Физическая рекреация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:55, реферат

Краткое описание

Качественная профессиональная подготовка студентов в вузе невозможна без их активной учебно-трудовой, познавательной деятельности. Экономические и социальные причины, не позволяющие увеличить срок обучения, заставляют интенсифицировать его, что требует от студентов мобилизации воли, психофизических, духовных и физических качеств.

Вложенные файлы: 1 файл

Физическая рекреация как компонент физической культуры.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

     • организационный (наличие у личности полноценной жизненной стратегии, а не кратковременных тактик выживания, пролонгированная регуляция времени, восприятие жизни в единстве ее прошлого, настоящего и будущего);

     • гигиенический (рациональный режим труда и отдыха, оптимальный и двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены);

     • коммуникативно-деятельностный (богатая палитра различных видов деятельности, регулярная оздоровительная деятельность, способность к продуктивному общению, поисково-творческая активность);

     • адаптационно-ролевой (гармоничное протекание процессов социализации и индивидуализации, гибкость в поведении и общении, конгруэнтность);

     • культурно-эстетический (широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, способность противостоять проявлениям антикультуры, разумное следование моде);

     • ценностно-мотивационный (приоритет ценностей здоровья и саморазвития, наличие идеологического идеала);

     • эмоционально-волевой (эмоционально-психологическая устойчивость, внутренний контроль, спонтанность, оптимизм);

     • индивидуально-личностный (высокий уровень самопринятия и самоуважения, сензитивность к себе, способность сохранять свою уникальность и творчески реализовывать ее).

     Таким образом, рассмотренный материал позволяет  сформулировать следующие выводы:

     • стиль жизни как интегрированный способ взаимодействия личности с миром проявляется во всех сферах деятельности, в поведении и отношениях, образуя устойчивое единство, что существенно отличает данный феномен от соотносимого с ним «стиля деятельности», отражающего лишь один из аспектов целостного взаимодействия;

     • стиль жизни, будучи производным явлением как от образа жизни, так и от функции индивидуального жизненного выбора, в силу того, что личность, являясь субъектом жизнедеятельности, отражает свободу выбора, представляет собой способ самовыражения индивидуальности в жизнедеятельности, осуществляющийся с учетом социальных возможностей и ее биопсихического цикла;

     • категория «здоровый стиль жизни личности» позволяет согласовать норму и вариативность, индивидуальность и заданность, рассмотреть специфику активности личности в реализации здорового образа жизни в индивидуальной жизнедеятельности;

     • здоровый стиль жизни, возникая на определенном уровне субъектности и творчества в процессах жизнедеятельности, образует целостную систему жизненных проявлений личности, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющуюся средством самоактуализации в ней. 

     2.1 Образ жизни студента  в реалиях образовательного процесса 

     Здоровье  – качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к сложному учебному и профессиональному труду. Годы учебы в вузе совпадают со временем активного становления организма и всех его подсистем, и именно в этот период происходят глубокие перемены в образе жизни, культуре и психологии, предопределяющие формирование профессионального, творческого и социального потенциала будущего специалиста.

     Изучение  ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни показывает существенное различие в структуре  ценностей студенток и студентов  по составу классифицированных групп, уровням признаков для одних  и тех же ценностей, их ранговым местам6 (табл. 2 и 3). Первая группа включает в себя абсолютные общечеловеческие ценности, получившие у студенток высокую оценку (от 69% до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа – «преимущественных ценностей» (от 63% до 65%) включает в себя хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей (от 35,5% до 58,5%) получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения: наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа – «частные» ценности, так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17% до 28%) – знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.

     Приведенные данные свидетельствуют о противоречии между абсолютной ценностью общих  положений здорового образа жизни  и конкретными ценностями поддержания  здоровья, в том числе профессионального. Разрешение этого противоречия – одна из главных целей биосоциального развития студентов.

     При рассмотрении соотношения общей  и физической культуры студентов (табл. 4) на вопрос, можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем  физическом состоянии, около 22% респондентов ответили, что считают это возможным, 51,0% отрицали такую взаимосвязь, около 28% – затруднились в определении своей позиции.

     Оценка  окружающими физического здоровья и развития сильно волнует около 32,5% опрошенных, не очень волнует – 57,3% и совсем не тревожит – 10,3%. На стремление подчинить свои привычки интересам здоровья указали 24,3%, жить в свое удовольствие, даже если это повредит здоровью, пожелали 18,5%, за компромиссный вариант высказались 29,7%, затруднились с выбором решения 28,1%, отказались – 28,1%. На вопрос, ведете ли вы здоровый образ жизни, утвердительно ответили 38,7%, отрицательно – 22,9%, затруднились ответить – 38,4%.122 

