Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:49, реферат
Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Что такое физкультура и спорт? 2
Направления использования средств физической культуры и спорта 4
Формы физического воспитания студентов 6
Программное построение курса физического воспитания 7
Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы 8
Физкультурно-спортивные клубы 8
Группы здоровья, общей и специальной физической подготовки 9
Спортивные секции 10
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях 12
Зачётные требования и обязанности студентов 16
Медицинское обеспечение физкультуры и спорта в вузе 17
СПОРТИВНЫЙ КЛУБ 20
Цель, задачи и содержание работы спортивного клуба 20
Права и обязанности клуба и его членов 22
Органы управления и финансовая деятельность спортивного клуба 24
Планирование, организационная и учебно-спортивная работа 25
Взаимодействие спортивного клуба с администрацией, общественными организациями вуза, кафедрой физического воспитания 27
Контроль, учет, отчетность. 30
Литература 33
Создание ФСК оформляется постановлением правления спортивного клуба. В ФСК могут вступить студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники, а также члены их семей, желающие заниматься соответствующим видом физических упражнений, допущенные врачом к физкультурно-оздоровительным занятиям.
Работа ФСК строится на основе добровольности, самодеятельности, широкой творческой инициативы физкультурной общественности, выборности руководящих органов клуба, их отчетности перед членами клуба и правлением спортивного клуба вуза. В клубах создается неформальная атмосфера товарищества, основанная на принципиальности и дисциплине.
Высшим органом физкультурно-
По решению членов клуба, особенно аспирантов, преподавателей, сотрудников и членов их семей, при клубах могут создаваться абонементные платные группы, работающие на основе самоокупаемости.
Группы здоровья, общей и специальной физической подготовки
В дополнение к физкультурно-спортивным
клубам или в тех вузах, где
нет условий для их организации,
при спортивном клубе вуза создаются
физкультурно-оздоровительные
Организация, направленность и содержание занятий этих групп значительно различаются.
К группам здоровья относятся группы утренней гигиенической гимнастики (зарядки), реабилитационной (восстановительной) гимнастики и лечебной гимнастики.
Группы общей физической подготовки (ОФП) и ГТО организуются из лиц, отнесенных по результатам медицинского освидетельствования к основной или подготовительной медицинским группам, одного пола, однородные по возрасту и физической подготовленности.
Занятия в этих группах
2—3 раза в неделю проводят преподаватели,
имеющие высшее или среднее физкультурное
образование, а также общественные
инструкторы спортивного клуба,
прошедшие соответствующую
Занятия проводятся с широким
использованием разнообразных
средств физического воспитания
и включают виды легкой атлетики,
плавания, лыжного спорта, гимнастики,
входящие в комплекс ГТО, а также
общеразвивающие физические
Наряду с разнообразными упражнениями в процессе занятий можно большее внимание уделять совершенствованию в каком-либо одном виде спорта с учетом интересов и пожеланий занимающихся, возможностей преподавателей и условий материальной базы. Такой подход поможет привить интерес к занятиям спортом.
Занятия групп ОФП и ГТО рекомендуется проводятся преимущественно на открытом воздухе (в лесопарке, на дорожках здоровья, на спортивных площадках, на стадионе). На занятиях используется разнообразный спортивный инвентарь и оборудование: гимнастические стенки, скамейки, перекладины, палки, вертикальные и горизонтальные лестницы, гантели, эспандеры, резиновые амортизаторы, лыжи, коньки и др.
Для определения эффективности
занятий применяются функ
В группы специальной физической
подготовки зачисляются лица, отнесенные
по результатам медицинского
Спортивные секции
Большое место в жизни коллектива физической культуры вуза занимает учебно-тренировочная работа в различных спортивных секциях спортивного клуба. Спортивные секции рекомендуется создавать прежде всего по таким видам спорта, которые лучше всего обеспечивают разностороннюю физическую подготовку, повышают уровень физической и умственной работоспособности человека, укрепляют здоровье. Это легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, гимнастика, спортивные игры и др.
