Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 21:24, курсовая работа
В связи с этим, целью данной курсовой работы является изучение физического воспитания студенческой молодежи.
Предметом исследования является физическое воспитание. Объектом исследования - студенты.
Основные задачи работы:
) изучение основ и задач физического воспитания;
) рассмотрение основных и дополнительных форм физического воспитания студентов;
) определение особенностей курса физического воспитания специального, подготовительного и спортивного отделений в вузах;
) изучение форм самодеятельного физкультурного движения в вузах;
Введение
.Задачи и основы физического воспитания студентов
.1 Задачи физического воспитания
.2 Основы организации физического воспитания
.Программное содержание и построение курса физического воспитания в вузах
.1 Разделы, нормы и требования программы
.2 Особенности курса в специальном, подготовительном и спортивном отделениях
.2.1 Специальное отделение
.2.2 Подготовительное отделение
.2.3 Отделение спортивного совершенствования
.3 Дополнительные занятия
.Формы самодеятельного физкультурного движения в вузе
Заключение
Список использованных источников
Осуществляя предварительный, текущий и итоговый учет подготовленности студентов, основных сторон и условий работы, кафедра физического воспитания и спортклуб фиксируют посещаемость занятий и успеваемость студентов, результаты промежуточных контрольных и зачетных соревнований, выполнение планов подготовки сопортсменов-разрядников, физоргов, общественных инструкторов и судей по видам спорта, показателей охвата студентов массовыми физкультурно-оздоровительными мероприятиями, высшие спортивные достижения вуза и другие конкретные показатели, которые в сочетании с обобщенными данными врачебного контроля дают возможность всесторонне оценить эффективность деятельности вуза в области физической культуры и спорта.
2. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
И ПОСТРОЕНИЕ КУРСА
.1 РАЗДЕЛЫ, НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Вузовский курс физического воспитания в его обязательной и факультативной формах, как уже отмечалось, регламентируется типовой программой Министерства образования Республики Беларусь. В ней очерчен тот необходимый минимум учебного материала и совокупность средств направленного физического совершенствования, которые позволяют решать основные задачи физического воспитания в высшей школе.
Теоретический раздел программы определяет следующий минимум знаний, которыми должны располагать студенты [8, c. 13].
. Сущность цели и задач
физкультурного и спортивного
движения в нашей стране, идейные,
научно-методические, программно-нормативные
и организационные основы
2. Гигиенические и
. Роль и место физической
культуры в научной
. Основы республиканской системы спортивной тренировки; история развития избранного для специализации вида спорта; основы техники, тактики и методики тренировки; организация и проведение соревнований; требования к оборудованию и спортивному инвентарю (для студентов, специализирующихся в видах спорта).
Эти знания сообщаются в форме лекций на потоках и курсах, бесед во время групповых занятий, а также приобретаются путем самостоятельного изучения специальной литературы.
Практический раздел программы основан на спортивных нормативах высшей школы и более широком программном материале, который конкретизируется в зависимости от особенностей состава отделений, создаваемых по вузовскому курсу физического воспитания.
В программу для всех отделений включается материал по профессионально-прикладной физической подготовке (когда это необходимо по условиям предстоящей профессиональной деятельности). Эта часть программы разрабатывается кафедрами физического воспитания применительно к профессиональному профилю вуза или факультетов. В ней обычно предусматривается: приобретение знаний и умений, необходимых для составления и практического применения комплексов производственной гимнастики, рационального использования физической культуры в целях профилактики профессиональных заболеваний, а также освоение непосредственно прикладных навыков и воспитание физических качеств, от которых зависит успех профессиональной деятельности. Например, в вузах, готовящих геологов, археологов и т. п., особое внимание уделяют физической подготовке к условиям походной жизни, преодолению естественных препятствий, обучению верховой езде, езде на мотоциклах; в юридических институтах в физическую подготовку вводят раздел самообороны и т. д.
В числе зачетных норм и требований программы, обязательных для всего основного контингента студентов, предусматривают следующие [11, c. 43].
1. Знание основ теории
и методики физического
. Выполнение требований для получения звания общественного инструктора, тренера или судьи по виду спорта.
3. Выполнение учебно-контрольных
упражнений нормативов
. Выполнение требований по профессионально-прикладной физической подготовке (теория и практика).
Зачетные нормы и требования для каждого отделения имеют, кроме того, свои особенности, отражающие специфику физического воспитания данного контингента студентов.
2.2 Особенности курса в специальном, подготовительном и спортивном отделениях
2.2.1 Специальное отделение
В специальное отделение зачисляются студенты по показателям врачебного осмотра, имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера [10, c. 209].
