Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 02:44, контрольная работа
1. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности.
2. Сущность физического воспитания и его содержание.
3. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
2). Обеспечение
широкой общей физической
Духовный мир человека складывается под влиянием внешней и, в первую очередь, социальной среды, а также благодаря активным действиям человека, направленным на изменение окружающей среды и самого себя
В процессе физического воспитания – в силу физического и духовного развития человека – существуют огромные возможности для реализации задач умственного нравственного и эстетического воспитания. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности включает следующие основные требования:
Требования общей физической подготовленности опираются на одну из главных закономерностей развития человека – неразрывную взаимосвязь систем и органов. Всесторонняя физическая подготовка составляет непреложную основу любого вида деятельности, служит неиссякаемым источником моральных и физических сил человека.
Роль физического воспитания в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью, безусловно гуманистическими функциями, возможностями развития целого ряда основ духовности человека. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи, при выполнении дружных коллективных действий, взаимной ответственности за достижение общих целей.
Все это в существенной мере возрастает на фоне общественных потрясений, глубинных социально-экономических преобразований в нашем обществе, изменений его структуры. В ситуации идеологического вакуума его частично заполнить могут средства физического воспитания, определяющие здоровый образ жизни, достижение физического совершенства, развитие многих человеческих достоинств, органически связанных с понятиями общей культуры, общечеловеческих ценностей, духовности. Регулярность занятий физической культурой определяется добровольным желанием человека, личным отношением к данным занятиям, которые, укрепляясь в сознании и привычках, также становятся личностными чертами.
Физическое воспитание имеет отношение и к духовной, и к материальной его сторонам. Совершенствуя физические качества и двигательные навыки, оно тем самым способствует производству материальных благ и преобразований физической, материальной природы человека. Но на основе этого изменяются и многие ценностные ориентации. Так, достаточно выраженные показатели развития силы, ловкости, выносливости, ряда функциональных реакций имеют высоко значимые корреляционные связи с результатами тестирования таких высоких личностных проявлений, как чувство достоинства, смелость, благородство, снисходительность или, напротив, лживость, хитрость, склонность к приспособленчеству, подхалимству. Ясно, что эти связи только опосредованные, вероятностные, но они, безусловно, в целом ряде случаев имеют место и свидетельствуют о том, что в ходе выполнения физических упражнений определяется достаточно выраженная тенденция в развитии тех или иных личностных качеств. В аспектах физической воспитания так или иначе осуществляется воспроизводство и совершенствование различных сторон человека и на основе обеспечения оптимального развития физического состояния, укрепления здоровья, закаливания происходит позитивное совершенствование его природной сущности [4].
Как социальное явление физическое воспитание отражает определенный уровень развития сознания (четкость мыслительных операций, память, знания, убеждения, чувства, ценностные ориентации и др.), физических качеств, функциональных возможностей, эффективность работоспособности в различных видах деятельности. Духовная сторона физического воспитания (в том числе знание человеком своих физических возможностей, наличие идеалов физического совершенства, способов их достижения и многое другое) находится в тесном единстве с материальной его стороной (фактический уровень достижения искомого физического состояния, материальные средства физической культуры, использование природных факторов, режим нагрузок и др.). В содержание физического воспитания входят различные виды человеческой деятельности (двигательная, игровая, социально-политическая, трудовая, научная, художественная, коммуникативная, информационная и др.), и все они в той или иной мере оказывают свое влияние на развитие личностных качеств человека.
Что же касается физического воспитания личности, оно является воплощением в самом человеке результатов использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физическому воспитанию в его широком смысле, т.е. в усвоении человеком потребных знаний, навыков, умений и соответствующих психических свойств, достигнутых на основе использования средств физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации.
Таким образом, речь идет о формировании личностных качеств в самом широком их диапазоне. При этом происходит расширение и укрепление ряда высоко значимых потребностей, мотивов, характеризующих социальное лицо человека как носителя сознания с проявлением нравственных, правовых и эстетических чувств.
Духовным компонентом физического воспитания личности является совокупность знаний в области всестороннего физического развития, представлений о взаимодействии социального и биологического в реализации ценностей физической культуры, наличия соответствующих убеждений в виде идеалов физического совершенствования или спортивного мастерства, а также представлений о способах их достижения без каких-либо нарушений спортивной этики. Духовные компоненты физического воспитания личности выступают в данном случае как способ реализации социальной программы разностороннего развития личности, включая ее психологические, физические и социальные компоненты.
Важным элементом развития личностных качеств в процессе занятий физической культурой является усвоение определенной суммы знаний в данной области, а также формирование соответствующих убеждений, привычек поведения, развития физических и психических профессионально значимых качеств.
Рассматривая
разностороннее влияние физического воспитания
на человека, на процесс развития у него
личностных качеств, целесообразно ориентироваться
на определенные критерии их сформированности.
Это удобно в свете осмысления феномена
физического воспитания личности с учетом
ее и биологической и социальной сторон
[6].
Список используемых
литературных источников