Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:45, курсовая работа
Объект исследования: состояние здоровья.
Предмет исследования: двигательные задания в системе уроков физи¬ческой культуры, представляю¬щие собой технологическую форму построе¬ния упражнений с четким регла¬ментированным сочета¬нием воздействующих факторов для решения целевых педагогических задач.
Цель исследования: разработать и научно обосновать методику по¬строения уроков физической культуры с школьниками 7 лет подготовитель¬ной медицинской группы с использованием стандартных двигательных за¬даний.
Современное программное обеспечение школьного физического воспитания предопределяют совместное обучение на уроках физической культуры учащихся основной и подготовительной групп и выполнение ими единых требований, а инновационные подходы, существующие на данный момент, вообще упускают из вида рассматриваемую нами категорию школьников. Учитывая то, что традиционным является проведение совместных уроков физической культуры для школьников основной и подготовительной медицинских групп, нельзя не отметить возникающего противоречия, которое выражается в том, что организация физического воспитания учащихся с принципиально различным уровнем физической подготовленности и физического развития должна получить дифференцированный характер, с одной стороны, а, с другой, – в условиях типичного построения занятия такую организационную деятельность осуществить достаточно сложно. Становится очевидной актуальность текущих исследований и разработка модернизированной технологии управления физическим развитием учащихся подготовительной группы в рамках уроков физической культурой.
Задача повышения уровня здоровья и физической работоспособности школьников подготовительной группы может быть решена путем построения уроков физической культуры в форме «стандартных двигательных заданий». Технология построения урока физической культуры в школе, по нашему убеждению, должна быть представлена как динамический процесс структурирования первичных элементов – двигательных (учебных, тренировочных) заданий – в более крупные фрагменты и компоненты учебно-воспитательного процесса: части урока, модули, блоки, кластеры, систему уроков, циклы подготовки и т.п. Итак, в качестве первоосновы в построении физкультурно-спортивного занятия следует признать «двигательное (учебное, тренировочное) задание (ДЗ; ТЗ)» – технологическую форму построения упражнения с четким регламентированным сочетанием воздействующих факторов для решения целевой педагогической задачи достижения необходимого функционального отклика» (Г.Н. Германов, 2000-2009). Использование двигательных заданий с известными функциональными откликами на планируемое воздействие, на наш взгляд, значительно повысит эффективность уроков физической культуры в общеобразовательной школе, и интегрирующим целевым показателем, позволяющим ранжировать все двигательные задания на кластеры, должна стать ЧСС.
РОЗДІЛ 2: МЕТОДИ ТА ОРГАНІЗАЦІЯ ДОСЛІДЖЕНЬ
Был проанализирован комплекс уроков физической культуры годичной подготовки, и получены данные функционального влияния выполняемых ДЗ на организм учащихся подготовительной группы 5-6 классов на материале легкой атлетики, спортивных игр – баскетбола, волейбола, русской лапты, а также гимнастики (в отдельных уроках число испытуемых составляло n=5–9 человек). В рамках предварительного эксперимента при анализе уроков физической культуры легкоатлетического, игрового и гимнастического содержания были определены как общие, так и частные показатели ЧСС при воздействии стандартных двигательных заданий (ДЗ) на организм учащихся подготовительной группы. Отметим, что стандартизация является характерной чертой двигательного задания. В нашем исследовании стандартные двигательные задания предполагали минимальную нагрузочную стоимость в воздействиях упражнения с учетом организующих двигательное задание компонентов – количества повторов (чаще всего 8, 16 счетов), длительности, интенсивности упражнения, интервалов отдыха (ординарные). Во всех последующих расчетах пульсовое напряжение двигательного задания (ПН-ДЗ) приводилось к единой стандартной величине – минуте (по длительности). Поскольку длительность заданий во многих случаях различна, и могла составлять менее минуты, или более, а иногда и несколько минут, то для того, чтобы получить реальное сравнение пульсового напряжения двигательных заданий, суммарная нагрузка задания (сумма ударов сердца) соотнесена с его длительностью, тем самым осуществлена стандартизация задания. Пульсовое напряжение задания приведено по ЧСС к относительной величине – 1 минуте. Так, объективно, появляется возможность сравнивать двигательные задания по их функциональному воздействию.
