Физкультура в ВУЗе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:49, реферат

Краткое описание

Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

Содержание

Что такое физкультура и спорт? 2
Направления использования средств физической культуры и спорта 4
Формы физического воспитания студентов 6
Программное построение курса физического воспитания 7
Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы 8
Физкультурно-спортивные клубы 8
Группы здоровья, общей и специальной физической подготовки 9
Спортивные секции 10
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях 12
Зачётные требования и обязанности студентов 16
Медицинское обеспечение физкультуры и спорта в вузе 17
СПОРТИВНЫЙ КЛУБ 20
Цель, задачи и содержание работы спортивного клуба 20
Права и обязанности клуба и его членов 22
Органы управления и финансовая деятельность спортивного клуба 24
Планирование, организационная и учебно-спортивная работа 25
Взаимодействие спортивного клуба с администрацией, общественными организациями вуза, кафедрой физического воспитания 27
Контроль, учет, отчетность. 30
Литература 33

Вложенные файлы: 1 файл

Физкультура в вузе.docx

— 49.85 Кб (Скачать файл)

Физкультура в вузе

 

Оглавление

Оглавление        1

Что такое физкультура  и спорт?        2

Направления использования  средств физической культуры и спорта        4

Формы физического воспитания студентов        6

Программное построение курса  физического воспитания        7

Формы организации физкультурно-оздоровительной  и спортивной работы        8

Физкультурно-спортивные клубы        8

Группы здоровья, общей  и специальной физической подготовки        9

Спортивные секции        10

Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в  учебных отделениях        12

Зачётные требования и  обязанности студентов        16

Медицинское обеспечение  физкультуры и спорта в вузе        17

СПОРТИВНЫЙ КЛУБ        20

Цель, задачи и содержание работы спортивного клуба        20

Права и обязанности клуба  и его членов        22

Органы управления и финансовая деятельность спортивного клуба        24

Планирование, организационная  и учебно-спортивная работа        25

Взаимодействие спортивного  клуба с администрацией, общественными  организациями вуза, кафедрой физического  воспитания        27

Контроль, учет, отчетность.        30

Литература        33

Что такое физкультура  и спорт?

Физическая культура и  спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить  все внутренние ресурсы организма  на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня  выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

Физическая культура —  часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и  использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

Физическая культура —  самое широкое, собирательное понятие. Она включает все достижения, накопленные  в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного  мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь  и т.д.).

Под физической культурой  понимают совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм  мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию  людей. Сюда входят физическое воспитание, спорт и т.п.

Физическое воспитание —  это педагогический процесс, который  направлен на совершенствование  форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений  связанных с ними знаний, а также  на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими  сторонами воспитания — нравственной, эстетической, производственной, трудовой.

Спорт — доминирующая форма  проявления физической культуры, это  слово часто употребляют в  качестве синонима к понятию «физическая  культура». Спорт может рассматриваться  как система результатов физической культуры, поскольку этот термин обозначает стремление к физическим достижениям  на основе норм и правил, тренировок и соревнований.

Термин «спорт» употребляется  применительно к различным областям в зависимости от того, какие цели ставит перед собой занимающийся или кто участвует в тех  или иных спортивных занятиях. Это  детский и юношеский спорт, массовый спорт (спортивные занятия во время  отдыха, в свободное от учёбы время), а также спорт высоких достижений — любительский и профессиональный (юниоры и взрослые спортсмены). Обострение конкуренции на международной спортивной арене сделало спорт одной  из активных сфер человеческой деятельности.

Физическая культура объективно является сферой массовой самодеятельности. Она служит важнейшим фактором становле­ния активной жизненной позиции.

В ряде исследований установлено, что у студентов, включен­ных  в систематические занятия физической культурой и спор­том и проявляющих  в них достаточно высокую активность, вы­рабатывается определенный стереотип  режима дня, повышается уверенность  поведения, наблюдается развитие «престижных  уста­новок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере комму­никабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются со­циальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюда­ется более высокая эмоциональная  устойчивость», выдержка, им в большей  степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных  людей, умеющих повести за собой  коллектив. Этой группе студентов в  большей степени присущи чувство  долга, добросовестность, собранность. Они успешно вза­имодействуют в  работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более  находчивы, среди них ча­ще встречаются  лидеры, им легче удается самоконтроль.

Эти данные подчеркивают основательное  положительное воз­действие систематических  занятий физической культурой и  спор­том на характерологические особенности  личности студентов.

Воспитание  физических качеств  основывается на постоянном стремлении сделать  сверхвозможное для  себя, удивить  окружающих  своими  возможностями. Но для этого со  времени рождения  нужно  постоянно и регулярно  выполнять  правила  правильного  физического  воспитания. Основным  этапом в воспитании  этих качеств  является  образовательный  период в жизни человека (7-25 лет), в течение  которого  происходит  закрепление  нужного  учебного материала для  его  дальнейшего применения в  жизни (высокопроизводительного труда).

Направления использования  средств физической культуры и спорта

Конкретные направления  и организационные формы исполь­зования массовых оздоровительных, физкультурных  и спортив­ных мероприятий в  условиях высших учебных заведений  зависят от пола, возраста, состояния  здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также  от имею­щейся спортивной базы, традиций вуза и других условий. Мож­но выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (ре­креация—восстановление), общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, лечебное направления.

