Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:19, реферат
Деятельность человека требует определённого уровня развития физических (двигательных) качеств. Уровень возможностей человека отражает качества, представляющие собой сочетание врождённых психологических и морфологаческих возможностей с приобретёнными в процессе жизни и тренировки опытом в использовании этих возможностей. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельне качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСЬКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра Физического воспитания
Реферат
На тему:
«Упражнения на развитие двигательных качеств в плавании»
Выполнил: Проверил:
ст. гр. ВПС-13-1
Кузнецова В. С.
Харків 2013
Упражнения на развитие двигательных качеств в плавании.
Деятельность человека требует определённого уровня развития физических (двигательных) качеств. Уровень возможностей человека отражает качества, представляющие собой сочетание врождённых психологических и морфологаческих возможностей с приобретёнными в процессе жизни и тренировки опытом в использовании этих возможностей. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельне качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические (двигательные качества связанны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слаботью, подвижностью-инертностью и т.д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обуславливает несколько различных возможностей особенностей. Например быстродействие обеспечивается слабой нервной системой, подвижностью возбуждения и уравновешенностью. Такие связи характерны только для быстроты. Наличие разных типологических особенностей у разных людей частично обуславливается тем, что у одних людей лучше развиты одни качества (или их компоненты), у других иные. Выигрывая в проявлении одних двигатель качеств, человек проигрывает в других. Физические (двигательные) качества можно разделить в зависимости от их структуры на простые и сложные.
Чем большее число
анатомо-физологических и
1. 1Развитие скорости у пловцов
Развитие скорости в плавании. Под скоростью принято понимать величину тех максимальных скоростей, с которыми способен человек осуществлять свою двигательную деятельность. У пловцов скорость проявляется в виде:
Скорости выполнения каждого элемента (толчок ногами, гребок руками и т.д.) или скорости развития отдельного движения.
Скорости реакции в ответ на какой-либо внешний раздражитель (приближающийся поворотный щит, выстрел стартера и т.д.).
Скорости смены одного движения другим либо максимальной величиной скорости плавания.
Развитие быстроты будет всегда важной предпосылкой повышения скорости плавания.
Скорость плавания пловца зависит от подвижности в суставах, совершенства техники, эластичности и силы мышц, а во время длительной работы и от выносливости.
Для развития скорости самым
благоприятным считается
Специальные упражнения для развития скорости называют упражнениями на скорость, скоростными упражнениями, или упражнениями на быстроту (на скорость бега, на скорость плавания, на скорость реакции и т.д.). Обычно эти упражнения выполняются в возрастающем, большом, переменном, предельном и околопредельном темпе. К ним относятся бег и ходьба, спортивные и подвижные игры, упражнения с мячами, со скакалками и другими предметами, элементы бокса, борьбы, проплывание коротких отрезков различными способами плавания и т.д.
Развитие скорости предъявляет значительные требовании к концентрации волевых усилий пловца, к деятельности его центральной нервной системы. Вот почему скоростные нагрузки быстро вызывают утомление, сопровождаемое уменьшением темпа движений. Дальнейшая работа на тренировке над развитием скорости теряет смысл.
Главным методом развития скорости является повторный метод (повторное чередование отдыха и кратковременной нагрузки). Варианты данного метода следующие:
Повторное выполнение упражнений с предельной скоростью, интенсивность которых составляет 100%.
Повторное выполнение упражнение с различной скоростью, интенсивность которых составляет 70-95 % от максимальной.
Повторное выполнение упражнений, направленных на превышение ранее достигнутого предела скорости (при нарастающей интенсивности).
Многие тренеры для развития скорости применяют переменный способ. В данном случае кратковременное (5-20 секунд) выполнение упражнений различной интенсивности чередуется с активным отдыхом (с более длительным выполнением этого либо других упражнений в свободном темпе). К примеру: подвижная игра в течение 2 минут в обычном и 20 секунд в максимальном темпе; проплывание дистанции 40 метров в свободном темпе и 10 метров в максимальном.
Упражнения для воспитания скоростных качеств выполняются на суше и в воде. Вот некоторые примеры таких упражнений.
1. И. п. - партнеры в низком приседе на линии круга лицом друг к другу, один из них с мячом. Передвижение по кругу в низком приседе с передачей мяча двумя руками от груди между партнерами.
2. И. п. - партнеры в низком приседе на линии круга лицом друг к другу, оба с мячами. Передвижение вправо и влево по кругу с передачей двух мячей одновременно двумя руками от груди верхом и низом от пола с отскоком.
3. И. п. - высокий старт. Максимально быстрый бег на дистанцию 60 м, возвращение шагом.
4. И. п. - высокий старт. Челночный бег с ускорением на отрезках по 15-20 м 3--4 раза.
Развитие быстроты движений, составляющих соревновательную скорость
1. Стартовый прыжок с тумбочки (из воды) с первыми плавательными движениями, с акцентом на предельно быстрой; реакции на стартовый сигнал.
2. Стартовый прыжок
с тумбочки (из воды) по сигналу,
проводимый с первыми плаватель
3. Стартовый прыжок
с тумбочки (из воды) с акцентом
на максимальной мощности
4. Стартовый прыжок с тумбочки (из воды), проводимый с первыми плавательными движениями, с акцентом на максимальной дальности полета.
