2. Изучить скоростные
способности человека;
3. Дать определение понятию
«реакция в спорте»;
4. Изучить методы воспитания
скоростных способностей;
5. Изучить основы развития
скоростных способностей;
6. Выяснить, как происходит
развитие быстроты двигательной
реакции;
7. Охарактеризовать средства
воспитания скоростных способностей
1. Скоростные способности
человека
Под скоростными способностями
понимают возможности человека, обеспечивающие
ему выполнение двигательных действий
в минимальный для данных условий промежуток
времени. Различают элементарные и комплексные
формы проявления скоростных способностей.
К элементарным формам относятся быстрота
реакции, скорость одиночного движения,
частота (темп) движений.6, с. 27
Все двигательные реакции, совершаемые
человеком, делятся на две группы: простые
и сложные. Ответ заранее известным движением
на заранее известный сигнал (зрительный,
слуховой, тактильный) называется простой
реакцией. Примерами такого вида реакций
являются начало двигательного действия
(старт) в ответ на выстрел стартового
пистолета в легкой атлетике или в плавании,
прекращение нападающего или защитного
действия в единоборствах или во время
спортивной игры при свистке арбитра и
т.п. Быстрота простой реакции определяется
по так называемому латентному (скрытому)
периоду реакции - временному отрезку
от момента появления сигнала до момента
начала движения. Латентное время простой
реакции у взрослых, как правило, не превышает
0,3 с.
Сложные двигательные реакции
встречаются в видах спорта, характеризующихся
постоянной и внезапной сменой ситуации
действий (спортивные игры, единоборства,
горнолыжный спорт и т.д.). Большинство
сложных двигательных реакций в физическом
воспитании и спорте - это реакции «выбора»
(когда из нескольких возможных действий
требуется мгновенно выбрать одно, адекватное
данной ситуации).
В ряде видов спорта такие реакции
одновременно являются реакциями на движущийся
объект (мяч, шайба и т.п.).
Временной интервал, затраченный
на выполнение одиночного движения (например,
удар в боксе), тоже характеризует скоростные
способности.
Частота, или темп, движений
- это число движений в единицу времени
(например, число беговых шагов за 10 с).
6, с. 28
В различных видах двигательной
деятельности элементарные формы проявления
скоростных способностей выступают в
различных сочетаниях и в совокупности
с другими физическими качествами и техническими
действиями. В этом случае имеет место
комплексное проявление скоростных способностей.
К ним относятся: быстрота выполнения
целостных двигательных действий, способность
как можно быстрее набрать максимальную
скорость и способность длительно поддерживать
ее.
Для практики физического воспитания
наибольшее значение имеет скорость выполнения
человеком целостных двигательных действий
в беге, плавании, передвижении на лыжах,
велогонках, гребле и т.д., а не элементарные
формы ее проявления. Однако эта скорость
лишь косвенно характеризует быстроту
человека, так как она обусловлена не только
уровнем развития быстроты, но и другими
факторами, в частности техникой владения
действием, координационными способностями,
мотивацией, волевыми качествами и др.
Способность как можно быстрее
набрать максимальную скорость определяют
по фазе стартового разгона или стартовой
скорости. В среднем это время составляет
5-6 с. Способность как можно дольше удерживать
достигнутую максимальную скорость называют
скоростной выносливостью и определяют
по дистанционной скорости.
В играх и единоборствах есть
еще одно специфическое проявление скоростных
качеств - быстрота торможения, когда в
связи с изменением ситуации необходимо
мгновенно остановиться и начать движение
в другом направлении.
Проявление форм быстроты и
скорости движений зависит от целого ряда
факторов: 6, с. 29
1) состояния центральной
нервной системы и нервно-мышечного
аппарата человека;
2) морфологических особенностей
мышечной ткани, ее композиции (т.е.
от соотношения быстрых и медленных
волокон);
3) силы мышц;
4) способности мышц быстро
переходить из напряженного состояния
в расслабленное;
5) энергетических запасов
в мышце (аденозинтрифосфорная кислота
- АТФ и креатинфосфат - КТФ);
6) амплитуды движений, т.е.
от степени подвижности в суставах;
7) способности к координации
движений при скоростной работе;
С физиологической точки зрения
быстрота реакции зависит от скорости
протекания следующих пяти фаз:
1) возникновения возбуждения
в рецепторе (зрительном, слуховом,
тактильном и др.), участвующем
в восприятии сигнала;
2) передачи возбуждения
в центральную нервную систему;
3) перехода сигнальной
информации по нервным путям,
ее анализа и формирования
эфферентного сигнала;
4) проведения эфферентного
сигнала от центральной нервной
системы к мышце;
5) возбуждения мышцы и
появления в ней механизма
активности.