Гигиеническое направление  предполагает использование средств  физической культуры для восстановления работоспособ­ности и укрепления здоровья как в условиях общежитии, так  и дома: утренней гигиенической гимнастики, закаливающих про­цедур, правильного  режима труда, отдыха и питания в  соответ­ствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и  других физиче­ских упражнений.

Оздоровительно-реакреативное  направление предусматрива­ет использование  средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в вы­ходные  дни и в период каникул в  целях послерабочего восста­новления  и укрепления здоровья. К средствам  этого направле­ния относятся туристские походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут  быть организованы на базе студенческих общежитии, в домах отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, строительных отрядах, во время  учебной практики и т. д.

Общеподготовительное направление  обеспечивает всесторон­нюю физическую подготовленность и поддержание  ее в течение многих лет на уровне требований и норм комплекса ГТО  соот­ветствующей возрастной ступени. Средствами подготовки по это­му направлению  являются виды упражнений, входящих в  комп­лекс ГТО: утренняя гигиеническая  гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм, игры и др. Для  планомер­ной работы по этому направлению  организуются группы ГТО и специальные  секции, проводятся спортивные соревнования.

Спортивное направление  предполагает специализированные систематические  занятия одним из видов спорта в учебных груп­пах спортивного  совершенствования, в спортивных секциях  спор­тивного клуба или индивидуально; участие в спортивных сорев­нованиях с целью повышения или сохранения определенного уровня спортивного  мастерства.

Профессионально-прикладное направление определяет ис­пользование средств физической культуры и спорта в системе НОТ и для подготовки к работе по избранной специальности  с учетом особенностей получаемой профессии.

Лечебное направление  заключается в использовании  физиче­ских упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий  в системе лечебных мер по восстановлению здо­ровья или отдельных функций организма, сниженных или утра­ченных в результате заболеваний или травм. Средствами явля­ются рациональный режим жизнедеятельности, естественные факторы природы, закаливающие процедуры, лечебный массаж, механотерапия, трудотерапия и широкий круг разнообразных физических упражнений. Применение средств физической куль­туры в лечебных целях должно сопровождаться систематиче­ским врачебным контролем и строгим учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Формы физического воспитания студентов

Физическое воспитание в  вузе проводится на протяжении всего  периода обучения студентов и  осуществляется в многообразных  формах, которые взаимосвязаны, дополняют  друг друга и представляют собой  единый процесс физического воспитания студентов.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они  планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.

Самостоятельные занятия  студентов физической культурой, спортом, туризмом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить  общее время занятий физическими  упражнениями, ускоряют процесс физического  совершенствования, являются одним  из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями  правильно организованные самостоятельные  занятия обеспечивают оптимальную  непрерывность и эффективность  физического воспитания. Эти занятия  могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.

Физические упражнения в  режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и  физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени  на физическое воспитание.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия  направлены на широкое привлечение  студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и  спортом, на укрепление здоровья, совершенствование  физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное  от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой  инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры  физического воспитания и активном участии профсоюзной организации  вуза.

Программное построение курса  физического воспитания

Содержание курса физического  воспитания регламентируются государственной  учебной программой для вузов  «Физическое воспитание».

Учебный материал программы  предусматривает решение задач  физического воспитания студентов  и состоит из теоретического и  практического разделов.

Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение студентами знаний по основам  теории и методики физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в  форме лекций, систематических бесед, на практических занятиях, а также  путём самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы.

Лекционный курс в объёме 20 часов рассчитан на два года обучения и состоит из восьми тем. Первые четыре темы в объёме 10 часов  читаются на первом курсе, а четыре последующие темы в таком же объёме - на втором курсе.

Практический раздел программы  содержит учебный материал для всех учебных отделений, который направлен  на решение конкретных задач физической подготовки студентов. В содержание занятий всех учебных отделений  включаются разделы:

гимнастика,

лёгкая атлетика,

плавание,

лыжный спорт (для бесснежных районов — марш-бросок или велосипедный спорт),

туризм,

спортивные игры,

стрельба.

В содержание практических занятий  всех отделений включается также  материал по профессионально-прикладной физической подготовке, который определяется каждым вузом применительно к  профилирующим специальностям.

Наряду с учебным материалом для всех учебных отделений программа  включает материал для специального учебного отделения и материал по видам спорта для учебного отделения  спортивного совершенствования.

Программа определяет особенности  обучения в каждом учебном отделении  с учётом направленности их работы.

Формы организации физкультурно-оздоровительной  и спортивной работы

В высших учебных заведениях получили распространение та­кие формы  организации физкультурно-оздоровительной  работы, как физкультурно-спортивные клубы по интересам; группы здо­ровья, общей физической подготовки и ГТО, специальной физи­ческой подготовки; спортивные секции; индивидуальные занятия.

Физкультурно-спортивные клубы

Физкультурно-спортивные клубы (ФСК) создаются при спор­тивном  клубе вуза и решают следующие  задачи: вовлечение сту­дентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников, а  также чле­нов их семей в регулярные, преимущественно самостоятельные  занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом; утверж­дение в коллективе вуза здорового образа жизни и  на этой осно­ве укрепление здоровья занимающихся, повышение уровня их общей работоспособности. ФСК осуществляют также функцию пропаганды физической культуры, спорта, здорового образа жиз­ни в высшем учебном заведении.

Информация о работе Физкультура в ВУЗе