Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 12:12, реферат
Цель работы - изучить сущность принципов и методов спортивной тренировки.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования;
2. Рассмотреть организацию учебно-тренировочного процесса;
3. Исследовать принципы спортивной тренировки.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
1.1 СУЩНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
2.1 МЕТОДЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
2.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
3. ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В циклических упражнениях повторная работа на коротких отрезках направлена на развитие скоростных качеств, на средних и длинных - специальной (скоростной) выносливости. Передвижение с высокой интенсивностью в беге на коньках, ходьбе и других упражнениях на относительно длинных отрезках развивает чувство соревновательного темпа, совершенствует технику движения. В связи с этим повторный метод называют иногда методом "повторно-темповой" тренировки.
В ациклических видах спорта (тяжелая атлетика, прыжки, метания) наряду с закреплением и совершенствованием техники движений повторный метод используется для развития силы и скоростно-силовых качеств.
При применении повторного метода у юных спортсменов возникают значительные, а иногда максимальные напряжения в органах и системах организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной. Особенно большое напряжение испытывают надпочечники, выделяющие в кровь гормоны, обеспечивающие функции организма при скоростной работе в условиях скоростного долга. Данный метод применяется на всех этапах многолетней тренировки юных спортсменов среднего, старшего возраста (в обучении, воспитании физических качеств).
Недостаток метода: при продолжительном его применении исчерпываются энергетические ресурсы организма спортсмена и наступает перетренированность.
Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба они характеризуются многократным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется самим упражнением (длительностью и интенсивностью), то при интервальном методе тренирующим воздействием обладают также интервалы отдыха. Интервальный метод широко применяется в легкоатлетическом беге, гребле, лыжных гонках, плавании, фигурном катании, спортивных играх и т.д.
Во время многократного
выполнения упражнения интенсивность
однократной нагрузки должна быть такой,
чтобы ЧСС в конце работы была
160 - 180 уд/мин. Т.к. длительность нагрузки
невелика, потребление кислорода
во время выполнения упражнения не
достигает максимальных величин. В
паузе же отдыха, несмотря на снижение
ЧСС, потребление кислорода в
течение первых 30 с. Увеличивается
и достигает максимума. Одновременно
создаются благоприятные
Интервальный метод тренировки очень трудоемок и применять его нужно осторожно. Он используется обычно в тренировочном процессе с квалифицированными юными спортсменами в середине подготовительного периода тренировки.
Недостаток метода: монотонность в чередовании нагрузки, что отрицательно сказывается на психике спортсмена. Он способствует быстрому вхождению в форму, но за короткий срок наступает адаптация к данному методу тренировки.
Основу игрового метода составляет игровая двигательная деятельность, определенным образом упорядоченная в соответствии с образным или условным "сюжетом" (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими способами в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.
Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например хоккей, бадминтон, волейбол и т.д. Он может применяться на материале любых физических упражнений: бега, прыжков, метаний и т.д. Игровой метод является одним из важных методов в процессе подготовки юных спортсменов. Он используется в тренировке спортсменов различного возраста и квалификации во всех периодах тренировки. Это метод комплексного совершенствования физических качеств: развития быстроты, силы, ловкости, выносливости, смелости, находчивости, решительности, инициативы, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Для него характерна взаимная обусловленность поведения занимающихся, эмоциональность, что содействует воспитанию нравственных черт личности: чувства коллективизма, товарищества, дисциплины и т.д.
Недостаток метода: ограниченные
возможности дозировки
Круговой метод - один из
комбинированных методов
При использовании кругового метода возможны сочетания различных методов упражнения. Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:
по методу длительного непрерывного упражнения (занятия проводятся без перерывов и складываются из одного, двух, трех прохождений круга; применяется в основном для развития общей и силовой выносливости);
по методу интервального
упражнения (применяется для
по методу повторного упражнения
(используется для развития быстроты,
максимальной силы, скоростной выносливости).
Круговой метод позволяет
Для проведения тренировки
с использованием кругового метода
заранее составляется комплекс упражнений,
определяются места выполнения упражнения
("станция"); на первом занятии
проводятся испытания на максимальный
тест (МТ) по каждому упражнению при
условии их правильного выполнения,
устанавливается система
В комплекс, направленный на всестороннее физическое развитие, входит не более 10 - 12 упражнений, в комплекс со специализированной направленностью - не более 6 - 8. упражнения могут выполняться на спортивных снарядах или со спортивным инвентарем и приспособлениями.
