Физкультура в ВУЗе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:49, реферат

Краткое описание

Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

Содержание

Что такое физкультура и спорт? 2
Направления использования средств физической культуры и спорта 4
Формы физического воспитания студентов 6
Программное построение курса физического воспитания 7
Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы 8
Физкультурно-спортивные клубы 8
Группы здоровья, общей и специальной физической подготовки 9
Спортивные секции 10
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях 12
Зачётные требования и обязанности студентов 16
Медицинское обеспечение физкультуры и спорта в вузе 17
СПОРТИВНЫЙ КЛУБ 20
Цель, задачи и содержание работы спортивного клуба 20
Права и обязанности клуба и его членов 22
Органы управления и финансовая деятельность спортивного клуба 24
Планирование, организационная и учебно-спортивная работа 25
Взаимодействие спортивного клуба с администрацией, общественными организациями вуза, кафедрой физического воспитания 27
Контроль, учет, отчетность. 30
Литература 33

Вложенные файлы: 1 файл

Физкультура в вузе.docx

— 49.85 Кб (Скачать файл)

Создание ФСК оформляется  постановлением правления спор­тивного клуба. В ФСК могут вступить студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники, а также члены их семей, желаю­щие  заниматься соответствующим видом физических упражнений, допущенные врачом к физкультурно-оздоровительным занятиям.

Работа ФСК строится на основе добровольности, самодеятель­ности, широкой творческой инициативы физкультурной  обще­ственности, выборности руководящих  органов клуба, их отчетно­сти перед  членами клуба и правлением спортивного  клуба вуза. В клубах создается  неформальная атмосфера товарищества, ос­нованная на принципиальности и  дисциплине.

Высшим органом физкультурно-спортивного  клуба является общее собрание его  членов, на котором открытым голосованием сроком на два года избирается совет  клуба, осуществляющий не­посредственное  руководство его работой. Главным  пропуском в клуб является интерес  к тому или иному виду физи­ческих  упражнений, виду спорта.

По решению членов клуба, особенно аспирантов, преподава­телей, сотрудников и членов их семей, при  клубах могут созда­ваться абонементные платные группы, работающие на основе самоокупаемости.

Группы здоровья, общей  и специальной физической подготовки

В дополнение к физкультурно-спортивным клубам или в тех вузах, где  нет условий для их организации, при спортивном клу­бе вуза создаются  физкультурно-оздоровительные группы трех видов: группы здоровья, группы общей  физической подготовки (ОФП) и группы специальной физической подготовки (СФП).

Организация, направленность и содержание занятий этих групп  значительно различаются.

К группам здоровья относятся  группы утренней гигиени­ческой гимнастики (зарядки), реабилитационной (восстанови­тельной) гимнастики и лечебной гимнастики.

Группы общей физической подготовки (ОФП) и ГТО органи­зуются  из лиц, отнесенных по результатам медицинского освиде­тельствования к основной или  подготовительной медицинским группам, одного пола, однородные по возрасту и  физической под­готовленности.

Занятия в этих группах  2—3 раза в неделю проводят преподаватели, имеющие высшее или среднее физкультурное  образование, а так­же общественные инструкторы спортивного клуба, прошедшие соответствующую подготовку.

Занятия проводятся с широким  использова­нием разнообразных  средств физического воспитания и включа­ют виды легкой атлетики, плавания, лыжного спорта, гимнас­тики, входящие в комплекс ГТО, а также  общеразвивающие фи­зические упражнения, бег на коньках, подвижные и спортивные игры и др. Реализация программы  занятий может осуществлять­ся  последовательно, когда занятия  одним видом физических уп­ражнений  через некоторое время сменяются  другим видом, или комплексно, когда  в одном занятии присутствуют различные виды физических упражнений. Практический опыт показывает, что  комплексные занятия более эффективны. С помощью целесообразно подобранных  для каждого занятия упражнений и примене­ния соревновательно-игрового метода можно повысить эмоцио­нальность занятий, что позволяет добиться от занимающихся максимального проявления их физических способностей.

Наряду с разнообразными упражнениями в процессе занятий  можно большее внимание уделять  совершенствованию в каком-либо одном виде спорта с учетом интересов  и пожеланий занима­ющихся, возможностей преподавателей и условий материальной базы. Такой подход поможет привить интерес к занятиям спор­том.

Занятия групп ОФП и  ГТО рекомендуется проводятся преиму­щественно на открытом воздухе (в лесопарке, на дорожках здо­ровья, на спортивных площадках, на стадионе). На занятиях используется разнообразный спортивный инвентарь  и оборудо­вание: гимнастические стенки, скамейки, перекладины, палки, вертикальные и горизонтальные лестницы, гантели, эспандеры, резиновые амортизаторы, лыжи, коньки и др.

Для определения эффективности  занятий применяются функ­циональные  пробы, дающие представление об уровне работоспо­собности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, антропомет­рические  индексы, показывающие изменения в  физическом разви­тии, и выполнение контрольных нормативов (тестов), характери­зующих степень развития физических качеств (силы, быстроты движений, ловкости, гибкости, выносливости). Важны также по­казатели  самоконтроля: самочувствие, настроение, сон, аппетит и др.

В группы специальной физической подготовки зачисляются лица, отнесенные по результатам меди­цинского освидетельствования  к основной или подготовительной медицинской группе. Количественный состав группы—20—25 чел. Занятия поручается проводить квалифицированным специалис­там, имеющим высшее или среднее физкультурное  образование, а также общественным инструкторам спортивного клуба, име­ющим специальную курсовую подготовку и  являющимся ква­лифицированными спортсменами по данному виду спорта. Занятия  проводятся 2—3 раза в неделю продолжительностью 50—90 мин и больше.

