Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 02:44, контрольная работа
1. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности.
2. Сущность физического воспитания и его содержание.
3. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»
Факультет физического воспитания
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по педагогике
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Выполнил:
студент 2 курса, группы 22,
заочной формы обучения
Гулиев Шахин Агасаф оглы
Брест 2010
ПЛАН
1. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности.
2. Сущность физического
3. Принцип всестороннего и
1.
Физическое воспитание как
По значению эта тема должна занимать первое место в педагогике, так как физическое воспитание является основой для развития личности вообще. Но в чем же заключается его значение во всестороннем формировании учащихся?
Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Вот почему многие ученые (Л.Н. Толстой, И.П: Павлов и др.) стремились сочетать умственные занятия с физическими упражнениями, а некоторые активно занимались и занимаются спортом.
Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться.
Наконец, правильное физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют формированию товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли.
В чем же состоит сущность физического воспитания? Для осмысления этого понятия попытаемся сравнить его с другим, близким по значению термином — физическое развитие. Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. В этом смысле оно выступает лишь как один из результатов физического воспитания. Само же физическое воспитание охватывает более широкую область педагогического влияния на учащихся. Наряду с осуществлением физического развития оно призвано возбуждать у них потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни.
Уяснение сущности физического воспитания позволяет более конкретно представить его внутреннюю структуру и содержание.
С этой точки зрения важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом и укреплении своих физических сил и здоровья. Потребность в данном случае мыслится не только как внутренний побудительный стимул, но и как определенная привычка личности заниматься различными физическими упражнениями с целью совершенствования своих физических сил и общей работоспособности, а также укрепления воли.
Существенным компонентом содержания физического воспитания является обогащение учащихся системой знаний о сущности и общественном, значении физкультуры и спорта и их влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания расширяют умственный и нравственный кругозор учащихся, повышают их общую культуру. Вместе с тем большое значение имеют знания о психофизиологических механизмах воздействия физкультуры и спорта на формирование личности, укрепление ее здоровья и развитие физических задатков и способностей.
Видное место в физическом воспитании занимает формирование у школьников санитарно-гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью. Сюда включается поддержание надлежащей гигиены тела и одежды, соблюдение требований режима дня, а также санитарно-гигиенических правил в школе.
Весьма важной содержательной частью физического воспитания является развитие у учащихся двигательных умений и навыков, отработка и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.
Наконец, физическое воспитание включает в себя развитие у учащихся физических способностей и стремления к занятиям различными видами физкультуры и спорта.
Все эти содержательные компоненты физического воспитания находят свою конкретизацию в санитарно-гигиеническом режиме школы, в программах учебных занятий по физической культуре, а также в организации спортивно-массовой работы с учащимися во внеурочное время. Содержание и вся работа по физическому воспитанию в школе должна направляться в конечном итоге на гармоничное развитие форм и функций организма человека, всестороннее совершенствование физических способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия людей, воспитание моральных, волевых и эстетических качеств личности, содействие развитию интеллекта [5].
2. Сущность физического воспитания и его содержание.
Физическая культура, как часть общей культуры, может оказывать существенное влияние на формирование личности. Речь идет не только о физическом развитии, укреплении здоровья в аспектах профилактической медицины, достижении высокого уровня силы, быстроты, выносливости, координации движений, хорошего функционального состояния, физической готовности к труду и защите своего Отечества, но также о постижении смысла физического воспитания, эстетики физических упражнений, спортивной этики, знания основ спортивной гигиены, убежденности в важности поддержания хорошего физического состояния для каждого человека, выработке устойчивых привычек к регулярным физическим упражнениям, соблюдении соответствующих гигиенических норм.
Выполняя свои специфические функции, физическое воспитание объективно связано с умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и гигиеническим воспитанием. Переход школы на новое содержание образования, возрастание объемов и интенсивности учебно-познавательной деятельности обуславливают все более высокие требования, предъявляемые к организму детей. Занятия физической культурой повышают функциональные возможности организма, умственную и физическую работоспособность, продуктивность учебного труда. Умелое использование средств физического воспитания благоприятствует развитию таких специфических интеллектуальных качеств, как практическое мышление, наблюдательность, находчивость, рассудительность, и др. Это связано с тем, что правильно организованная двигательная деятельность требует от учащихся сосредоточенного внимания, выбора цели и способов действий, коррекции и оценки их результатов.
Физические упражнения, выполняемые в условиях коллективного взаимодействия учащихся, вооружают их опытом нравственных отношений, которые составляют основу формирования соответствующих морально-волевых качеств. В процессе физического воспитания создаются разнообразные ситуации, в том числе конфликтные, в которых выявляются и изменяются отношения школьника к обществу, к людям, к самому себе. Регламентируемая установленными и добровольно принятыми нормами и правилами, двигательная деятельность на фоне сильного эмоционального возбуждения приучает подчинять личные интересы интересам коллектива, владеть собой, проявлять дисциплинированность, честность, смелость, решительность, бережное отношение к общественной собственности. Физическая культура и спорт занимают большое место в режиме учения, труда и отдыха учащихся [4].
Расширяя диапазон творческих возможностей человека, физическая культура создает предпосылки для подготовки школьников к высокопроизводительному труду. В основе трудовой и двигательной деятельности лежат движения разного рода. Именно это сближает по своим основным задачам и механизмам физическое и трудовое воспитание. Совершенствование двигательного аппарата обеспечивает быстроту и точность освоения трудовых действий, владение темпом, ритмом, амплитудой движения, величиной и моментом приложения усилия. Двигательный опыт, приобретаемый в процессе физических упражнений, повышает общую выносливость, физическую и психологическую готовность к труду. Одной из традиций в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского было запрещение держаться за перила при движении по лестнице. «И я видел,— вспоминал А. С. Макаренко,— как люди уже пожилые и менее пожилые пробовали сходить по лестнице, не держась за перила, и как они от этого молодели, становились грациознее». Действительно, физические упражнения сообщают движениям гармонию и красоту строгость, четкость и целесообразность, воспитывают хорошую осанку, подтянутость и свободное владение телом. Благодаря этому двигательная деятельность становится объектом эстетических переживаний и оценок. Передавая в движениях дух музыки, определенное эмоциональное состояние, различные настроения и чувства, овладевая умением с переменой темпа и ритма менять характер двигательных действий, учащиеся развивают музыкально-образную память, мышечную свободу и пластическую выразительность. По утверждению К. С. Станиславского, самым минимальным требованием эстетики является чистота тела. Разумный, педагогически оправданный двигательный режим воспитывает у учащихся опрятность и аккуратность, навыки культуры поведения. Таким образом, физическое воспитание находится в тесных и закономерных взаимосвязях со всеми сторонами воспитания. Оно вносит достойный и неоценимый вклад в формирование всесторонне развитой личности [1].
Основы физического воспитания и развития личности закладываются в общеобразовательной школе. Общие задачи физического воспитания конкретизируются и уточняются в соответствии с возрастом и предусматривают:
1. Содействие правильному
2. Развитие двигательных качеств.
Способность человека к
3. Формирование двигательных
4. Воспитание устойчивого
3. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности
Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми со всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Но такими они могут стать исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит физическому воспитанию.
Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность, потребность в гармоническом развитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, так и в своих биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность.
Все это обуславливает многосторонний характер воздействий на человека в процессе физического воспитания и предопределяет органическую связь между различными видами воспитания, которые должны учитываться и целеустремленно использоваться во всех случаях физического воспитания.
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в двух основных положениях:
1). Обеспечение
единства всех сторон