Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:46, реферат

Краткое описание

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на здоровое развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.

Вложенные файлы: 1 файл

Физическая культура и спорт как социальный феномен (2).doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Администрации учреждений, организаций, предприятий и объединений обязаны создавать работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные, профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, после трудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный туризм. Муниципальные органы создают условия для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха. Администрация санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз обязана создавать условия для использования в процессе отдыха и лечения различных компонентов физической культуры в целях укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и лечения заболеваний. Физическая подготовка военнослужащих и личного состава правоохранительных органов должна обеспечить выполнение ими воинского долга и основных служебных обязанностей. Командованием создаются необходимые для этого условия. Развитие физической культуры и спорта среди инвалидов направлено на повышение их двигательной активности. Это непременное условие их всесторонней реабилитации и социальной адаптации. Этим снимаются образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, социального обеспечения и организации физической культуры и спорта.

Органы управления здравоохранением (государственные, на предприятиях, в учреждениях) используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний; осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом; организуют и проводят подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения, создают центры и пункты оздоровления и реабилитации ( средствами физической культуры, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры.

Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий, не наносить пред здоровью и ущерб чести и достоинству участников и зрителей, не проявлять жестокости и насилия.

Чтобы подготовить спортсменов высокого класса, создаются специализированные организации (государственные, муниципальные, негосударственные, в том числе частные и общественные). Граждане имеют право заниматься профессиональным спортом в качестве спортсменов или судей. Нельзя использовать с целью достижения спортивных результатов приемы, способы и средства, запрещенные в спорте регламентирующими документами, утвержденными спортивными организациями и объединениями.

К профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ установленного образца о профессиональном образовании по специальности, выданный образовательным учреждением, или разрешение, выданное государственным органом управления физической культурой и спортом. К профессиональной деятельности в области лечебной физической культуры допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт» или медицинское образование.

 

Общая психологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента.   

     Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента. Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.  
Снижение умственной работоспособности наблюдается при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных нервно-психических расстройствах продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей.  
         Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного.  
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:  
1) противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;  
2) между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;  
3) Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ.  
Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии студентов.  
         Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы. Студенческий возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда.  
         Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе психоэмоциональном состоянии студентов.  
         К ним относятся целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие отрицательный эффект, который можно назвать неспособностью студентов к обучению в вузе.

В числе причин такого явления следующие:  
1) Резко отличающиеся от школьных методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом.  
2) Отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, что характерно для всякого формирующегося коллектива.  
3) Ломка старого, сложившегося за годы учебы жизненного стереотипа и формирование нового "вузовского".  
4) Сопутствующее поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии.

  
         Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей. С другой - само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д.  
           На психофизическом состоянии студентов отражаются также субъективные и объективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность), работоспособность, утомляемость и тому подобное.  
Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем, которых все время возрастает.  
Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период один из вариантов стрессовой ситуации, протекающий в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующийся повышенной ответственности с элементом напряженности. Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер.

 

Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году.

В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3-3,5 нед. (период вырабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжаются учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13ч сочетании с эмоциональными переживаниями – работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использование средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверх восстановления работоспособности.

Начало второго полугодия также сопровождается периодом вырабатывания, однако продолжительность его не превышает 1,5 нед. Дальнейшие изменения работоспособности до середины апреля характеризуются высоким уровнем устойчивости. В апреле наблюдаются  признаки снижения работоспособности, обусловленные кумулятивным эффектом многих негативных факторов жизнедеятельности студентов, накопленных за учебный год. В зачетную сессию и в период экзаменов снижении работоспособность выражено резче, чем в первом полугодии.   

 

10.Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического

утомления.

Рассмотрение психофизиологических характеристик учебно-трудовой деятельности студентов необходимо для познания тех ее особенностей,  учет и понимание которых необходимы для рационального внедрения  средств физической культуры в учебный процесс и отдых  студентов.

Умственным трудом принято считать такую работу,  которая ведется в определенном направлении,  по плану,  для решения определенных задач,  с целью получения необходимого результата, имеющего то или  иное общественное значение (обучение, самообучение, открытие, изобретение, рационализация, литературное или музыкальное  произведение и  т. д.).

