Физическое воспитание детей основной и подготовительной медицинских групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: состояние здоровья.
Предмет исследования: двигательные задания в системе уроков физи¬ческой культуры, представляю¬щие собой технологическую форму построе¬ния упражнений с четким регла¬ментированным сочета¬нием воздействующих факторов для решения целевых педагогических задач.
Цель исследования: разработать и научно обосновать методику по¬строения уроков физической культуры с школьниками 7 лет подготовитель¬ной медицинской группы с использованием стандартных двигательных за¬даний.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВА РОБОТА.doc

— 965.50 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение табл. 2

Спортивные игры (баскетбол)

6

14 усл/ед

14 усл/ед

14 усл/ед

7

15 усл/ед

15 усл/ед

15 усл/ед

8

15 усл/ед

16 усл/ед

16 усл/ед

9

16 усл/ед

16 усл/ед

16 усл/ед

Гимнастика

10

12 усл/ед

12 усл/ед

13 усл/ед

11

13 усл/ед

14 усл/ед

14 усл/ед

12

15 усл/ед

15 усл/ед

16 усл/ед

13

16 усл/ед

16 усл/ед

16 усл/ед

14

16 усл/ед

16 усл/ед

16 усл/ед

15

16 усл/ед

16 усл/ед

16 усл/ед

Русская лапта

16

16 усл/ед

16 усл/ед

16 усл/ед


Таблица 3

Программа подготовки учащихся экспериментальной  группы

в триадах II полугодия

 

1 урок

2 урок

3 урок

Недели

Показатели функциональной нагрузки в занятии

Спортивные игры (волейбол)

7

10 усл/ед

12 усл/ед

13 усл/ед

8

14 усл/ед

15 усл/ед

16 усл/ед

Русская лапта

9

13 усл/ед

14 усл/ед

15 усл/ед

10

14 усл/ед

15 усл/ед

16 усл/ед

11

15 усл/ед

16 усл/ед

16 усл/ед

Легкая атлетика

12

15 усл/ед

15 усл/ед

16 усл/ед

13

15 усл/ед

16 усл/ед

16 усл/ед

14

16 усл/ед

16 усл/ед

17 усл/ед

15

17 усл/ед

17 усл/ед

18 усл/ед

16

18 усл/ед

18 усл/ед

19 усл/ед

17

19 усл/ед

20 усл/ед

20 усл/ед


 

Примерные схемы  последовательного увеличения нагрузки на уроке у учащихся подготовительной экспериментальной группы (табл. 4).

 

Таблица 4

Комплексирование ДЗ при достижении целевых

показателей функциональной нагрузки в отдельном занятии

у учащихся экспериментальной группы

 

Кластер

на основе ППП-ДЗ

ППП-ДЗ

при стандартных  компонентах,

усл/ед

Фн-ДЗ

при кратной 

длительности,

усл/ед

Фн-ДЗ

при кратной

повторности,

усл/ед

1

0,1

0,1 t

0,1 n

2

0,2

0,2 t

0,2  n


Продолжение табл. 4

3

0,3

0,3 t

0,3  n

4

0,4

0,4 t

0,4  n

5

0,5

0,5 t

0,5  n

6

0,6

0,6 t

0,6  n

………………….

Фн-ДЗ

привнесенная 

нагрузка  в урок, усл/ед

равна сумме

стандартных

показателей

ППП-ДЗ

t кратно равна                сумме

показателей

ППП-ДЗ

n кратно равна              сумме

показателей

ППП-ДЗ


 

В основном эксперименте участвовали школьники основной и подготовительной групп. В первую контрольную (1 КГ) вошли ученики основной группы (10 человек), во вторую контрольную (2 КГ) – учащиеся подготовительной группы (8 человек), в третью экспериментальную (ЭГ) – учащиеся подготовительной группы (8 человек). Учащиеся контрольных групп занимались физической культурой по стандартной программе учебных занятий. Школьники экспериментальной группы на уроках физической культуры занимались по разработанной нами программе физической подготовки с использованием стандартных двигательных заданий на основе блочно-модульной технологии построения уроков физической культуры.

Оценка исходного  состояния учащихся основной и подготовительной медицинских групп была проведена в начале учебного года (табл. 5). За период исследования выявлен прирост показателей двигательной подготовленности во всех экспериментальных группах (табл. 6). Программа подготовки учащихся экспериментальной группы (ЭГ), способствовала достоверному росту всех физических качеств, вытягивая показатели в педагогических тестах с низкого до среднего уровня проявления. При этом индивидуальный прирост результатов в контрольных упражнениях составил 7-20%. По окончании эксперимента выявлены достоверные различия в результатах оценки физической подготовленности между учащимися подготовительных групп (ЭГ и 2КГ) по всем тестам (Р<0,05), которые оказались значительно выше в экспериментальной группе.