Занятия в специальном отделении
характеризуются, прежде всего, оздоровительно-
Студенты специального отделения в расширенном объеме осваивают программный материал по использованию средств физического воспитания в оздоровительно-гигиенических аспектах, по теоретическому разделу и разделу организационной подготовки (организация производственной гимнастики, судейство соревнований и т. д.), а также приобретают знания и навыки самоконтроля.
Принимая во внимание сравнительно невысокий уровень общей физической работоспособности студентов специального отделения, для них целесообразно увеличивать число занятий по курсу физического воспитания, сокращая их продолжительность (например, 4 занятия в неделю по 1 часу, вместо 2 занятий по 2 часа). Необходимо вместе с тем особенно тщательно дозировать нагрузку в упражнениях, требующих проявления выносливости, исключать упражнения, связанные с длительной задержкой дыхания, натужи-ванием и вообще острой кислородной недостаточностью.
Методика регулирования нагрузок должна отличаться тщательной индивидуализацией, особо строгой соразмерностью их с функциональными возможностями организма, полным исключением моментов форсирования. Это выражается, в частности, в удлинении подготовительной и заключительной частей занятия, исключении методов упражнений с жесткими интервалами отдыха, относительным врачебно-педагогическим контролем. Подобные поэтапные обследования состояния здоровья студентов проводится трижды в год (обычно в сентябре, ноябре и апреле). Важным дополнением к текущему контролю могут служить дневники ежедневного самоконтроля, правила которого должен знать каждый студент.
Хотя курс физического воспитания в специальном отделении имеет, прежде всего, оздоровительно-воспитательную направленность, он не сводится лишь к врачебным целям. За годы занятий в вузе многие студенты спецгрупп приобретают достаточную общую и специальную физическую подготовленность, а определенная часть из них (имевших функциональные отклонения обратимого характера) переходят в подготовительное отделение.
2.2.2 Подготовительное отделение
В подготовительное отделение зачисляются практически здоровые студенты, не прошедшие до института специальной спортивной подготовки и не достигшие по тем или иным причинам значительного уровня общей физической подготовленности [10, c. 212].
Основное содержание практических занятий в отделении составляет широкая общая и профессионально-прикладная физическая подготовка. В качестве средств общей физической подготовки используются в первую очередь упражнения, входящие в обязательные нормативы Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь.
В большинстве занятий комплектуется материал из различных разделов программы (гимнастика - игры; спортивно-вспомогательная гимнастика - легкая атлетика и т.д.) с поочередным преимущественным распределением времени на основные разделы. Вместе с тем проводятся и занятия с однородным содержанием (лыжная подготовка, плавание). В каждом академическом семестре система занятий по физической подготовке может строиться как относительно законченный тренировочный макроцикл, а внутри его в виде средних циклов, часть из которых совпадает с прохождением отдельных разделов программы. Такие циклы целесообразно завершать контрольными занятиями или сдачей программных нормативов. В системе циклов при переходе от одних разделов программного материала к другим важно соблюдать преемственность в воспитании основных физических качеств с тем, чтобы обеспечивалась непрерывность процесса поступательного развития общей физической работоспособности. Необходимо также учитывать закономерности переноса двигательных навыков.
Наряду с воспитанием физических качеств большое внимание в подготовительном отделении уделяется обучению технике двигательных действий. За два года обязательных занятий студенты этого отделения должны освоить от нескольких десятков до двухсот (в зависимости от предшествовавшего двигательного опыта) форм физических упражнений. Такое обилие учебного материала при жестком лимите времени обязывает четко определять возможную степень освоения двигательных действий и умело планировать процесс обучения. Большое значение в связи с этим имеет распределение студентов подготовительного отделения на учебные группы по уровню подготовленности, выделение для каждой из них основного учебного материала и определение оптимальной последовательности его прохождения. Предпочтение при прочих равных условиях следует отдавать тем разделам, в которых предусмотрено овладение основными жизненно необходимыми навыками, в том числе профессионально-прикладным.
Общий бюджет времени занятий подготовительного отделения увеличивается благодаря вовлечению студентов в факультативный курс общей физической подготовки. Студенты, успешно выполняющие общие нормы и требования программы, могут быть переведены в отделение спортивного совершенствования.
2.2.3 Отделение спортивного совершенствования
В отделение спортивного совершенствования зачисляются студенты, получившие до поступления в вуз спортивную квалификацию или достаточно хорошо физически подготовленные для начала спортивной специализации. Занятия в отделении направлены на решение общих задач вузовского курса физического воспитания и вместе с тем на достижение значительных результатов в избранном виде спорта, в связи с чем, бюджет времени (вместе с факультативными занятиями) увеличивается [10, c. 213].
