Технико-тактическая подготовка боксеров 12-14 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 11:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: совершенствование процесса спортивной подготовки юных боксеров на этапе начальной специализации. Задачи исследования:
Изучить состояние исследуемой проблемы по данным научно-методической литературы;
Разработать экспериментальную методику развития скоростных способностей юных боксеров 13-14 лет;
Выявить эффективность разработанной методики в ходе проведения педагогического эксперимента.
Разработать практические рекомендации для тренеров-преподавателей по боксу, инструкторов, методистов по спорту.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

Скоростные способности  спортсмена являются важнейшими из физических качеств, особенно - в боксе. Так А.В. Гаськов на основании проведенного опроса тренеров по боксу, отмечает, что  большинство тренеров на первое место  по важности развития в тренировочном процессе ставят именно скоростные и скоростно-силовые способности (за ними следуют - ловкость, сила и выносливость). Однако, проблема развития скоростных способностей является чрезвычайно сложной и в общетеоретическом и в методологическом плане, поскольку разные виды скоростных способностей (например, в элементарных движениях и в сложных локомоциях) мало связаны между собой и зависят прежде всего от функциональных возможностей моторной зоны центральной нервной системы и требуют для своего совершенствования применения различных методов и методических приемов. Кроме того, при развитии скоростных способностей важен учет сенситивных возрастных периодов. Так период 10-13 лет по мнению многих авторов возможен наибольший прирост скоростных способностей в связи с большой лабильностью нервно-мышечного аппарата и центральной нервной системы. Этим определяется актуальность настоящего исследования.

Цель исследования: совершенствование процесса спортивной подготовки юных боксеров на этапе начальной специализации.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс, направленный на развитие быстроты двигательных действий боксеров 13-14 лет.

Предмет исследования: экспериментальная методика развития скоростных способностей юных боксеров 13-14 лет.

Задачи исследования:

  1. Изучить состояние исследуемой проблемы по данным научно-методической литературы;
  2. Разработать экспериментальную методику развития скоростных способностей юных боксеров 13-14 лет;
  3. Выявить эффективность разработанной методики в ходе проведения педагогического эксперимента.
  4. Разработать практические рекомендации для тренеров-преподавателей по боксу, инструкторов, методистов по спорту.

Гипотеза: предполагается, что процесс формирования быстроты двигательных действий боксеров 13-14 лет будет выше при использовании на учебно-тренировочных занятиях разработанного нами оригинального комплекса упражнений.

Методы  исследования:

  1. Анализ литературных источников;
  2. Педагогическое наблюдение;
  3. Тестирование;
  4. Педагогический эксперимент;
  5. Методы математической статистики.

 

 

 

 

ГЛАВА 1 АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.1 Быстрота  – как важнейшее двигательное  качество

Быстрота является комплексным  физическим качеством, характеризующим  способность совершать двигательные действия в минимальное время. Она  может определяться по времени ответной реакции на внешний раздражитель, времени одиночного мышечного сокращения, темпу мышечных сокращений, по скорости перемещения тела или его сегментов в пространстве, причем все эти проявления быстроты не связаны между собой.

А.С. Солодков отмечает, что в условиях спортивной деятельности быстрота проявляется обычно в комплексных формах, включающих скорость двигательных действий и кратковременность умственных операций, и в сочетании с другими качествами.

Из видов быстроты или скоростных способностей выделяют:

  • быстрота простой и сложной двигательных реакций;
  • быстрота отдельных движений, не отягощенных внешним сопротивлением;
  • быстрота, проявляемая в темпе (частоте) движений.

Быстрота простой двигательной реакции характеризуется временем реагирования на какой-либо раздражитель. Если реагирование происходит известным движением на заранее определенный, но внезапно появляющийся сигнал, то такая двигательная реакция называется простой. Примером проявления простой двигательной реакции является реагирование стартующего спортсмена на звуковой или зрительный раздражитель. Быстрота сложной двигательной реакции характеризуется временем реагирования в условиях неопределенности раздражителя и ответного действия. Большинство сложных двигательных реакций проявляется в ситуационных видах спорта: спортивных играх, единоборствах и др.

