Урок гимнастики в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 00:13, реферат

Краткое описание

Эффективность учебно-воспитательного процесса в гимнастике зависит от организации и методики проведения занятий. Ведущее место в практике физического воспитания отводиться уроку – основной форме организации занятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Гимнастика№7.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  спорта и туризма РБ

УО «Белорусский государственный университет физической культуры»

 

 

 

 

Урок  гимнастики в школе

 

 

 

 

 Выполнила

студентка 2 курса,

факультета  ОФКиТ,

028 группы,

кафедры ФВД,

Каплуновская  Юлия

 

 

 

Минск 2009

 

 

 

Урок  гимнастики в школе

Эффективность учебно-воспитательного процесса в  гимнастике зависит от организации  и методики проведения занятий. Ведущее  место в практике физического  воспитания отводиться уроку – основной форме организации занятий. Он провидится под руководством преподавателя, который может квалифицированно обеспечить эффективность учебно-воспитательного и тренировочного процесса путем:

  1. Правильной постановки педагогических задач (на основании учебного плана, программы и других документов).
  2. Рационального подбора средств для решения задач как отдельного занятия, так и всего учебно-воспитательного процесса.
  3. Правильной методики обучения упражнениям (хороший показ, доступное объяснение техники изучаемых упражнений; применение различных методических приемов, облегчающих их усвоение; обеспечение исправления ошибок и т.д.). Коллективное участие занимающихся в овладении программным материалом – одним из весомых достоинств урока. Находясь в группе, занимающимся легче анализировать технику упражнений, сравнивать свои действия с действиями товарищей. Кроме того, занятия в коллективе способствуют воспитанию организованности, дисциплинированности, чувства ответственности и других нравственно этических качеств.

Разновидности урока и его структура

Разнообразие  видов гимнастики с характерными для них задачами, средствами, организационно-методическими подходами обуславливает различие в содержании урока. Если при этом учесть и особенности контингента, с которым они проводятся (пол, возраст, степень подготовленности и т.д.), становится понятной необходимость разнообразия форм урока по содержанию и целевому назначению.

Принято различать:

  1. Урок усвоения нового материала.
  2. Урок закрепления пройденного материала.
  3. Контрольный урок, на котором определяется исходный уровень подготовленности занимающихся, оценивать степень освоения пройденного материала.
  4. Комбинированный урок, в котором могут решаться задачи обучения новым упражнениям, совершенствования ранее сформированных навыков и контроля качества учебно-тренировочной работы.

Перечисленные выше основные формы урока могут иметь общность в последовательности решения педагогических задач, в порядке чередования гимнастических упражнений, что обуславливается сходством анато-физиологических и психологических особенностей занимающихся, проявляющихся в процессе урока. Занимающиеся не могут без соответствующей подготовки органов и систем организма выполнять трудные физические упражнения, требующие большого мышечного напряжения, максимальной скорости и амплитуды. Чтобы подготовить к такой деятельности СС, дыхательную системы, мышечно-связочный аппарат, чтобы достичь оптимального возбуждения ЦНС, требуется определенное время. Этот период времени, связанный с фазой врабатываемости именуется разминкой. Он характерен  для любого занятия и соответствует подготовительной части урока.

В основной части урока решаются главные задачи. Используемые для этого упражнения требуют большого напряжения сил и высокого уровня работоспособности.

После интенсивной  работы необходимо привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние, ускорить восстановительные процессы. С этой целью предусматривается заключительная часть урока. 

Содержание  и методика проведения отдельных  частей урока.

Методические  рекомендации к проведению подготовительной части урока.

Назначение  подготовительной части урока – подготовить организм занимающихся к большим физическим нагрузкам и выполнению технически сложных упражнений основной его части.

В подготовительной части урока решаются следующие  задачи:

  1. Подготовка ЦНС, вегетативных функций, сенсорных систем к интенсивной работе.
  2. Разогревание мышц, связок, повышение подвижности в суставах, т.е. подготовка двигательного аппарата к освоению сложных упражнений.
  3. Формирование умений выполнять сравнительно несложные двигательные действия с требуемой пространственно-временной точностью и должной степенью усилий.
  4. Формирование правильной осанки. Овладение навыками соблюдения гимнастического стиля движений.

