Физическая культура в первобытном и рабовладельческом обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:08, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - необходимость охарактеризовать процесс развития физической культуры на протяжении первобытного и рабовладельческого общества.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
Рассмотреть теории возникновения физической культуры
Проследить за развитием физической культуры в первобытнообщинном строе
Сравнить спартанскую и афинскую системы физического воспитания
Определить роль Олимпийских игр в рабовладельческом обществе
Рассмотреть физическую культуру в Древнем Риме

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 5
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОБЫТНООБЩИННОМ СТРОЕ 8
Роль охоты в развитии физической культуры 8
Игры как древнейшая форма физического воспитания 8
Возникновение физических упражнений 10
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 12
Спартанская система физического воспитания 14
Афинская система физического воспитания 16
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 18
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДРЕВНЕМ РИМЕ 22
Римские игры 22
Гладиаторские бои 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

физическая культура.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

Факультет государственного и муниципального управления

Направление подготовки 080200.62 «Менеджмент»

Профиль «Управление  малым бизнесом»

Кафедра физической культуры

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Физическая культура»

 

ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА В ПЕРВОБЫТНОМ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ  ОБЩЕСТВЕ

 

 

 

 

Студент

группа                                 __________________________         К.А.Пальшина

211                                                            подпись

                                               _________________________       

                                                                     дата

 

Научный руководитель                                                               А.В.Кулишова                                                                                                                                        

                                              ___________________________        

                                                                  подпись

                                             ___________________________

                                                                     дата

 

 

 

 

 

Хабаровск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            3

  1. ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ               5
  2. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОБЫТНООБЩИННОМ СТРОЕ                                                            8
      1. Роль охоты в развитии физической культуры                                         8
      2. Игры как древнейшая форма физического воспитания                          8
      3. Возникновение физических упражнений                                               10
  3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ                                                                                                   12
      1. Спартанская система физического воспитания                                     14
      2. Афинская система физического воспитания                                         16 
  4. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ                                                                             18
  5. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДРЕВНЕМ РИМЕ                                  22
      1. Римские игры                                                                                            22
      2. Гладиаторские бои                                                                                    23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                             27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы  и соревнования по ним, закаливание  организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту  и физическое совершенство. Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.

Актуальность  изучения данной темы, на мой взгляд, непосредственно связана с той ролью, которую играет физическая культура или культура тела в жизни современного человека.

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Предмет исследования – процесс развития физической культуры в рамках первобытного и рабовладельческого строя.

Объект исследования – особенности развития физической культуры.

Цель данной работы - необходимость охарактеризовать процесс развития физической культуры на протяжении первобытного и рабовладельческого общества.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

      1. Рассмотреть теории возникновения физической культуры
      2. Проследить за развитием физической культуры в первобытнообщинном строе
      3. Сравнить спартанскую и афинскую системы физического воспитания
      4. Определить роль Олимпийских игр в рабовладельческом обществе
      5. Рассмотреть физическую культуру в Древнем Риме

В процессе написания данной работы мною были использованы следующие методы:

1. Анализ источников  и используемой литературы.

2. Сравнительный метод.

 

 

 

 

 

 

 

Теории возникновения  физической культуры

 

Вопрос о возникновении  и развитии физической культуры на первом этапе человечества – один из основных в истории физической культуры. Не случайно к нему обращались многие ученые.

Существует несколько  позиций при обсуждении проблемы возникновения физической культуры:

1. В конце XIX – начале XX в. немецкий философ Шиллер  выдвинул теорию игры. Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция). Согласно этой теории, человек развивался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению ученых, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры».

2. Теория магии впервые  изложена английским ученым Рейнаком. Сторонники этой теории – К.  Дим и В. Кербе (ФРГ). Б. Жиллет (Франция) выдвигает, более современную  теорию происхождения физической  культуры – «физические упражнения и игры имеют культовое и животнообразное происхождение».

3. Теория излишней  биологической энергии выдвинута  ученым Спенсером (США). Основное  положение его теории в том,  что физическая культура –  это инстинкт, но, по мнению других  ученых, если это инстинкт, то общество не несет ответственности за те пороки, которые оно порождает.

4. Материалистическая, марксистско-ленинская  теория, изложена в работах Г.В.  Плеханова, Н.И. Пономарева. Согласно  их теории, в основе возникновения  физической культуры лежат два фактора – объективный и субъективный.

К объективному фактору  относится то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательство) человек постоянно вынужден был  развивать свои навыки. Упражняясь, он совершенствовал свои физические качества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).