В этих случаях, как правило, перед спортсменом ставится задача реагировать на двигающийся объект (мяч, соперник, оружие) и выбирать из нескольких возможных действий единственное, адекватное создавшейся ситуации.

Время двигательной реакции  является одним из наиболее распространенных показателей при тестировании скоростных способностей. Оценка времени двигательной реакции производится от момента  подачи сигнала до ответного действия. Это время чрезвычайно мало для передачи возбуждения от рецепторов в нервные центры и от них к мышцам. В основном оно затрачивается на проведение и обработку информации в высших отделах мозга и поэтому служит показателем функционального состояния центральной нервной системы.

А.С. Солодков (2001) отмечает, что у нетренированных лиц  величина времени двигательной реакции  в ответ на световой сигнал укорачивается  с возрастом от 500-800 мс у детей 2 -3-х лет до 190 мс у взрослых людей. Для спортсменов характерны более  короткие величины этой реакции: в среднем, 120-140 мс. У высококвалифицированных представителей ситуационных видов спорта и бегунов на короткие дистанции эти величины еще меньше - порядка 110 мс, в отличие от бегунов-стайеров, показывающих 200-300 мс и более.

К комплексным формам проявления скоростных способностей относят:

  • Способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовые скоростные способности);
  • Способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости (дистанционные скоростные способности);
  • Способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п.

Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следующих факторов :

1. Подвижности нервных  процессов, т.е. скорости перехода  нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.

2. Соотношения различных  мышечных волокон, их эластичности, растяжимости.

3. Эффективности внутримышечной  и межмышечной координации.

  1. Совершенства техники движений.

5. Степени развития  волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости.

6. Содержания АТФ в  мышцах, скорости её расщепления  и быстроты ресинтеза (восстановления).

На проявление скоростных способностей также влияет и температура  внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +(20-22°)С. При температуре+16 °С скорость снижается на 6-9%.

Скоростные способности  человека очень специфичны. Можно  очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее - другие, обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частоте движений. Знание этих фактов очень важно для практики.

Независимость между  отдельными формами скоростных способностей говорит о том, что нет, очевидно, единой причины, обуславливающей максимальную скорость во всех без исключения двигательных заданиях. Прямой (непосредственный) перенос скоростных способностей наблюдается только в координационно-сходных двигательных действиях. Так, в упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение, улучшение результата в прыжках с места скажется на показателях в спринтерском беге, толкании ядра, в то же время на скорости плавания и удара в боксе это не отразится. Значительный перенос скоростных способностей в координационно-различных движениях наблюдается только у слабо физически подготовленных людей.

В двигательных реакциях различают три фазы:

1. Сенсорную - от момента  появления сигнала до первых  признаков мышечной активности.

2.Премоторную - от появления электрической активности мышц до начала движения. Эта фаза наиболее стабильна и составляет 25-60 мс.

3. Моторную - от начала  движения до его завершения.

Сенсорная и премоторные  фазы образуют латентный (скрытый) компонент  реакции, а моторная - двигательный.

В области физического  воспитания обычно измеряют общее время - промежуток времени между моментом появления сигнала и моментом окончания реагирования на него.

Сокращение целостного времени простой двигательной реакции  в результате тренировки происходит, главным образом, за счет моторного компонента. Установлено, что перцептивные и двигательные процессы являются относительно независимыми, причем индивидуальные различия латентного компонента значительно больше, чем время движения. Латентный период реакции служит информативным показателем состояния ЦНС. Поэтому эта составляющая имеет большое значение при контроле за состоянием организма в процессе занятий физическими упражнениями.

Согласно физиологическим  представлениям латентное время  реакции состоит из пяти составляющих:

1.Появление возбуждения  в рецепторе. Раздражитель должен  быть («выхвачен») органом чувств - глазом, ухом, тактильным чувством,

2.Передача возбуждения  по центростремительному нерву  в ЦНС.

