Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:12, реферат
В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в академиях и институтах физической культуры, истории ФКиС отводится важное место. Она принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше познать свою профессию, повышать педагогическую культуру, непосредственно подготавливает их к практической деятельности.
1. Введение.
2. Физическая культура и спорт в России.
• Формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом.
• Создание Олимпийского комитета России.
• Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций.
• Развитие спортивной науки.
• Подготовка спортивных резервов.
• Спорт, соревнования, спартакиады.
• Развитие спорта инвалидов.
• Профессионализация спорта.
3. Заключение.
4. Список литературы.
Содержание
1. Введение.
2. Физическая культура и спорт в России.
· Формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом.
· Создание Олимпийского комитета России.
· Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций.
· Развитие спортивной науки.
· Подготовка спортивных резервов.
· Спорт, соревнования, спартакиады.
· Развитие спорта инвалидов.
· Профессионализация спорта.
3. Заключение.
4. Список литературы.
Введение
Что изучает история физической
культуры и спорта? Каков её предмет,
какие основные понятия определяют
её как научную и учебную
История физической культуры и спорта (История ФКиС) включает в себя три основных дефиниции: история, физическая культура, спорт.
Термин история имеет древнегреческое происхождение и означает рассказ или повествование о прошлой жизни человеческого общества. Древние говорили: «Historia est magistra vita» - «История – наставник жизни».
История физической культуры – наука о закономерностях возникновения и развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни общества; она даёт научный анализ возникновения и развития физической культуры, как одной из форм общественной жизни и составной части общей культуры общества.
Термин физическая культура (иногда её называют телесная культура) был впервые употреблён в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.
Физическая культура –
часть общей культуры общества; представляет
собой совокупность достижений в
деле оздоровления людей и развития
их физических способностей. Она включает
систему физического
Термин спорт происходит от латинского слова disportare – развлекаться. Под этим термином подразумевается соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью. Спорт как часть физической культуры своей специфической направленностью дополняет и углубляет её.
История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших времён и до наших дней. В свою очередь, история ФКиС, используя эти понятия в своей научной и учебной дисциплине, составляет важную часть всей спортивной науки. Предмет её изучения – общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах существования человеческого общества.
История ФКиС – наука, которая,
исследуя и изучая прошлое, помогает
познать настоящее и в
Составной частью предмета истории ФКиС выступают историография и источниковедение, степень и уровень изучения, которых определяют её достижения как учебной дисциплины. В процессе своего формирования предмет истории физической культуры и спорта впитал в себя сведения из гражданской и военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и медицины, истории культуры. Предмет истории тесно связан с научными дисциплинами, изучающими физическую культуру и спорт с социологических, теоретико-педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических позиций.
История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и образовательное значение. Она призвана решать следующие основные задачи:
· показать с научных позиций становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества;
· раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах его развития;
· способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и критического мышления;
· формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физической культуры и спорта;
· способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта.
В системе теоретико-
Физическая культура и спорт в России
Пятый съезд народных депутатов
СССР 5 сентября 1991 г. признал за союзными
республиками статус суверенных государств
как субъектов международного права.
Каждая из союзных республик, таким
образом, получала право стать членом
Организации Объединённых Наций
и вместе с тем приобретала
соответствующий юридический
8 декабря 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии в Беловежской Пуще объявили о роспуске Советского Союза. При этом было провозглашено образование Содружества Независимых Государств (СНГ). В конце 1991 г. началась ликвидация всесоюзных структур государственного управления страной, в том числе и физкультурным движением.
На фоне разрушения государственных и общественных союзных структур управления физической культурой и спортом, сопровождающегося резким сокращением финансирования спорта и, как следствие, отъездом многих талантливых тренеров и спортсменов за рубеж, необходимо было срочно решить ряд проблем, от которых зависело дальнейшее существование отечественного спорта. В первую очередь предстояло сформировать новые государственные и общественные органы управления физической культурой и спортом в стране.
Формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом
Комитет содействия олимпийскому движению. Создание новой государственной системы руководства физической культурой и спортом в стране началось с образования Комитета содействия олимпийскому движению при Правительстве Российской Федерации, утверждённого Указом Президента России Б. Н. Ельцина 28 ноября 1991 г. Этот Комитет был ориентирован на подготовку спортсменов страны к участию в Олимпийских играх (Зимних и Летних) 1992 г. Вместе с ним активную подготовку к Олимпийским играм осуществлял Всероссийский олимпийский комитет, созданный 1 декабря 1989 г.
