Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:02, реферат
Анализ тематики «Средства спортивной тренировки» достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики «Средства и методы спортивной тренировки», следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики «Средства и методы спортивной тренировки».
Введение 3
Спортивная тренировка 5
Средства спортивной тренировки 6
Методы спортивной тренировки 10
Заключение 15
Список используемой литературы 16
2. Практические методы спортивной тренировки
К методам строго регламентированного
упражнения относятся методы, преимущественно
направленные на освоение спортивной
техники, и методы, направленные преимущественно
на воспитание физических качеств.
Среди методов, направленных преимущественно
на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания
упражнений в целом (целостно-конструктивные)
и по частям (расчлененно-конструктивные).
Разучивание движения в целом осуществляется
при освоении относительно простых упражнений,
а также сложных движений, разделение
которых на части невозможно. Однако при
освоении целостного движения внимание
спортсменов акцентируют последовательно
на рациональном выполнении отдельных
элементов целостного двигательного акта. При разучивании более или
менее сложных движений, которые можно
разделить на относительно самостоятельные
части, освоение спортивной техники осуществляется
по частям. В дальнейшем целостное выполнение
двигательных действий приведет к интеграции
в единое целое ранее освоенных составляющих
сложного упражнения.
При применении целостно-конструктивного
и расчлененно-конструктивного методов
большая роль отводится подводящим и имитационным
упражнениям. В имитационных упражнениях
сохраняется общая структура основных
упражнений, однако при их выполнении
обеспечиваются условия, облегчающие
освоение двигательных действий.
Среди методов, направленных преимущественно
на совершенствование физических качеств, выделяют две основные группы
методов - непрерывные и интервальные. Непрерывные методы
характеризуются однократным непрерывным
выполнением тренировочной работы. Интервальные методы
предусматривают выполнение упражнений
как с регламентированными паузами, так
и с непроизвольными паузами отдыха. При использовании этих методов
упражнения могут выполняться как в равномерном
(стандартном), так и в переменном (вариативном)
режиме. При равномерном режиме интенсивность
работы является постоянной, при переменном
- варьирующей. Интенсивность работы от
упражнения к упражнению может возрастать
(прогрессирующий вариант) или неоднократно
изменяться (варьирующий вариант).
Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях
равномерной и переменной работы, в основном
используются для повышения аэробных
возможностей, воспитания специальной
выносливости к работе средней и большой
длительности. В качестве примера можно
привести греблю на дистанциях 5000 и 10000 м с постоянной и переменной скоростью,
бег на дистанциях 5000 и 10000 м как с равномерной, так и с переменной
интенсивностью. Указанные упражнения
будут способствовать, как правило, повышению
аэробной производительности спортсменов,
развитию их выносливости к длительной
работе, повышению ее экономичности.
Возможности непрерывных методов тренировки
в условиях переменной работы значительно
многообразнее. В зависимости от продолжительности
частей упражнений, выполняемых с большей
или меньшей интенсивностью, особенностей
их сочетания, интенсивности работы при
выполнении отдельных частей, можно добиться
преимущественного воздействия на организм
спортсмена в направлении повышения скоростных
возможностей, развития различных компонентов
выносливости, совершенствования частных
способностей, определяющих уровень спортивных
достижений в различных видах спорта.
В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Например, при пробегании на коньках дистанции 8000 м (20 кругов по 400 м) один круг проходится с результатом 45 с, следующий - свободно, с произвольной скоростью. Такая тренировочная работа будет способствовать воспитанию специальной выносливости, становлению соревновательной техники. Прогрессирующий вариант нагрузки связан с повышением интенсивности работы по мере выполнения упражнения, а нисходящий - с ее снижением. Так, проплывание дистанции 500 м (первый стометровый отрезок проплывается за 64 с, а каждый последующий - на 2 с быстрее, т.е. за 62, 60, 58 и 56 с) является примером применения прогрессирующего варианта. Примером нисходящего варианта является пробегание на лыжах 20 км (4 круга по 5 км) с результатами соответственно 20, 21, 22 и 23 мин.
Широко применяются в спортивной практике и интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные). Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для данных методов. Примером варьирующего варианта могут служить серии для совершенствования спринтерских качеств в беге: 3х60 м с максимальной скоростью, отдых - 3-5 мин, 30 м - с ходу с максимальной скоростью, медленный бег - 200 м. Примером прогрессирующего варианта являются комплексы, предполагающие последовательное прохождение отрезков возрастающей длины (пробегание серии 400 м + 800 м + 1200 м + 2000 м) либо стандартной длины при возрастающей скорости (шестикратное проплывание дистанции200 м с результатами - 2 мин 14 с; 2 мин 12 с; 2 мин 10 с; 2 мин 08 с; 2 мин 06 с; 2 мин 04 с). Нисходящий вариант предполагает обратное сочетание: последовательное выполнение упражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным уменьшением их интенсивности.
В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.
Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
Не менее
важна его роль как средства активного
отдыха, переключения занимающихся
на иной вид двигательной активности с
целью ускорения и повышения эффективности
адаптационных и восстановительных процессов,
поддержания ранее достигнутого уровня
подготовленности.
Игровой метод чаще всего воплощается
в виде различных подвижных и спортивных
игр.
Соревновательный
метод предполагает специально организованную
соревновательную деятельность, которая
в данном случае выступает в качестве
оптимального способа повышения эффективности
тренировочного процесса.
При использовании соревновательного
метода следует широко варьировать условия
проведения соревнований, с тем чтобы
максимально приблизить их к тем требованиям,
которые в наибольшей мере способствуют
решению поставленных задач.
Соревнования
могут проводиться в усложненны
В качестве примеров усложнения условий соревнований можно привести следующие:
Облегчение условий соревнований может быть обеспечено:
Следует отметить,
что все вышеперечисленные
Заключение
В работе подробно
рассмотрены такое понятие как
«спортивная тренировка». Приведена
классификация средств
Список используемой литературы
1.Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н., и др. Теория и методика физического воспитания: учеб. Для студентов фак. культ. пед. Ин-тов по спец [Текст] – М.: просвещение, 1990. – 287с.
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1988. – 336 с.
3. Друзь, Валерий Анатольевич. Спортивнаɹ тренировка и организм [Текст] / В. А. Друзь. - Киев : Здоров'ɹ, 1980. - 126 с
4. Запорожанов В.А. Контроль в спортивной тренировке [Текст] - К.: Здоровь'я, 2003
5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физической культуры [Текст] – М.: ФиС, 1991. – 543с.
6. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие [Текст] – М.: ФиС, 2001. – 128с.