Под максимальным тестом (МТ) подразумевают максимальные двигательные возможности юных спортсменов в каком-либо упражнении (задании). Для всех юных спортсменов МТ проводится в форме соревнований. Его показатели (максимальное число повторений упражнения, максимальный вес отягощения, минимальное или максимальное время выполнения упражнения и т.д.) служат исходными данными для выбора индивидуальной нагрузки в одном или системе занятий.
Индивидуальная дозировка нагрузки определяется в зависимости от метода упражнения в круговой тренировке. Индивидуальная дозировка нагрузки в пределах стандартного времени может задаваться по следующей формуле: МТ: 2=1,2,3. это означает, что в каждом тренировочном круге выполняют 50% нагрузки МТ, а круг проходят 1, 2 или 3 раза. В дальнейшем повышение нагрузки возможно за счет прогрессивного увеличения объема от МТ: 2 до (МТ+2): 2, (МТ+3): 2 и т.д., т.е., увеличения, к примеру, количества повторений упражнения на "станцию" на 1, 2, 3 и более раз.
Строго индивидуальная дозировка
нагрузки черта кругового метода.
В результате и у физически
слабых и у сильных юных спортсменов
поддерживается интерес к занятиям.
Оценка достижений по максимальному
тесту и учет прироста нагрузки дают
наглядное представление о
Отличительные черты круговой тренировки:
регламентация работы и отдыха по каждой "станции";
индивидуализация
использование хорошо разученных упражнений;
последовательность включения в работу различных мышечных групп.
Недостатки метода: при большом числе повторений, чрезмерных отягощениях, высоком темпе быстро наступает утомление нервных центров, снижается четкость выполнения упражнений, допускаются ошибки в технике, которые затем постепенно закрепляются.
Соревновательный метод
характеризуется выполнением
Таким образом, методы тренировочного процесса разнообразны. К их числу относятся круговой метод, игровой, интервальный, повторный и другие. Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки, к тому же использование того или иного метода целесообразно только для развития определенного умения или навыка. Поэтому в работе руководителя физической секцией необходимо умение использовать комплекс всех методов для достижения максимального результата.
2.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Физические упражнения - двигательные действия, используемые для решения определенных задач. Физические упражнения - основное и специфическое средство спортивной тренировки. Для решения основных задач тренировочного процесса - обучения, воспитания физических качеств и совершенствования в избранном виде спорта - применяют разнообразные упражнения. Их разделяют на четыре основные группы.
Первая группа - соревновательные упражнения, присущие данному виду спорта. Соревновательные упражнения являются предметом специализации и выполняются в соответствии с условиями соревнований. Соревновательные упражнения юные спортсмены начинают применять тогда, когда детям и подросткам необходимо впервые выступать на соревнованиях, т.е. на этапе начальной спортивной специализации (после одного - двух лет занятий).
Вторая группа - подготовительные специальные (специфические) упражнения, предназначенные для обучения и развития физических и волевых качеств. Эти упражнения отбираются применительно к требованиям избранного вида спорта. Кроме того, специальные упражнения должны быть сходными по форме и структуре движений с элементами избранного вида спорта. Эти упражнения называют специально подготовительными. Их подразделяют на подводящие и развивающие.
Подводящие упражнения направлены, главным образом, на освоение формы, техники движений. Развивающие упражнения направлены на развитие функциональных возможностей (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости). Подводящие упражнения необходимы для овладения техникой и совершенствования вида спорта. Развивающие упражнения предназначены для развития физических (двигательных) качеств.
Третья группа - общеразвивающие физические упражнения для всестороннего физического развития (например, наклоны, приседания, размахивания, упражнения с предметами и т.д.)
Четвертая группа - упражнения из других видов спорта, в которых спортсмен не специализируется. Упражнения этой группы используются для разносторонней физической подготовленности.
Целесообразность занятий каким-либо упражнением определяется пользой, которую они могут принести для повышения функциональных возможностей организма. Поэтому перед занимающимися появляется необходимость в знании влияния физических упражнений и физиологическую "стоимость" конкретного упражнения. Упражнения включают в активную деятельность различные группы мышц. Благодаря этому в организме человека происходит целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают изменения как двигательной, так и вегетативной сфер.
У человека более 600 мышц. Однако в зависимости от физического упражнения количество их включения в работу различно. Так, к примеру, в процессе ходьбы работают около 150 мышц, в беге - около 300. Чем активнее мышечная работа, тем больше крови она требует. Следует подчеркнуть, что мышечная работа стимулирует деятельность всех органов человека. А сердце - это важнейший орган, сокращаясь, как мощный насос, безостановочно гонит кровь по сосудам.
Информация о работе Сущность принципов и методов спортивной тренировки