Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:55, реферат
Качественная профессиональная подготовка студентов в вузе невозможна без их активной учебно-трудовой, познавательной деятельности. Экономические и социальные причины, не позволяющие увеличить срок обучения, заставляют интенсифицировать его, что требует от студентов мобилизации воли, психофизических, духовных и физических качеств.
• организационный (наличие у личности полноценной жизненной стратегии, а не кратковременных тактик выживания, пролонгированная регуляция времени, восприятие жизни в единстве ее прошлого, настоящего и будущего);
• гигиенический (рациональный режим труда и отдыха, оптимальный и двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены);
• коммуникативно-деятельностный (богатая палитра различных видов деятельности, регулярная оздоровительная деятельность, способность к продуктивному общению, поисково-творческая активность);
• адаптационно-ролевой (гармоничное протекание процессов социализации и индивидуализации, гибкость в поведении и общении, конгруэнтность);
• культурно-эстетический (широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, способность противостоять проявлениям антикультуры, разумное следование моде);
• ценностно-мотивационный (приоритет ценностей здоровья и саморазвития, наличие идеологического идеала);
• эмоционально-волевой (эмоционально-психологическая устойчивость, внутренний контроль, спонтанность, оптимизм);
• индивидуально-личностный (высокий уровень самопринятия и самоуважения, сензитивность к себе, способность сохранять свою уникальность и творчески реализовывать ее).
Таким образом, рассмотренный материал позволяет сформулировать следующие выводы:
• стиль жизни как интегрированный способ взаимодействия личности с миром проявляется во всех сферах деятельности, в поведении и отношениях, образуя устойчивое единство, что существенно отличает данный феномен от соотносимого с ним «стиля деятельности», отражающего лишь один из аспектов целостного взаимодействия;
• стиль жизни, будучи производным явлением как от образа жизни, так и от функции индивидуального жизненного выбора, в силу того, что личность, являясь субъектом жизнедеятельности, отражает свободу выбора, представляет собой способ самовыражения индивидуальности в жизнедеятельности, осуществляющийся с учетом социальных возможностей и ее биопсихического цикла;
• категория «здоровый стиль жизни личности» позволяет согласовать норму и вариативность, индивидуальность и заданность, рассмотреть специфику активности личности в реализации здорового образа жизни в индивидуальной жизнедеятельности;
•
здоровый стиль жизни, возникая на определенном
уровне субъектности и творчества в процессах
жизнедеятельности, образует целостную
систему жизненных проявлений личности,
способствующую гармонизации своей индивидуальности
с условиями жизнедеятельности и являющуюся
средством самоактуализации в ней.
2.1
Образ жизни студента
в реалиях образовательного
процесса
Здоровье – качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к сложному учебному и профессиональному труду. Годы учебы в вузе совпадают со временем активного становления организма и всех его подсистем, и именно в этот период происходят глубокие перемены в образе жизни, культуре и психологии, предопределяющие формирование профессионального, творческого и социального потенциала будущего специалиста.
Изучение
ценностных ориентации студентов на
здоровый образ жизни показывает
существенное различие в структуре
ценностей студенток и
Приведенные данные свидетельствуют о противоречии между абсолютной ценностью общих положений здорового образа жизни и конкретными ценностями поддержания здоровья, в том числе профессионального. Разрешение этого противоречия – одна из главных целей биосоциального развития студентов.
При рассмотрении соотношения общей и физической культуры студентов (табл. 4) на вопрос, можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии, около 22% респондентов ответили, что считают это возможным, 51,0% отрицали такую взаимосвязь, около 28% – затруднились в определении своей позиции.
Оценка
окружающими физического
Таблица 2. Ценности здорового образа жизни студенток
№ | Признаки, | % ответов | |||
п/п | Качества (ценности) | А | Б | В | Г |
1 | Абсолютные | ||||
Удачная семейная жизнь | 93,0 | 4,0 | 2,0 | 1,0 | |
Мужество, смелость, честность, порядочность | 83,0 | 10.0 | 2,0 | 5,0 | |
Здоровье | 82,5 | 12,5 | 4,0 | 1,0 | |
Всестороннее и гармоничное развитие личности | 81,5 | 13,5 | 1,0 | 4,0 | |
Интеллектуальные способности, память, эрудиция | 81,5 | 15,5 | 2,0 | 1,0 | |
Способность видеть и понимать красоту | 79,5 | 17,5 | 2,0 | 1,0 | |
Сила воли, дисциплинированность, собранность | 76,5 | 20,5 | 2,0 | 1,0 | |
Красота и выразительность движений, походка, | 70,0 | 19,0 | 6,0 | 5,0 | |
осанка | |||||
Общительность, коммуникабельность, умение | 69,0 | 25,0 | 3,0 | 3,0 | |
