Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:46, реферат
Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на здоровое развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.
Администрации учреждений, организаций, предприятий и объединений обязаны создавать работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные, профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, после трудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный туризм. Муниципальные органы создают условия для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха. Администрация санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз обязана создавать условия для использования в процессе отдыха и лечения различных компонентов физической культуры в целях укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и лечения заболеваний. Физическая подготовка военнослужащих и личного состава правоохранительных органов должна обеспечить выполнение ими воинского долга и основных служебных обязанностей. Командованием создаются необходимые для этого условия. Развитие физической культуры и спорта среди инвалидов направлено на повышение их двигательной активности. Это непременное условие их всесторонней реабилитации и социальной адаптации. Этим снимаются образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, социального обеспечения и организации физической культуры и спорта.
Органы управления здравоохранением (государственные, на предприятиях, в учреждениях) используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний; осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом; организуют и проводят подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения, создают центры и пункты оздоровления и реабилитации ( средствами физической культуры, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры.
Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий, не наносить пред здоровью и ущерб чести и достоинству участников и зрителей, не проявлять жестокости и насилия.
Чтобы подготовить спортсменов высокого класса, создаются специализированные организации (государственные, муниципальные, негосударственные, в том числе частные и общественные). Граждане имеют право заниматься профессиональным спортом в качестве спортсменов или судей. Нельзя использовать с целью достижения спортивных результатов приемы, способы и средства, запрещенные в спорте регламентирующими документами, утвержденными спортивными организациями и объединениями.
К профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ установленного образца о профессиональном образовании по специальности, выданный образовательным учреждением, или разрешение, выданное государственным органом управления физической культурой и спортом. К профессиональной деятельности в области лечебной физической культуры допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт» или медицинское образование.
В числе причин такого явления
1) Резко отличающиеся от школьных методы
и организация обучения, требующие значительного
повышения самостоятельности в овладении
учебным материалом.
2) Отсутствие хорошо налаженных межличностных
отношений, что характерно для всякого
3) Ломка старого, сложившегося за годы
учебы жизненного стереотипа и формирование нового "
4) Сопутствующее поступлению в вуз новые
заботы, которые чаще возникают у студентов,
Особенно в
затруднительном положении оказываются
студенты младших курсов. С одной стороны
они должны сразу включаться в напряженную
работу, требующую применения всех сил
и способностей. С другой - само по себе
преодоление новизны условий учебной
работы требует значительной затраты
сил организма. Включение студентов в
новую систему жизнедеятельности может
сопровождаться нервным напряжением излишней
раздражительностью, вялостью, снижением
волевой активности, беспокойством и т.д.
На психофизическом
состоянии студентов отражаются также
субъективные и объективные факторы. К
объективным факторам относятся возраст,
пол, состояние здоровья, величина учебной
нагрузки, характер и продолжительность
отдыха и др. Субъективные факторы включают
в себя мотивацию учения, уровень знаний,
способность адаптироваться к новым условиям
обучения в вузе, психофизические возможности,
нервно-психическую устойчивость, личностные
качества (характер, темперамент, коммуникабельность),
работоспособность, утомляемость и тому
подобное.
Серьезным испытанием организма является
информационная перегрузка студентов,
возникающая при изучении многочисленных
учебных дисциплин, научный уровень и
информационный объем, которых все время
возрастает.
Критическим и сложным фактором перенапряжения
студентов является экзаменационный период
один из вариантов стрессовой ситуации,
протекающий в большинстве случаев в условиях
дефицита времени и характеризующийся
повышенной ответственности с элементом
напряженности. Отрицательное воздействие
на организм усиливается при суммарном
влиянии нескольких факторов риска, когда
они воздействуют одновременно и принимают
Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году.
В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3-3,5 нед. (период вырабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжаются учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13ч сочетании с эмоциональными переживаниями – работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использование средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверх восстановления работоспособности.
Начало второго полугодия также сопровождается периодом вырабатывания, однако продолжительность его не превышает 1,5 нед. Дальнейшие изменения работоспособности до середины апреля характеризуются высоким уровнем устойчивости. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные кумулятивным эффектом многих негативных факторов жизнедеятельности студентов, накопленных за учебный год. В зачетную сессию и в период экзаменов снижении работоспособность выражено резче, чем в первом полугодии.
10.Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического
утомления.
Рассмотрение психофизиологических характеристик учебно-трудовой деятельности студентов необходимо для познания тех ее особенностей, учет и понимание которых необходимы для рационального внедрения средств физической культуры в учебный процесс и отдых студентов.
Умственным трудом принято считать такую работу, которая ведется в определенном направлении, по плану, для решения определенных задач, с целью получения необходимого результата, имеющего то или иное общественное значение (обучение, самообучение, открытие, изобретение, рационализация, литературное или музыкальное произведение и т. д.).
Многочисленными исследованиями установлено, что умственная деятельность сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма.) Мозговая ткань потребляет значительно больше кислорода, чем другие ткани тела. Если принять средний вес человека за 70 кг, а вес головного мозга 1,5 - 2 кг (2 - 3% от веса тела), то потреб ление кислорода мозговой тканью достигает около20% от общего потребления его всем организмом в покое. Расчеты показывают, что мозг человека поглощает 40 - 50 кислорода в минуту.
Однако как бы ни было велико потребление кислорода мозга, оно может остаться незаметным в общем энергетическом балансе организма.
Первичным и обязательным источником энергии для мозга является окислительный обмен глюкозы, потребление которой составляет около 80 мг в минуту. Метаболическая активность мозга зависит от его функциональной деятельности. В состоянии сна накапливаются богатые энергией фосфорные соединения, а при усиленной умственной работе они расщепляются, что, проявляется в повышенном гликолизе и усиленном образовании молочной кислоты. Возбуждение центральной нервной системы приводит к увеличению образования аммиака, а угнетение - вызывает уменьшение его содержания в мозговой ткани (А. В. Палладии). Суточный расход энергии при умственной работе составляет 2500 - 3000 ккал.
Регулирование работоспособности ,профилактики утомления студентов в отдельные периоды учебного года.
В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения указывается, что увеличение числа заболеваний сердечно-сосудистой системы и других функциональных нарушений среди студентов является следствием всё увеличивающейся интенсификации умственного труда и нервно-эмоциональных перегрузок.
К факторам риска, способствующим появлению сердечнососудистых, нервных и психических заболеваний, относятся также социальные перемены, жизненные трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт интимно-личного характера, смена работы и профессии и т.п.
Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на состоянии центральной нервной системы (ЦНС) и на протекании психических процессов. Большая нагрузка на ЦНС и на её высший отдел – кору головного мозга проявляется преимущественно в таких психических процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. В мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ, он составляет 2 … 2,5% от общей массы тела, потребляет 15 .. 20% кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, и для нормального проявления своих функций мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения. Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельности студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за столом, нервно-психическое напряжение, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высокая ответственность за результаты усвоения знаний и др.
Длительная напряженная умственная работа снижает также возможности организма к её качественному продолжению, наступает утомление, как нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состояние усталости, которое появляется перед наступлением утомления и является субъективным чувством человека. Усталость нарастает при непонимании значения выполняемой работы, неудовлетворённости её результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает чувство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности.
Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав производить вычислительные операции, можно успешно заниматься чтением. Такое утомление, частичного характера, свойственно определённым видам умственного труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевременным эффективным отдыхом, особенно связанным с двигательной активностью. Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам – только безудержно хочется спать.
Информация о работе Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества