Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:12, реферат
В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в академиях и институтах физической культуры, истории ФКиС отводится важное место. Она принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше познать свою профессию, повышать педагогическую культуру, непосредственно подготавливает их к практической деятельности.
1. Введение.
2. Физическая культура и спорт в России.
• Формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом.
• Создание Олимпийского комитета России.
• Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций.
• Развитие спортивной науки.
• Подготовка спортивных резервов.
• Спорт, соревнования, спартакиады.
• Развитие спорта инвалидов.
• Профессионализация спорта.
3. Заключение.
4. Список литературы.
Съезд избрал Международную конфедерацию спортивных организаций (МКСО) – «Профспорт» и Конфедерацию спортивных организаций России (КСОР), куда вошли 11 государственных отраслевых организаций и ряд отраслевых физкультурно-спортивных объединений.
Эти организации призваны
были развивать спорт для всех
и координировать основные направления
физической культуры, спорта и туризма
суверенных государств, установить связи
и сотрудничество с государственными,
профсоюзными и общественными органами,
поддерживать взаимодействие этих организаций
с Международным и
За пять лет существования МКСО и КСОР значительно окрепли. В 1992 г. МКСО объединяла 13 спортивных организаций из бывших союзных республик СССР.
Россия входит в состав МКСО своими отраслевыми спортивными организациями «Локомотив», «Атомспорт», «Урожай», Студенческий спортивный союз, «Наука», «Спартак», «Россия» и др.
Значительное место в
спортивном движении Российской Федерации
занимает физкультурно-спортивное общество
профсоюзов «Россия». В его Уставе
была сформулирована главная цель:
«Оздоровление россиян
Экономические трудности не мешают обществу регулярно проводить среди занимающихся спартакиады российских чиновников, отраслевые турниры связистов, металлургов, автомобилистов, фестивали по национальным видам спорта.
МКСО и КСОР осуществляют свою деятельность в тесном контакте с крупнейшими в стране ведомственными спортивными организациями: ЦСКА, «Динамо», «Юность России» (бывшее ДСО «Трудовые резервы»), РОСТО (Российская оборонно-техническая организация) – правопреемник ДОСААФ.
Каждая из этих организаций активно приобщает россиян к занятиям физической культуры и спортом. Особенно большую роль играет Центральный спортивный клуб армии, который в мае 1998 г. отметил свой 75-летний юбилей.
Все спортивные организации
России, в том числе физкультурно-
Наиболее массовыми из них были: «Лыжня России», Всероссийский олимпийский день бега, «Праздник Севера» в Мурманске, Фестиваль спорта народов Поволжья в Йошкар-Оле, I Сибирские спортивные игры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и многие другие.
Развитие спортивной науки
К моменту распада СССР
страна обладала достаточным научным
потенциалом в области спорта.
Большими коллективами учёных сформировались
научные школы в области
В основном научно-исследовательские
проблемы решались в четырёх научно-
К концу 80-х – началу 90-х гг. результаты деятельности ведущих научных коллективов страны в области физиологии, биохимии, психологии, теории и практики физического воспитания, истории и социологии физической культуры, педагогики привлекали активное внимание представителей зарубежной спортивной науки.
После распада СССР положение
спортивной науки в России во многом
изменилось в худшую сторону. В результате
экономических трудностей резко
сократилось бюджетное
Трудности в госфинансировании
привели к значительному
Кроме недофинансирования отрицательное
влияние на развитие спортивной науки
в стране имели постоянные изменения
в структуре руководящих
Положение усугублялось ещё и тем, что большинство российских научных лабораторий оснащено аппаратурой, приобретённой ещё в 60-70-е гг., информационное научное пространство России значительно отстаёт от международного уровня.
И всё же, несмотря на эти
негативные явления, спортивная наука
в России продолжала развиваться. В
основе её лежат крупнейшие разработки
фундаментальной науки в
В 1996 г. на Всероссийском
совещании руководителей
Названные направления научных исследований охватывают пять основных проблем:
· формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека;
· человек в экстремальных условиях двигательной деятельности;
· организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортного комплекса;
· теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
· основные проблемы спортивного и олимпийского движения.
То, что российская спортивная
наука находится на правильном пути,
было подтверждено международным форумом
«Молодёжь – Наука – Олимпизм»,
прошедшем 14-18 июля 1998 г. в Москве под
патронажем Всемирного Совета физического
воспитания и спортивной науки. В
форуме приняли участие специалисты-
Подготовка спортивных резервов
Основной формой подготовки
спортивных резервов в постсоветской
России является сложившаяся и проверенная
система разнообразных детско-
Главным звеном этой системы выступают спортивные школы разных профилей. К середине 1998 г. в России функционировало 4635 спортивных школ всех типов: специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы-интернаты спортивного профиля (ШИСП).
Во всех спортивных школах России занималось 2,5 миллиона юных спортсменов по олимпийским и не олимпийским видам спорта.
Несмотря на скудное финансирование, усилиями спортивной общественности были возобновлены массовые спортивные турниры на приз «Золотая шайба» им. А. В. Тарасова, в которых на 67 территориях России принимали участие тысячи юниоров 10-17 лет. Зимой 1999 г. пришёл первый крупный успех. Наши юниоры выиграли первенство мира по хоккею с шайбой на турнире в Канаде.
Успешно осуществлялось в те годы подготовка спортивных резервов в Ростовской и Волгоградской спортивных организациях. И как результат на Играх XXVI Олимпиады в Атланте спортсмены Волгоградской области завоевали 14 олимпийских наград, 5 из которых – золотые. В развитии юношеского спорта оригинальным путём пошла Москва, внесшая самый значительный вклад в российское олимпийское движение. За всю историю Олимпийских игр москвичам 483 раза вручали золотые медали. Всего же обладателями олимпийских медалей стали 1096 москвичей.
Для создания спортивного
резерва в Москве ещё в 1988 г. была
создана беспрецедентная
Не случайно при проведении в Москве Всемирных юношеских игр 1998 г. под патронажем МОК функции Исполнительной дирекции этих Игр были возложены на МГФСО. В 1997 г. в спорте высших достижений России было задействовано более 46,7 тысяч спортсменов. Они являлись основным резервом сборных команд страны.
Выдающиеся спортсмены имели
возможность получать профессиональное
образование в 32 училищах олимпийского
резерва, созданных в 22 регионах России.
Совершенствование талантливых
спортсменов, кроме того, осуществлялось
в 64 школах высшего спортивного
Спорт, соревнования, спартакиады
После распада СССР, несмотря на экономические и финансовые трудности, в России развивались все олимпийские и многие неолимпийские виды спорта, сохраняя во многом прежние традиции.
В стране ежегодно проводилось значительное количество спортивных соревнований, розыгрышей кубков и чемпионатов, спортивных праздников и спартакиад. Наиболее успешно в эти годы (1992-1999) развивались зимние виды спорта – хоккей с шайбой и русский хоккей с мячом, фигурное катание на коньках, лыжные гонки, биатлон, сноуборд, фристайл; а в числе летних – плавание, спортивная и художественная гимнастика, тяжёлая атлетика, классическая и вольная борьба, восточные единоборства, бокс, стрелковый спорт, мини-футбол, баскетбол. По многим видам российские спортсмены вполне достойно представляли нашу Родину на крупнейших международных соревнованиях.
На чемпионате Европы по лёгкой атлетике в Хельсинки (август 1994) Россия среди 47 стран выиграла эти состязания, завоевав 25 медалей, из которых 10 золотых, значительно опередив Германию, ставшую второй.
В 1995 г. сборная команда России по тяжёлой атлетике выиграла в командном зачёте чемпионат мира в Гуаньчжоу. Среди супертяжеловесов лучшим стал А. Чемеркин.
В сезоне 1996 г. неплохо выступили представители России в зимних видах спорта. Начало 1999 г. было удачным для юниоров: выступая в Канаде на чемпионате мира по хоккею с шайбой, они стали первыми. Хоккеистов поддержали наши фигуристы. На чемпионате Европы в Праге и чемпионате мира в Хельсинки они завоевали золотые медали во всех видах фигурного катания. На хельсинском льду Мария Бутырская (одиночное катание) впервые в российском спорте стала чемпионкой мира, а Алексей Ягудин (одиночное катание), Елена Бережная и Антон Сихарулидзе (парное катание), Анжелика Крылова и Олег Овсянников (танцевальные пары) подтвердили успех отечественной школы фигурного катания.
Наиболее значительным спортивным
событием в жизни России последних
лет стала Спартакиада
Успешно выступили на международной
арене и наши баскетболисты, ставшие
в 1994 серебряными призёрами
Развитие спорта инвалидов
Учредительная конференция Федерации спорта инвалидов при Госкомспорте СССР состоялась в Таллине в июне 1988 г. Председателем Федерации был избран В. И. Дикуль. Уже в следующем году начинают повсеместно создаваться спортивные клубы инвалидов.
С распадом СССР резко сократилось финансирование инвалидного спорта со стороны как государственных, так и профсоюзных организаций. Однако трудности эти не помешали Российской Федерации укомплектовать в 1992 г. команду СНГ инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата для выступления в Барселоне в IX Летних Паралимпийских играх. Были показаны неплохие результаты в плавании, лёгкой атлетике и стрельбе из лука. В 1994 г. сборная Российской федерации впервые выступила самостоятельной командой в VI Зимних Паралимпийских играх в Лиллехаммере (Норвегия).
Результаты выступления российских спортсменов-инвалидов в значительной степени активизировали внимание общественности к проблемам спорта. В регионах страны были созданы комитеты, комиссии, ассоциации спортсменов-инвалидов. Разработаны первые учебные программы подготовки педагогов соответствующего профиля. Постепенно была налажена подготовка кадров по адаптивной физической культуре.