Подготовительная  часть урока начинается с построения группы, ее организации, создания определенной настройки.

Проводить ее надо живо и увлекательно. Эмоционально проведенная разминка в определенной мере задает тон всего урока. Особенно, если проводится под музыкальное  сопровождение. В целях рациональной траты времени при сообщении  задач урока следует подчеркнуть главное, самое важное, избегая деталей, о которых придется говорить в основной части урока. Иное дело, когда занимающимся сообщается, что на данном уроке начинается разучивание упражнений, которые учащиеся будут сдавать в конце четверти или, что данный урок посвящается, главным образом физических качеств и т.п.

Следует вносить  разнообразие в начало урока, избегая  шаблона. Это активизирует внимание занимающихся. Обычно с этой целью используют заранее подготовленный перечень различных заданий.

Решая оздоровительные задачи средствами общего воздействия, следует чаще использовать в уроке соединения из 2-3 вариантов ходьбы, бега или прыжков. Они могут выполняться на заданное количество счетов. Можно чередовать различные виды ходьбы или бега, двигаясь вдоль каждой из четырех сторон зала или разнообразить движение «змейкой», передвигаясь в одном направлении обычным шагом , а в противоположном – скрестным шагом на носках.

С большим успехом  в подготовительной части урока  проходят упражнения аэробики, которые  отличаются большой динамичностью и создают хорошие предпосылки развитию вегетативных функций занимающихся. Небольшой комплекс таких упражнений на 5-6 минут по энергетическим затратам не уступает бегу трусцой равной продолжительности, а по эмоциональному заряду значительно превосходит.

 ОРУ – основное средство подготовительной части. Они лучше других средств способствуют решению задач разностороннего физического развития, совершенствования способностей соразмерять движения по направлению, скорости, ритму и тем самым закладывать основы общедвигательной подготовки занимающихся; вырабатывать гимнастический стиль, а в широком смысле – двигательную культуру.

ОРУ проводятся в виде комплексов, включающих 6-10 упражнений. Их количество диктуется как характером упражнений, так и дозировкой, временем отведенным на разминку, особенностями предстоящей на уроке работы, температурой воздуха в зале и т.д.

Выбор упражнений для подготовительной части урока зависит прежде всего  от задач урока, контингента занимающихся и от условий, которыми располагает преподаватель.

Даже в рамках одного урока  занимающиеся выполняют большой объем разнообразных упражнений с воздействием на разные звенья опорно-двигательного аппарата. Это обогащает двигательный опыт, создающий благоприятные условия для позитивного переноса качеств и навыков, которые формируются в основной части урока.

Подготовительно часть урока  не должна сводиться только к разминке. Это сужает ее педагогическую значимость и уменьшает ее продолжительность. Если занятия проводятся с детьми – длительность подготовительной части в пределах 7-10 минут может быть достаточной для разминки и решения других важных задач. В работе со взрослыми людьми требуется больше времени – от 12 до 15 минут.

Постановка  образовательных задач обусловливает  видоизменение содержания и количества упражнений, что потребует увеличение продолжительности подготовительной части урока.

С методической точки зрения весь комплекс действий, используемых преподавателем в начальной части  урока, направлен на то, чтобы:

  1. Добиться от занимающихся точного выполнения упражнений. В этом кроется суть успеха в овладении программным материалом в кратчайшие сроки и при минимальных затратах времени.
  2. Обеспечить и поддержать интерес занимающихся к упражнениям. Отсутствие такого – верный признак формального выполнения движения с низким коэффициентом полезного действия.
  3. Развить самостоятельность мышления и самостоятельность действий. Образовательная ценность воспитания и обучения возрастет, если преподаватель продумает организацию и построение работы так, чтобы занимающиеся могли проявить себя. В этой связи как нельзя лучше подходят упражнения в парах, планирование индивидуальных заданий, практика постоянной смены направляющего (возможность каждому испытать себя в роли лидера, на которого равняются остальные).

