Сущность принципов и методов спортивной тренировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 12:12, реферат

Краткое описание

Цель работы - изучить сущность принципов и методов спортивной тренировки.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования;
2. Рассмотреть организацию учебно-тренировочного процесса;
3. Исследовать принципы спортивной тренировки.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
1.1 СУЩНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
2.1 МЕТОДЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
2.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
3. ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 63.87 Кб (Скачать файл)

Каждая клетка, каждый орган  и человеческий организм в целом  привыкли к определенной интенсивности  обмена веществ, который в значительной степени определяется мышечной работой.

Говоря о сердце и сосудах, следует привести несколько цифр и фактов. В покое при ударах 70 раз в минуту сердце в сутки  делает примерно 100 тысяч сокращений, в месяц - 3 млн., в год - 36 млн., в  течение всей жизни от 3 до 4 млрд. и более. За одно сокращение оно выбрасывает  крови в сосудистую систему от 50 до 80 мл, а за 70 лет перекачивает 150 - 180 тысяч тонн и более крови. Общая длина сосудов в теле человека достигает 100 тысяч км. Если вытянуть капилляры в одну линию, то ими можно "обмотать" нашу планету  в 2,5 раза. 

Последними исследованиями было установлено, что у сердца есть "коллеги" по труду - периферические сердца. Оказалось, что каждая скелетная  мышца по отношению к кровообращению не только проточная сосудистая система и потребитель крови, но и самообеспечивающийся орган, мощный насос. На основании исследований было доказано, что насосная функция периферического "сердца" по полученному эффекту превосходит даже центральное сердце. Скелетная мышца рассматривается как физиологический вибратор, выполняющий одновременно две функции: механическую работу и обеспечение собственного (кровоснабжения) кровообращения.

Обнаружение внутримышечного  периферийного "сердца" дает возможность  по-новому подойти к направленной тренировке мышц человека для облегчения деятельности сердца. Поэтому для  скелетных мышц необходимо искать целенаправленные средства. К этим средствам следует  отнести упражнения на тренировочных  устройствах. Спортивные достижения и  занятия физической культурой в  настоящем и будущем немыслимы  без специальных комплексов тренажерных  устройств, обеспечивающих направленную тренировку внутримышечных "сердец".

Дополнительными тренировочными средствами, являются технические средства и тренажеры, необходимые для  общей и специальной подготовки спортсмена. Тренажеры, оборудованные  устройствами контроля и управления, являются в настоящее время новым  средством, еще более специализированным, направленным на совершенствование  спортивной подготовки. Применение технических  средств и тренажеров способствует быстрому формированию двигательных навыков, развитию необходимых физических качеств  и разнообразит учебно-тренировочный  процесс.

Идеомоторные упражнения представляют собой многократное мысленное  воспроизведение двигательного  действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим  выполнением. Их эффект основан на двигательных функциональных реакциях, возникающих  у человека в момент представления  о движении.

Повторное мысленное выполнение физического упражнения, его части, элемента, связки позволяет быстрее  овладеть техникой и тактикой, развить  творческую инициативу, успешно применять  технико-тактические приемы в новой  ситуации, настраивает на предстоящее  выполнение двигательного действия, содействует более полному проявлению физических и волевых качеств.

Основным принципом спортивной тренировки является принцип единства общей и специальной физической подготовки. В качестве средств общей  физической подготовки (ОФП) почти во всех видах спорта используют кроссовый  бег, упражнения с отягощениями, общеразвивающие  гимнастические упражнения и спортивные игры. Часто включают лыжный бег (для  гребцов, пловцов), езду на велосипеде (для лыжников, конькобежцев). Таким  образом, в процессе общей физической подготовки необходимо преимущественное развитие тех физических качеств  и способностей, которые в большей  степени влияют на результативность профессиональной деятельности.

Специальная физическая подготовка (СФП) - это процесс, который обеспечивает развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, специфичных  лишь для конкретных видов спорта или конкретных профессий, обеспечивает избирательное развитие отдельных  групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения в "своем" виде спорта.

Соотношение средств и  методов ОФП и СФП зависит  от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода  тренировок и решаемых задач.

Принцип единства основывается на том, что приспособительные реакции  организма на нагрузки носят избирательный  характер и не могут обеспечить развитие всех необходимых для показа высокого спортивного результата качеств. Каждое качество в зависимости от биологической  структуры используемых движений, от интенсивности нагрузки развивается  специфически. Отклонение в ту или  иную сторону при использовании  либо специфических средств, либо общеразвивающих  физических упражнений, не дает необходимого эффекта. Уровень развития физических качеств неодинаков у представителей различных видов спорта.

