Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:30, реферат
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения и воспитанием людей.
История физической культуры отражает специфическую сферу преобразования природы человеком и самого человека путем формирования все более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций.
Наш век — век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Однако кроме прогрессивных явлений выявился ряд неблагоприятных факторов влияющих на людей, в первую очередь гиподинамия и гипокинезия, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера.
Введение…………………………………………………………
3
1.
Физическая культура как вид общей культуры………………
4
1.1.
Возникновение термина «физическая культура»……………..
4
1.2.
Физическая культура как часть культуры личности ………….
6
22.
Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни……………………………………..………………
11
33.
Ценности физической культуры………………………………..
13
Заключение ………………………………………………………
1 15
Список используемой литературы ………………………..........
1 16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Уральский государственный университет путей сообщения”
(ФГБОУ ВПО УрГУПС)
Кафедра «Физическое воспитание»
По дисциплине «Физическая культура»
На тему: «Физическая культура личности»
Екатеринбург
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1. |
Физическая культура как вид общей культуры……………… |
4 |
1.1. |
Возникновение термина «физическая культура»…………….. |
4 |
1.2. |
Физическая культура как часть культуры личности …………. |
6 |
22. |
Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни……………………………………..……………… |
11 |
33. |
Ценности физической культуры……………………………….. |
13 |
Заключение ……………………………………………………… |
1 15 | |
Список используемой литературы ……………………….......... |
1 16 |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ.
ВВЕДЕНИЕ.
Одной из актуальных проблем в культуре личности является создание условий для формирования человека, а также сочетания в нём духовного богатства, моральной чистоты и физического совершенства.
Термин «физическая культура» появился в Англии, но не нашел широкого употребления на Западе и в настоящее время практически исчез из обихода. В нашей стране, напротив, получил свое признание и прочно вошел в научный и практический лексикон.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения и воспитанием людей.
История физической культуры отражает специфическую сферу преобразования природы человеком и самого человека путем формирования все более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций.
Наш век — век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Однако кроме прогрессивных явлений выявился ряд неблагоприятных факторов влияющих на людей, в первую очередь гиподинамия и гипокинезия, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера.
Для защиты от неблагоприятных факторов являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, а также адаптации организма к условиям внешней среды.
Основные показатели состояния физической культуры в обществе это уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, быту и т.д.
1. ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА КАК ВИД ОБЩЕЙ
1.1. Возникновение термина «физическая культура»
Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время физическая культура оказывается имеет столь же давнюю историю, как и общество, этот термин появился лишь в конце XIX в.
Термин «физическая культура», как и более общий термин «культура», не однозначен. Первоначально латинское влияние на многие стороны жизни общества — медицину, педагогику, науку, военное дело.
Хотя физическая культура слово CULTURA означало возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В специальной литературе «культурой» называют как определенные виды, представляющие ценность для личности и общества. В XIX в. в США и Англии появилось выражение «физическая культура, как понимания культуры в целом, а также процесса связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо.
В России
возникновение термина и
Однако физическая культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человек.
Физическая культура личности - это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно - спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и
психофизическом здоровье.
Однако общепризнанного понятия физической культуры нет в настоящее время, а также отечественной и зарубежной литературе.
Физическая культура представляет собой один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которого заключается главным образом в том, что этот вид культуры профилирован в направлении, приводящем к оптимизации физического состояния и развития индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями .
Физическая культура представляет собой один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которого заключается главным образом в том, что этот вид культуры профилирован в направлении, приводящем к оптимизации физического состояния и развития индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями 2.
Виленский, М.Я. Направленное использование физических нагрузок как фактор управления профессиональной работоспособности студентов / М.Я. Виленский, В.П. Русанов // Теория и практика физической культуры. – 1977. – № 6. – С. 44-46.
2 Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. – СПб.: Лань, 2004.
1.2. Физическая культура как часть культуры личности
Физическая культура личности включает все то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что ему дала природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья, и все то, что явилось в этом плане результатом его деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование; это «человеческая» (а не только природная) форма человека.
Главной особенностью физической культуры является прикладность заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности, подготовки к труду.
В технологическую структуру физической культуры личности включаются пять основных составляющих, 27 компонентов и 46 признаков качеств этих компонентов.
Таблица 1. Физическая культура личности
№ |
Основные составляющие |
Компоненты качеств |
Признаки качеств |
1. |
Знания, интеллектуальные способности |
Объем |
Эрудиция |
Научность |
Степень абстракции; обоснованность | ||
Осознанность |
Степень осознанности; способность к переносу; способность к объяснению | ||
Умения |
Уровень усвоения | ||
2. |
Физическое совершенство |
Физическое развитие |
Морфологические признаки; функциональные признаки; психомоторика физические качества |
Двигательные умения |
Репродуктивный уровень усвоения; контроль сознания | ||
Двигательные навыки |
Продуктивный уровень усвоения; точность; автоматизация; надежность. | ||
Физическая подготовленность |
Эталон; результат; динамика | ||
3. |
Мотивационно-ценностные ориентации |
Мотивы |
Социально значимые; профессионально значимые; личностно значимые |
Интересы |
Спортивные; физкультурно-оздоровительные | ||
Установки |
Уровень достижения цели; сила воли; целеустремленность | ||
Убеждения |
Степень осознанности | ||
Потребности |
Самоактуализации; самоуважения в социальных связях безопасности | ||
4. |
Социально-духовные ценности |
Нравственность |
физкультурно-спортивная этика и культура |
Эстетика |
Чувство прекрасного; чувство красоты | ||
Отношение к труду |
Трудолюбие | ||
Мировоззрение |
Степень научности знаний и убеждений | ||
Здоровый образ жизни |
Отказ от вредных привычек; системность; научная основа | ||
5 |
Физкультурно-спортивная деятельность |
Спортивная; прикладная; оздоровительная; образовательная; пропагандистская; организаторская; судейская; инструкторская; самосовершенствование |
Частота использования; затраты времени; уровень достижения ;динамика |
В данной структуре физическая культура личности является сложным системным образованием. Все представленные в ней элементы тесно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга.
Знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности; мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности в сфере физической культуры; ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни, профессиональной и созидательно-активной деятельности; потребности являются главной побудительной, направляю щей и актуализирующей силой поведения личности в сфере физической культуры; физическое совершенство предполагает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально значимой, физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом; социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое развитие культуры личности; физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность личности.
Физическая культура реализуется в таких формах (компонентах), как физическое воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека), спорт (их совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического.
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продолжение жизни человека.
Ю.И. Евсеев определяет физическое воспитание как вид воспитательного процесса, специфика которого заключается в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека.3
Однако, на наш взгляд, это определение не отражает полноту всего процесса физического воспитания и рассматривает только его деятельностный компонент, в то время как в нем существенными являются когнитивный и эмоционально-ценностный компоненты.
Ж.К.Холодов, рассматривая понятие "физическое воспитание", отмечает, что это процесс, направленный не только на обучение движениям, воспитание физических качеств, но и на овладение занимающимися специальными знаниями и формирование у них осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями 4.