Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:30, реферат
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения и воспитанием людей.
История физической культуры отражает специфическую сферу преобразования природы человеком и самого человека путем формирования все более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций.
Наш век — век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Однако кроме прогрессивных явлений выявился ряд неблагоприятных факторов влияющих на людей, в первую очередь гиподинамия и гипокинезия, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера.
Введение…………………………………………………………
3
1.
Физическая культура как вид общей культуры………………
4
1.1.
Возникновение термина «физическая культура»……………..
4
1.2.
Физическая культура как часть культуры личности ………….
6
22.
Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни……………………………………..………………
11
33.
Ценности физической культуры………………………………..
13
Заключение ………………………………………………………
1 15
Список используемой литературы ………………………..........
1 16
Наиболее точное и всеобъемлющее определение физическому воспитанию дано Л.П. Матвеевым. Он отмечает, что физическое воспитание – это педагогически упорядоченный процесс направленного использования факторов физической культуры, включающий обучение двигательным действиям (в результате которых формируются двигательные умения, навыки и связанные с ними знания), воспитание индивидуальных физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей, содействие на этой основе становлению и развитию свойств личности. 5
Таким образом, современные представления о физическом воспитании отражают не только его прикладной характер, но и вопросы социализации личности, ее интеллектуальное, психологическое, духовное и творческое развитие и долголетие.
3 Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
4 Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – М.: Академия, 2000.
5 Матвеев Л.П. Указ.соч.
Именно такое понимание физического воспитания дает возможность ставить в этом процессе ведущей и целеполагающей установкой формирование физической культуры личности.
Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое совершенствование человека.
2. ДЕЯТЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В
РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ.
Физическая культура – достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный.
Основными признаками физической культуры можно считать:
- систематические занятия физическими упражнениями для решения задач
физического самосовершенствования;
- специальные физкультурные занятия, позволяющие с пользой применить
их на практике;
- владение определенными двигательными умениями и навыками для
решения лично значимых задач;
- владение достаточными организационно-методическими умениями
построения своих самостоятельных физкультурно-спортивных занятий
Аспект деятельности физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.
В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые в той или иной степени связаны с двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре.
Поэтому сущностным ядром физической культуры можно считать только двигательную активность, связанную с обязательным выполнением физических упражнений.
Выполняемые при этом физические нагрузки могут быть разной величины, зависящие от поставленных задач – восстановить, поддержать или развить свои физические кондиции.
Однако двигательная деятельность, например, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, т.к. она имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением.
Таким образом, аспект деятельности физической культуры реализуется в результате выполнения человеком физических упражнений. Однако в отличие от других видов физической активности человека физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:
- физкультурная деятельность обязательно содержит двигательный
компонент, который в ней, как правило, является преобладающим;
- деятельность в сфере физической культуры представлена наиболее
рациональными формами двигательных действий, имеющими свою
конкретную методику занятий.
Физкультурная деятельность человека всегда направлена на совершенствовании самого себя. Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут существовать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.
3. ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Приобщение людей к фундаментальным культурным ценностям, к числу которых относится и физическая культура, становится главным средством достижения цели образовательной системы. 6
Ценности физической культуры необходимо рассматривать как единство объективных и субъективных ценностей. Наиболее значимыми в формировании ценностных отношений личности к физической культуре являются:
1) Ценности объективных форм физической культуры:
- материальные ценности (спортивные сооружения, инвентарь для
физкультурно-спортивной деятельности, предметы искусства);
- исторические ценности (истории великих спортивных побед, становление
видов спорта, деятельность выдающихся людей в области физической
культуры);
- ценности – общественные
носителям физической культуры);
- информационные ценности (публикации, трансляции в СМИ).
2). Ценности субъективных форм физической культуры:
- физические ценности (физическое развитие, состояние организма в
процессе физкультурно-спортивной деятельности),
- духовно-нравственные ценности (наличие высокого духовного идеала)
-психические ценности (знания о двигательной активности,
функционировании организма человека; межличностное общение; личное
самоутверждение).
6 Бальсевич, В.К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 1. – С. 10-16. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6. – С.10-15.
Однако к духовным ценностям физической культуры относятся специальные физкультурные знания, содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений.
Высокие духовные ценности (самоценность человеческой личности, приоритет духовного над материальным, забота о ближнем, духовно и физически здоровая семья) и нравственные (чувство ответственности в решении личных и общественно значимых жизненных задач) ценности в области физической культуры являются той базисной основой становления представлений о здоровом образе жизни, которая создает человека образцы ценностных отношений к физической культуре человека. Соответственно складываются относительно устойчивые образцы поведения при использовании средств физической культуры для собственного физического совершенствования. Наличие образа (образца) является важнейшим условием эффективности дальнейших воспитательных воздействий по формированию у человека ценностных отношений к физической культуре.
Рисунок. 1. Формирование в сознании человека образа физической
культуры в виде духовно-нравственных ориентиров
Система ценностей служит основой и критерием принятия или непринятия личностью новых или ранее выработанных ценностей.
Чем богаче мир ценностей человека, тем эффективнее и целенаправленнее идут отбор и приращение новых ценностей, их переход в мотивы поведения и деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура — мера и способ всестороннего физического развития человека.
Ценности физической культуры в образовательном процессе необходимо рассматривать как совокупность ценностей объективных форм и субъективных форм физической культуры. Ценностное отношение личности к физической культуре является интеграцией более частных отношений: отношений личности к различным формам и средствам физической культуры и включает аксиологический, интеллектуальный, эмоциональный и деятельностный компоненты.
Постоянные занятия физкультурой улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. У тех, кто занимается физической культурой и спортом, повышается уверенность в себе, укрепляется сила воли, что помогает достигать поставленные жизненные цели. Однако у большинства людей есть одна проблема - нехватка времени. Без ежедневного занятия физкультурой нельзя достичь крепкого здоровья.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и
современность // Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 4, с. 2 - 7.
2. Бальсевич, В.К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 1. – С. 10-16.
3.Виленский, М.Я. Направленное использование физических нагрузок как
фактор управления профессиональной работоспособности студентов / М.Я. 4. Виленский, В.П. Русанов // Теория и практика физической культуры. –
1977. – № 6. – С. 44-46.
5. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д.: Феникс,
2005.
6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в
предмет: учеб. для высших специальных физкультурных учебных
заведений / Л.П. Матвеев. – СПб.: Лань, 2004.
7.Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры
и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ.
культ. 1997, № 6, с. 10 - 15.
8. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.
пособие для студ. высш. учеб. завед / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – М.:
Академия, 2000.
9. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. -М.:
Изд-во: АСВ, 2000.