Исчезли исходные различия в педагогических тестах со школьниками основной (1КГ) медицинской группы, в большинстве тестов результаты сравнялись и достигли средних учебных норм Комплексной программы физического воспитания (Р>0,05). Показатель заболеваемости за период исследования в соотнесении результатами предшествующего года изменился недостоверно в 1КГ и 2КГ. В ЭГ достоверность различий по этому показателю наблюдается во втором полугодии учебного года (3,5%, Р<0,05). В целом по результатам медицинского обследования из числа учащихся подготовительной группы, входящих в состав 2КГ, по окончании учебного года один школьник был переведен в основную медицинскую группу. В то же время данные врачебного контроля позволили перейти в основную медицинскую группу четырем школьникам, которые были включены в ЭГ.

Таблица 5

Характеристика  физической подготовленности испытуемых до начала основного педагогического эксперимента

 

Контрольные тесты

Учащиеся

Межгрупповая достоверность различий

1КГ (n=10)

2КГ (n=8)

ЭГ (n=8)

1КГ – 2КГ

1КГ – ЭГ

2КГ – ЭГ

X1 ± σ

X2 ± σ

X3 ± σ

T

P

t

P

t

P

Бег 30м (сек)

5,6 ±0,5

6,2 ±0,5

6,1 ±0,4

2,53

<0,05

2,36

<0,05

0,44

>0,05

Прыжок в длину с  места (см)

172 ±11

158 ±12

157 ±15

2,55

<0,05

2,37

<0,05

0,15

>0,05

Челночный бег 3х10м (сек)

9,6 ±0,8

10,5 ±0,6

10,4±0,7

2,73

<0,05

2,28

<0,05

0,31

>0,05

Подтягивание  из виса (раз)

7 ±4

4 ±2

3 ±2

2,07

>0,05

2,76

<0,05

1,00

>0,05

6-мин бег (м)

1125 ±199

926 ±186

893 ±207

2,19

<0,05

2,40

<0,05

0,12

>0,05

Наклон вперед (см)

8 ±3

6 ±2

5 ±2

1,69

>0,05

2,54

<0,05

1,00

>0,05


 

 

 

Таблица 6

Характеристика  физической подготовленности испытуемых по окончании основного педагогического эксперимента

 

Контрольные тесты

Учащиеся

Межгрупповая достоверность  различий

1КГ (n=10)

2КГ (n=8)

ЭГ (n=8)

1КГ – 2КГ

1КГ – ЭГ

2КГ – ЭГ

X1 ± σ

X2 ± σ

X3 ± σ

t

P

t

P

t

P

Бег 30м (сек)

5,4 ±0,3

6,1 ±0,4

5,7 ±0,3

4,12

<0,001

2,10

>0,05

2,26

<0,05

Прыжок в длину с  места (см)

188 ±16

160 ±14

175 ±12

3,96

<0,01

1,97

>0,05

2,30

<0,05

Челночный бег 3х10м (сек)

9,2 ±0,6

10,4 ±0,7

9,7±0,5

3,85

<0,01

1,93

>0,05

2,30

<0,05

Подтягивание  из виса (раз)

7 ±3

3 ±2

5 ±1

3,38

<0,01

1,98

>0,05

2,53

<0,05

6-мин бег (м)

1215 ±198

965 ±201

1123 ±183

2,64

<0,05

1,02

>0,05

4,64

<0,001

Наклон вперед (см)

