Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:18, реферат
Еще в античный период древнегреческий мыслитель, философ Платон отмечал: “Воину необходимо иметь силу, быстроту, мужество. Эти качества необходимо иметь каждому воину”. В работе “Армия” Ф. Энгельс характеризует солдат будущего общества: “По силе, ловкости, интеллигентности они превзойдут тех солдат, которых может дать современное общество”. В наше время его взгляды являлись одной из предпосылок научных исследований и последующей специальной направленности физической подготовки войск с учетом конкретной воинской специальности.
Представление о физических качествах окончательно неупорядочено. Часть авторов рассматривает их как свойства и способности человека, другие - как стороны двигательной деятельности. Первое научное определение физическим качествам дал П.Ф. Лесгафт, рассматривая их как причину движения или его видоизменения.
Выносливость определяет возможность выполнения длительной работы, противостояния утомлению. Выносливость решающим образом определяет успех в таких видах спорта, как лыжи, коньки, плавание, бег, велоспорт, гребля.
В спорте под словом «выносливость»
подразумевается способность
Кислородная недостаточность возникает при значительной физической нагрузке. Не успевая получить из атмосферного воздуха необходимый кислород, организм спортсмена вырабатывает энергию за счет анаэробных реакций, при этом образуется молочная кислота. Для восстановления нарушенного равновесия и используется получаемый после финиша «кислородный долг». Ученые установили, что, чем выше кислородный долг после предельной работы, тем он обладает большими возможностями работать в бескислородных условиях.
Секрет выносливости – в направленной подготовке организма. Для развития общей выносливости необходимы упражнения средней интенсивности, длительные по времени, выполняемые в равномерном темпе. С прогрессивным возрастанием нагрузки по мере усиления подготовки.
В значительной мере выносливость зависит от деятельности сердечно-сосудистой, дыхательных систем, экономным расходованием энергии. Она зависит от запаса энергетического субстрата (мышечного гликогена). Запасы гликогена в скелетных мышцах у нетренированных людей составляет около 1,4%, а у спортсменов – 2,2%. В процессе тренировки на выносливость запасы гликогена значительно увеличиваются. С возрастом выносливость заметно повышается на при этом следует учитывать не только календарный, но и биологический возраст.
Чем выше уровень аэробных возможностей, то есть выносливость, тем лучше показатели артериального давления, холестеринового обмена, чувствительности к стрессам. При понижении выносливости повышается риск ишемических болезней сердца, появления злокачественных новообразований.
Ловкость и методы
ее воспитания.
Под ловкостью подразумевается способность
человека к быстрому овладению новыми
движениями или к быстрой перестройке
двигательной деятельности в соответствии
с требованиями внезапно изменившейся
ситуации.
Воспитание ловкости связано с повышением
способности к выполнению сложных по координации
движений, быстрому переключению от одних
двигательных актов к другим и с выработкой
умения действовать наиболее целесообразно
в соответствии с внезапно изменившимися
условиями или задачами (т.е. способность
быстро, точно и экономно решать сложную
двигательную задачу).
Координирующие способности:
1) способность координировать
движения при построении действия;
2) способность перестроить их для изменения
параметров действия или переключение
на другое действие при изменении условий.
Ловкость характеризуется координацией
и точностью движений. Координация движений
- основной компонент ловкости: способность
к одновременному и последовательному
согласованному сочетанию движений. Она
зависит от четкой и соразмерной работой
мышц, в которой строго согласованы различные
по силе и времени мышечные напряжения.
Некоторые авторы определяют координацию
движений по-разному, акцентируя внимание
на одной из ее сторон. Н.А. Бернштейн, принимая
во внимание внешнюю сторону координации
движений, определяет ее как преодоление
избыточных ступеней свободы движущегося
органа, т.е. превращение его в управляемую
систему. Звено тела движется по равнодействующей
внутренних, внешних и реактивных сил.
Центральная нервная система получает
от проприорецепторов движущегося органа
информацию об отклонении его траектории
от “надлежащей” и вносит соответствующие
поправки в эффекторный процесс. Данный
принцип координирования он назвал принципом
сенсорной коррекции.
Ведущее место принадлежит ЦНС. Создание
сложнейших координаций, необходимых
для осуществления трудных задач, происходит
за счет высокой пластичности нервных
процессов, обусловливающих быстрое переключение
с одних реакций на другие и создание новых
временных связей (Н.В. Зимкин, 1970).
Ловкость в значительной степени зависит от имеющегося двигательного опыта. Владение разнообразными двигательными умениями и навыками положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора. Следовательно, ловкость можно считать проявлением дееспособности функциональных систем управления движением и распределения энергозатрат.
К основным факторам, определяющим
ловкость, относятся: деятельность ЦНС,
богатство динамических стереотипов,
степень развития систем, умение управлять
мышечным тонусом, полноценность восприятия
собственных движений и окружающей обстановки.
Все эти факторы тесно взаимосвязаны.
Ловкость может измеряться временем овладения
или выполнения двигательного действия
(мин, с), координационной сложностью выполняемого
действия (оценка элементов в гимнастике
из 8,9 и 10 баллов), точностью выполняемого
действия (слалом - количество сбитых флажков,
акробатика - высота, группировка, градусы
в поворотах, устойчивость в приземлении),
результатом (прыжки в высоту с шестом-
м, см).
