Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 20:23, доклад
Курение убивает в России от 330 до 400 тыс. человек ежегодно и является мощным источником демографического кризиса в России. Экономические потери от курения составляют около 3% ВВП России и складываются, прежде всего, из последствий смертности и заболеваемости людей старших трудоспособных возрастов, и более низкой производительности труда курильщиков.
РЕЗЮМЕ
1. Потребление табака – причина демографического кризиса и
экономических потерь в России
1.1. Распространенность потребления табака в России
1.2. потребление табака, заболеваемость и смертность
1.3. табакокурение как причина массовой смертности,
заболеваемости, инвалидизации в россии
1.4. Экономический ущерб от потребления табака в России
2. МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ
2.1. СНИЖЕНИЕ ЦЕНОВОЙ ДОСТУПНОСТИ ТАБАКА
2.2. ЗАПРЕТ НА КУРЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
2.3. ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ НА ТАБАЧНУЮ РЕКЛАМУ, ПРОДВИЖЕНИЕ И
СПОНСОРСТВО
2.4. РАЗМЕЩЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОСЛЕДСТВИЙ КУРЕНИЯ НА
ПАЧКАХ СИГАРЕТ
2.5. РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ СИГАРЕТ 2.6. АНТИТАБАЧНАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
2.7. ПОМОЩЬ ПО ОТКАЗУ ОТ КУРЕНИЯ
2.8. ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ В ШКОЛАХ – МЕРА С ОГРАНИЧЕННОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ
2.9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ И ДЕНОРМАЛИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ
ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИИ
3. ТАБАЧНАЯ ИНДУСТРИЯ
3.1. ПРОИЗВОДСТВО, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ И ДИСТРИБУЦИЯ ТАБАЧНОЙ
ПРОДУКЦИИ
3.2. ЭКОНОМИКА ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИИ
3.3. СТИМУЛИРОВАНИЕ ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИЕЙ ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ
3.3.1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЛИТИКУ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3.3.2. РЕКЛАМА И ПРОДВИЖЕНИЕ
4. РЕКОМЕНДАЦИИ
Предложения
Внесение поправки в Федеральный закон N 38-ФЗ "О рекламе" 2006 года о полном запрете рекламы табака в РФ.
В течение переходного периода до введения полного запрета рекламы табака, согласно п.4d Статьи 13 РКБТ, «информация о расходах табачной промышленности на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство» должна быть предоставлена соответствующим государственным органам (для России – Минздравсоцразвития РФ), которые, в свою очередь, могут обеспечить обнародование такой информации.
Резюме. Цветные фотографические предупреждения о вреде табака на пачках сигарет эффективны. Исследования показывают, что броские предупреждения о вреде курения для здоровья повышают информированность людей о вреде потребления табака и усиливают у них желание бросить курить.
Руководящие принципы ст. 11 РКБТ ВОЗ рекомендуют размещение графических предупреждений о вредных последствия табакокурения. Графические изображения последствий курения на пачках сигарет обеспечивают высокий уровень осведомленности о рисках для здоровья, связанных с употреблением табака, для всех возрастных групп, независимо от пола и социального статуса.
Международный опыт размещения предупреждений на пачках сигарет
В странах Европейского
Союза приняты следующие
- предупредительная
надпись располагается в
- предупредительные
надписи утверждаются
- запрещение
использования терминов «
Ряд стран ЕС ввели обязательное нанесение графических изображений (фотографий) человеческих органов, пораженных заболеваниями, вызванными курением и других пагубных последствий курения.
Площадь одной
из сторон пачки сигарет, выделенная
под эти цели, колеблется от 30% до
100% (фронтальная или тыльная
Канада стала одной из первых стран, где были введены графические предупреждения на пачках сигарет (в 2001 году). От прежних их отличали увеличенный размер (свыше 50% площади упаковки), цветные изображения, многочисленные предупреждения, а также наличие описаний последствий курения и советов по отказу от курения, размещенных на внутренней стороне пачки100.
Рис. 2.5 Предупредительная надпись на пачках сигарет в Канаде: «Предупреждение: сигареты вызывают заболевания ротовой полости – рак, заболевания десен, а также приводит к потере зубов».
