Физическая культура в первобытном и рабовладельческом обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:08, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - необходимость охарактеризовать процесс развития физической культуры на протяжении первобытного и рабовладельческого общества.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
Рассмотреть теории возникновения физической культуры
Проследить за развитием физической культуры в первобытнообщинном строе
Сравнить спартанскую и афинскую системы физического воспитания
Определить роль Олимпийских игр в рабовладельческом обществе
Рассмотреть физическую культуру в Древнем Риме

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 5
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОБЫТНООБЩИННОМ СТРОЕ 8
Роль охоты в развитии физической культуры 8
Игры как древнейшая форма физического воспитания 8
Возникновение физических упражнений 10
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 12
Спартанская система физического воспитания 14
Афинская система физического воспитания 16
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 18
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДРЕВНЕМ РИМЕ 22
Римские игры 22
Гладиаторские бои 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

физическая культура.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Позже, в связи с  начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам, происходила дальнейшая эволюция игр. Они постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными, символическими.

Игры по-прежнему имитировали  трудовой процесс, но живые цели заменялись движущимися мишенями – чучелами, мячами, сделанными из шкуры животного  и набитыми шерстью, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Например, появилось копье с тупым наконечником, вместо палки стали использоваться клюшки.

На последней ступени  развития первобытного общества возникли игры, которые почти полностью  абстрагировались от труда. Игравшие стали делиться на команды, появились специальные площадки для игр, совершенствовался игровой инвентарь. Игры стали регламентироваться простейшими правилами, появились спортивные судьи и зрители.

Процесс развития физической культуры постепенно привел к выделению из игр и обособлению в качестве самостоятельных физических упражнений – бег, метание, прыжки, плавание и другие виды движений. Все они, так или иначе, были связаны с подготовкой членов общины к труду.

Возникли специальные  приемы обучения физическим упражнениям подростков и молодежи, т. е. появилось физическое воспитание.

В родовом обществе физическое воспитание носило высокий уровень  развития. Этнографические исследования показывают, что каждой народности были присущи свои формы и виды упражнений.

У австралийцев – игры, метание  бумеранга и палки, игры в мяч, борьба, пляски «корроби». У индейцев Америки – упражнения: ходьба, бег, плавание, гонки на лодках, метание  и метательные игры, игры с мячом. Игр с мячом насчитывалось  более десяти, проводились они в течение нескольких дней и участвовало в них более 100 человек. Также известны индейские пляски, носившие многофункциональный характер. В африканских племенах проходило метание в цель, фехтование палками, бег, прыжки, метание копья на расстояние и высоту, военные игры, пляски. Мужчины играли с мячом.

У тунгусов (эвенков) можно выделить две стадии подготовки: 1-я стадия – все мужское население занималось стрельбой, бегом, увертыванием от стрел, управлением лодкой; 2-я – только для тех мужчин, которые хорошо были обучены военному делу.

Одной из форм физического воспитания являлись инициации – проверки физической готовности членов общины. Например, таким  обрядом в африканских племенах являлось удаление юноши в джунгли  на несколько месяцев.

Из древнего периода до нас дошли следующие методические приемы обучения: например, у индейцев учитывались половые особенности, у чукчей – женщины участвовали в беге на более короткие, чем у мужчин, дистанции, эскимосы постепенно увеличивали вес камня и расстояние при обучении метанию, меняли размер лука, лыж, лодок.

В период разложения родового строя  происходит военизация физических упражнений. Например, кулачный бой, тренировка с  оружием, состязание колесниц, прыжки через меч, копья. В этот период появляются начальные формы учреждений общественного воспитания – тайные союзы и дома молодежи, которые существовали только для физического воспитания юношей.

Характерной особенностью данного  периода является также появление  мест для проведения соревнований по игре в мяч, то есть первых спортивных сооружений, а также двух типов школ – для богатых и бедных, а главной чертой воспитания становится его направленность на военно-физическое обучение.

Таким образом, в родовом обществе физическое воспитание имело значение и являлось одной из функций родовой общины. Главной чертой физического воспитания можно считать его всеобщность. Оно было равным для всех (имело лишь разделение по полу и строго обязательным).

Во время разложения родового строя и образования  классов физическое воспитание утрачивает свое единство, военизируется, подвергается действию культа, приобретает сословно-классовые признаки и классовый характер.