Единственно правильное решение  вопроса об использовании общей  и специальной физической подготовки состоит в их разумном сочетании  на разных этапах учебно-тренировочного процесса.

На начальном этапе  подготовки должна преобладать базовая  ОФП независимо от вида спорта Использование  средств ОФП для разносторонней подготовки необходима и спортсменам  высокого класса В разных видах спорта для ОФП используются различные средства, специфические для данного вида спорта. Но при этом нельзя впадать в другую дойность - использовать преимущественно специализированные упражнения, тем более одни и те же. Это эмоционально обедняет процесс подготовки и, во-вторых, организм адаптируется к ним - результат - неэффективность тренировочного процесса.

В условиях занятий спортом  постоянно возникают трудности  и проблемы, преодоление и решение  которых закаляет характер, укрепляет  волю. Сама суть спортивного совершенствования  требует не обхода, а сознательного  преодоления большим трудом и  усилием воли возникающих трудностей. В числе основных волевых качеств  можно выделить целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, стойкость, настойчивость и смелость. Как уже отмечалось, занятия спортом  предоставляют неограниченные возможности  воспитания воли. Например, целеустремленность и решительность развиваются  в процессе освоения новых упражнений. Стойкость и настойчивость - результат  регулярного преодоления утомления  при выполнении тренировочных занятий  и в соревнованиях, особенно в  неблагоприятных условиях. Самообладание  воспитывается в обстановке жестокого  соперничества на ответственных  соревнованиях, при необходимости  срочно исправить сделанные ошибки.

Таким образом, основными  принципами спортивной тренировки являются принцип единства общей и специальной  физической подготовки, принцип соразмерности  нагрузки в ходе тренировочного процесса, принцип разумного повышения  требований к воспитанникам. Следование данным принципам позволяет воспитывать  спортсменов, стремящихся занять вершину  победного пьедестала.

 

 

 

3.Влияние технической и тактической подготовки на спортивный результат.

Настольный теннис представляет собой сложнокоординированную деятельность в вариативных ситуациях. Неопределенность условий игровой деятельности осложнена жестким лимитом времени и малой информативностью действий соперника, что представляет сложность технико-тактических задач, непрерывно решаемых спортсменом в течение встречи

Специфическая структура  настольного тенниса характеризуется  тем, что каждая ситуация перед каждым новым обменом ударами воспринимается как предстартовое состояние, способное  оказывать мощное стрессогенное воздействие на организм спортсмена . Состязательная игра, протекающая в условиях постоянного соперничества, оперативного разгадывания замыслов противника при отыгрывании каждого отдельного мяча. В поединках спортсменов-профессионалов нет и не может быть длительного обмена ударами . Этот процесс носит сложный конфликтный характер и отличается большим психологическим напряжением .

Современный уровень спортивных достижений настолько высок, что  правомерно встает вопрос о пределе  человеческих возможностей, обуславливающих  эти достижения. В условиях, когда  физическая, техническая и тактическая  подготовленность спортсменов высшей квалификации достигла примерно одинакового  уровня, результат спортивного поединка часто определяется психологическими факторами. Психические резервы  спортсмена существенно определяют надежность его действий, поведения  в сложных условиях соревновательной борьбы и, прежде всего, в спорте высших достижений.

В настольном теннисе выравнивание технико-тактической, физической подготовленности спортсменов выражается в значительной динамике соотношения в счете  в течение партии, эмоциональной  и психической напряженности, остроконфликтном характере игры, где до конца розыгрыша  очка каждый из соперников имеет возможность  коренным образом изменить направленность и содержание борьбы. Указанные условия  предъявляют серьезные требования к эмоциональной устойчивости спортсмена, возможностям высокой работоспособности, оперативному приему, анализу информации, принятию к исполнению решения, что  в комплексе определяет надежность деятельности .

Надежность – сложная  комплексная способность, зависящая  от уровня всех видов спортивной подготовленности, многих личностных особенностей при  ведущей роли эмоционально-волевой  устойчивости к влиянию внешних  и внутренних сбивающих факторов .Применительно к настольному теннису – это способность удерживать или повышать индивидуально высокую эффективность соревновательной деятельности, удерживать или повышать показатели, ориентируясь на уже разработанные модельные характеристики в течение партии, в противоборстве с различными по особенностям игры соперниками.

