Физическое воспитание студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим, целью данной курсовой работы является изучение физического воспитания студенческой молодежи.
Предметом исследования является физическое воспитание. Объектом исследования - студенты.
Основные задачи работы:
) изучение основ и задач физического воспитания;
) рассмотрение основных и дополнительных форм физического воспитания студентов;
) определение особенностей курса физического воспитания специального, подготовительного и спортивного отделений в вузах;
) изучение форм самодеятельного физкультурного движения в вузах;

Содержание

Введение
.Задачи и основы физического воспитания студентов
.1 Задачи физического воспитания
.2 Основы организации физического воспитания
.Программное содержание и построение курса физического воспитания в вузах
.1 Разделы, нормы и требования программы
.2 Особенности курса в специальном, подготовительном и спортивном отделениях
.2.1 Специальное отделение
.2.2 Подготовительное отделение
.2.3 Отделение спортивного совершенствования
.3 Дополнительные занятия
.Формы самодеятельного физкультурного движения в вузе
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Физическое воспитание студенческой молодежи призвано обеспечить высокую потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом и здоровом образе жизни, а также развитие и совершенствование основных двигательных качеств, физическое развитие и укрепление здоровья, воспитание осознанной потребности ведения здорового образа жизни.

В теории физической культуры разработаны основные формы функционирования физической культуры: подготовительное физкультурное отделение, специальное и спортивное. Основой такого единства выступает главное средство - физические упражнения. Они являются началом, основной структурной единицей практики, отношением взаимодействия организма и его движений. Основная форма функционирования физической культуры в вузах - подготовительное физкультурное отделение.

Основными целями подготовительного отделения следует считать:

. Достижение целостности знания о человеке, его культуре как системе норм, ценностей, ориентированных на развитие личностных качеств каждого молодого человека.

. Создание гуманитарных  основ (нравственно-этических, культурно-эстетических) формирования интеллигентности студента в единстве с его физкультурной деятельностью.

. Воспитание у студентов  потребности и способности руководствоваться  в своей жизнедеятельности гуманистическими  мотивами и целями физкультурной  деятельности, умения протезировать  и самокритично оценивать результаты телесного и духовного развития.

. Ориентация студентов  на самообразование, саморазвитие, саморегуляцию и самоконтроль  в области физкультурной деятельности, непрерывное духовное и физическое  развитие как важный фактор  во всех сферах их жизнедеятельности.

В подготовительном отделении можно выделить три группы функций:

. Функции обучения: сообщение  специальных знаний в области  всестороннего физического развития  личности студента, теории и методики  занятий физическими упражнениями  в различных видах физической культуры. Формирование двигательных умений и навыков, рациональной техники выполнения физических упражнений, двигательных приемов и действий.

. Функции воспитания: формирование  осознанного отношения студентов  к своему физическому развитию, воспитание решительности, силы воли к преодолению значительных физических нагрузок в условиях повышенной психоэмоциональной напряженности, связанной с интенсификацией гуманитаризации высшей школы, формирование потребностей и мотивов в регулярной физкультурной активности.

. Функции управления педагогическим  воздействием: развитие физических  качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, координации движений.

Привлекательной и важной формой функционирования физической культуры является отделение спортивного совершенствования. При занятиях спортом раскрываются психофизические способности индивида, выявляются возможные уровни работоспособности его организма. Это и один из способов самоутверждения, победы над временем, соперником, а главное - над самим собой.

Спортивное отделение является логическим завершением подготовительного, так как оно создает только начальную базу для всестороннего развития физических качеств и двигательных навыков, формирует предпосылки для их многообразного развития. Необходимость в занятиях спортом определяется потребностями общества иметь специфические средства воспитания высоких психофизических способностей молодого специалиста.

Деятельность в сфере спорта позволяет расширить круг общения молодежи, дает возможность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, решения научных, педагогических, социальных и других задач в нестандартных ситуациях. Это особенно важно в условиях перехода на многоуровневую систему образования, когда студенты вовлечены в стремительный ритм современной жизни, что иногда неблагоприятно сказывается на их психофизических качествах.

В процессе спортивной деятельности создаются реальные условия для саморазвития, самосовершенствования и саморегулирования, обеспечиваются условия для адекватного самопознания личностью студента значимых и социально приемлемых способов самореализации и самоутверждения средствами избранных видов спорта. Это дает молодому человеку возможность испытать радость и наслаждение от роста спортивных достижений, осуществления намеченных в самосовершенствовании целей.

Популярной формой функционирования физической культуры в нефизкультурных вузах является специальное отделение. Оно удовлетворяет потребности студентов в нерегламентированной двигательной деятельности, адекватной их субъективным потребностям и возможностям, содействуя при этом оптимальному функционированию их организма. Специфическая особенность этого отделения заключена в легкодоступных физических упражнениях и их комплексов, массовых видах спорта в упрощенных формах для активного отдыха молодежи, получении долгосрочного эффекта от этого вида деятельности.

Специальное отделение отличается от других ее видов свободным выбором форм, содержания и продолжительности занятий, включением игр и развлечений с учетом возраста, пола, уровня подготовленности и работоспособности занимающихся.

Одно из условий при занятиях в этом отделении - регулярный контроль и самоконтроль за самочувствием, планирование оптимального объема и интенсивности физической нагрузки, места и продолжительности, комфортности практических занятий.

Все три отделения полностью охватывают весь контингент студенческой молодежи разнообразной физкультурной деятельностью, в которой проявляются их личностные особенности и ориентации. Физическая культура и ее виды проявляются как социальная сфера свободной самодеятельности, что является ведущим фактором формирования физического воспитания молодого человека.

