Табачная эпидемия в России: причины,последствия,пути преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 20:23, доклад

Краткое описание

Курение убивает в России от 330 до 400 тыс. человек ежегодно и является мощным источником демографического кризиса в России. Экономические потери от курения составляют около 3% ВВП России и складываются, прежде всего, из последствий смертности и заболеваемости людей старших трудоспособных возрастов, и более низкой производительности труда курильщиков.

Содержание

РЕЗЮМЕ
1. Потребление табака – причина демографического кризиса и
экономических потерь в России
1.1. Распространенность потребления табака в России
1.2. потребление табака, заболеваемость и смертность
1.3. табакокурение как причина массовой смертности,
заболеваемости, инвалидизации в россии
1.4. Экономический ущерб от потребления табака в России
2. МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ
2.1. СНИЖЕНИЕ ЦЕНОВОЙ ДОСТУПНОСТИ ТАБАКА
2.2. ЗАПРЕТ НА КУРЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
2.3. ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ НА ТАБАЧНУЮ РЕКЛАМУ, ПРОДВИЖЕНИЕ И
СПОНСОРСТВО
2.4. РАЗМЕЩЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОСЛЕДСТВИЙ КУРЕНИЯ НА
ПАЧКАХ СИГАРЕТ
2.5. РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ СИГАРЕТ 2.6. АНТИТАБАЧНАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
2.7. ПОМОЩЬ ПО ОТКАЗУ ОТ КУРЕНИЯ
2.8. ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ В ШКОЛАХ – МЕРА С ОГРАНИЧЕННОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ
2.9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ И ДЕНОРМАЛИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ
ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИИ
3. ТАБАЧНАЯ ИНДУСТРИЯ
3.1. ПРОИЗВОДСТВО, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ И ДИСТРИБУЦИЯ ТАБАЧНОЙ
ПРОДУКЦИИ
3.2. ЭКОНОМИКА ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИИ
3.3. СТИМУЛИРОВАНИЕ ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИЕЙ ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ
3.3.1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЛИТИКУ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3.3.2. РЕКЛАМА И ПРОДВИЖЕНИЕ
4. РЕКОМЕНДАЦИИ

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад- «табачная эпидемия в россии- причины, последствия, пути (1).doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Помогает взять  под контроль подростковый “протест”;

Позволяет отойти от идеологии “обвинения жертвы” (т.е. курящих людей);

Дает новую  перспективу для обсуждения табачной проблемы»157.

Цель кампаний по денормализации табачной индустрии: указать на негативные черты табачной индустрии, включая приспособленческие, манипулятивные, лживые, нарушающие этику158.

Ситуация в  отношении борьбы против табака, обеспечения прозрачности и денормализации табачной индустрии в странах СНГ различается. После начала работы по обеспечению транспарентности и денормализации иностранных табачников в России, при поддержке международных организаций, включая ВОЗ, разоблачение скрытого воздействия табачников на правительство способствовало борьбе против табака и ратификации РКБТ ВОЗ. Общественное обсуждение в СМИ начало переключаться от обвинения жертвы – курильщиков, к разрушительной роли табачников, наживающихся на кризисе общественного здоровья; осознание иностранного характера табачной индустрии растет. Кандидат от иностранного табачного бизнеса не был избран в Госдуму в декабре 2007 г. Иностранные табачные компании не смогли добиться принятия Техрегламента на табачную продукцию до ратификации РКБТ ВОЗ, что привело к правовой коллизии: несмотря на успех табачников в Госдуме и Совете Федерации, открылась возможность оспорить техрегламент на табачную продукцию в суде в случае его принятия. Деятельность иностранных табачников активно раскрывается гражданским обществом, которое широко распространяет эту информацию. Правительство России начало судебные процессы против отдельных компаний: судится с БАТ по поводу «легких». В настоящее время идут проверки Ростпотребнадзора по соблюдению СНиП в отношении фабрики БАТ в Москве, выдвинута идея полной делегитимации табака, его производства и оборота в стране. Растет вероятность внедрения правительством России мер по борьбе со сверхдоходами и политическим лоббированием иностранных табачников, в частности, путем повышения акцизов и цен.

Среди источников информации для продолжения работы по обеспечению прозрачности и денормализации иностранных табачных компаний в  России и других странах бывшего  СССР могут быть использованы имеющиеся  профессиональные публикации этих компаний, вебсайты и др., официальные документы, материалы агентств по связям с общественностью (PR) и по связям с правительственными структурами (GR), публикации в СМИ.

В последнее  время, благодаря действиям администрации  США и международного сообщества, стали доступными в сети Интернет ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ ранее закрытых, служебных документов табачной индустрии, многие из которых посвящены внедрению и деятельности иностранных табачных компаний в странах бывшего СССР.

