Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:55, реферат
Качественная профессиональная подготовка студентов в вузе невозможна без их активной учебно-трудовой, познавательной деятельности. Экономические и социальные причины, не позволяющие увеличить срок обучения, заставляют интенсифицировать его, что требует от студентов мобилизации воли, психофизических, духовных и физических качеств.
Для
оценки влияния физической культуры
на общекультурное развитие личности
были выбраны три группы компонентов
культуры (табл. 5 и 6). Абсолютные, на которые
занятия физическими упражнениями оказывают
сильное положительное влияние (от 55,6
до 91,5%): физические качества и двигательные
способности, телосложение; волевые качества,
всестороннее развитие. Влияние (от 20,5
до 36,5%) занятия оказывают на такие важные
компоненты, как успехи в труде, общительность,
развитие эстетических способностей,
уважение окружающих, уровень общей культуры.
Влияние (от 11,2 до 18%) определяется студентами
в воздействии на нравственный облик,
общественную активность, подготовку
к избранной профессии, интеллектуальное
развитие.
Таблица 5. Влияние физической культуры на компоненты культуры студенток
№ | Признаки,
%
ответов |
|||||||||
Качества и способности | ||||||||||
п/п | А | Б | В | Г | Д | |||||
1 | Абсолютные | |||||||||
Физические качества и двигательные спо- | 91,5 | 2,5 | 1,0 | 1,0 | 4,0 | |||||
собности | ||||||||||
Красота и пластика движений | 69,0 | 20,0 | 1,5 | 4,0 | 5,5 | |||||
Волевые качества | 70,0 | 17,5 | 4,0 | 2,5 | 6,0 | |||||
Телосложение, фигура | 70,0 | 16,5 | 3,5 | 5,0 | 5,0 | |||||
2 | Заметные | |||||||||
Всестороннее, гармоничное развитие лич- | 36,5 | 36,0 | 8,0 | 10,0 | 9,5 | |||||
ности | ||||||||||
Успехи в труде | 26,0 | 39,0 | 14,0 | 12,5 | 8,5 | |||||
Общительность, коммуникабельность | 24,5 | 32,0 | 10,0 | 17,0 | 16,5 | |||||
Эстетические способности | 20,5 | 30,0 | 10,5 | 22,5 | 16,5 | |||||
Уважение со стороны окружающих | 18,0 | 48,0 | 11,5 | 13,0 | 9,5 | |||||
Уровень общей культуры | 20,5 | 34,5 | 17,0 | 14,0 | 14,0 | |||||
3 | Спорные | |||||||||
Интеллект, умственное развитие | 18,0 | 29,5 | 14,5 | 23,0 | 15,0 | |||||
Нравственный облик (честность, порядоч- | 14,3 | 25,0 | 11,0 | 28,5 | 21,0 | |||||
ность, скромность) | ||||||||||
Общественная активность | 12,0 | 34,0 | 15,0 | 27,0 | 12,0 | |||||
Подготовленность к избранной профессии | 12,0 | 27,5 | 16,0 | 31,5 | 13,0 |
Обозначения: А – сильное положительное влияние, Б – слабое положительное влияние,
В-отрицательное
влияние, Г – отсутствие какого-либо влияния,
Д – ответ затруднен.
Таблица 6. Влияние физической культуры на компоненты культуры студентов
№ | Признаки,
%
ответов |
|||||||
п/п | Качества и способности | А | Б | В | Г | Д | ||
1 | Абсолютные | |||||||
Физические качества и двигательные спо- | 75,2 | 12,0 | 5,6 | 0,8 | 6,4 | |||
собности | ||||||||
Волевые качества | 60,0 | 24,0 | 6,0 | 3,6 | 6.4 | |||
Телосложение, фигура | 69,2 | 12,8 | 9,2 | 2,8 | 6,0 | |||
Красота и пластика движений | 55,6 | 24,8 | 6,4 | 4,8 | 8,4 | |||
Всестороннее, гармоничное развитие лич- | 35,2 | 40,4 | 7,6 | 8,4 | 8,4 | |||
ности | ||||||||
2 | Заметные | |||||||
Уважение со стороны окружающих | 27,6 | 38,4 | 11,2 | 11,2 | 11,6 | |||
Общительность, коммуникабельность | 24,6 | 36,0 | 9,6 | 15,2 | 12,8 | |||
Интеллект, умственное развитие | 24,0 | 31,2 | 18,4 | 12,8 | 13,6 | |||
Успехи в труде | 28,4 | 39,2 | 12,8 | 10,8 | 8,8 | |||
3 | Спорные | |||||||
Нравственный облик (честность, порядоч- | 16,4 | 38,0 | 12,0 | 17,2 | 16,4 | |||
ность, скромность) | ||||||||
Подготовленность к избранной профессии | 16,4 | 35,6 | 12,4 | 20,0 | 15,6 | |||
Эстетические способности | 16,8 | 30,4 | 15,2 | 20,0 | 17,6 | |||
Уровень общей культуры | 17,6 | 42,4 | 17,2 | 14,4 | 8,4 | |||
Общественная активность | 11,2 | 32,0 | 17,2 | 22,4 | 17,2 |
Обозначения: А – сильное положительное влияние, Б – слабое положительное влияние,
В-отрицательное влияние, Г – отсутствие какого-либо влияния, Д – ответ затруднен.
Таким образом, суждения студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности относительно заужены и больше связаны с ее телесным выражением. Это обусловлено издержками физического воспитания в вузе, недостаточной полнотой реализации его гуманитарного содержания, негативным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения и другими причинами.