Методические  рекомендации к проведению основной части урока.

В основной части  урока решаются следующие задачи:

  1. Формирование разнообразных двигательных умений и навыков, которые могут быть использованы в повседневной жизни, в профессиональной деятельности.
  2. Развитие физических, волевых качеств и функциональных возможностей организма.
  3. Воспитание у занимающихся осознанного отношения к занятиям, любви к учебе, труду, чувства собственного достоинства, доброжелательного отношения к окружающим.

Эти задачи решаются параллельно на каждом уроке с  помощью широкого круга используемых в гимнастике средств.

Обучаемые должны понимать смысл предлагаемых им упражнений, видеть положительные результаты своих занятий. Им нужен успех, вселяющий уверенность в своих силах, побуждающий их к дальнейшему совершенствованию.

В основной части  урока используются упражнения на снарядах, прыжки вольные и акробатические, ОРУ и прикладные упражнения, упражнения художественной гимнастики, аэробики, на батуте. Строевые упражнения применяются в служебных целях, главным образом для организованного передвижения занимающихся от одного вида упражнений к другому.

Характерной особенностью урока гимнастики является его многотемность. Количество разнообразных умений и  навыков, которые требуется формировать параллельно или последовательно, достаточно велика. Это заставляет преподавателя тщательно продумывать объем включаемого в урок теоретического и практического материала, его чередование на каждом уроке. Урок не должен быть перегружен и учебным материалом.

В зависимости  от сложности изучаемых упражнений целесообразно планировать не более 1-2 новых элементов или соединений в уроке, распределяя их так, чтобы  координационно сложные, требующие  большой точности и нервного напряжения изучались в начале основной части, на свежие силы.

Упражнения  повышенной интенсивности, связанные  с преодолением препятствий, переноской груза, а также специальные ОРУ  для развития физических качеств  нужно планировать на вторую половину основной части. Следует чередовать виды занятий с таким расчетом, чтобы упражнения в висе чередовались с упражнениями в упоре, а однотипные по характеру упражнения не следовали одно за другим.

Важную роль в организации учебного процесса играет четкость действий занимающихся при подготовке мест занятий для основной части урока, а также уборке снарядов после занятий. Все это важно для экономного использования времени урока. Важно это и в воспитательном отношении.

Способы организации учебно-воспитательного  процесса

В зависимости  от задач урока, от содержания, от содержания изучаемого материала, численности и подготовленности занимающихся, оснащенности зала могут применяться различные способы организации занятий.

Групповой способ. При этом способе занимающиеся делятся на несколько отделений. Каждое отделение занимается на своем виде и через обусловленный период времени они меняются местами.

Формировать отделения  нужно прежде всего по полу. Желательно также более подготовленных и  менее подготовленных разводить  по соответствующим группам. Такое распределение позволяет более точно подбирать материал для урока с учетом подготовленности занимающихся.

Проводя урок групповым  способом, преподаватель обязан предусмотреть  меры безопасности. Он должен находиться на том виде, который наиболее травмоопасен, а на остальных назначить помощников из числа наиболее подготовленных занимающихся, хорошо проинструктировав их о правилах страховки, самостраховки, использовании поролоновых матов, другого инвентаря. Особо тщательно оговариваются с помощниками методические приемы, обеспечивающие решение педагогических задач и мер безопасности.

Фронтальный способ. Этот способ предусматривает одновременное выполнение упражнений всеми занимающимися. Чаще всего он используется при проведении ОРУ, вольных и некоторых акробатических упражнений, при выполнении танцевальных упражнений, что обеспечивает большую моторную плотность.

Сложные упражнения, требующие страховки и помощи преподавателя, фронтальным способом не проведешь, но опытный преподаватель  не применит использовать каждую возможность для организации занятий этим способом. Этот способ приносит большой педагогический эффект при использовании многокомплектных снарядов.

Информация о работе Урок гимнастики в школе