Спортивные секции

Большое место в жизни  коллектива физической культуры вуза занимает учебно-тренировочная работа в различных спортивных секциях  спортивного клуба. Спортивные секции рекомендуется создавать прежде всего по таким видам спорта, которые  лучше всего обеспечивают разностороннюю физическую подготовку, по­вышают уровень  физической и умственной работоспособности  человека, укрепляют здоровье. Это  легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, гимнастика, спортивные игры и др.

Во многих случаях к  занятиям в спортивных секциях допускаются  лица, не имеющие спортивного разряда, но обладающие достаточной разносторон­ней  физической подготовкой и желающие заниматься тем или иным видом  спорта, культивируемым в вузе.

Учебные группы спортивных секций организуются по тем ви­дам спорта, для которых в вузе имеется  материальная спортив­ная база и  возможность обеспечить занятия  квалифицированным тренерским составом. Комплектуются они по полу и по уровню спортивной квалификации занимающихся (по наличию спортив­ных разрядов и званий). Число занимающихся в  группе и коли­чество часов учебных  занятий в неделю на одну группу зависят от спортивной подготовленности занимающихся и регламентиру­ются  постановлениями вышестоящих спортивных и профсоюзных организаций.

Занятия проводят специалисты  по физическому воспитанию, имеющие  высшее или среднее физкультурное  образование. Для проведения занятий  с группами новичков, III и II спортивных разрядов допускаются тренеры спортивного  клуба, имеющие спе­циальную курсовую подготовку и являющиеся квалифицирован­ными  спортсменами по данному виду спорта не ниже I спортивно­го разряда.

Одним из показателей эффективности  занятий в спортивных секциях  является динамика спортивных результатов.

Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в  учебных отделениях

Основным принципом при  определении содержания работы в  разных учебных отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному  процессу. Его сущность заключается  в том, что учебный материал формируется  для каждого учебного отделения  с учётом пола, уровня физического  развития, физической и спортивно-технической  подготовленности студентов.

Учебно-воспитательный процесс  в отделениях проводится в соответствии с научно-методическими основами физического воспитания. Программный  материал на учебный год распределяется с учётом климатических условий  и учебно-спортивной базы.

Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу.

Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе создаются три  учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования  и специальное. Каждое отделение  имеет особенности комплектования специфические задачи.

Основой для решения этих задач служит система организационных  форм и методов обучения. Эта система  объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации  передачи и усвоения материала, предусматривает  чёткую регламентацию соотношения  объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов  и форм учебной работы.

Первым критерием распределения  студентов по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе в начале учебного года. После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из медицинских  групп: основную, подготовительную или  специальную.

Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической  подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно-технической  подготовленности по контрольным упражнениям  и нормативам программы по физическому  воспитанию.

В результате медицинского обследования и контрольных проверок физической и спортивно-технической подготовленности, на подготовительное учебное отделение  зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья, уровню физического  развития и подготовленности к основной и подготовительной медицинским  группам.

Распределение по учебным  группам этого отделения проводится с учётом пола и уровня физической подготовленности. Численный состав каждой учебной группы в этом отделении  должен составлять 12-15 человек.

В подготовительном учебном  отделении учебный процесс направлен  на разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них  интереса к занятиям спортом. Студенты подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от студентов основной медицинской группы.

В методике проведения занятий  в этих группах очень важен  учёт принципа постепенности в повышении  требований к овладению двигательными  навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок. Содержание практических занятий  в этом отделении состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально-прикладной физической подготовки, а также из различных средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам интереса к  занятиям спортом.

Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации  физического воспитания, на формирование у студентов сознания и  убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Учебные группы отделения  спортивного совершенствования. В  них зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие  контрольные упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в  соответствующую группу отделения  спортивного совершенствования.

На специальное учебное  отделение зачисляются студенты, отнесённые по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.

Учебные группы этого отделения  комплектуются с учётом пола, характера  заболевания и функциональных возможностей организма студентов. Численность  учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя.

Учебный процесс по физическому  воспитанию в специальном учебном  отделении преимущественно направлен  на:

укрепление здоровья,

закаливание организма,

повышение уровня физической работоспособности;

возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;

ликвидацию остаточных явлений  после перенесённых заболеваний;

приобретение необходимых  и допустимых для студентов профессионально-прикладных умений и навыков.

Занятия для студентов, зачисленных  на это отделение, являются обязательными  и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов в неделю.

Программа курса этого  отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные  средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и  методики физического воспитания с  учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её повышение.

Несмотря на оздоровительно-восстановительную  направленность занятий в специальном  отделении, они не должны сводиться  только к лечебным целям. Преподаватели  должны стремиться к тому, чтобы  студенты этого отделения приобрели  достаточную разностороннюю и специальную  физическую подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге  были переведены в подготовительное учебное отделение.

Учебные группы всех учебных  отделений закрепляются за преподавателями  физического воспитания на весь период обучения. Если у студентов специального и подготовительного учебных  отделений в процессе учебных  занятий улучшились состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, то они на основании заключения врача  и решения кафедры по окончании  учебного года (или семестра) переводятся  в следующую медицинскую группу или учебное отделение. Если в  результате болезни или других объективных  причин наблюдается ухудшение состояния  здоровья, то студенты переводятся  в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.

Зачётные требования и  обязанности студентов

Программой предусмотрена  сдача студентами зачётов по физическому  воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования преподавателя с  каждым студентом. В ходе собеседования  определяется степень овладения  студентом теоретического программного материала. К зачёту допускаются  студенты, полностью выполнившие  практический раздел учебной программы, т.е. выполнившие все запланированные  практические контрольные упражнения и нормативы. Контрольные упражнения и нормативы по оценке физической подготовленности студентов выполняются  только в условиях спортивных соревнований.

Информация о работе Физкультура в ВУЗе