Усовершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивно - массовой работы с непосредственным валеологическим сопровождением всего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 23:03, реферат

Краткое описание

Целью физического воспитания в ВУЗе является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
Будущая профессия требует от выпускников высших учебных заведений крепкого здоровья. Здоровье молодежи является одним из самых точных индикаторов состояния здоровья населения в целом, одной из наиболее значимых ценностей, определяющих благополучие общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….с.3
§1 Состояние здоровья студенческой молодежи и особенности учебной деятельности в процессе обучения в вузе……………………………..…с.4
§ 2 Сохранение и укрепление здоровья студентов - главная задача физического воспитания в вузе. Спортивно-массовая работа со студентами высших учебных заведений………………………………………………..с.9
Вывод………………………………………………………………………..с.14
Список использованной литературы……………………………………..с.15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по физ-ре.docx

— 35.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: Усовершенствование физкультурно-оздоровительной и  спортивно - массовой работы с непосредственным  валеологическим сопровождением всего педагогического процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Севастополь

2013 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….с.3

§1 Состояние здоровья студенческой молодежи и особенности учебной деятельности в процессе обучения в вузе……………………………..…с.4

§ 2 Сохранение и укрепление здоровья студентов - главная задача физического воспитания в вузе. Спортивно-массовая работа со студентами высших учебных заведений………………………………………………..с.9

Вывод………………………………………………………………………..с.14

Список использованной литературы……………………………………..с.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Проблема формирования культуры здорового образа жизни студентов средних учебных заведений является весьма актуальной. Рост заболеваемости среди населения страны, в том числе среди студентов, требует неуклонного совершенствования и научного обоснования новых технологий в физкультурно-оздоровительной работе. В условиях модернизации образования необходимо совершенствование в средних профессиональных учебных заведениях системы занятий физической культуры и спортом. Особое место в этом процессе занимают высшие учебные заведения, готовящие специалистов гуманитарных наук.

Современный учебный процесс  своей технологией, объемом информации, построением, спецификой и условиями  проведения занятий предъявляет  к молодым людям требования, часто  не соответствующие их индивидуальным возрастным, ментальным и физическим возможностям. Такой дисбаланс в  процессе обучения приводит к снижению компенсаторных и адаптационных  возможностей организма. Высокий уровень  заболеваемости отмечается у студентов  после 3-го курса, что связано с  возрастанием интеллектуальной деятельности и снижением физической активности.

Целью физического воспитания в ВУЗе является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных  специалистов.

Будущая профессия требует от выпускников высших учебных заведений крепкого здоровья. Здоровье молодежи является одним из самых точных индикаторов состояния здоровья населения в целом, одной из наиболее значимых ценностей, определяющих благополучие общества.

 

 

 

 

 

 

§ 1 Состояние здоровья студенческой молодежи и особенности учебной деятельности в процессе обучения в вузе.

 

Здоровье во все времена  считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия. Очевидно, что от состояния здоровья организма и масштабов использования  его психофизиологического потенциала в большинстве своем зависит  и качество жизни человека. Все  стороны человеческой жизни в  широком диапазоне социального  бытия - производственно-бытовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном, в итоге  определяются уровнем здоровья.

По определению Всемирной  организации здравоохранения (ВОЗ) «состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни».

Академик Ю.П. Лисицын  [3] характеризует образ жизни как определенный тип, вид жизнедеятельности людей. Обобщая ряд классификаций, он отмечает, что здоровье людей, в большей степени, зависит от уклада жизни. Если в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни.

Составляющими здорового  образа жизни являются: оптимальное  соотношение и чередование труда  и отдыха, рациональное питание, организация  сна, оптимальная двигательная активность, отказ от вредных привычек, соблюдение правил личной гигиены и закаливания, культура межличностных отношений. Здоровый образ жизни во многом зависит  от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

Сложившийся стереотип поведения  закладывается с детства и  зачастую продолжает укореняться в  студенческие годы. Поэтому фундамент здоровья, заложенный в детстве и в юности, является резервом успешной жизнедеятельности человека во все возрастные периоды. Таким образом, здоровье молодежи является одним из самых точных индикаторов состояния здоровья населения в целом, одной из наиболее значимых ценностей, определяющих благополучие.

Обучение в высшей школе - многокомпонентный и достаточно длительный процесс, имеющий ряд  характерных особенностей и предъявляющий  высокие требования к пластичности психики и физиологии молодых  людей. Существуют объективные и  субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии  студентов. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности  и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную  нагрузку, отдых. К субъективным факторам относят: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, темп учебной деятельности, утомляемость и др. [2].

Важным фактором, влияющим на состояние здоровья студенческой молодежи, является умственная работоспособность  в рамках освоения основной профессиональной программы.

В.И. Ильинич [2] рассматривает изменения работоспособности студентов под влиянием учебно-трудовой деятельности, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом.

Учебный день студента начинается 10-15-минутным врабатыванием в учебную  деятельность. Затем наступает устойчивая работоспособность и продолжается 1,5-3 часа. Следующий период - полной компенсации характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием или положительной мотивацией. В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление. Продуктивность учебной деятельности снижается, при этом отчетливо проявляются функциональные изменения, например в зрительном анализаторе устойчивости внимания, оперативной памяти и др. В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным повышением. Дальнейшее продолжение работы влечет снижение продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (шестой период). Часто третий и четвертый периоды характеризуют как периоды снижения работоспособности.