 

Сайты с документами  и свидетельствами неэтичного поведения табачных компаний

 

www.hhs.gov/news/press/1999pres/991118.html

Legacy Tobacco Documents Library legacy.library.ucsf.edu

Tobacco Industry and Products www.cdc.gov/tobacco/tobacco_industry/

Tobacco Documents Online. tobaccodocuments.org

www.who.int/tobacco/communications/TI_manual_content.pdf

Tobacco's Dirty Tricks - no-smoke.org

Имеются исследования и публикации по странам СНГ:

Лондонский  университет, Лондонская школа гигиены  и тропической медицины, в том  числе есть рекомендации: www.lshtm.ac.uk/cgch/tobacco/industry_docs.htm

На русском  языке имеются публикации исследований, выполненных общероссийской общественной организацией «Российская ассоциация общественного здоровья» (www.rpha.ru)

Важные документы  размещены на сайте Антитабачной коалиции (www.ataca.ru)

Тематический  сайт о табачной рекламе, направленной на детей: www.Globalshame.org

Сайт о табачных лоббистах, явных и скрытых: www.arkadiy.health.googlepages.com


 

3. ТАБАЧНАЯ ИНДУСТРИЯ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ

 

«Обеспечьте 10 процентов, и капитал  согласен

на всякое применение, при 20 процентах 

он становится оживленным, при 50 процентах

 положительно готов сломать  себе голову, при 

100 процентах он попирает все  человеческие законы,

при 300 процентах нет такого преступления,

на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом 

виселицы. Если шум и брань приносят прибыль,

капитал станет способствовать тому и другому.

Доказательство: контрабанда и  торговля рабами» 

 

Карл Маркс159

 

           3.1. ПРОИЗВОДСТВО, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ И ДИСТРИБУЦИЯ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

           Россия является главной мишенью транснациональных табачных компаний. Будучи третьим по величине рынком табачных изделий в мире (после Китая с миллиардным населением и сокращающегося рынка США), Россия весьма привлекательна в этом аспекте в силу нескольких причин. Это пока еще достаточно большое и много курящее население, слабое антитабачное законодательство и возможность влиять на политику в сфере табака в крупном регионе СНГ, используя авторитет России. Наконец, близость Евросоюза предоставляет широкие возможности для использования России в качестве плацдарма для контрабанды160.

Недавно рассекреченные документы табачной индустрии однозначно свидетельствуют, что иностранные  табачные компании пришли в страны СНГ из-за стремления получить крупную  прибыль:

«…почему  этот регион имеет такое критически важное значение и имеет такие обещающие перспективы роста. Годовое потребление сигарет в странах ЦВЕ (Центральной и Восточной Европы) составляет 660 млрд. штук… Это сопоставимо с около 480 млрд. в США и 580 млрд. в Европейском Союзе… Наши объемы в ЦВЕ выросли в 12 раз после 1990 г. – с 12 млрд. сигарет до 142 млрд. в 1995 г.– ежегодный рост 64%. Наши доходы выросли более чем в 8 раз при ежегодном росте 54%»161.

 

            История захвата российского рынка транснациональными табачными компаниями

 

Монополия государства  на табачные изделия в России была ликвидирована в 1992 г. С выходом на российский рынок транснациональных табачных компаний (ТТК) в начале 1990-х годов рынок в России претерпел значительные изменения. Крупным успехом иностранного табачного капитала стало решение Правительства В. С. Черномырдина 1993 г. о создании совместных предприятий с ТТК, допуск иностранного капитала на табачный рынок страны. Это привело к быстрому поглощению табачного рынка России, резкому росту производства, превысившего потребление, и контрабанде из России в невиданных объемах.

Важную роль сыграл дефолт 17 августа 1998 года, после  которого иностранные табачные компании приняли решение о переходе к местному производству табачных изделий на базе расширения производственных мощностей. За несколько лет Россия, до того практически не производившая табачный лист, т.е., в отличие от многих стран мира, не имевшая экономической зависимости от выращивания табака, стала лидером в плане производства табачных изделий.

На данный момент транснациональные табачные компании захватили около 94% рынка, самой большой долей владеет компания Джапан Тобакко Интернешнл - 35%. Другими крупными транснациональными табачными компаниями в России являются Филип Моррис, Бритиш Американ Тобакко и Империал Тобакко162.

Действуют гигантские фабрики иностранных компаний – «Петро» (74,9 млрд штук сигарет в год), «Лиггетт-Дукат» (68,7 млрд), «Филипп Моррис Ижора» (62,4 млрд). На их долю приходится около 50% от общего объема произведенной на территории России продукции. Доля крупнейшего российского предприятия «Балканская звезда» в общем объеме производимой табачной продукции составляет 5,7%163. Табачные компании используют преимущественно импортный табачный лист. Это выгодно, так как пошлина на импорт составляет всего 5% (один из самых низких показателей в мире). В 2006 г. импорт табачного листа в Россию составил 295 000 тонн164. В ряде случаев иностранный табачный бизнес в России подконтролен правительствам иностранных государств; к примеру, контрольный пакет акций Джапан Тобакко Интернешнл принадлежит правительству Японии.