Прошедший период
позволяет оценить
К маю 2009 г. момент 26 стран мира ввели в действие предупреждения на пачках сигарет, включая и те годы, когда происходила ротация предупреждений с использованием графических изображений по состоянию на май 2009 года, включая Канаду, Бразилию, Великобританию, Египет, Украину (с 2011 г.) и др.
Международный опыт показывает, что появление на пачках сигарет шокирующих картинок ощутимо повлияло на изменение восприятия курения самими курильщиками: в Бразилии 78% из них одобрили появление таких предупреждений, 67% курящих бразильцев захотели бросить курить и более 50% изменили свое мнение о последствиях курения для здоровья.
Анализ мирового опыта разработки и введения предупреждений на упаковках табачных изделий показывает, что это эффективный способ информирования курильщиков о рисках и последствиях потребления табака. Аналогичные выводы озвучены в Докладе Всемирной организации здравоохранения по вопросу табачной эпидемии 2008 г.101
В 2008 г. при поддержке региональных обществ потребителей Конфедерация обществ потребителей провела опрос 400 человек в Москве и Перми, выясняя их отношение к мерам по борьбе с табаком, в том числе – к различного рода предупреждениям на пачках сигарет о вредном влиянии курения на здоровье.
Рис. 2.6 Предупредительная надпись на пачках сигарет в Австралии:
«Курение вызывает рак легких в 9 из 10 случаев. Каждая выкуриваемая Вами сигарета повышает у Вас риск заболевания раком легких. У большинства пациентов рак легких приводит к смерти. Вы МОЖЕТЕ бросить курить, позвоните, проконсультируйтесь с доктором или фармацевтом»
Неэффективность
действующей в настоящее время
мелкой предупредительной надписи
на пачках была отмечена большинством
респондентов (90%), использование крупной
надписи посчитали
Рис.2.7. В отличие от бразильских женщин, российские не информированы о пагубном влиянии курения на их внешность
Требования к упаковке сигарет, предусмотренные законодательством России
В настоящий момент под предупредительную надпись о вреде курения выделяется 4% площади большей стороны пачки, при этом требования к шрифту, фону, рамке никак не регламентированы, что не соответствует требованиям Конвенции ВОЗ по борьбе против табака.
С июля 2010 года требования к предупреждениям о вреде курения на упаковках табачных изделий будут определяться Федеральным Законом РФ от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (статья 10), в котором предусмотрены: основная предупредительная надпись о вреде курения на лицевой стороне пачки и одна из предупредительных надписей о вреде курения на тыльной стороне пачки. Этот закон был разработан и продвигался отраслевыми объединениями табачной индустрии.
Предупредительные надписи, нанесенные черными буквами на белом фоне, помещаются в рамку черного цвета и располагаются следующим образом: на лицевой стороне упаковки – основная надпись «Курение убивает», занимающая 30% площади, а на стороне, противоположной лицевой – одна из других предупредительных надписей, занимающая не менее 50 % поверхности. Такие пачки появятся в России в июле 2011 г.
Минздравсоцразвития может один раз в год (не чаще) менять эти надписи, а также устанавливать новые предупредительные надписи. Важно отметить, что данный закон теоретически допускает возможность использования рисунков на пачках сигарет: п.3 ст.10 Технического регламента гласит: «Каждая из предупредительных надписей о вреде курения... может сопровождаться рисунками...». Однако табачные компании (ассоциация производителей табачной промышленности «Табакпром») – официальные разработчики данного законопроекта, добились такой формулировки требований к предупредительным надписям, которая делает размещение на пачках пиктограмм фактически невозможным.
Дело в том, что согласно пункту 5 ст.10 этого же закона, предупредительные надписи наносятся «шрифтом максимально крупного размера. Междустрочный интервал не должен превышать высоту шрифта. Информация должна равномерно распределяться по всей площади, ограниченной рамкой».
Таким образом, если следовать закону, для размещения рисунков или фотографий на деле не остается площади.
Исследования, проведенные в разных странах убедительно доказали, что присутствует ощутимая связь между размерами предупредительной надписи, наличием изображения на пачке сигарет и степенью информированности курильщиков о рисках курения, химическом составе содержащего табачной продукции и вредоносном влиянии табака на здоровье.
Оценивая ситуацию с предупреждениями о вреде курения на пачках сигарет в России, приходится констатировать, что убедительные результаты международного опыта не были приняты законодателями в объеме, позволяющем сделать еще один серьезный шаг в борьбе с табакокурением в нашей стране.