Рассматривая динамику умственной работоспособности в недельном  учебном цикле можно увидеть, что она характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), в середине недели (вторник-четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности  и к концу недели (пятница, суббота) отмечается процесс ее снижения. Изменения  физической работоспособности в  течение недели также соответствует  динамике умственной работоспособности.

Работоспособность студентов  по семестрам и в целом за учебный  год имеет ряд особенностей. В  начале учебного года процесс полноценной  реализации учебных возможностей студентов  затягивается до 3-3,5 недель (период врабатывания) и сопровождается постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает  период устойчивой работоспособности  длительностью 2,5 месяца. С началом  зачетной сессии в декабре работоспособность  начинает снижаться. В период экзаменов  снижение кривой работоспособности  усиливается. В период зимних каникул  работоспособность восстанавливается  к исходному уровню, а если отдых  сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверхвосстановления работоспособности.

Начало второго полугодия  также сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность его не превышает 1,5 недели. Дальнейшие изменения  работоспособности до середины апреля характеризуются высоким уровнем  устойчивости. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные многими негативными факторами жизнедеятельности студентов, накопленных за учебный год. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии, вследствие значительной глубины утомления [2].

Это обстоятельство имеет  важное значение для планирования мероприятий по оптимизации условий учебной деятельности и отдыха студентов, в частности, применением средств физической культуры.

Экзамены для студента - это критический момент в учебной  деятельности, когда подводятся итоги  учебной работы за семестр. Во время  экзаменов происходит увеличение объема, продолжительности и интенсивности  учебного труда студентов, мобилизации  всех сил организма. К тому же все  это происходит в условиях изменения  жизнедеятельности: резко сокращается  физическая активность, до 30 минут в  день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания.

Занятия физической культурой  способствуют укреплению здоровья. Студенты, постоянно занимающиеся физическими  упражнениями, меньше подвержены стрессу, лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом [4]. Физиологи считают, что каждый час двигательной активности продлевает жизнь человека на 2-3 часа. Установлено, что двигательная активность существенно влияет на состояние здоровья и работоспособность студента [4].

Таким образом, в процессе обучения в вузе к старшим курсам количество занятий по дисциплине «Физическая  культура» сокращается, в то время  как учебная нагрузка возрастает. В итоге создается дефицит  двигательной активности, снижается физическая подготовленность студентов. Кроме того, у большинства студентов отмечаются низкий уровень культуры здоровья, потребительское отношение к собственному здоровью, а также низкая мотивация к ведению здорового образа жизни.

Все это приводит к ухудшению  здоровья молодых людей, а также  отрицательно сказывается на успеваемости студенческой молодежи в рамках основной образовательной программы.

По всем нозологическим формам уровень заболеваемости у женского студенческого коллектива гораздо  выше, чем у мужского. Наряду с вышесказанным у девушек увеличивается риск нарушения репродуктивного здоровья, что, безусловно, является важным в обеспечении здоровья нации.

Следовательно, студентки  старших курсов нуждаются в сохранении и укреплении здоровья, и для этого  является необходимым осуществление  целенаправленной физкультурно-оздоровительной  работы в вузе в соответствии с  особенностями учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2 Сохранение и укрепление здоровья студентов - главная задача физического воспитания в вузе. Спортивно-массовая работа со студентами высших учебных заведений.

 

Спортивно-массовая работа в университете является продолжением учебно-воспитательного процесса, направленного  на профилактику здорового образа жизни, повышение массовости спортивных мероприятий. Принимая участие в различных видах соревнований на городском и региональном  уровне, студенты вуза нередко становятся призерами. Это вырабатывает настоящее чувство гордости, как у самих участников соревнований, так и у тех, кто за них активно "болеет".

Годы пребывания в ВУЗе являются важным этапом формирования личности будущего специалиста. Большая  роль в комплексной системе учебно–воспитательного процесса принадлежит физической культуре.

Целью физической культуры в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных  специалистов. В процессе обучения в вузе по курсу «Физическая культура»  предусматривается решение следующих  задач:

1. Воспитание у студентов  высоких моральных, волевых и  физических качеств, готовности  к высокопроизводительному труду.

2. Сохранение и укрепление  здоровья студентов, содействие  правильному формированию и всестороннему  развитию организма, поддержание  высокой работоспособности на  протяжении всего периода обучения.

3. Воспитание у студентов  убежденности в необходимости  регулярно заниматься физической  культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, а также с учётом условий  и характера труда их предстоящей  профессиональной деятельности.

Занятия физической культурой  направлены на улучшение деятельности всех систем организма и отдельных  органов, повышение здоровья студентов, воспитание важнейших двигательных, моральных и волевых качеств, совершенствование отдельных прикладных навыков.  Они имеют целью повышение  достигнутого уровня общей работоспособности или сохранение уже имеющейся.

Информация о работе Усовершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивно - массовой работы с непосредственным валеологическим сопровождением всего