В настольном теннисе, где  техника и успех неразрывно связаны, а тактика является главенствующей составляющей, уровень и содержание психической деятельности определяют в первую очередь профессиональные качества спортсмена–теннисиста.Составление психограммы основывается на структуре профессионально-важных качеств, что в свою очередь предусматривает при создании психограммы применение системного подхода, связывающего различные психологические явления в единое целое .

1. Мотивационная сфера  личности спортсмена составляет  первый блок структуры профессионально-важных  качеств игровика. По определению С.Л. Рубинштейна , любую деятельность определяют мотивы как динамические тенденции, причем в игре мотив перемещается на саму деятельность. Поэтому выявление мотивации является первоочередной задачей исследования.Мотивационная сфера определяется как блок мотивов достижения высоких спортивных результатов. Он включает в себя такие структурные элементы, как интерес к игре, уровень притязаний, стремление к лидерству.

2. Второй основной блок  структуры профессионально важных  качеств образуют составляющие  интеллекта спортсмена–игровика. Ананьев Б. Г. рассматривает интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, имеющую сенсомоторный, перцептивный, мнемический и мыслительные аспекты. Спортивные психологи подробно изучили каждый из названных аспектов. В спортивных играх интеллект спортсмена приобретает решающее значение для успеха в состязаниях. Интеллектуальный блок в структуре профессионально важных качеств спортсмена-игровика определяется как сфера оперативного интеллекта, т. к. мыслительные способности в данном случае реализуются непосредственно в процессе игровой деятельности.

3. Третий основной блок  образуют составляющие эмоциональной  устойчивости, которая выступает  как способность к сохранению  профессиональной работоспособности  в условиях эмоциогенных воздействий. Ее роль в успешности спортивной деятельности в условиях соревнований, по мнению спортивных психологов, является решающей. Характеристика эмоциональной устойчивости включает следующие аспекты: моторная, сенсорная, интеллектуальная .На основании выявленной структуры профессионально важных качеств спортсмена-игровика в работе Серовой Л.К. составлена психограмма его деятельности на примере настольного тенниса. Исследования проводились в сборных командах города Ленинграда – Санкт-Петербурга в течение 10 лет (1986 – 1996 гг.).

1. Мотивация достижения. Для ее измерения использовались: шкала мотивации Маслоу, шкала лидерства (Леевик, Серова), цветовой тест Люшера (8 – цветный). При сравнении четырех групп спортсменов различной квалификации – новичок, КМС, МС, МСМК выявлено, что наиболее высокий уровень мотивации достижения обнаружен у группы мастеров спорта. У МСМК он несколько понижается, что соответствует закону Йеркса-Додсона.

2. Оперативный интеллект.  Сенсорный аспект изучался с  помощью электрорефлексометра, теппинг-теста, оценки величины пространственных отрезков. Игроки в настольный теннис показывают высокий уровень простой реакции (х = 0,219 .0,003), сложной реакции (х = 0,263.0,13), а также высокий уровень быстроты движений и точности усилий. Высокий уровень сенсомоторики обеспечивается подвижностью и лабильностью нервной системы теннисистов. Перцептивный аспект интеллекта изучался с помощью черно-красных таблиц, колец Ландольта, хронометрирования игровой деятельности. Выявлено, что на перцептивные процессы теннисист в игре в среднем затрачивает 0,2 – 0,3 секунды, что требует высокой скорости переработки информации. Тесты подтвердили высокий уровень переработки информации у игроков в настольный теннис. Мнемический компонент интеллекта изучался с применением тестов слова , числа , фигуры . У игроков в настольный теннис особенно развита зрительная память. Из 9 фигур, предъявляемых в течение 30 секунд, запоминание в среднем 5 фигуры. Мыслительный компонент, или интеллект в узком смысле, изучался по тестам Кеттелла, Равенна. Теннисисты показали общий интеллект выше среднего уровня (по шкале Равенна – 107,8.3,5 балла), что соответствует оценке нормальный, высокий, средний интеллект .

3. Эмоциональная устойчивость  оценивалась по тестам Кеттелла, Спилбергера, Люшера. Установлено, что эмоциональная устойчивость у игроков в настольный теннис находится на низком уровне, что не соответствует требованиям, предъявляемым к профессиональным качествам.

Информация о работе Сущность принципов и методов спортивной тренировки