Максимальная частота движений
зависит от скорости перехода двигательных
нервных центров из состояния возбуждения
в состояние торможения и обратно, т.е.
она зависит от лабильности нервных процессов.
На быстроту, проявляемую в
целостных двигательных действиях, влияют:
частота нервно-мышечной импульсации,
скорость перехода мышц из фазы напряжения
в фазу расслабления, темп чередования
этих фаз, степень включения в процесс
движения быстро сокращающихся мышечных
волокон и их синхронная работа.
С биохимической точки зрения
быстрота движений зависит от содержания
аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах,
скорости ее расщепления и ресинтеза.
В скоростных упражнениях ресинтез АТФ
происходит за счет фосфорокреатинового
и гликолитического механизмов (анаэробно
- без участия кислорода). Доля аэробного
(кислородного) источника в энергетическом
обеспечении разной скоростной деятельности
составляет 0-10%.
Генетические исследования
(метод близнецов, сопоставление скоростных
возможностей родителей и детей, длительные
наблюдения за изменениями показателей
быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют,
что двигательные способности существенно
зависят от факторов генотипа. По данным
научных исследований, быстрота простой
реакции примерно на 60-88% определяется
наследственностью. Среднесильное генетическое
влияние испытывают скорость одиночного
движения и частота движений, а скорость,
проявляемая в целостных двигательных
актах, беге, зависит примерно в равной
степени от генотипа и среды (40-60%).
Наиболее благоприятными периодами
для развития скоростных способностей
как у мальчиков, так и у девочек считается
возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем
темпе рост различных показателей быстроты
продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту
фактически наступает стабилизация результатов
в показателях быстроты простой реакции
и максимальной частоты движений. Целенаправленные
воздействия или занятия разными видами
спорта оказывают положительное влияние
на развитие скоростных способностей:
специально тренирующиеся имеют преимущество
на 5-20% и более, а рост результатов может
продолжаться до 25 лет.
Половые различия в уровне развития
скоростных способностей невелики до
12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают
опережать девочек, особенно в показателях
быстроты целостных двигательных действий
(бег, плавание и т.д.).
1.1 Задачи развития
скоростных способностей
Первая задача состоит в необходимости
разностороннего развития скоростных
способностей (быстрота реакции, частота
движений, скорость одиночного движения,
быстрота целостных действий) в сочетании
с приобретением двигательных умений
и навыков, которые осваивают дети за время
обучения в образовательном учреждении.
Для педагога по физической культуре и
спорту важно не упустить младший и средний
школьный возраст - сенситивные (особенно
благоприятные) периоды для эффективного
воздействия на эту группу способностей.
Вторая задача - максимальное
развитие скоростных способностей при
специализации детей, подростков, юношей
и девушек в видах спорта, где скорость
реагирования или быстрота действия играет
существенную роль (бег на короткие дистанции,
спортивные игры, единоборства, санный
спорт и др.).
Третья задача - совершенствование
скоростных способностей, от которых зависит
успех в определенных видах трудовой деятельности
(например, в летном деле, при выполнении
функций оператора в промышленности, энергосистемах,
системах связи и др.).
Скоростные способности весьма
трудно поддаются развитию. Возможность
повышения скорости в локомоторных циклических
актах весьма ограничена. В процессе спортивной
тренировки повышение скорости движений
достигается не только воздействием на
собственно скоростные способности, но
и иным путем - через воспитание силовых
и скоростно-силовых способностей, скоростной
выносливости, совершенствование техники
движений и др., т.е. посредством совершенствования
тех факторов, от которых существенно
зависит проявление тех или иных качеств
быстроты.
В многочисленных исследованиях
показано, что все вышеназванные виды
скоростных способностей специфичны.
Диапазон взаимного переноса скоростных
способностей ограничен (например, можно
обладать хорошей реакцией на сигнал,
но иметь невысокую частоту движений;
способность выполнять с высокой скоростью
стартовый разгон в спринтерском беге
еще не гарантирует высокой дистанционной
скорости и наоборот). Прямой положительный
перенос быстроты имеет место лишь в движениях,
у которых сходные смысловые и программирующие
стороны, а также двигательный состав.
Отмеченные специфические особенности
скоростных способностей поэтому требуют
применения соответствующих тренировочных
средств и методов по каждой их разновидности.
6, с. 33.