Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 09:48, реферат
Краткое описание
Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием - быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат.
Содержание
І. Введение ІІ. Основная часть 2.1. Скоростные способности человека 2.2. Задачи развитие скоростных способностей 2.3 Реакции в спорте 2.4 методы развития скоростных способностей 2.5 Основные скоростные способности 2.6 Развития быстроты движении реакции Ш. Заключительная часть Список использованной литературы
В простой двигательной реакции
выделяют два основных ее компонента:
1. Латентный (запаздывающий),
обусловленный задержками, накапливающимися
на всех уровнях организации двигательных
действий в ЦНС. Латентное время простой
двигательной реакции практически не
поддается тренировке, не связано со спортивным
мастерством и не может приниматься за
характеристику быстроты человека.
2. Моторный, за счет совершенствования
которого, в основном, и происходит сокращение
времени реагирования.
Для простых реакций характерен
значительный перенос быстроты: тренировка
в различных скоростных упражнениях улучшает
быстроту простой реакции, а люди, быстро
реагирующие в одних ситуациях, будут
быстро реагировать и в других.
При выполнении напряженной
мышечной работы у хорошо тренированных
к ней людей наблюдается укорочение времени
простой двигательной реакции и повышение
возбудимости нервно-мышечного аппарата.
У менее тренированных - время реакции
ухудшается, происходит снижение возбудимости
ЦНС и функционального состояния НМА.
После интенсивной кратковременной
мышечной работы может происходить уменьшение
времени реакции и за счет ослабления
тормозных процессов, в связи с перевозбуждением
ЦНС. Такое состояние, как правило, сопровождается
нарушением тонких двигательных дифференцировок
и снижает эффективность выполняемой
работы.
В быту, спортивной и профессиональной
деятельности во многих случаях не возникает
необходимости специальной тренировки
быстроты простой двигательной реакции.
Для ее совершенствования бывает достаточно
того улучшения времени реакции, которое
происходит путем переноса при тренировке
в скоростных упражнениях. Особую ценность
в этом отношении представляют подвижные
и спортивные игры.
Для целенаправленного развития
быстроты простой двигательной реакции
наиболее эффективны повторный, расчлененный
и сенсорный методы.
Повторный метод заключается
в максимально быстром повторном выполнении
тренируемых движений по сигналу. Продолжительность
таких упражнений не должна превышать
4-5 секунд. Рекомендуется выполнять 3-6
повторений тренируемых упражнений в
2-3 сериях.
Расчлененный метод сводится
к аналитической тренировке в облегченных
условиях быстроты реакции и скорости
последующих движений.
Например, при совершенствовании
старта в спринтерском беге, возможна
следующая схема использования расчлененного
метода тренировки быстроты реакции на
стартовый сигнал: 3, с. 43
1. Сначала выполняется
бег со старта под команду
с контролем времени в облегченных
условиях (со специальных колодок,
под уклон или с помощью
тяги растянутого вперед резинового
амортизатора).
2. Затем выполняется бег
со старта на 10-20 м самостоятельно,
без команды, но с контролем
времени бега, для отработки стартового
ускорения.
3. В заключение выполняется
групповой старт на 20-50 м, реагируя
по движению одного из участников
забега. «Лидер» меняется по очереди
в каждом забеге.
Сенсорный метод основан на
тесной связи между быстротой реакции
и способностью к различению микроинтервалов
времени. Этот метод направлен на развитие
способности различать отрезки времени
порядка десятых и, даже, сотых долей секунды.
Тренировка по этому методу подразделяется
на три этапа:
1. На первом этапе занимающиеся
выполняют двигательное задание с максимальной
быстротой. После каждой попытки руководитель
сообщает время выполнения упражнения.
2. На втором этапе повторяется
выполнение первоначального двигательного
задания, но занимающиеся самостоятельно
оценивают по своим ощущениям
быстроту его реализации, а затем
сравнивают свои оценки с реальным
временем выполнения упражнения.
Постоянное сопоставление своих
ощущений с действительным временем выполнения
упражнений совершенствует точность восприятия
времени.
3. На третьем этапе
предлагается выполнять задание
с различной, заранее определенной
скоростью. Результат контролируется
и сравнивается. При этом происходит
обучение свободному управлению
быстротой реагирования.
Сложность расчлененного и
сенсорного методов тренировки быстроты
реакции состоит в том, что для их реализации
необходимы определенные технические
средства: электронные секундомеры с автоматической
регистрацией начала и конца выполнения
задания под команду и без команды.
