Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:42, реферат
Данную работу мне бы хотелось начать словами греческого философа Платона: « главная задача педагогики – предать потомкам принципы добродетели и тем самым укрепить разумную часть души»(1).Действительно если обратиться к истории и или к истории педагогики, то можно заметить следующую тенденцию: ещё с древних времён роль физического воспитания была значительной в первобытно - общинном строе это процесс инициации. Однако изучение жизни племён сохранивших до наших дней первобытнообщинный строй позволяют нам сделать выводы о том, что в первобытно – общинном воспитании опредёлённое место занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов общины.(2).
Введение
Данную работу мне бы хотелось начать словами греческого философа Платона: « главная задача педагогики – предать потомкам принципы добродетели и тем самым укрепить разумную часть души»(1).Действительно если обратиться к истории и или к истории педагогики, то можно заметить следующую тенденцию: ещё с древних времён роль физического воспитания была значительной в первобытно - общинном строе это процесс инициации. Однако изучение жизни племён сохранивших до наших дней первобытнообщинный строй позволяют нам сделать выводы о том, что в первобытно – общинном воспитании опредёлённое место занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов общины.(2).
По мере развития общества роль физического воспитания продолжала расти. Ярким примером тому является воспитание детей, особенно мальчиков, в древней Спарте, где главным считалось физическое воспитание, а умственное развитие личное дело каждого спартанца. Не следует забывать и римский опыт физического воспитания будущих воинов. Без разработанной системы физического воспитания, на мой взгляд, Древний Рим не превратился бы в всемогущую империю.
В средние века как нам известно, тоже были написаны труды о физическом воспитании, но они были мало доступны так как писались на латинском языке.(3).
В ХV веке французский гуманист Франсуа Рабле написал книгу «Гарантюа и Пангарюэль»,в которой обращает внимание на необходимость физических упражнений в чередовании с умственным развитием. В конце ХVII века итальянский гуманист Иеронима Меркурайский создал первое руководство по гимнастике. Социолог – гуманист Томас Мор и Томазо Компанелло в своих книгах о выдуманных социалистических государствах высказывали идею всесторнеего физического и умственного воспитания. Среди последователей данных специалистов утопистов наиболее известным был чешский педагог Ян Каменский,(1592-1670), который считал, что без физического развития воспитание не может быть полным.
Физическому воспитанию придавал не малое значение и французский просветитель Руссо(1712 – 1778).
В ХIХ начале ХХ веков появляется гимнастика для детей дошкольного возраста Мюллера, которая до сих пор вызывает множество споров, особенно эту гимнастику, оспаривают врачи.
Не обошли своим вниманием и физическое воспитание дошкольников, и великие русские у ученые и педагоги. Например, М.В. Ломоносов, современник Петра Великого Татищев В Н., просветитель Новиков Н.Н., писатель А.Н Радищев, хирург Н.И. Пирогов.(1810 – 1881). Формирование нового подхода к физическому вовоспитанию мы обязаны педагогу К.Д. Ушинскому, последний настаивал на всестороннем изучении данного вопроса.
Особую роль так же в данном подходе следует отвести педагогам Е.А Покровскому(1838 – 1895),А.Ф. Коптереву(1849 – 1887). А так же врач – анатом П.Ф Лезофт(1837 – 1190) и его ученику В.В Гориневскому. (1857 – 1937).
В советский период пропаганде физического воспитания отводилась важная роль. Достаточно указать некоторых авторов монографий по данному вопросу. Академия педагогических наук СССР А.В Захарянц, Ю.Ф. Зманович.
Таким образом, учитывая всё выше изложенное следует сделать вывод о том, что физическое воспитание как наука о общих закономерностях физического воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста прошла долгий путь развития. который она начала ещё в первобытнообщинном строе и по мнению Степанковой Э.Я совсем недавно выделилась в отдельный предмет изучения(4). Примером заботы современных педагогов о физическом воспитании подрастающего поколения является создание новых программ. Отражающих современный подход к физическому воспитанию дошкольников.
Принятый в Российской Федерации Закон «Об образовании» предоставил дошкольным учреждениям право выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка.
Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры; обеспечивать условия для развития движений, активности, самостоятельности и творчества ребенка.
Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена разработана программа «Детство»(1). В ней условно выделено четыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В нем определены основы гигиенической и двигательной культуры.
В программе «Радуга» подчеркивается важность внимания педагогов к физической культуре. Программа предлагает примерный перечень физических упражнений, подобранных с учетом возрастных возможностей детей.
Программа «Истоки». Это базисная программа, ее роль — разностороннее развитие ребенка, формирование универсальных, в том числе творческих способностей. Она предусматривает обогащение, амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон.(2).