     Таблица 2. Ценности здорового образа жизни студенток

  Признаки, % ответов
п/п Качества (ценности) А Б В Г
1 Абсолютные        
  Удачная семейная жизнь 93,0 4,0 2,0 1,0
  Мужество, смелость, честность, порядочность 83,0 10.0 2,0 5,0
  Здоровье 82,5 12,5 4,0 1,0
  Всестороннее  и гармоничное развитие личности 81,5 13,5 1,0 4,0
  Интеллектуальные способности, память, эрудиция 81,5 15,5 2,0 1,0
  Способность видеть и понимать красоту 79,5 17,5 2,0 1,0
  Сила воли, дисциплинированность, собранность 76,5 20,5 2,0 1,0
  Красота и выразительность  движений, походка, 70,0 19,0 6,0 5,0
  осанка        
  Общительность, коммуникабельность, умение 69,0 25,0 3,0 3,0
  легко вступать в контакт с другими людьми        
2 Преимущественные        
  Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура) 65,0 25,0 6,0 4,0
  Авторитет, уважение окружающих 64,5 24,5 4,5 6,5
  Пропорциональное, гармоничное развитие всех 63,0 29,0 3,0 5,0
  показателей своего физического состояния        
3 Противоречивые        
  Отдых, развлечение 58,5 37,0 3,5 1,0
  Материальная  обеспеченность 57,0 33,0 4,0 6,0
  Высокий уровень  развития силы, ловкости, ко- 51,5 44,5 2,0 2,0
  ординации движений и др. физических качеств        
  Занятия физической культурой и спортом 44,0 47,0 4,0 5,0
  Удовлетворенность учебой, работой 44,0 48,0 6,0 2,0
  Успехи в  работе 35,5 53,5 2,0 9,0
4 Частные        
  Знания о  том, как устроен и работает человечес- 28,0 48,0 12,0 12,0
  кий организм, как  добиться его более совершен-        
  ной работы        
  Физическая  подготовленность к избранной про- 26,0 51,5 12,5 10,0
  фессии        
  Умение разбираться  в технике, применять и ре- 20,5 54,0 12,0 13,5
  монтировать ее        
  Общественная  активность 18,5 52,0 24,5 5,0
  Умение играть на музыкальных инструментах 17,0 64,5 8,0 11,0
 

     Обозначения: А – огромное значение В - совсем не ценится

     Б – небольшое значение Г – ответ затруднен 

 

      Таблица 3

    Признаки % ответов
п/п Качества (ценности)        
    А Б В Г
1 Абсолютные        
  Мужество, смелость, честность, порядочность 85,6 6,8 2,4 5,2
  Здоровье 71,2 17,2 3,6 2,0
  Удачная семейная жизнь 78,8 8.4 7,2 5,6
  Интеллектуальные  способности, память, эру- 76,0 18,0 3,2 2,8
  диция        
  Сила воли, дисциплинированность, собранность 80,0 16,8 2,8 0,4
  Всестороннее  и гармоничное развитие личности 71,2 19,6 2,4 6,8
2 Преимущественные        
  Авторитет, уважение окружающих 66,0 27,2 2,8 4,0
  Общительность, коммуникабельность, умение 65,2 29,6 2,0 3,2
  легко вступать в контакты с другими людьми        
  Отдых, развлечение 64,0 27,2 3,2 5,2
  Умение разбираться  в технике, применять и ре- 61,6 30,0 6,0 2,4
  монтировать ее        
  Пропорциональное, гармоничное развитие всех 61,6 28,8 2,0 7,6
  показателей своего физического состояния        
  Способность видеть и понимать красоту 60,8 28,0 4,0 7,2
3 Противоречивые        
  Высокий уровень  развития силы, ловкости, коор- 59,2 32,8 4,4 3,6
  динации движений и других физических качеств        
  Занятия физкультурой и спортом 56,0 38,0 2,8 3,2
  Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура) 53,2 34,4 6,4 6,0
  Успехи в  работе 50,4 35,2 1,2 13,2
  Удовлетворенность учебой, работой 50,0 36,4 2,8 10,8
  Красота и выразительность  движений, походка, 45,6 33,2 5,2 10,0
  осанка        
  Физическая  подготовленность к избранной про- 42,4 44,0 6,0 7,6
  фессии        
  Материальная  обеспеченность 38,4 46,0 6,4 9,2
  Знания о  том, как устроен и работает человечес- 35,6 41,2 11,6 11,6
  кий организм, как добиться его более совершен-        
  ной работы        
4 Частные        
  Общественная  активность 19,2 48,8 19,6 12,4
  Умение играть на музыкальных инструментах 21,6 48,8 18,8 10,8
 

     Обозначения: А – огромное значение Б – небольшое значение

     В-совсем не ценится Г – ответ затруднен 

     Таблица 4. Субъективные соотношения общей и физической культуры студентов

№ п/п  
Суждения  и варианты ответов
% ответов
    женщин мужчин
1 Можно ли считать  культурным человеком того, кто не заботится о своем физическом состоянии? • Конечно, можно • Ответ затруднителен • Нет, нельзя 30,5 17,5 52,0 13,2 36,4 50,0
2 Волнует ли Вас  та оценка, которую окружающие Вас  люди дают Вашему физическому развитию и здоровью? • Нет, не волнует  и не беспокоит •Да, но не очень  сильно • Да, и очень сильно 5,5

63,5 31.5

15,2 51,2 33,6
3 Что Вы предпочитаете  в жизни? • Всю жизнь, все свои привычки подчинить интересам здоровья и работоспособности • Жить в  свое удовольствие, делать то, что хочется  в данный момент (даже если это может  повредить здоровью и работоспособности) • Компромиссные решения • Неопределенное суждение 21,0 19,0

26,5 34,5

27,6 18,0

32,8 21,6

4 Часто ли Вы совершаете действия (поступки), которые наносят  вред здоровью, но зато имеют для  Вас важное значение, доставляют удовольствие и т.д.? • Практически никогда • В редких случаях • Очень часто 29,5 60,5 10,0 26,8 56,0

17,2

5 Как Вы считаете, лично Вы ведете здоровый образ жизни? •Да •Нет • Затрудняюсь ответить 43,5 21,5 35,0 33,8 24,2 42,0
 

     Таким образом, менее половины студентов  признают тесную взаимосвязь общей и физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим строят свои поведенческие решения.

Информация о работе Физическая рекреация