11 ±3

7 ±2

11 ±4

3,38

<0,01

0

>0,05

2,53

<0,5


 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

  1. Особенность организации уроков физической культуры в подготовительных медицинских группах в общеобразовательных школах нашей страны заключается в том, что учащиеся, имеющие недостаточный уровень физической подготовленности, занимаются по одной и той же программе совместно с учениками основной группы, физические возможности которых значительно выше. Только 11 % опрошенных педагогов общеобразовательных школ           г. Воронежа на уроках физической культуры осуществляют учет индивидуальных особенностей занимающихся, при этом всего лишь 7 %  педагогов используют карточки-задания, в которых содержатся помимо стандартизированных параметров физической нагрузки и рекомендуемые значения показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС), которых необходимо достичь, выполняя двигательное задание (ДЗ).
  2. Мониторинг ЧСС на уроках физической культуры показал, что выполнение стандартных заданий учебной программы, рекомендованных для основной группы школьников, вызывает максимальные функциональные напряжения сердечно-сосудистой системы (ССС) учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе. Значения средней ЧСС у учеников подготовительной группы на уроках легкой атлетики составили 158±4 уд/мин, на уроках баскетбола – 144±8 уд/мин, на уроках гимнастики – 140±10 уд/мин, в то время как у школьников основной группы, соответственно, – 143±3 уд/мин (Р<0,001), 134±8 уд/мин (Р<0,01), 125±7 уд/мин (Р<0,01).
  3. Уроки легкой атлетики оказывают наибольшее тренирующее воздействие на школьников подготовительной группы по сравнению с уроками гимнастики и спортивных игр. «Пульсовой прирост» после выполнения стандартных легкоатлетических ДЗ составляет 1600-2400% (или 16-24 усл/ед) от исходной ЧСС, на уроках спортивных игр – 12-20 усл/ед, на уроках гимнастики – 8-16 усл/ед. Вместе с тем, и занятия русской лаптой на уроках физической культуры близки по воздействию к легкоатлетическим упражнениям, так как «пульсовой прирост» составляет 14-22 усл/ед.
  4. Сравнительный анализ динамики ЧСС, пульсовой напряженности и «пульсового прироста» у мальчиков и девочек 5-6-х классов, отнесенных к подготовительной медицинской группе, при выполнении ДЗ на уроках с различным содержанием, не выявил между ними достоверных различий (P>0,05). Следовательно, у мальчиков и девочек подготовительной группы на уроках физической культуры с различным содержанием учебного материала ССС испытывает одинаковую функциональную напряженность, и это даёт основание утверждать, что в данном возрасте нет необходимости дифференцировать двигательные задания по половому признаку.
  5. Результаты корреляционного анализа показывают, что нагрузки в IV (ЧСС свыше 176 уд/мин) и III (ЧСС 156-175 уд/мин) зонах пульсовой интенсивности являются определяющими для тренирующей направленности уроков физической культуры, при этом корреляционная связь имеет сильную статистическую зависимость между объемами физической работы в указанных зонах интенсивности и общей функциональной нагрузкой урока (соответственно,–  r=0,818; r=0,798).
  6. Определена пульсовая напряженность стандартных двигательных заданий легкоатлетического, гимнастического и игрового характера в программном материале уроков физической культуры для учащихся подготовительной группы школьников среднего возраста. Осуществлена классификация ДЗ по уровню функционального воздействия, где выделено 10 уровней (блоков, модулей), каждый из которых отличается от предыдущего пропорциональным 10% приростом. Кластеризация двигательных заданий проводилась с учетом показателей «пульсового прироста» (ППП-ДЗ), определяемого отношением пульсового напряжения ДЗ (ПН-ДЗ) к значению исходной ЧСС. Каталог ДЗ имел разное количество представленных кластеров: ДЗ легкоатлетического материала и русской лапты получили 10 уровневую классификацию, ДЗ спортивных игр представлены 8 и 9 кластерами, ДЗ гимнастического содержания распределены на 7 кластеров.
  7. Апробирована экспериментальная программа физической подготовки учащихся 5-6-классов подготовительной медицинской группы, включающая набор и сочетание ДЗ с учетом величины их пульсового напряжения (ПН-ДЗ) и привнесенной функциональной нагрузки в урок (ФН-ДЗ). Сообразно этим критериям проектировалась кратность и длительность заданий в уроке, а при их комплексировании учитывался критерий постепенного включения ДЗ с более высоким тренирующим потенциалом. Учитывая текущую физическую подготовленность ученика и цели адекватной функциональной подготовки, проектировались уроки физической культуры, в которых первоначально подбирались индивидуализированные задания из одного горизонтального уровня, а с повышением уровня подготовленности – из других горизонтальных уровней (происходил переход от 1 ко 2-му, от 2 к 3-му, от 3 к 4-му кластеру и т.д.), а в целом осуществлялось управление развитием физических качеств учащихся. Общая привнесенная нагрузка в урок физической культуры связывалась с суммацией эффектов ДЗ, но в целом, используя в одном уроке различное количество тренировочных заданий, мы не превышали нагрузочную стоимость у учащихся подготовительной группы в 16-20 усл/ед.

Информация о работе Физическое воспитание детей основной и подготовительной медицинских групп