Данная структура физической культуры нефизкультурных вузов характеризуется не только строением, но и взаимосвязями, которые имеют как координационный (взаимодействие на одном уровне), так и субординационный (подчиненный) характер. Причем каждое из отделений направлено на решение конкретных задач посредством общих и специфических методов и форм организации физкультурной деятельности студенческой молодежи.

Особенность ценностей технологий формирования основных отделений состоит в личностной мотивации и осознанности избранной физкультурной деятельности, где можно наиболее полно использовать принцип демократизации и гуманизации при совместной деятельности педагога и студента. Для повышения эффективности работы составляются программы, комплексы методических руководств и практических рекомендаций по методике физкультурного образования, спортивной и специальной деятельности студентов. Ценность этого подхода заключается в конкретной направленности технологий физкультурной деятельности на личность студента для удовлетворения его потребностей и мотивов в этом виде культуры.

Также в вузах существуют дополнительные формы физического воспитания студенческой молодежи, такие как самостоятельные занятия по заданию преподавателя, дополнительные занятия с отстающими, гимнастика в режиме учебного дня, занятия в период учебной практики, самостоятельное использование физической культуры в быту, общеинститутские физкультурно-массовые мероприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура  студентов вузов: Учеб. пособие. - Воронеж: ВГУ, 1991. - 160 с.

. Выдрин В.М. Теория физической  культуры (культурологический аспект): Учеб. пособие. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. - 45 с.

. Голощапов Б.Р. История  физической культуры и спорта: Учебное пособие. - М., 2001. - С. 292-293.

. Давиденко Д.Н., Пасичнисенко  В.А. Физкультурное воспитание как  одна из частей вузовского образования // Современные проблемы физического воспитания студенческой молодежи и формирование здорового образа жизни: Материалы республиканской научно-практической конференции, 2 апреля 2003 г. - Мн.: МИТСО, 2003.- 72 с.

. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. - Л.: ВДКИФК, 1985. - 132 с.

. Желобкович М.П., Глазько  Т.А., Кунчинов Р.И. Дифференцированный  и индивидуальный подходы к  построению и организации физического  воспитания студенческой молодежи: Учеб. пособие. - Мн., 1997.

. Лотоненко Д.В., Стеблецов  Е.А. Физическая культура и ее  виды в реальных потребностях  студенческой молодежи // Теория  и практика физической культуры. - 1997. - № 6.

. Лубышева Л.И. Концепция  физкультурного воспитания: методология  развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 11-17.

. Лубышева Л.И. Современные  подходы к формированию физкультурного  знания у студентов вузов // Теория  и практика физической культуры. - 1993. - № 3. - С. 19-21.

. Матвеев Л.П. Теория и  методика физической культуры: Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 1976.

. Михаленя В.М., Глазько  Т.А., Купчинов Р.И. Физическое воспитание  студентов. - Мн., 1998.

. Новейший энциклопедический  словарь: 2000 статей. - М., 2004. - С. 1287.

. Панин А.И. Физическая  подготовка студенток в условиях  вуза. - М.: Высшая школа, 1978.

. Педагогическая энциклопедия  в 4-х томах. Т. 4 / Глав. Ред. А.И. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1968.

. Попенченко В.В. Пути  повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в вузе. - М., 1979.

. Смирнов В.М., Дубровский  В.И. Физиология физического воспитания  и спорта: Учебник для студентов  сред. и высш. учебных учреждений. - М.: Владос, 2002.

. Тимошенков В.В., Богданов С.Н., Жуковский Ю.Т. Физическое воспитание студентов и учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья: Учеб. пособие. - Мн., 1995.

. Энциклопедический словарь  по физической культуре и спорту: В 3 т. Т. 1. - М., 1961. - С. 170.

. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту: В 3 т. Т. 3. - М., 1961. - С. 200.

. Энциклопедический словарь  юного спортсмена / сост. И.Ю. Сосновский, А.М. Чайковский. - М., 1979. - С. 83-85.

. Янович Ю.А., Половкин  А.В. Оценка уровня мотивации занятий  физической культурой и спортом в студенческой среде // Современные проблемы физического воспитания студенческой молодежи и формирование здорового образа жизни: Материалы республиканской научно-практической конференции, 2 апреля 2003 г. - Мн.: МИТСО, 2003.- 72 с.

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа 38 стр., 21 литературный источник.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ, СПЕЦИАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ, ОТДЕЛЕНИЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ И ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ, СПОРТИВНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, УНИВЕРСИАДА

Цель работы - рассмотреть и изучить основы физического воспитания студенческой молодежи.

Объект исследования - студенты.

Предмет исследования - физическое воспитание и культура.

Метод исследования - изучение литературных источников (в том числе новых), применение изученной методологии исследований для получения самостоятельных выводов.

Задачи курсовой работы:

1) изучение основных понятий  и задач физического воспитания;

) рассмотрение основных  и дополнительных форм физического  воспитания студентов;

) определение особенностей  курса физического воспитания  специального, подготовительного и  спортивного отделений в вузах;

) изучение форм самодеятельного физкультурного движения в вузах;

5) рассмотрение международного  спортивного студенческого движения.

В результате выполнения курсовой работы были изучены основы и задачи физического воспитания студенческой молодежи, формы воспитания, особенности курса физического воспитания в вузах, а также проанализировано международное студенческое движение.

Материал, представленный в данной курсовой работе, может быть использован студентами различных форм обучения и преподавателями по дисциплине теории и методики физического воспитания.

 


Информация о работе Физическое воспитание студенческой молодежи