Запрет надписей типа «легкие» на пачках сигарет
Статьи 11 и 13 Рамочной Конвенции ВОЗ предписывают запрет размещения надписей типа «легкие», и «с пониженным содержанием смол» на пачках сигарет.
Надписи на пачках сигарет типа «легкие», «с пониженным содержанием смол» и т.п. – являются обманным рекламным ходом табачной промышленности. Доказано множеством исследований, что смертность и заболеваемость среди курящих так называемые «легкие сигареты» такая же, как и у других курильщиков. Многие не бросают курить, считая, что «легкие» менее вредны.
Позиционирование сигарет как «легких» является рекламным ходом, придающих элемент «стильности» процессу курения. В результате, основными потребителями сигарет с такой маркировкой являются дети и женщины, поскольку такие надписи сопровождаются «гламурным» стилем пачки и рекламной кампании сигарет.
Рамочная Конвенция
Всемирной организации
В ноябре 2008 г. принятием Технического регламента на табачную продукцию Россия легализовала применение надписей типа «легкие» на пачках сигарет:
«В случае, если на потребительскую тару или лист-вкладыш нанесены слова или словосочетания, содержащие дополнительные характеристики табачного изделия, такие, как “с низким содержанием смол”, “легкие” и (или) “очень легкие”, слова, однокоренные словам “низкий”, “легкий”, аналоги таких слов на иностранных языках, а также транслитерируемые с иностранных языков на русский язык аналоги таких слов, знаки и иные обозначения (за исключением зарегистрированных товарных знаков), которые создают впечатление, что такое табачное изделие менее вредно для здоровья (далее – используемое слово или словосочетание), на потребительскую тару наносится надпись: “(используемое слово или словосочетание с прописной буквы в кавычках) не означает, что данный продукт менее вреден для здоровья”» (ст. 9, п. 4).
Предлагаемый в Техническом регламенте вариант с размещением на одной из сторон потребительской тары (которая на практике может быть боковой или даже нижней стороной) не является удовлетворительным, так как в Конвенции прямо указывается на недопустимость таких надписей, как «с низким содержанием смол», «легкие», «очень легкие» или «мягкие». Однако для зарегистрированных товарных знаков в Техническом регламенте делается исключение, что является еще более грубым нарушением Конвенции. Регистрация нового товарного знака (типа «Мальборо легкие») – вопрос нескольких недель, поэтому предусмотренное Техническим регламентом примечание теряет смысл.
Международное сообщество недвусмысленно трактует ст. 11 и ст. 13 п. 4 Конвенции как предписание запрета надписей и обозначений типа «легкие» и с пониженным содержанием сигарет. Только в Японии был легализован тот вариант, что и ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», что, по всей видимости, связано с тем, что японскому правительству принадлежит контрольный пакет акций «Джапан Тобакко Интернешнл» – ведущей табачной компании на территории России. В то же время, уже в 46 странах мира надписи на пачках сигарет типа «легкие» запрещены, включая ЕС, Китай, Канаду, Австралию, Украину, Таиланд и т.д. В ЕС, например, суд отказал в удовлетворении иска компании «Джапан Тобакко Интернешнл», которая пыталась оспорить запрет своей марки «Mild Seven», подтвердив тем самым полный запрет надписи типа «легкие» в Евросоюзе.
Предложение
Необходимо внести поправки в Федеральный Закон РФ от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», четко определяющие необходимость нанесения предупредительных изображений на упаковки сигарет и функции МЗиСР в разработке новых предупреждений о вреде курения и запрещающие использование на пачках сигарет термины типа «легкие» и «с пониженным содержанием смол».
Шаговая доступность табачных изделий в России и соседних странах беспрецедентна благодаря легальности торговли табаком в киосках. Ни в странах Запада, ни в странах третьего мира не наблюдается такого огромного количества торговых точек, продающих табачные изделия. В России через киоски реализуется каждая пятая пачка сигарет. Высокая доступность сигарет, как по цене, так и по легкости приобретения, обусловливает высокую распространенность курения среди детей в РФ. Именно через киоски покупают сигареты дети, и как показывает опыт, это происходит повсеместно и часто.
Информация о работе Табачная эпидемия в России: причины,последствия,пути преодоления