В повседневной жизни чаще приходится
сталкиваться со сложными реакциями, для
реализации которых необходимо:
1. Адекватно оценить ситуацию.
2. Принять необходимое
двигательное решение.
3. Оптимально выполнить
это решение. При этом необходимо
помнить, что чем больше имеется
вариантов решения двигательной
задачи, тем более затруднено
принятие решения и длительнее
время реагирования. Наиболее существенное
уменьшение времени сложной реакции
наблюдается при совершенствовании
ее моторного компонента.
С другой стороны, чем менее
трудным и более автоматизированным является
само тренируемое движение, тем меньшее
напряжение при его реализации испытывает
нервная система, короче реакция и быстрее
ответное действие. Отрабатывая технику
спортивных или профессиональных действий
в различных «стандартных» ситуациях,
Вы как раз и решаете проблему ускорения
оценки ситуации и принятия решения.
Гипоксия, а также сильное и
продолжительное нервное напряжение могут
привести к увеличению времени сложной
реакции. Под влиянием утомления ухудшается
и точность мышечно-суставного чувства.
Сложные реакции на движущийся
объект (РДО) встречаются не только в спортивных
играх, единоборствах, стрельбе по движущимся
мишеням, но и во многих видах профессиональной
деятельности. Время реакции может составлять
от 0,25 до 3,0-4,0 секунд. На сенсорную фазу
уходит примерно 0,05 секунды.
Значит, основное значение для
быстроты реагирования имеют способность
увидеть перемещающийся с высокой скоростью
объект и моторная фаза реакции. На это
и должна быть направлена тренировка.
Для тренировки используют
упражнения с реакцией на движущийся объект.
В тех случаях, когда объект зафиксирован
взглядом уже до начала движения, время
реагирования существенно уменьшается.
Тренировочные требования должны постоянно
усложняться:
1. Постепенным увеличением
скорости перемещения.
2. Внезапностью появления
объекта.
3. Сокращением дистанции
реагирования. Точность реакции
на движущийся объект совершенствуется
параллельно с развитием быстроты
реагирования.
Для развития быстроты реакции
на движущийся объект можно использовать
подвижные игры с небольшим (например,
с теннисным) мячом и спортивные игры,
но основными средствами тренировки все-таки
являются упражнения, специфичные для
каждого конкретного вида профессиональной
(или спортивной) деятельности.
Развитие и совершенствование
реакции выбора связано с принятием необходимого
двигательного решения из нескольких
возможных вариантов. Сложность осуществления
реакции выбора зависит от разнообразия
возможного изменения обстановки. Например,
в рукопашной схватке противник может
атаковать любой рукой или ногой в самой
неожиданной последовательности.
Аналогичная ситуация может
сложиться и при атакующих действиях в
волейболе, футболе и в других играх.
При тренировке реакции выбора
необходимо идти по пути постепенного
увеличения числа возможных вариантов
изменения обстановки. В ряде случаев
большую роль в сокращении времени сложной
двигательной реакции играет фактор предвосхищения
ситуации (это так называемая антиципирующая
реакция). Достигается такое предвосхищение
событий и опережение действий противника
тем, что опытный мастер-профессионал
реагирует не только на само движение,
но и на подготовительные действия к нему.
Возможно это потому, что в каждом движении
есть две фазы: 3, с. 44
1. Познотоническая выражающаяся
в трудноуловимом для дилетанта изменении
позы и перераспределении мышечного тонуса
атакующим.
2. Моторная, или собственно
движение.
Опытные мастера в единоборствах,
спортивных играх, а также в некоторых
видах профессиональной деятельности,
умеют реагировать уже на первую, подготовительную
фазу движения. В боевых и спортивных единоборствах
этим, например, можно объяснить уход от
ударов противника на ближней и средней
дистанции, то есть, тогда, когда само время
удара меньше времени принятия защиты.
Для совершенствования антиципирующей
реакции сначала необходимо учиться реагировать
на сознательно утрируемую напарником
первую, подготовительную фазу движения,
и постепенно тренировать выполнение
упражнения максимально быстро.
5. Средства воспитания
скоростных способностей
Средствами развития быстроты
являются упражнения, выполняемые с предельной
либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные
упражнения). Их можно разделить на три
основные группы (В.И. Лях, 1997).