3.Переход возбуждения  по нервным сетям и формирование  эффекторного сигнала.

4.Передача возбуждения  от ЦНС к мышце

5.Возбуждение в мышце  и появление в ней механической  активности  (Курамшин Ю.Ф.,1999).

К сложным двигательным реакциям относятся реакции выбора и реакции на движущийся объект (РДО) (реагирование на предметный нестандартно перемещающийся объект) В играх и единоборствах требуется реагировать одновременно как с выбором, так и на движущийся объект (Матвеев Л.П., 1991). Быстрота сложной двигательной реакции характеризуется временем реагирования в условиях неопределенности раздражителя и ответного действия.

Для сложных реакций  большое значение имеет пропускная способность мозга спортсмена —  количество перерабатываемой информации за единицу времени.

Быстрота реакции на движущийся объект при внезапном  его появлении занимает от 0, 25 до 1 с. Известно, что большая часть затраченного времени уходит на фиксацию движущегося предмета глазами. Способность видеть, перемещающийся с большой скоростью предмет тренируема, с этой целью применяются специальные упражнения. Рекомендуется постепенное усложнение упражнения за счет увеличения скорости перемещения внезапности появления объекта, уменьшения размеров мяча, игровой площадки, сокращения дистанции в единоборствах, использования технических устройств и тренажеров.

Скрытый период реакции на движущийся объект слагается из четырех элементов: а) человек должен увидеть движущийся предмет, б) оценить направление и его скорость, в) выбрать план действий, г) начать его осуществление. В этом случае время реакции во многом зависит от большого запаса тактических действий и технических приемов, выработанных в длительной тренировке, от умения выбирать из них наиболее выгодные.

Значительные трудности  при сложной двигательной реакции  создаются в связи с необходимостью выбора нужного ответа из ряда возможных с учетом поведения соперника или партнера, а также создавшейся игровой обстановкой. Известна зависимость времени реагирования от количества возможных вариантов атак в единоборствах. Очевидно, что с увеличением разнообразия вариантов, быстрота уменьшается (например, от 0,3с при 2 вариантах атаки до 0,6с при 8 вариантах). Поэтому в методике развития сложной реакции с выбором необходимо постепенно увеличивать число возможных ситуаций.

 

1.2 Особенности  развития скоростных способностей

 у юных спортсменов в боксе

 

Быстрота действий в  боксе имеет большое, часто решающее значение.

Опередить противника ударом, защититься от удара быстрее, чем  противник осуществить атаку  или контратаку,— все это очень  важно для победы на ринге. Поэтому  в обучении и тренировке боксера большое место занимает развитие быстроты действий.

Боевое поведение боксера  на ринге основывается на сознательных, преднамеренных действиях, определяемых тактическими задачами боя. Успех этих действий в значительной мере зависит  от способности боксера мгновенно, точно и технически правильно реагировать на непрерывно изменяющиеся положения в бою. Поэтому боксер, заботясь о быстроте реакции, вместе с тем тщательно разучивает технические способы атаки и защиты.

Быстрота реакции боксера  имеет одинаково важное значение, как для атаки, так и для защиты. Успех атаки зависит от способности боксера замечать открытые места на теле противника, выбирать и создавать благоприятные моменты для ударов: боксер должен успеть избрать способ атаки и нанести удар быстро и точно, пока положение тела противника не изменилось [14].

У детей и подростков имеются благоприятные предпосылки  для развития скоростных способностей в силу того, что им свойственны  высокая возбудимость иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, и повышенная интенсивность обменных процессов. Известно, что уже к 6 годам высокого уровня дифференцировки и развития достигает чувствительное звено иннервационного аппарата скелетной мускулатуры ребенка, однако двигательная иннервация достигает уровня взрослых лишь к 12—13 годам.

Информация о работе Технико-тактическая подготовка боксеров 12-14 лет