Такие виды спорта, как спортивная гимнастика, легкая атлетика, плавание, баскетбол, волейбол, ручной мяч, а также (там, где имеются необходимые природные условия) лыжный и конькобежный спорт, культивируются во всех вузах республики. Этот обязательный минимум видов спорта дополняется другими в зависимости от местных условий. Многие крупные вузы страны организуют специализацию по 20 и более видам спорта.
Система занятий в отделении
спортивного совершенствования строится
в соответствии с основными закономерностями
процесса спортивной тренировки. При этом
конкретные черты структуры и содержания
подготовки спортсменов-студентов отражают
особенности периодики учебного процесса
(деление учебного года на семестры, сессионные
и каникулярные периоды) и другие условия
работы в высшей школе. Так, во многих случаях
целесообразно строить тренировочный
процесс в форме полугодичных или «сдвоенных»
циклов, приурочивая их к учебным семестрам
так, чтобы этапы тренировки с повышенными
нагрузками и этапы основных соревнований
не совпадали с периодами сессий, а предшествовали
им или проходились на каникулярное время.
Это правило необходимо соблюдать и в
тех случаях, когда тренировочный процесс
строится в форме годичных циклов. Подготовительный
период тренировки тогда нередко совмещают
с первым семестром, а соревновательный
- с зимними каникулами, несессионной частью
второго семестра и началом летнего академического
отпуска. Учитывая, что кульминация физических
и интеллектуальных нагрузок может неблагоприятно
сказываться на психической работоспособности
студентов, на сессионное время надо планировать
снижение напряженности тренировочных
занятий (например, строить тренировку
в это время по типу «восстановительно-
Студенты-спортсмены высших разрядов, входящие в состав сборных команд республики, тренируются по плану подготовки соответствующей команды, составленному с учетом республиканского календаря соревнований. Чтобы обеспечить возможно оптимальное сочетание академических занятий и спортивной деятельности, для этой категории студентов предусматривается индивидуальный график выполнения вузовской программы, допускающий гибкое регулирование затрат времени (предоставление академических отпусков для выезда на тренировочные сборы перед ответственными соревнованиями, сдача зачетов и экзаменов во внесессионное время и т.д.)
Как и все другие студенты, занимающиеся в отделении спортивного совершенствования должны выполнить программные нормы и требования по общей и профессионально-прикладной физической подготовке. Выполнение общих нормативов Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь обычно приурочивается к первому году занятий. Причем упражнения нормативов используются в зависимости от особенностей спортивной специализации как средства общей физической подготовки, место и удельный вес которых в тренировочном процессе определяются согласно правилам оптимального построения спортивной тренировки (повышенный удельный вес на первом этапе подготовительного периода, пониженный - на специально-подготовительном этапе и т.д.).
Студенты, занимающиеся в отделении спортивного совершенствования, как правило, быстрее и успешнее других справляются с общими задачами вузовского курса физического воспитания, приобретают более глубокие специальные знания (в области спортивной техники, тактики, методики тренировки и т.д.). Это отделение - основной поставщик в вузе общественных спортивных кадров-инструкторов, судей по спорту, физоргов. Не случайно оно становится все более существенной формой организации вузовского курса физического воспитания.
2.3 Дополнительные занятия
Кроме обязательных и факультативных занятий, проводимых в рамках общего учебного расписания, в вузе организуются дополнительные занятия, подчиненные выполнению программы физического воспитания. Это могут быть самостоятельные занятия по заданию преподавателя; занятия, проводимые преподавателем с отстающими или слабо подготовленными студентами; физкультурные паузы и вводная гимнастика в режиме учебного дня; занятия по прикладной физической подготовке и другим разделам программы в период учебной практики (рис. 3) [10, c. 204].
Рис. 3. Дополнительные формы физического воспитания студентов
Самостоятельные занятия по заданию преподавателя приобретают все более существенное значение в качественной реализации задач вузовского курса физического воспитания. Задания для таких занятий преподаватель разрабатывает на основе программного материала и графика его прохождения, имея целью активизировать студентов для устранения индивидуальных недостатков в физической подготовленности, освоения и совершенствования отдельных умений и навыков, содействия развитию физических способностей. В отделении спортивного совершенствования самостоятельные занятия приобретают значение обязательной постоянной части тренировочного процесса [10, c 215].
Информация о работе Физическое воспитание студенческой молодежи