Производство  сигарет в России возросло в три  раза – с 141,1 млрд. штук в 1995 г. до 414 млрд. штук в 2006 г. Это всего лишь в 1,5 раза меньше рынка Евросоюза (около 600 млрд. сигарет), причем численность российского и европейского населения несопоставима – 140 млн. россиян и полмиллиарда жителей Евросоюза. Наблюдается явное перепроизводство табачной продукции. Однако расширение табачного производства продолжается. Так, в Калужской области крупнейшая южно-корейская компания KT&G («Корейский табак и женьшень»), в недавнем прошлом – госмонополия, строит новую табачную фабрику мощностью 6 млрд. штук в год, что в два раза превысит текущий импорт сигарет данной компанией в Россию165.

Характерным явлением стала также контрабанда в  огромных масштабах за пределы страны. Легально экспортируются из России лишь 3–5% сигарет. Наиболее привлекательным регионом контрабандного сбыта табачных изделий из России является Западная Европа, где цена российских аналогов в 3–10 раз выше. Всего, по оценкам, поток контрабандных сигарет из России составляет не менее 10–20 млрд. шт. в год, а по отдельным оценкам – до 90–100 млрд.

Наиболее  быстро растущие сегменты сигаретного  рынка в России. В последнее время средний вес табака в сигарете сократился с 1,0 грамма до 0,7 грамма. Отчасти результатом этого явилось увеличение продаж, так как переход с обычных сигарет на легкие обычно сопровождается увеличением числа сигарет, выкуриваемых ежедневно. За последние 4 года доля производства папирос уменьшилась с 1,9% до 0,9%, а сигарет без фильтра с 20,4% до 7,2%. Доля производства сигарет с фильтром выросла с 78% до 92%166. Наблюдается также переход потребителей на более дорогие марки сигарет167, активное увеличение сегмента «суперслимс» - супертонкие, рассчитанного в первую очередь на женщин. С этим связан агрессивный маркетинг тонких сигарет, сигарет с надписями типа «легкие», «с пониженным содержанием смол», гламуризация имиджа курения и т.д. Увеличилось потребление сигарет с пониженным содержанием смолы и никотина.

Дистрибуция

Основной канал  дистрибуции и реализации табачной продукции в России, на который в 2005 г. приходилось 65% как физического, так и стоимостного объема продаж – неспециализированные независимые киоски (газетные и др.), коммерческие и небольшие продуктовые магазины, автозаправочные станции и т.д. При этом их доля постепенно уменьшается в пользу специализированных точек продаж, а также крупных магазинов168.

К двум основным оптовым дистрибуторам относятся  Мегаполис (эксклюзивный дистрибутор  компаний Джапан Тобакко Интернешнл и Филипп Моррис Интернешнл), на который приходится более 60% объема продаж по стране в целом. ГК «СНС»— единый дистрибутор British American Tobacco.

 

            3.2. ЭКОНОМИКА ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИИ

 

Занятость, связанная с выращиванием табака, незначительна для России. Подсчеты, основанные на данных о производстве табачного листа, указывают на то, что в выращивании табака задействованы около 1570 людей, работающих полный день, т.е. около 0,0002% всего числа занятых в 2005 г. В том же году трудоустройство в производстве табака составило менее 0,2% от общего показателя занятости в Российской Федерации.

Вместе с  тем, табачная промышленность получает разнообразные налоговые льготы и преференции. По данным Информационно-экологического центра, импортированное в начале 1990-х гг. оборудование для крупных иностранных табачных фабрик было оформлено как временный ввоз, т.е. без должной уплаты налогов. С тех пор преференции на ввоз оборудования для табачной индустрии предоставлялись правительством страны постоянно169.

Введенная в 2004 г. в России максимальная розничная цена (МРЦ) на табачную продукцию снизила потребительскую цену табака и соответственно увеличила ценовую доступность табачной продукции.

Еще одно решение в пользу табачной промышленности – освобождение от НДС акцизных марок на табак170, подписанное директором Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России И. В. Труниным 15 февраля 2007 г.  
№ 03-07-15/22. НДС должен был бы составить 19% с каждой акцизной марки, т.е. в сумме около 171 млн руб. ежегодно.

 

            3.3. СТИМУЛИРОВАНИЕ ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИЕЙ ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ

 

            3.3.1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЛИТИКУ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В 1998 г. под руководством Председателя Комитета Государственной  Думы по охране здоровья Н. Ф. Герасименко разрабатывался масштабный национальный противотабачный законопроект. 7 июля 1998 г. официальный сотрудник компании БAT – Россия В. Аксенов информировал в своем письме представителей других транснациональных табачных компаний, действующих в России, о своей встрече с О. Беклемищевой, являвшейся Заместителем председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья населения:

 

«Она по прежнему верит, что проект может быть “убит” на самой ранней стадии и подтвердила, что она все сделает для этого… Представители Фонда Заботы о Будущем Детей, который создан ею в Нижнем Новгороде, могут контактировать со мной и представить свои предложения по сотрудничеству в региональной кампании по вопросам курения несовершеннолетних»171.

 

Эта «убийственная» позиция подтверждается и в другом документе: «Встреча Рабочей группы EEWG: Отчеты по странам: Россия»:

Информация о работе Табачная эпидемия в России: причины,последствия,пути преодоления