Вместе с тем, не каждое учебное задание, выполняемое в уроке, длится ровно минуту. Поэтому, характеризуя его, мы оперировали и понятием «функциональная нагрузка двигательного задания – Фн-ДЗ», когда, то или иное задание вызывало определенный функциональный сдвиг. К примеру, ПН-ДЗ равное 130 уд/мин составляет 30% прирост ЧСС (0,3 усл/ед) к исходной величине (условно 100 уд/мин). Если же длительность задания равна 30 сек, то Фн-ДЗ при данных компонентах составляет 0,15 усл/ед (0,5мин · 0,3усл/ед = 0,15усл/ед), или если задание длится 2 минуты, то его функциональная нагрузка равна 0,6 усл/ед (2мин · 0,3 усл/ед = 0,6 усл/ед).
Таблица 1
Анализ пульсовой напряженности двигательных заданий
и их привнесенная функциональная нагрузка в урок физической культуры легкоатлетической направленности у учащихся подготовительной группы
Урок легкой атлетики: 20050914-5(5).
Содержание двигательных заданий |
Номер этапа (задания) |
Время этапа (задания) |
ЧСС уд/мин |
Сумма ударов сердца за время ДЗ (СУС-ДЗ) |
Пульсовое напряжение (ПН-ДЗ), уд/мин |
Пульсовой прирост покоя (ППП-ДЗ), ед |
Привнесенная нагрузка ДЗ (Фн-ДЗ) в урок, ед | |||
максимальная |
средняя |
минимальная | ||||||||
Текущее время урока (мин:сек) |
/Итого за этап - задание (мин) | |||||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К | |
Начало урока |
0 |
0:00:00 |
Исходная ЧСС – 101 уд/мин | |||||||
Вводный ритуал: построение, рапорт учителю, постановка задач |
1 |
0:02:00,0 / 2,00 |
110 |
101 |
99 |
218 |
109 |
0,08 |
0,16 | |
Ходьба на носках, на пятках, перекатом |
2 |
0:02:55,0 / 0,92 |
113 |
110 |
106 |
110 |
120 |
0,19 |
0,17 | |
с наклонами вперед, выпадами, в полуприседе |
3 |
0:04:15,0 / 1,33 |
127 |
121 |
113 |
171 |
129 |
0,28 |
0,37 | |
Бег: медленный в равномерном темпе до 6 мин. |
4 |
0:10:00,0 / 5,75 |
168 |
158 |
121 |
921 |
160 |
0,58 |
3,34 | |
Восстановительная ходьба, перестроение |
5 |
0:10:45,0 / 0,75 |
138 |
130 |
111 |
108 |
144 |
0,43 |
0,32 | |
Упражнения на быстроту рук на месте: работа рук как при беге в различном темпе, под счет |
6 |
0:12:20,0 / 1,58 |
122 |
115 |
105 |
191 |
121 |
0,20 |
0,32 | |
Бег с высоким подниманием бедра, стоя на месте в упоре о барьер |
7 |
0:15:05,0 / 2,75 |
129 |
121 |
106 |
342 |
124 |
0,23 |
0,63 |
Продолжение табл. 1
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
Бег с высоким подниманием бедра на месте с переходом в бег 10-15 метров |
8 |
0:16:45,0 / 1,67 |
139 |
125 |
111 |
218 |
131 |
0,30 |
0,50 |
Бег с высоким подниманием бедра, колесо 20-40 м |
9 |
0:18:05,0 / 1,33 |
146 |
139 |
134 |
196 |
147 |
0,46 |
0,61 |
Общеразвивающие упражнения в движении |
10 |
0:20:35,0 / 2,50 |
159 |
150 |
136 |
387 |
155 |
0,53 |
1,33 |
Бег с высокого старта 2х40 м |
11 |
0:22:05,0 / 1,50 |
174 |
160 |
145 |
253 |
169 |
0,67 |
1,01 |
Бег с высокого старта 60 м |
12 |