Буквально накануне Зимних Олимпийских игр в Альбервилле, 25 января 1992 г., в Москве встретились Президент РФ Б. Н. Ельцин и Президент МОК Х. А. Самаранч. Главным в повестке дня встречи было участие стран СНГ в Олимпийских играх 1992 г. и перспективы развития спорта в России.
Комитет по физической культуре. Новые структуры государственного управления физической культурой и спортом появились уже в 1992 г. Созданный накануне Игр-92 Комитет содействия олимпийскому движению выполнил свои организационные функции, и к концу 1992 г. был преобразован в Комитет Российской Федерации по физической культуре.
Комитету вменялось в обязанность решение важнейших задач, связанных с разработкой и внедрением государственных программ физического воспитания населения, подготовкой и повышением квалификации специалистов; осуществление организационных, научно-информационных, методических и пропагандистских мероприятий, связанных с развитием массовой физической культуры; руководство развитием науки и внедрением научных исследований в физкультурно-спортивную практику.
При непосредственном участии Комитета РФ по физической культуре в марте 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ «О физической культуре и спорте». Этот документ являлся по существу основой, фундаментом законотворческой деятельности регионов России, установив основные принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта.
Государственный Комитет по физической культуре и туризму. 1 июня 1994 г. был подписан Указ Президента РФ о создании Государственного Комитета по физической культуре и туризму (Госкомитет по ФКиТ).
Совместно с Олимпийским комитетом России Госкомитет по ФКиТ был призван участвовать в подготовке спортивного резерва в системе ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, училищах олимпийского резерва, осуществлять развитие туризма в стране, руководить подготовкой и использованием физкультурных кадров, поддерживать и контролировать подведомственные научно-исследовательские институты федерального значения.
В стране настойчиво продолжался
поиск путей совершенствования
системы управления физической культурой
и спортом. Но он долгое время был
затруднён отсутствием
Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В 1999 г. закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ 29 апреля.
Закон впервые в нашей
стране чётко устанавливает правовые,
организационные, экономические и
социальные основы деятельности физкультурно-спортивных
организаций, определяет принципы государственной
политики в области физической культуры
и спорта и олимпийского движения
в России. Закон определяет меры
государственной поддержки
В Законе указывается, что основу физического воспитания населения Российской Федерации составляет Всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье».
В Законе чётко разграничены компетенции, функции, права и обязанности между органами государственной власти по ФКиС и Олимпийским комитетом России в области спорта.
Государственный комитет Российской федерации. Менее чем через год после избрания на пост Президента РФ В. В. Путина (26 марта 2000 г.), в связи с формированием нового правительства и изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти, 17 мая 2000 г. Министерство по ФКСиТ было преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. В июне 2000 г. председателем Комитета был назначен П. А. Рожков.
Создание Олимпийского комитета России
Всероссийский олимпийский комитет (ВОК) был сформирован, когда Россия ещё была составной частью СССР. Учредительный съезд состоялся 1 декабря 1989 г., на нём был принят Устав Комитета, основные положения которого, несмотря на некоторые внесённые со временем изменения, действуют и поныне.
После распада СССР и обретения
Россией статуса суверенного
государства Олимпийское
С августа 1992 г. ВОК стал называться Олимпийским комитетом России (ОКР). В сентябре этого же года 101 сессия МОК объявила о полном признании Олимпийского комитета России.
Перед ОКР стоят следующие основные задачи:
· всемерное развитие олимпийского движения в стране;
· содействие распространению спорта для всех;
· пропаганда физической культуры и спорта среди народа, используя все средства массовой информации;
· повышение престижа российского спорта на международной арене;
· защита интересов спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов спорта;
· содействие внедрению достижений научно-технического прогресса в практику работы спортивных организаций.
Коллективными членами ОКР являются 45 всероссийских федераций по летним и зимним олимпийским видам спорта, 23 всероссийские федерации по не олимпийским видам спорта, 89 территориальных физкультурно-спортивных организаций, 19 федеральных ведомственных организаций, содействующих олимпийскому движению и 12 Олимпийских академий. Для более тесного и результативного взаимодействия со всеми этими организациями в аппарате ОКР созданы соответствующие управления и подразделения.
Олимпийский комитет России
постоянно расширяет
Ежегодно Комитет проводит
всероссийские научно-
В настоящее время два
члена ОКР представляют страну в
Международном олимпийском
Развитие физкультурно-
После распада СССР в декабре 1991 г. по инициативе спортивной общественности России был проведён внеочередной съезд профсоюзных спортивных организаций бывших республик СССР. Цель его была одна: поддержать и укрепить спортивные связи, сложившиеся между республиками за долгие десятилетия, сохранить накопившейся опыт профсоюзной спортивной работы.