Средства развития ловкости.
Наиболее эффективным
Тройной прыжок, прыжки с шестом, в
длину и высоту способствуют развитию
прежде всего координации движений
занимающихся. Наиболее эффективным
и доступным средством воспитания ловкости
у занимающихся являются подвижные и спортивные
игры. Они развивают координацию, точность
и соразмерность движений, анализаторные
системы. В спортивно-игровых упражнениях
приобретаются навыки быстрых и эффективных
движений в неожиданно сложившейся ситуации.
Упражнения в единоборствах развивают
ловкость. Бокс, борьба, фехтование развивают
точность и быстроту реакции. Они формируют
такие тонкие ощущения, как “чувство дистанции”,
“чувство времени”, расширяя тем самым
двигательные возможности человека. Варьирование
тактических условий в спортивных играх
и единоборствах способствует своевременной
перестройке двигательной деятельности.
Скоростные спуски, слалом выполняются
в непрерывно меняющихся условиях и также
способствуют развитию ловкости.
Методика воспитания ловкости.
Общими методическими
Постепенное повышение координационной трудности упражнения может заключаться в повышении требований:
1) к точности движений;
2) к их взаимной согласованности;
3) к внезапности изменения
Методические приемы, с помощью
которых реализуются общие
- выполнение I раз показанных комплексов ОРУ или несложных гимнастических и акробатических элементов;
- выполнение упражнений
- зеркальное выполнение упражнения
(соскок в “чужую” сторону, метание или
прыжок “чужой” ногой или толчок “чужой”
рукой);
- применение необычных исходных положений
(прыжки или бег спиной вперед). Приемы
необычных двигательных заданий развивают
способность быстро обучаться новым движениям,
т.е. “тренируют тренированность ЦНС”;
- изменение скорости или темпа движений;
- изменение пространственных
- введение дополнительных движений (опорный
прыжок с последующим кувырком или поворотом
в воздухе);
- изменение последовательности
выполняемых движений (элементов
в комбинации);
- комплексирование видов деятельности
(ходьба и прыжки, бег и ловля);
- выполнение движений без зрительного
анализатора.
Данные методические приемы повышают
координационную сложность упражнений.
Координация движений зависит от точности
движений, устойчивости вестибулярного
аппарата, умения расслаблять мышцы.
Точность и соразмерность движений - это
способность выполнять их в максимальном
соответствии с требуемой формой и содержанием.
Они предполагают наличие не только точно
согласованной мышечной деятельности,
но и тонких кинестезических, зрительных
ощущений и хорошей двигательной памяти.
Соответствие пространственных параметров
действия заданному эталону достигается
взаимосвязью пространственной, временной
и динамической точности движений в различных
двигательных действиях.
Воспитание точности обеспечивается
систематическим развивающим
Рекомендуемые методические приемы и
подходы:
- ОРУ на точность движений по командам;
- разметка дистанции,
- метание по цели (на указанное расстояние, в корзину, по мишени);
- прыжки и соскоки на точность приземления (0,5 х 0,5 м);
- бег с различной величиной и частотой шага;
- сочетание контрастных заданий
(метание на разные расстояния
или предметов разного веса на
одно расстояние, удары по воротам с 10
и 20 м);
- улучшение пространственных дифференцировок
путем перехода к близким заданиям;
- ограничение или временное
исключение зрительного
Использование сенсорного метода
срочной информации о параметрах движений
позволяет спортсмену и тренеру сразу
внести коррективы в движения, тем самым
способствуют развитию ловкости. Приборная
коррекция дает точные количественные
коррективы: словесная коррекция тренера
вносит обобщенные уточнения в движения
(рано, поздно, меньше, больше и т.д.). Воспитанию
способностей к точной пространственной
ориентировке способствует и самоконтроль
спортсмена. Для этого используются наглядные
ориентиры (рисунки, предметы, разметка
инвентаря); они указывают направление
и граничные точки амплитуды.
Способность сохранять равновесие в статических
и динамических упражнениях является
фактором, содействующим качественному
выполнению упражнения и развитию ловкости.
Для воспитания способности к поддержанию
равновесия используют методические приемы,
затрудняющие сохранение равновесия:
-уменьшение опоры;
- использование высокой и
- увеличение времени сохранения позы;
- самостоятельная
- использование противодействия;
- временное исключение
Другое направление –
аппарата:
- круговые движения головой;
- вращение на стуле или в упоре присев;
- ускорения прямолинейные и угловые
(серии кувырков, ТСО - качели и др.);
- парные и групповые упражнения в равновесии;
- прыжки с поворотом на
Они особенно эффективны для детей
и лиц с ослабленной функцией
равновесия.
Умение управлять мышечным тонусом
также влияет на проявление ловкости,
т.к. любое движение есть результат напряжения
и расслабления мышц. На этапе начального
обучения наблюдается координационная
мышечная напряженность, т.е. замедленный
переход мышц от напряжения к расслаблению.
Внешне движения скованы, неловки. Для
устранения ее применяют:
- многократное выполнение упражнений
в медленном темпе;
- снижение эмоционального возбуждения
(устранение соревновательной обстановки
и др.);
Информация о работе Физические особенности человека и их развитие