Целью данной работы является выделить современные методы, средства, приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста, проанализировать их и спланировать предложить собственную систему на основе требуемой программы.
1. Основные понятия
физического воспитания
1.1 Характеристика основных понятий современного физического воспитания дошкольников
Прежде чем приступить к выполнению поставленных целей следует рассмотреть некоторые определения. Например, такие как что такое методика? Что такое физическое воспитание и другие определения, которые понадобятся при выполнении данной работы.
Физическим образованием называются процесс и результат овладения специальными систематизированными знаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни.(1).
Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет.
Современное физическое воспитание детей дошкольников включает в себя не только гимнастику, хотя это и не обходимый атрибут физического воспитания, но и режим дня правильное питание, прогулки, нужное количество сна и развивающих игр.
Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым, способствуя ее совершенствованию.
Современной педагогикой рассматриваются такие понятия как:(1).
Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.
Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.
Физическая подготовленность — соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.
Физическое образование — овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.
Физические упражнения — специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия Духовному развитию ребенка.
Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения Двигательного действия.
Двигательная деятельность — деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.
Двигательная активность — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя.
Спорт — составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.
Современный педагог дошкольного воспитания обязан соблюдать и сочетать данные методы физического воспитания в своей работе.
1.2 Характеристика методов, средств, приёмов физического воспитания
Если кратко высказать цели физического воспитания дошкольников, то на мой взгляд, их можно определить следующим образом: это подготовка к жизни, труду, защите отечества.
Учитывая изложенные в ведении исторические факты об интересе к физическому воспитанию детей с раннего возраста не только педагогов. Но и учёных нельзя не отметить связь данного обособленного раздела педагогики с другими науками, в частности с биологией, психологией, медициной, анатомией. Огромную роль в развитии тории физического воспитания дошкольников сыграли труд выдающегося русского учёного И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга»(1)., в которой он указывал. Что человек рождается на свет с очень незначительным количеством инстинктивных движений в сфере так называемых животных мышц, которые покрывают костный скелет снаружи. Он умеет открывать и закрывать глаза, сосать. глотать, кричать, плакать, чихать…
Все остальные, так называемые произвольные движения, начиная с тонкой моторики глаз. Без которой не возможно видение окружающих предметов, строятся, по мнению Сеченова И.М. под влиянием внешних воздействий на органы чувств.
Если взять за основу наблюдение Сеченова, то следует сделать вывод о том, что внешние воздействие на органы чувств дошкольников в процессе их физического воспитания были наиболее эффективны. Эту задачу, на мой взгляд, выполняют современные методы физического воспитания дошкольников.
Метод это система приёмов направленных на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных задач (2).
Основу методов физического воспитания составляет регулирование нагрузок и их гармоничное, продуманное сочетание с отдыхом.
Информационно-рецептивный метод характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка. В этом совместном процессе он позволяет комплексно использовать различные способы обучения; воспитателю четко, конкретно, образно донести знания, а ребенку — осознанно их запомнить и усвоить.
Полноценное усвоение двигательных действий обеспечивает репродуктивный метод (т.е. воспроизведение способов деятельности). Воспитатель, реализуя этот метод, продумывает систему физических упражнений на воспроизведение известных ребенку движений, которые сформировались в процессе применения им информационно-рецептивного метода. Упражняясь в двигательных действиях, ребенок уточняет и воспроизводит их по данному образцу. Упражнения в движении, для повышения интереса к ним, целесообразно варьировать.
Репродуктивный метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать и варьировать их в разнообразных ситуациях.
Метод проблемного обучения рассматривается как элемент, составная часть целостной системы обучения. Обучение, в котором отсутствует в качестве составной части проблемное обучение, нельзя считать полноценным. Система обучения, построенная только на восприятии ребенком готовых знаний, не может научить его мыслить, развить до необходимого уровня его способности к творческой деятельности.
Реализации творческих замыслов способствует метод творческих заданий. Педагог предлагает ребенку придумать определенные физические упражнения. Он выполняет их один, с группой, в колонне, шеренге, с предметами и без них. При этом, придумывая игровые сюжеты, ребенок приобретает умение реализовать свой замысел.
Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:
наличие твердо предписанной программы движений (техника движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);
точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, а также нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками;(3).
Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода — достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга.
Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребенка, дает возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры.
Соревновательный метод в относительно элементарных формах широко применяется в работе с детьми дошкольного возраста.
Наглядные методы формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности; вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют осмыслению поставленных задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях; практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы жестко регламентированы.