Во многих случаях к занятиям в спортивных секциях допускаются лица, не имеющие спортивного разряда, но обладающие достаточной разносторонней физической подготовкой и желающие заниматься тем или иным видом спорта, культивируемым в вузе.
Учебные группы спортивных секций
организуются по тем видам спорта,
для которых в вузе имеется
материальная спортивная база и
возможность обеспечить занятия
квалифицированным тренерским составом.
Комплектуются они по полу и по
уровню спортивной квалификации занимающихся
(по наличию спортивных разрядов
и званий). Число занимающихся в
группе и количество часов учебных
занятий в неделю на одну группу
зависят от спортивной подготовленности
занимающихся и регламентируются
постановлениями вышестоящих
Занятия проводят специалисты
по физическому воспитанию, имеющие
высшее или среднее физкультурное
образование. Для проведения занятий
с группами новичков, III и II спортивных
разрядов допускаются тренеры
Одним из показателей эффективности занятий в спортивных секциях является динамика спортивных результатов.
Организация и содержание
учебно-воспитательного
Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу. Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности студентов.
Учебно-воспитательный процесс
в отделениях проводится в соответствии
с научно-методическими
Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу.
Для проведения практических
занятий по физическому воспитанию
на каждом курсе создаются три
учебных отделения: подготовительное,
спортивного совершенствования
и специальное. Каждое отделение
имеет особенности
Основой для решения этих задач служит система организационных форм и методов обучения. Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы.
Первым критерием
Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно-технической подготовленности по контрольным упражнениям и нормативам программы по физическому воспитанию.
В результате медицинского обследования
и контрольных проверок физической
и спортивно-технической
Распределение по учебным
группам этого отделения
В подготовительном учебном
отделении учебный процесс
В методике проведения занятий
в этих группах очень важен
учёт принципа постепенности в повышении
требований к овладению двигательными
навыками и умениями, развитию физических
качеств и дозированию
Теоретические занятия направлены
на приобретения студентами знаний по
основам теории, методики и организации
физического воспитания, на формирование
у студентов сознания и убеждённости
в необходимости регулярно
Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую группу отделения спортивного совершенствования.
На специальное учебное
отделение зачисляются
Учебные группы этого отделения комплектуются с учётом пола, характера заболевания и функциональных возможностей организма студентов. Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя.
Учебный процесс по физическому
воспитанию в специальном учебном
отделении преимущественно
укрепление здоровья,
закаливание организма,
повышение уровня физической работоспособности;
возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;
ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;
приобретение необходимых
и допустимых для студентов профессионально-
Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются обязательными и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов в неделю.
Программа курса этого
отделения включает теорию, практический
программный материал, обязательный
для всех учебных отделений, профессионально-прикладную
физическую подготовку, а также специальные
средства для устранения отклонений
в состоянии здоровья и физическом
развитии. На теоретических занятиях
особое внимание уделяется вопросам
врачебного контроля, самоконтроля и
методики физического воспитания с
учётом отклонений в состоянии здоровья
студентов. Общая и профессионально-
Несмотря на оздоровительно-
Учебные группы всех учебных
отделений закрепляются за преподавателями
физического воспитания на весь период
обучения. Если у студентов специального
и подготовительного учебных
отделений в процессе учебных
занятий улучшились состояние здоровья,
физическое развитие и подготовленность,
то они на основании заключения врача
и решения кафедры по окончании
учебного года (или семестра) переводятся
в следующую медицинскую группу
или учебное отделение. Если в
результате болезни или других объективных
причин наблюдается ухудшение
Зачётные требования и обязанности студентов
Программой предусмотрена
сдача студентами зачётов по физическому
воспитанию. Зачёт проводится в виде
собеседования преподавателя с
каждым студентом. В ходе собеседования
определяется степень овладения
студентом теоретического программного
материала. К зачёту допускаются
студенты, полностью выполнившие
практический раздел учебной программы,
т.е. выполнившие все