легко вступать в контакт с другими людьми | |||||
2 | Преимущественные | ||||
Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура) | 65,0 | 25,0 | 6,0 | 4,0 | |
Авторитет, уважение окружающих | 64,5 | 24,5 | 4,5 | 6,5 | |
Пропорциональное, гармоничное развитие всех | 63,0 | 29,0 | 3,0 | 5,0 | |
показателей своего физического состояния | |||||
3 | Противоречивые | ||||
Отдых, развлечение | 58,5 | 37,0 | 3,5 | 1,0 | |
Материальная обеспеченность | 57,0 | 33,0 | 4,0 | 6,0 | |
Высокий уровень развития силы, ловкости, ко- | 51,5 | 44,5 | 2,0 | 2,0 | |
ординации движений и др. физических качеств | |||||
Занятия физической культурой и спортом | 44,0 | 47,0 | 4,0 | 5,0 | |
Удовлетворенность учебой, работой | 44,0 | 48,0 | 6,0 | 2,0 | |
Успехи в работе | 35,5 | 53,5 | 2,0 | 9,0 | |
4 | Частные | ||||
Знания о том, как устроен и работает человечес- | 28,0 | 48,0 | 12,0 | 12,0 | |
кий организм, как добиться его более совершен- | |||||
ной работы | |||||
Физическая подготовленность к избранной про- | 26,0 | 51,5 | 12,5 | 10,0 | |
фессии | |||||
Умение разбираться в технике, применять и ре- | 20,5 | 54,0 | 12,0 | 13,5 | |
монтировать ее | |||||
Общественная активность | 18,5 | 52,0 | 24,5 | 5,0 | |
Умение играть на музыкальных инструментах | 17,0 | 64,5 | 8,0 | 11,0 |
Обозначения: А – огромное значение В - совсем не ценится
Б
– небольшое значение Г – ответ затруднен
Таблица 3
Признаки | % ответов | ||||
п/п | Качества (ценности) | ||||
А | Б | В | Г | ||
1 | Абсолютные | ||||
Мужество, смелость, честность, порядочность | 85,6 | 6,8 | 2,4 | 5,2 | |
Здоровье | 71,2 | 17,2 | 3,6 | 2,0 | |
Удачная семейная жизнь | 78,8 | 8.4 | 7,2 | 5,6 | |
Интеллектуальные способности, память, эру- | 76,0 | 18,0 | 3,2 | 2,8 | |
диция | |||||
Сила воли, дисциплинированность, собранность | 80,0 | 16,8 | 2,8 | 0,4 | |
Всестороннее и гармоничное развитие личности | 71,2 | 19,6 | 2,4 | 6,8 | |
2 | Преимущественные | ||||
Авторитет, уважение окружающих | 66,0 | 27,2 | 2,8 | 4,0 | |
Общительность, коммуникабельность, умение | 65,2 | 29,6 | 2,0 | 3,2 | |
легко вступать в контакты с другими людьми | |||||
Отдых, развлечение | 64,0 | 27,2 | 3,2 | 5,2 | |
Умение разбираться в технике, применять и ре- | 61,6 | 30,0 | 6,0 | 2,4 | |
монтировать ее | |||||
Пропорциональное, гармоничное развитие всех | 61,6 | 28,8 | 2,0 | 7,6 | |
показателей своего физического состояния | |||||
Способность видеть и понимать красоту | 60,8 | 28,0 | 4,0 | 7,2 | |
3 | Противоречивые | ||||
Высокий уровень развития силы, ловкости, коор- | 59,2 | 32,8 | 4,4 | 3,6 | |
динации движений и других физических качеств | |||||
Занятия физкультурой и спортом | 56,0 | 38,0 | 2,8 | 3,2 | |
Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура) | 53,2 | 34,4 | 6,4 | 6,0 | |
Успехи в работе | 50,4 | 35,2 | 1,2 | 13,2 | |
Удовлетворенность учебой, работой | 50,0 | 36,4 | 2,8 | 10,8 | |
Красота и выразительность движений, походка, | 45,6 | 33,2 | 5,2 | 10,0 | |
осанка | |||||
Физическая подготовленность к избранной про- | 42,4 | 44,0 | 6,0 | 7,6 | |
фессии | |||||
Материальная обеспеченность | 38,4 | 46,0 | 6,4 | 9,2 | |
Знания о том, как устроен и работает человечес- | 35,6 | 41,2 | 11,6 | 11,6 | |
кий организм, как добиться его более совершен- | |||||
ной работы | |||||
4 | Частные | ||||
Общественная активность | 19,2 | 48,8 | 19,6 | 12,4 | |
Умение играть на музыкальных инструментах | 21,6 | 48,8 | 18,8 | 10,8 |
Обозначения: А – огромное значение Б – небольшое значение
В-совсем
не ценится Г – ответ затруднен
Таблица 4. Субъективные соотношения общей и физической культуры студентов
№ п/п | Суждения и варианты ответов |
% ответов | |
женщин | мужчин | ||
1 | Можно ли считать культурным человеком того, кто не заботится о своем физическом состоянии? • Конечно, можно • Ответ затруднителен • Нет, нельзя | 30,5 17,5 52,0 | 13,2 36,4 50,0 |
2 | Волнует ли Вас та оценка, которую окружающие Вас люди дают Вашему физическому развитию и здоровью? • Нет, не волнует и не беспокоит •Да, но не очень сильно • Да, и очень сильно | 5,5
63,5 31.5 |
15,2 51,2 33,6 |
3 | Что Вы предпочитаете в жизни? • Всю жизнь, все свои привычки подчинить интересам здоровья и работоспособности • Жить в свое удовольствие, делать то, что хочется в данный момент (даже если это может повредить здоровью и работоспособности) • Компромиссные решения • Неопределенное суждение | 21,0 19,0
26,5 34,5 |
27,6 18,0
32,8 21,6 |
4 | Часто ли Вы совершаете действия (поступки), которые наносят вред здоровью, но зато имеют для Вас важное значение, доставляют удовольствие и т.д.? • Практически никогда • В редких случаях • Очень часто | 29,5 60,5 10,0 | 26,8 56,0
17,2 |
5 | Как Вы считаете, лично Вы ведете здоровый образ жизни? •Да •Нет • Затрудняюсь ответить | 43,5 21,5 35,0 | 33,8 24,2 42,0 |
Таким образом, менее половины студентов признают тесную взаимосвязь общей и физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим строят свои поведенческие решения.