1. Наплывание с максимальной скоростью на поворотный щит с акцентом на быстроте вращения.
2. Выполнение поворотов
с разбега по бортику бассейна
с акцентом на быстроте
3. Облегчающее лидирование,
позволяющее повысить скорость
подплывания к поворотному
4. Лежа на спине на гимнастическом мате, вытянув руки за голову, по сигналу выполнять быстрое подтягивание коленей вверх на себя с последующим кувырком назад через голову или плечо.
5. Стоя лицом к гимнастической стенке, по сигналу имитация поворота "маятником".
6. Стоя в воде, наклонив туловище в сторону поворотного щита, по сигналу выполнять кувырок.
7. Стоя на дне, по
сигналу выполнять прыжок
8. Стоя у поворотного щита боком к нему и наклонив туловище в его сторону, по сигналу выполнять поворот с отталкиванием (упражнение применяется при плавании кролем на спине).
9. Лежа на спине,
касаясь рукой поворотного
1. Вращение прямыми руками с максимальной скоростью.
2. Вращение прямыми
руками с максимальной
3. Имитация гребковых
движений на изокинетическом
тренажере с малым
4. Повторное проплывание отрезков длиной 12,5; 25; 50 м со скоростью 90-100% от максимальной.
5. То же упражнение, но с помощью одних ног.
6. То же упражнение, но с помощью одних рук.
7. Плавание с переменной
скоростью в полной
2.1 Развитие силы в плавании
Силовые упражнения или упражнения на силу Человеческие движения осуществляются благодаря его способности преодолевать различные сопротивления за счет напряжений мышц.Когда говорят о силе как о физическом качестве, то имеют в виду ее наибольшие проявления, на которые способен человек. При плавании в работе участвуют основные группы мышц. Но главную нагрузку несут мышцы рук, спины, плечевого пояса и ног.
Средством развития силы являются «силовые» упражнения либо упражнения «на силу», которые весьма разнообразны.
По особенностям режима деятельности мышц силовые упражнения делят на статические и динамические. При выполнении динамических упражнений происходит перемещение тела пловца или его частей в пространстве (прыжки, бег, плавание, ходьба и др.). При этом сила мышц или преодолевает внешние силы (сгибание рук в висе), или уступает им (разгибание рук в висе). В статических упражнениях «на силу», или, как их еще называют, изометрических, упражнениях обеспечивается определенная поза тела благодаря противодействию внешним силам (удержание штанги в различных положениях, висы, упоры и др.).
В спортивной практике для развития силы пловца чаще всего применяют динамические упражнения. В любом виде спорта, и особенно в плавании, двигательная деятельность складывается из усилий главным образом динамического характера.Однако в различных упражнениях определенные группы мышц в каждый момент движения работают на поддержание опорно-двигательного аппарата человека. Поэтому для большей разносторонности в общей физической подготовке пловца наряду с динамическими упражнениями следует выполнять и статистические упражнения.
Для развития силы пловцов и других спортсменов применяют два самых распространенных метода: «максимальных напряжений» и «до отказа». Метод «до отказа» предусматривает постоянное выполнение упражнения до тех пор, пока из-за усталости у спортсмена не начнет нарушаться правильность движений. Данный метод является основным, если тренер или же сам пловец стремится увеличить отстающие в развитие мышцы.
Метод «максимальных
напряжений» используется в основном
для совершенствования
При воспитании скоростных способностей рекомендуется использовать следующие приемы: плавание поперек бассейна (в виде пХ12-15 м); эстафеты, плавание в спарринге, с гандикапом, с лидированием, плавание с различными вариантами дыхания (вдох через два, три или четыре цикла движений); выполнение стартов и поворотов с включением плавания на 10-15-метровых отрезках дистанции на время; плавание с ускорением - плавным нарастанием усилий; плавание с высокой скоростью с постепенным выключением усилий (пловец, развив высокую скорость на коротком отрезке, старается удержать ее, продолжая движения "расслабленно"); плавание "по контрасту" (например, на 15-метровых отрезках чередуются: плавание в полную силу с дополнительным сопротивлением и плавание без него; плавание в максимальном темпе со средней амплитудой гребковых движений и плавание в оптимальном темпе с предельной амплитудой гребков); плавание с помощью предварительно растянутого резинового амортизатора, закрепленного одним концом за пояс спортсмена.
2.2 Перечень упражнений в воде специальной силовой направленности по Л.П. Макаренко (рис.1)
1. Плавание с помощью
движений рук, буксируя
2. Плавание с помощью
движений рук или ног, с
Рис.1. Упражнения специальной силовой направленности, выполняемые в воде
3. Плавание с полной
координацией движений, с помощью
движений рук или ног,
4. Плавание с помощью
движений рук (с лопаточками
на ладонях и без них), преодолевая
сопротивление надутого
5. Плавание с помощью
движений ног (прежде всего
брассом и дельфином) с доской
в руках, имеющей
6. Плавание с помощью
движений рук или с полной
координацией движений с
7. Плавание с помощью движений ног в максимальном темпе: дельфином в положении на боку; брассом на груди, руки у бедер; кролем на спине, руки вперед, ладонями вверх и вместе.
Информация о работе Упражнения на развитие двигательных качеств в плавании