Особенностями физической культуры первобытного общества являются ее тесная и непосредственная связь с трудом и бытом, бесклассовый характер и доступность для всех членов рода и племени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Физическая культура в рабовладельческом государстве

 

В 4-3 тысячелетиях до н. э. в результате новых общественных отношений на смену первобытному обществу пришло рабовладельческое общество - первая классовая общественно - экономическая формация. Основой общественных отношений при этом строе стала собственность рабовладельца на орудие и средства производства, а также на рабочую силу - рабов, которых рабовладельцы жестоко эксплуатировали.

Эти крупнейшие изменения нашли  своё отражение во всех областях жизни  и деятельности общества, в том  числе и в развитие физической культуры. Если при первобытнообщинном строе средства физической культуры использовались для подготовки к  трудовой деятельности всех членов обществ, то при рабовладельческом строе рабовладельцы - аристократы, не занимаясь физическим трудом, стали применять их для своего развлечения и военно-физической подготовки. Физическая культура приобрела массовый характер. Основная масса населения, состоящая из рабов, не имевшая никаких человеческих прав, была лишена возможности заниматься физической культурой.

Древнейшими в истории  человечества классовыми обществами являлись рабовладельческие государства  Древнего Востока: Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Индия, Китай. В отличие от классических рабовладельческих государств древнего мира – Греции и Рима, в государствах Древнего Востока рабовладение еще не выходило за рамки домашнего рабства и сочеталось с сохранением многих форм общинного быта. Большая роль в укреплении власти господствующего класса отводилась религии. Рабовладельцы в целях подчинения своей воле массы свободных общинников использовали и многие элементы физической культуры.

Разнообразные игры, связанные  с трудовой деятельностью и нередко носившие характер магических действий, пляски, хороводы и состязания были распространены среди свободного населения всех государств Древнего Востока.

Все глубже становятся различия между  физическим воспитанием знати и  народных масс. Так в Древней Персии существовала система воспитания аристократической молодежи в специально организованных школах, где особое внимание уделялось обучению верховой езде и стрельбе из лука.

Многочисленные исторические памятники Крита и Микен, относящиеся  к II – III тысячелетию до н. э. свидетельствуют о развитии элементов физической культуры в ранних рабовладельческих государствах бассейна Эгейского моря.

Ко времени расцвета Крито-микенской культуры относятся  фрески с изображением весьма своеобразной игры с участием юношей и девушек. Участник такой игры с разбега хватался руками за рога быка, а тот в ответ на такое действие рефлекторно и мощно делал разгибательное движение головой, поднимая державшегося за рога в воздух, а дальше по инерции тело смельчака делало полный переворот с «приземлением» на круп животного. Сравните это с известным в наши дни прыжком гимнастов через коня, называемый «переворот вперед». Многое, похоже, но прыжок древних был несравненно труднее и опаснее.

С усилием рабовладельческой аристократии обще племенные ритуальные игры приобретали все более ярко выраженный спортивно зрелищный характер. Наряду с акробатическими упражнениями с быком в программу зрелищ включали и другие упражнения, требующие специальной подготовки, преимущественно военизированного характера: бег вооруженных воинов, борьбу, метание копья, состязание боевых колесниц и др.

В различных государствах постепенно складываются специальные системы  воспитания, имевшие целью подготовить  будущих воинов. В основе их лежало физическое воспитание. Рассмотрим наиболее характерные для того периода системы воспитания, возникшие в Спарте, Афинах, Риме.

Спартанская система  физического воспитания

 

Спарта возникла в  результате завоевания дорийцами Лаконии  и порабощения местного населения (илотов) в середине 1Х в. до н. э. Каждый гражданин Спарты в возрасте от 20 до 60 лет числился военнообязанным, причем значительную часть времени он  должен был проводить вне семьи, в общественных трапезах, куда собирались воины какого-либо подразделения. В условиях военно-лагерного образа жизни сложились и своеобразная  система воспитания, которая получила полное развитие в V –VI в. до н. э.

С момента рождения ребенка его жизнь ставилась под контроль государства. Всех новорожденных, по словам Плутарха, имевших какие-либо физические недостатки, умерщвляли. До 7-летнего возраста детей оставляли в семье, а затем их обучали в специально созданных домах-интернатах.

Мальчики от 7 до 14 лет получали в основном физическое воспитание. Их учили переносить всяческие лишения, развивали силу и выносливость с помощью физических упражнений (бега, метаний, прыжков, борьбы и др.). Ежегодно для мальчиков этой возрастной группы устраивались испытания. Для подростков 14 лет назначался так называемый испытательный год. Получив оружие, они группировались в особые отряды и носили полицейскую и военную службу.