0:23:35,0 / 1,50 |
179 |
173 |
166 |
273 |
182 |
0,80 |
1,20 |
Бег с удержанием максимальной скорости 5-6 сек |
13 |
0:25:10,0 / 1,58 |
178 |
172 |
160 |
286 |
181 |
0,79 |
1,25 |
Бег 60 м на результат |
14 |
0:26:40,0 / 1,50 |
195 |
179 |
159 |
283 |
189 |
0,87 |
1,31 |
Индивидуальные упражнения на восстановление, перестроение |
15 |
0:29:15,0 / 2,58 |
177 |
163 |
133 |
434 |
168 |
0,66 |
1,70 |
П/длину способом «согнув ноги»: в шаге с 1-3 беговых шагов, маховые движения |
16 |
0:31:50,0 / 2,58 |
146 |
141 |
133 |
376 |
146 |
0,45 |
1,16 |
Отталкивание и прыжок в шаге с 3-5 беговых шагов, приземление выпад в шаге |
17 |
0:33:35,0 / 1,75 |
155 |
141 |
133 |
258 |
147 |
0,46 |
0,81 |
Многоскоки и скачки свыше 10 отталкиваний |
18 |
0:35:25,0 / 1,83 |
149 |
144 |
140 |
282 |
154 |
0,53 |
0,97 |
Напрыгивание на препятствия, спрыгивание с возвышения (80 см) |
19 |
0:37:30,0 / 2,08 |
149 |
135 |
131 |
292 |
140 |
0,39 |
0,81 |
Подвижная игра «Физкульт-Ура» |
20 |
0:40:00,0 / 2,50 |
165 |
150 |
125 |
375 |
150 |
0,49 |
1,23 |
Подведение итогов урока. Домашнее задание |
21 |
0:41:00,0 / 1,00 |
124 |
118 |
109 |
118 |
118 |
0,17 |
0,17 |
Всего по уроку |
ЧСС максимальная – 195 уд/мин, средняя – 144 уд/мин. Прибавочная функциональная нагрузка урока – 19,37 усл/ед. | ||||||||
Интенсивность работы в зонах ЧСС |
IV – 4,8% III – 30,6% II – 39,4% I – 25,2% |
Вместе с тем, если задание повторялось дважды, или трижды, то его привнесенная функциональная нагрузка равнялась в стандартном случае: 3 раза · 0,3 усл/ед= 0,9 усл/ед, в первом случае 3 раза · 0,15 усл/ед = 0,45 усл/ед, во втором случае 3 раза · 0,6 усл/ед = 1,8 усл/ед. При этом общая привнесенная нагрузка в урок физической культуры связывалась с суммацией эффектов ДЗ.
Здесь, как
пример, приводится последовательность
расчетов пульсовой напряженности (ПН-
В исследовании была определена пульсовая напряженность стандартных двигательных заданий легкоатлетического, гимнастического и игрового характера в программном материале уроков физической культуры для учащихся подготовительной группы школьников среднего возраста. Осуществлена классификация ДЗ по уровню функционального воздействия, где выделено 10 уровней (блоков, модулей), каждый из которых отличается от предыдущего пропорциональным 10% приростом. Группировка ДЗ осуществлялась по показателям ППП-ДЗ в рамках десятичного измерения, то есть 1-ому кластеру соответствуют значения ППП-ДЗ от 0 до 0,1 усл/ед; 2-ому кластеру – от 0,11 усл/ед до 0,2 усл/ед, и так далее до 10 кластера, которому соответствовали значения ППП-ДЗ от 0,91 до 1 усл/ед. Каталог ДЗ имел разное количество представленных кластеров: ДЗ легкоатлетического материала и русской лапты получили 10 уровневую классификацию, ДЗ спортивных игр представлены 8 и 9 кластерами, ДЗ гимнастического содержания распределены на 7 кластеров.