К субъективному фактору  относится собственно сознание человека, который придумывал упражнения для  подготовки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной  подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, то есть воспитывал.

Ошибка сторонников  первых трех теорий, которые пытались доказать, что зачатки физического  воспитания имеются уже в животном мире, заключалась в том, что они  не находили различий между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью людей.

Ученые, пытавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных  людей, также ошибались, так как  человек стал применять физические упражнения раньше, чем появилась религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физической культуры является труд.

Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в  своей теории возникновения физических упражнений.

Физическая культура возникла из потребностей первобытных людей в подготовке к тому или иному роду трудовой деятельности.

Поскольку в самом  раннем периоде своего становления  человек занимался охотой, и именно она была серьезным физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных.

Но эти действия еще  нельзя считать физическими упражнениями, так как они применялись с  целью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.

Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда  человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных  физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный  вид деятельности.

Например, перед охотой многократно повторять наиболее важные охотничьи действия, образно  выражаясь «играть в охоту». Превращение  трудовых действий в физические упражнения позволило эффективно влиять, с одной  стороны, на физическое совершенствование  человека, а с другой – на повышение его трудоспособности.

Таким образом, анализ теорий возникновения физической культуры позволяет сделать ряд следующих  выводов: физвоспитание в этих условиях первобытного общества должно выполнять  функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Появляются зачатки военного воспитания.

Так, дети австралийцев с  ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании различных предметов, ходили вместе с взрослыми на охоту  и рыбную ловлю. Австралийцам широко были известны разнообразные игры и развлечения. В воспитании практиковались метание бумеранга, игра в мяч одной фратрии (совокупность нескольких родов) против другой. У первобытных народов Америки (индейцев, эскимосов и др.) были известны игры с бросанием мяча в цель. Бег на большие расстояния, поднимание тяжестей (камней). Первобытные племена Африки широко применяли в воспитании детей, подростков и юношей фехтование на палках, борьбу, игры с бегом и прыжками, стрельбу из лука, упражнения с раскачиванием на лианах с последующими прыжками. Племена бушменов отличались быстротой бега и большой выносливостью. Мужские игры у них имели соревновательную направленность, а пляски носили атлетический характер.

 

 

 

 

 

 

 

 Развитие физической культуры в первобытнообщинном строе

 

Первой ступенью в  развитие человеческого общества был  первобытный строй, существовавший сотни тысяч лет назад. Первобытнообщинный строй является первой социально-экономической  формацией, начало которой – появление  человека разумного, конец – установление рабовладельческого строя.

Первобытное общество, не разделённое на классы, не знало  эксплуатации и частной собственности  на орудия труда и средства производства. В процессе общественном труда постепенно совершенствовался язык и мышления человека, развивались его физические качества. Первобытный быт в силу своей примитивности требовал большой выносливости и физической силы, умения охотиться, ловить рыбу. Поэтому взрослые учили детей бегать, плавать, бросать камни, дротики, копья, прыгать, лазить по деревьям. Особую роль играла ОХОТА - важнейшая отрасль хозяйственной деятельности первобытного человека. В процессе охоты вырабатывалась физическая стойкость, развивалась наблюдательность, закалялась воля, приобретались практические знания, что в дальнейшем и положило развития спорта в целом.

Древнейшей формой организации  физического воспитания были игры. Вопрос об их происхождение интересовал  многих учёных разных стран. Многие из них считали, что игры возникли раньше труда, непосредственно из игр животных и ничем не отличались от них. Они не видели качественных различий между инстинктивным, рефлекторным поведением животных и разумным поведением человека. Это было неудачное решение вопроса, так как происхождение и развитие игр рассматривалось вне связи с развитием способа производства и созданием материальных благ. Поэтому в жизни общественного труда старше игры.

Самой ранней формой физического  воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторяли  трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря и живые цели.

 Шаманизм и мистицизм  также возникли из игровых  попыток человека осознать и  обозначить границы мира, найти для всего окружающего четкую роль, связать предметы и явления в единую картину мира – и найти способы преодоления враждебной среды.

То, что современному человеку показалось бы игрой, для древних  людей было очень серьезным, ответственным  действом – ритуальные танцы, гадания, поклонения фетишам и подношения духам.  В этой первобытной игре от случайных факторов (искр костра, дуновения ветра, падения костей) зависело, жить или умирать жертве, выходить на охоту или голодать, начинать или не начинать войну. И люди относились к этим играм с трепетом – потому что они лежали в основе их жизни и были самым важным механизмом, регламентирующим ее.

Информация о работе Физическая культура в первобытном и рабовладельческом обществе