Многообразие
сочетаний индивидуального
Таблица 7. Средства поддержания физического состояния студентами
№ п/п | Средства | Признаки, % ответов | ||
А | Б | В | ||
1 | Встречающиеся
Физические упражнения |
32,0 |
61,2 |
6,8 |
2 | Редкие
Закаливание Парная баня, сауна Занятия на тренажерах Массаж Курение Обычные лекарства Алкоголь |
16,0 12,8 11,2 5,6 18,8 3,6 5,6 |
35,2 33,6 31,6 31,6 14,4 29,2 21,6 |
47,8 53,6 57,2 62,8 66,8 67,2 72,8 |
3 | Очень
редкие
Психотерапия, аутогенная тренировка Нетрадиционные медицинские средства (гомеопатические, народной медицины, иглотерапия) Разгрузочная диета, голодание Наркотики |
4,4 1,6 3,6 0,4 |
13,6 15,6 14,4 0,4 |
82,0 82,8 82,0 99,2 |
Примечание: А – систематически используются Б – от случая к случаю
В-практически
не используются.
Для другой группы характерен избирательный тип использования компонентов здорового образа жизни – 10% – 30% студентов. У них преобладает двигательная деятельность (систематически – 28% женщин и 32% мужчин), регулярное питание (13,5% женщин и 3,6% мужчин), закаливание (7% женщин и 16% мужчин). Другие компоненты здорового образа жизни ими почти не используются.
Третья группа ориентирована лишь на использование регулируемого питания и прием лекарств – пассивно-ограниченный тип. Как правило, у студентов этой группы отсутствуют целенаправленная двигательная активность и другие важнейшие средства организации здорового образа жизни.
Четвертая группа охватывает студентов, избравших комплексный тип использования элементов здорового образа жизни. Содержание его весьма подвижно, так как студенты опробуют в нем многообразные сочетания различных компонентов оздоровительной деятельности.
Первые
три типа оздоровительной
Самооценка студентами своего физического состояния показала, что 70,3% оценивают его как хорошее, 23,9% – как удовлетворительное и лишь 5,8% – как плохое. Наиболее частыми симптомами, характеризующими плохое состояние, студенты определили раздражительность, плохое настроение, сонливость, вялое состояние. Для женщин хотя бы один из этих признаков отмечается у 33% – 47% обследованных, для мужчин – у 22% –26%; одновременное беспокойство из-за трех признаков – у 13% – 14% обследованных.
Вместе с тем по собственной инициативе лишь 14,8% женщин и 23,4% мужчин проходят в вузе медицинское обследование. Около 22% студентов избегает медицинских осмотров, поскольку считают себя здоровыми, а 9% – так как не верят в возможности медицины. В случаях ухудшения здоровья лишь 13,1% женщин и 18,3% мужчин сразу обращаются к врачу; соответственно 31% и 19,2% студентов вначале пробуют заняться самолечением, а затем уже прибегают к помощи медицины; более половины студентов обращаются к врачу только в крайнем случае.
Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка – не занимаются физкультурой 60% женщин и 46% мужчин. В мероприятиях внутри курса и факультета задействовано лишь 36,5% женщин и 45,6% мужчин, а за сборные команды вуза выступают соответственно 3,5% и 8,4%. Поэтому при оценке эффективности оздоровительной и спортивной работы в вузе неоправданно из поля зрения выпадает большинство студентов.
Женщины чаще предпочитают недлительные по времени (менее часа), недостаточно частые занятия. Мужчинам нравятся более длительные, но проводимые реже. К сожалению, для оценки двигательной деятельности в самостоятельных занятиях и ее регулирования 57,5% женщин и 33,6% мужчин не могут использовать каких-либо показателей – не хватает необходимых знаний; от 24% до 37% ориентируется лишь на самочувствие. Такой физиологический показатель, как частота пульса, практически не используется.
Самостоятельные
занятия физическими
Преобладают те формы двигательной активности, которые связаны с бытовой деятельностью: передвижение пешком, пешие прогулки, посещение магазинов, физический труд дома, танцы и др. Характерно использование разнообразных видов спорта, предпочтительность которых часто определяется не желанием, а возможностями, предоставляемыми вузом. Путь к общекультурному развитию и от него – к здоровью начинается с овладения знаниями. Они опережают практику, указывая путь ее преобразования; знания превращаются в элементы сознания, а затем в убеждения. Убеждения строятся не столько на логике знаний, сколько на их практическом смысле.
Основным источником информации для студентов являются занятия по физическому воспитанию – теоретические и практические (38% – 51%). Заметно влияние средств массовой информации: газет, теле- и радиорепортажей (25% –44%). Редко используется информация, полученная из специальной литературы, посещения спортивных зрелищ (14%–23%). Большинство студентов игнорирует лекции по тематике, связанной с физической культурой. Вместе с тем потребность студентов в информации о средствах оптимизации своего образа жизни достаточно четко выражена. В качестве ценной ими рассматривается информация о рациональном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, контроле и самоконтроле в процессе занятий физическими упражнениями, методике использования гимнастических и дыхательных упражнений, закаливании, о вопросах регулирования половой жизни (от 60% до 87%). Последнее отражает актуализацию одной из важных социально-биологических функций молодежи – репродуктивной.
Несколько ниже потребность в информации, связанной с использованием сауны, аутогенной тренировки, нетрадиционных систем физических упражнений (йога, ушу и др.), с вопросами применения лекарств, витаминов, гомеопатических препаратов (от 36% до 59%).