РОЗДІЛ 2: Результаты исследований и их обсуждение
Разработанная экспериментальная программа была ориентирована на развитие функциональной составляющей подготовленности школьников подготовительной медицинской группы. В целом программа предопределяла набор и сочетание используемых ДЗ в уроке с учетом величины их пульсового напряжения и достижения запланированного тренировочного эффекта в уроке – привнесенной функциональной нагрузки ФН-ДЗ. Содержание каждого урока составляла комбинация ДЗ из различных кластеров-модулей, которые отличались либо по структурному признаку – легкоатлетические, игровые, гимнастические, либо по функциональному признаку – 1,2,3 уровень и т.п. При этом ее построение осуществлялось с учетом тематического планирования учебного материала, решаемых в его соответствии образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, и соответствующего уровня двигательной подготовленности учащихся подготовительной экспериментальной группы. При сочетании ДЗ в уроке предполагалось постепенное включение ДЗ с более высоким пульсовым напряжением, с одной стороны, а с другой, – повышение функциональной нагрузки на уроке за счет изменения его количественных характеристик, то есть длительности и повторений. В связи с этим параметры нагрузок в заданиях увеличивались постепенно, по мере адаптации учеников к ним. Тем самым обеспечивалась преемственность тренирующих воздействий из урока в урок, от месяца к месяцу, от четверти к четверти.
Рассмотрим технологию построения ДЗ в отдельно взятом уроке. На каждом текущем уроке планировалось достижение определенного целевого функционального эффекта (табл. 2, 3). Для ученика подготовительной экспериментальной группы, исходя из его уровня подготовленности, могли подбираться ДЗ различного структурного содержания (часто по видам упражнений – легкоатлетические циклические и ациклические, другие локомоторные, игровые и гимнастические задания), как из одного горизонтального уровня (имеющих равное ПН-ДЗ), так и из разных функциональных классов (кластеров) с более высоким пульсовым напряжением в ДЗ. При повышении уровня подготовленности или с течением времени в рамках учебного процесса горизонтальный уровень пропорционально изменялся (с 1 на 2, со 2 на 3, с 3 на 4 и т.д.). Принцип последовательного включения ДЗ в урок с большей пульсовой напряженностью соответствовал требованиям школьной программы по физическому воспитанию в отношении учащихся подготовительной группы, которая определяет постепенное освоение двигательных умений и навыков, особенно трудных по исполнению.
В некоторых случаях специфика материала предполагала параллельное включение ДЗ и с большей пульсовой напряженностью, т.е. перескок через кластер, но их состав был ограничен и соотносился с исходным состоянием подростков, их интересами и общей функциональной нагрузкой урока. Используя в одном уроке различное количество ДЗ, мы не превышали нагрузочную стоимость в 16-20 усл/ед. Количество планируемых в уроке ДЗ может быть установлено по формуле:
N ДЗ = |
Общая функциональная нагрузка урока, усл/ед | ||
ППП-ДЗ усл/ед · |
кратность повторений ДЗ · |
кратная длительность ДЗ |
Таблица 2
Программа подготовки учащихся экспериментальной группы
в триадах I полугодия
1 урок |
2 урок |
3 урок | |
Недели |
Показатели функциональной нагрузки в занятии | ||
Легкая атлетика | |||
1 |
8 усл/ед |
9 усл/ед |
9 усл/ед |
2 |
10 усл/ед |
11 усл/ед |
11 усл/ед |
3 |
12 усл/ед |
13 усл/ед |
13 усл/ед |
4 |
14 усл/ед |
15 усл/ед |
15 усл/ед |
5 |
16 усл/ед |
16 усл/ед |
16 усл/ед |
Информация о работе Физическое воспитание детей основной и подготовительной медицинских групп