По окончании испытательного срока подростков переводили в разряд эйренов. Юноши в возрасте 15-19 лет занимались физической подготовкой и помогали взрослым воспитывать младших. В 20 лет опять проводилось испытание, и молодые спартанцы переводились в разряд эфебов – составная часть войска (до 30 лет).

Суровому физическому  воспитанию юношей Спарты соответствовало не менее строгое воспитание и девушек. Они наравне со сверстниками участвовали в общественных праздниках, состязаясь в танцах, беге, прыжках, метаниях и даже борьбе. Цель такого воспитания  заключалась в том, чтобы сделать тело женщины сильным и крепким, чтобы такими же крепкими и сильными были и рожденные ею дети.

Подводя итог, необходимо обратить внимание на то, что воспитание в Спарте, как мужчин, так и  женщин носило односторонний характер: в основном физическое воспитание в  ущерб - умственному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Афинская система  физического воспитания

 

Подготовка рабовладельца  в Афинах велась путем широкого использования  не только физического, но и умственного  и эстетического воспитания и  заключалась в достижении  «внешней и внутренней красоты».

До 7-летнего возраста афинские мальчики воспитывались в  семье. Главной задачей домашнего  воспитания было физическое развитие ребенка с помощью различных  игр. С 7 до 14-16 лет дети проходили  обучение в частных школах. В грамматической школе обучались грамоте, музыке и пению, а в гимнастической (палестре) – физическим упражнениям. В палестре главным средством физического воспитания было греческое пятиборье: бег, прыжки, метание диска, копья и молодежи, воспитания мужества и твердости духа, необходимые воину. Кроме того, больше внимания уделялось также формированию красивого тела, выработке ловких и изящных движений.

В возрасте от 14-16 до 18 лет  дети рабовладельцев обучались в  гимназиях, где занятиями руководили педотрибы и гимнасты. Гимнасты должны были привести в надлежащее состояние организм мальчиков, а педотрибы – развивать их занятиями атлетикой.

Завершающим этапом воспитания афинской рабовладельческой молодежи становилась эфебия – своеобразная государственная военная организация, в которую на два года (от 18 до 20 лет) зачислялись юноши из военнообязанных классов. В эфебии обучали фехтованию, стрельбе из лука, метанию дротика, применению катапульты. В течение первого года эфебы не порывали связи с гимназией, совершенствуя там свою физическую подготовку. Одновременно они тренировались в верховой езде, на колесницах, плавании и т. п. В начале второго года обучения молодые эфебы демонстрировали перед афинянами результаты своей подготовки, после чего направлялись в пограничные гарнизоны для несения военной службы. Этим и заканчивалось воспитание воина.

В системе физического  воспитания древней Греции использовалось большое количество средств, в виде физических упражнений, которые назывались одним словом «гимнастика». Гимнастика подразделялась на три раздела:

1. Палестрика – упражнения  пятиборья, состоявшие из бега, прыжков, метания копья, диска  и борьбы. Беговые упражнения  включали в себя: бег на 1 стадию (192 м), на 2 стадии, бег в вооружении. Бег с факелами.

Из прыжков чаще всего  использовались прыжки в длину, через рвы и другие препятствия. На соревнованиях проводились также прыжки с гантелями в руках.

Борьба была распространена в двух вариантах. В первом из них  победа присуждалась тому, кто, устояв на ногах, трижды бросал противника на землю. Второй вариант представляла борьба в различных положениях с конечной целью положить противника на спину.

Помимо основных упражнений в состав палестрики входили кулачный бой, панкратион (соединение элементов  борьбы и кулачного боя), плавание, фехтование, верховая езда, стрельба из лука.

2.Орхестрика – включала  упражнения для развития пластики  и танцы.

3.Игры чаще всего  использовались в занятиях с  детьми. Сюда относились многообразные  игры в мяч, перетягивание каната, удержание равновесия и т. п. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Олимпийские игры

 

Значительным явлением в развитии древнегреческой культуры, были олимпийские игры, которые проводились  каждые 4 года в Олимпии, начиная  с 776 г. до н. э. (дата официального упоминания в документах) и связывались  с  празднованием в честь Зевса Олимпийского. Древнегреческие предания связывают возникновение Олимпийских игр с именами мифических героев Греции Пелопса и Геракла. Одно из преданий приписывает честь основания праздника правителю Элады Ифиту, который заключил с правителем Спарты Ликургом соглашение о периодическом проведении в Олимпии праздника дружбы, во время которых объявлялся «священный мир».

Информация о работе Физическая культура в первобытном и рабовладельческом обществе