1. Упражнения, направленно
воздействующие на отдельные
компоненты скоростных способностей:
а) быстроту реакции;
б) скорость выполнения отдельных
движений;
в) улучшение частоты движений;
г) улучшение стартовой скорости;
д) скоростную выносливость;
е) быстроту выполнения последовательных
двигательных действий в целом (например,
бега, плавания, ведения мяча).
2. Упражнения комплексного
(разностороннего) воздействия на
все основные компоненты скоростных
способностей (например, спортивные
и подвижные игры, эстафеты, единоборства
и т.д.).
3. Упражнения сопряженного
воздействия:
а) на скоростные и все другие
способности (скоростные и силовые, скоростные
и координационные, скоростные и выносливость);
б) на скоростные способности
и совершенствование двигательных действий
(в беге, плавании, спортивных играх и др.).
В спортивной практике для развития
быстроты отдельных движений применяются
те же упражнения, что и для развития взрывной
силы, но без отягощения или с таким отягощением,
которое не снижает скорости движении.
Кроме этого используются такие упражнения,
которые выполняют с неполным размахом,
с максимальной скоростью и с резкой остановкой
движений, а также старты и спурты.
Для развития частоты движений
применяются: циклические упражнения
в условиях, способствующих повышению
темпа движений; бег под уклон за мотоциклом,
с тяговым устройством; быстрые движения
ногами и руками, выполняемые в высоком
темпе за счет сокращения размаха, а затем
постепенного его увеличения; упражнения
на повышение скорости расслабления мышечных
групп после их сокращения.
Для развития скоростных возможностей
в их комплексном выражении применяются
три группы упражнений: упражнения, которые
используются для развития быстроты реакции;
упражнения, которые используются для
развития скорости отдельных движений,
в том числе для передвижения на различных
коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения,
характеризующиеся взрывным характером.
6. Методика развития быстроты
реакций и скорости движений
Целенаправленного развития
быстроты и скорости движений требуют
далеко не все современные профессии.
Для большинства видов трудовой деятельности
достаточно бывает того ее уровня, который
достигается в процессе общефизической
подготовки. Вместе с тем, работа операторов,
пилотов авиалайнеров, водителей автотранспорта,
военнослужащих, сотрудников правоохранительных
органов, различных служб охраны и т. п.,
требует высокого уровня развития быстроты.
Средства для развития быстроты
могут быть самыми разнообразными. Для
многих профессий созданы специальные
электронные тренажерные системы, работа
на которых одновременно совершенствует
и специфические формы проявления быстроты.
В процессе прикладной физической подготовки,
для развития быстроты и скорости движений,
могут быть использованы разнообразные
упражнения. Отличные результаты достигаются
при занятиях борьбой (вольной, классической,
дзю-до, самбо), боксом, восточными видами
единоборств, спортивными играми (теннис,
настольный теннис, бадминтон, волейбол,
баскетбол, ручной мяч, хоккей), легкой
атлетикой, фехтованием и многими другими
видами спорта.
В самостоятельных занятиях
можно применять упражнения с партнером
и без партнера, групповые упражнения
для развития и совершенствования быстроты
и скорости движений. Некоторые из таких
достаточно простых и эффективных упражнений
приведены в данном разделе.
6.1 Упражнения для развития
быстроты
1. Бег со старта из
различных положений, в том числе
из положения сидя, лежа лицом вниз
или вверх, в упоре лежа, лежа головой в
противоположную сторону (относительно
направления движения). Дозировка: [5-6 раз
по 10-15 метров с интервалом в 1,0-1,5 минуты]
х 3-4 серии через 2-3 минуты отдыха. Эти упражнения
рекомендуется выполнять по сигналу, в
группе или самостоятельно, но, желательно,
с контролем времени.
2. Бег с максимальной
скоростью на 30-60 метров. Дозировка:
3-5 раз х 1серии. Отдых до полного восстановления
дыхания.
3. Бег с предельной
скоростью с «ходу»: 10-30 метров
с 30-метрового разбега. Выполнять, как
и предыдущее упражнение.
4. Быстрый бег под уклон
(до 15 градусов) с установкой на
достижение максимальной скорости
и частоты движений на дистанции
10-30 метров с 30-метрового разбега.
Дозировка: 3-5 раз х 1-2 серии.
5. Быстрый бег в парке
или в лесу с уклонами и
уходами от встречных веток
кустов и деревьев. Дозировка: быстрый
бег до 10 секунд с последующей
ходьбой 1-2 минуты. Всего выполнить
3-4 серии. Обратить внимание на меры
безопасности.
6.2 Подготовка в беге
на 100 метров или в челночном
беге