Многочисленными исследованиями установлено,  что умственная деятельность сопровождается изменением функционального состояния различных органов  и систем организма.)  Мозговая ткань  потребляет значительно больше кислорода,  чем другие ткани тела.  Если принять средний вес человека за 70 кг, а вес головного мозга 1,5 - 2 кг (2 - 3% от веса тела),  то потреб ление кислорода мозговой тканью достигает около20%  от общего потребления его всем организмом в покое.  Расчеты показывают,  что  мозг человека поглощает 40 - 50   кислорода  в минуту.

Однако как бы ни было велико потребление кислорода  мозга,  оно может остаться незаметным в общем энергетическом балансе  организма.

Первичным и обязательным источником энергии для мозга  является  окислительный обмен  глюкозы, потребление которой составляет около 80 мг в минуту. Метаболическая активность мозга зависит от его  функциональной деятельности. В состоянии  сна накапливаются богатые энергией фосфорные соединения,  а  при усиленной умственной работе они расщепляются,  что, проявляется в повышенном гликолизе и усиленном образовании  молочной кислоты. Возбуждение  центральной нервной системы  приводит к увеличению образования аммиака,  а угнетение - вызывает уменьшение его  содержания в мозговой ткани  (А. В. Палладии).  Суточный расход энергии  при умственной работе составляет 2500 - 3000 ккал.

 

Регулирование  работоспособности ,профилактики утомления студентов в отдельные периоды учебного года.

В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации  здравоохранения указывается, что  увеличение числа заболеваний сердечно-сосудистой системы и других функциональных нарушений среди студентов является следствием всё увеличивающейся интенсификации умственного труда и нервно-эмоциональных  перегрузок.

К факторам риска,  способствующим появлению сердечнососудистых,  нервных и психических заболеваний,  относятся также социальные перемены,  жизненные трудности,  непонимание  близкими людьми,  нетерпение,  постоянное ощущение недостатка времени,  торопливая еда,  мотивационный конфликт и конфликт интимно-личного характера,  смена работы и профессии и т.п.

Особенно остро  интенсивная умственная работа отражается на состоянии центральной нервной  системы (ЦНС)  и на протекании психических процессов.  Большая нагрузка на ЦНС и на её высший отдел – кору головного мозга проявляется преимущественно в таких психических процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. В мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ,  он составляет 2 … 2,5%  от общей массы  тела, потребляет 15 .. 20%  кислорода,  поступающего во внутреннюю среду организма,  и для нормального  проявления своих функций мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения. Однако,  многие факторы,  сопутствующие умственной деятельности студентов,  снижают эффективность кровообращения в  головном мозге,  ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся:  длительное пребывание в положении сидя за столом,  нервно-психическое напряжение,  отрицательные эмоции,  напряженная  работа в условиях дефицита времени, высокая  ответственность за результаты усвоения знаний и др.

Длительная напряженная  умственная работа снижает также  возможности организма к её качественному  продолжению, наступает утомление, как нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состояние  усталости, которое появляется перед наступлением утомления и является субъективным чувством человека. Усталость нарастает  при непонимании значения выполняемой работы,  неудовлетворённости её результатами.  Наоборот,  усиление интереса,  успешное завершение работы снижает чувство  усталости.  Утомление не всегда обнаруживается в одновременном  ослаблении всех сторон деятельности.

Снижение работоспособности  в одном виде учебного труда может  сопровождаться сохранением его  эффективности в другом виде. Так, например, устав производить вычислительные операции, можно успешно заниматься чтением. Такое утомление, частичного характера, свойственно определённым видам  умственного труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевременным  эффективным отдыхом, особенно связанным  с двигательной активностью. Степень развития утомления  можно определить по некоторым внешним  признакам Но может быть и  такое состояние общего утомления,  при котором,  например,  ни занятия  математикой,  ни чтение литературы,  ни даже простой разговор оказываются  не по силам – только безудержно хочется спать.

Информация о работе Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества