Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:08, контрольная работа
Цель данной работы - необходимость охарактеризовать процесс развития физической культуры на протяжении первобытного и рабовладельческого общества.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
Рассмотреть теории возникновения физической культуры
Проследить за развитием физической культуры в первобытнообщинном строе
Сравнить спартанскую и афинскую системы физического воспитания
Определить роль Олимпийских игр в рабовладельческом обществе
Рассмотреть физическую культуру в Древнем Риме
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 5
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОБЫТНООБЩИННОМ СТРОЕ 8
Роль охоты в развитии физической культуры 8
Игры как древнейшая форма физического воспитания 8
Возникновение физических упражнений 10
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 12
Спартанская система физического воспитания 14
Афинская система физического воспитания 16
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 18
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДРЕВНЕМ РИМЕ 22
Римские игры 22
Гладиаторские бои 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет государственного и муниципального управления
Направление подготовки 080200.62 «Менеджмент»
Профиль «Управление малым бизнесом»
Кафедра физической культуры
по дисциплине «Физическая культура»
ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА В ПЕРВОБЫТНОМ И
Студент
группа
__________________________
211
Научный руководитель
Хабаровск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение
Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.
Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.
В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.
Актуальность изучения данной темы, на мой взгляд, непосредственно связана с той ролью, которую играет физическая культура или культура тела в жизни современного человека.
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.
Предмет исследования – процесс развития физической культуры в рамках первобытного и рабовладельческого строя.
Объект исследования – особенности развития физической культуры.
Цель данной работы - необходимость охарактеризовать процесс развития физической культуры на протяжении первобытного и рабовладельческого общества.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
В процессе написания данной работы мною были использованы следующие методы:
1. Анализ источников и используемой литературы.
2. Сравнительный метод.
Теории возникновения физической культуры
Вопрос о возникновении и развитии физической культуры на первом этапе человечества – один из основных в истории физической культуры. Не случайно к нему обращались многие ученые.
Существует несколько позиций при обсуждении проблемы возникновения физической культуры:
1. В конце XIX – начале XX в. немецкий философ Шиллер выдвинул теорию игры. Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция). Согласно этой теории, человек развивался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению ученых, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры».
2. Теория магии впервые
изложена английским ученым
3. Теория излишней
биологической энергии
4. Материалистическая, марксистско-ленинская теория, изложена в работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева. Согласно их теории, в основе возникновения физической культуры лежат два фактора – объективный и субъективный.
К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательство) человек постоянно вынужден был развивать свои навыки. Упражняясь, он совершенствовал свои физические качества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).
К субъективному фактору относится собственно сознание человека, который придумывал упражнения для подготовки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, то есть воспитывал.
Ошибка сторонников первых трех теорий, которые пытались доказать, что зачатки физического воспитания имеются уже в животном мире, заключалась в том, что они не находили различий между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью людей.
Ученые, пытавшиеся доказать,
что физическая культура возникла из
религиозных обрядов
Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в своей теории возникновения физических упражнений.
Физическая культура возникла из потребностей первобытных людей в подготовке к тому или иному роду трудовой деятельности.
Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой, и именно она была серьезным физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных.
Но эти действия еще
нельзя считать физическими
Физическими упражнениями
эти действия стали лишь тогда, когда
человек начал сознательно
Например, перед охотой многократно повторять наиболее важные охотничьи действия, образно выражаясь «играть в охоту». Превращение трудовых действий в физические упражнения позволило эффективно влиять, с одной стороны, на физическое совершенствование человека, а с другой – на повышение его трудоспособности.
Таким образом, анализ теорий
возникновения физической культуры
позволяет сделать ряд
Так, дети австралийцев с ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании различных предметов, ходили вместе с взрослыми на охоту и рыбную ловлю. Австралийцам широко были известны разнообразные игры и развлечения. В воспитании практиковались метание бумеранга, игра в мяч одной фратрии (совокупность нескольких родов) против другой. У первобытных народов Америки (индейцев, эскимосов и др.) были известны игры с бросанием мяча в цель. Бег на большие расстояния, поднимание тяжестей (камней). Первобытные племена Африки широко применяли в воспитании детей, подростков и юношей фехтование на палках, борьбу, игры с бегом и прыжками, стрельбу из лука, упражнения с раскачиванием на лианах с последующими прыжками. Племена бушменов отличались быстротой бега и большой выносливостью. Мужские игры у них имели соревновательную направленность, а пляски носили атлетический характер.
Развитие физической культуры в первобытнообщинном строе
Первой ступенью в развитие человеческого общества был первобытный строй, существовавший сотни тысяч лет назад. Первобытнообщинный строй является первой социально-экономической формацией, начало которой – появление человека разумного, конец – установление рабовладельческого строя.
Первобытное общество, не разделённое на классы, не знало эксплуатации и частной собственности на орудия труда и средства производства. В процессе общественном труда постепенно совершенствовался язык и мышления человека, развивались его физические качества. Первобытный быт в силу своей примитивности требовал большой выносливости и физической силы, умения охотиться, ловить рыбу. Поэтому взрослые учили детей бегать, плавать, бросать камни, дротики, копья, прыгать, лазить по деревьям. Особую роль играла ОХОТА - важнейшая отрасль хозяйственной деятельности первобытного человека. В процессе охоты вырабатывалась физическая стойкость, развивалась наблюдательность, закалялась воля, приобретались практические знания, что в дальнейшем и положило развития спорта в целом.
Древнейшей формой организации физического воспитания были игры. Вопрос об их происхождение интересовал многих учёных разных стран. Многие из них считали, что игры возникли раньше труда, непосредственно из игр животных и ничем не отличались от них. Они не видели качественных различий между инстинктивным, рефлекторным поведением животных и разумным поведением человека. Это было неудачное решение вопроса, так как происхождение и развитие игр рассматривалось вне связи с развитием способа производства и созданием материальных благ. Поэтому в жизни общественного труда старше игры.
Самой ранней формой физического воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторяли трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря и живые цели.
Шаманизм и мистицизм также возникли из игровых попыток человека осознать и обозначить границы мира, найти для всего окружающего четкую роль, связать предметы и явления в единую картину мира – и найти способы преодоления враждебной среды.
То, что современному человеку показалось бы игрой, для древних людей было очень серьезным, ответственным действом – ритуальные танцы, гадания, поклонения фетишам и подношения духам. В этой первобытной игре от случайных факторов (искр костра, дуновения ветра, падения костей) зависело, жить или умирать жертве, выходить на охоту или голодать, начинать или не начинать войну. И люди относились к этим играм с трепетом – потому что они лежали в основе их жизни и были самым важным механизмом, регламентирующим ее.
Информация о работе Физическая культура в первобытном и рабовладельческом обществе