Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическая культура"

Вложенные файлы: 1 файл

9_klass_fizkultura_podgotovka_k_ekzamenu_teori.docx

— 197.98 Кб (Скачать файл)

Вопрос 2. Занятия  физической культурой как средство в борьбе с вредными привычками человека.

Специалисты во всем мире считают, что существует прямая связь между курением и болезнями. Когда курильщик делает затяжку, в его легкие попадает табачный дым, содержащий окись углерода. Кровь обладает способностью в 300 раз активнее соединяться с окисью углерода, чем кислород, вследствие чего ухудшается возможность транспорта кислорода. Поэтому у курильщика быстрее возникает одышка при напряжении (нагрузке) и чувствуется тяжесть в груди.

Никотин, содержащийся в  табачном дыму, дает постоянную нагрузку на сердце и кровообращение. У человека, который выкуривает перед физической работой 1-2 сигареты, ЧСС возрастает на 10-20 ударов в минуту по сравнению с нормой. Такой повышенный пульс сохраняется в течение получаса. Особенно вредно курить перед физической работой или во время нее.

Никотин вызывает также увеличение продукции стрессорных гормонов — адреналина и норадреналина, которые повышают потребление кислорода сердцем. Такая повышенная нагрузка приводит к увеличению опасности заболевания сердца. Действие адреналина на сосуды можно легко обнаружить у курильщиков, кожа которых после курения становится бледной и холодной.

Длительное курение может  стать причиной рака легких. При  курении образуется смола, содержащая много различных химических соединений. Большинство из них — так называемые канцерогены.

На внутренней стороне  наших бронхов имеются маленькие  мерцательные волоски. Назначение их — удалять частицы пыли, которые мы вдыхаем с воздухом. Табачный дым тормозит функционирование этих волосков. В результате в легких остается пыль.

Табачный дым раздражает слизистую оболочку воздушных путей, которая разбухает, сужая путь для воздуха. Это играет особенно неблагоприятную роль во время тяжелой физической работы, когда через легкие должно проходить большое количество воздуха. Хронический бронхит нередко бывает первой стадией заболевания, ведущего к раку легких.

Человек, подверженный алкоголю, обычно считает, что он имеет высокие физические возможности, хотя это, не соответствует действительности. Объясняется это тем, что алкоголь снижает самокритичность, объективность оценок. Алкоголь никогда не может повысить работоспособность. Напротив, он оказывает влияние на определенные нервные центры, в результате чего способность выполнять точные движения ухудшается — действие алкоголя может сохраняться в течение многих дней. Только одно это свидетельствует о несовместимости алкоголя и спорта.

Алкоголь способствует расширению сосудов кожи, что дает ощущение тепла. Это приводит к тому, что  на сильном холоде, может произойти быстрое охлаждение, резко возрастает опасность отморожения. Ощущение тепла еще больше усугубляет эту опасность.

Для молодежи особенно опасно приучаться к алкоголю. Противостоять этому призваны спорт и общая физическая подготовка, которые вырабатывают здоровые жизненные привычки.

Невозможно предсказать, кто станет наркоманом. Однако важно помнить, что предпосылкой к этому является доступ к наркотику и ощущения, связанные с его приемом. Каждый, кто начинает употреблять наркотики, рискует стать зависимым от них и превратиться в наркомана. Эта привычка часто переходит в тяжелую и опасную болезнь. Ей сопутствует патологическое снижение веса и общее плохое физическое состояние с повышенной чувствительностью к другим болезням. Злоупотребление наркотиками, кроме того, порождает жестокие преступления.

БИЛЕТ № 6

Вопрос 1. Что понимается под физической работоспособностью? Влияние занятий физическими упражнениями на ее повышение.

Под физической работоспособностью понимается способность человека выполнять определенную физическую работу в течение длительного времени без снижения ее качества и производительности.

Человек, обладающий высокой  работоспособностью, медленнее утомляется и быстрее восстанавливается.

В настоящее время единственной точной мерой работоспособности, а следовательно, и времени ее восстановления следует считать количество работы, которое может быть выполнено. Снизилось количество предельной работы, т.е. работы, выполняемой «до отказа», следовательно, снизилась и работоспособность.

     У каждого человека  работоспособность различна и  зависит от возраста, состояния здоровья, физической силы психологического настроения, опыта работы, тренированности и многих других факторов.


В течение суток максимальные подъемы работоспособности отмечаются в 10—12 и 16— 19 часов. В вечерние и ночные часы работоспособность понижается, достигая своего минимума к 4 часам утра. Но это положение не абсолютно, существуют индивидуальные различия временного распределения работоспособности.

Изменяется работоспособность  и в течение недели. В понедельник  человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду и четверг имеет устойчивую работоспособность, а к пятнице у него развивается утомление.

Физическая работоспособность  максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50—60 годам она снижается  на 30 %, а в следующие десять лет составляет лишь около 60 % юношеской.

Регулярные занятия физическими  упражнениями позволяют повысить физическую работоспособность. Наиболее эффективны занятия по общефизической подготовке. Основными упражнениями, которые включаются в эти занятия, являются упражнения на развитие силы и выносливости. Наилучшим средством развития выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем: ходьба, продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), езда на велосипеде, плавание, передвижение на лыжах, бег на коньках и др. Занятие каким-либо из вышеуказанных циклических видов физических упражнений должны продолжаться не менее 15 мин три раза в неделю при ЧСС 60-80 % от максимальной (120-160 уд./мин). Для достижения тренировочного эффекта необходимо заниматься, например, ходьбой не менее 40 мин четыре раза в недели при частоте пульса 60 % и более от максимального показателя. По мере повышения уровня физической подготовки организм после каждого занятия будет восстанавливаться все быстрее, следовательно, время восстановления может служить мерилом уровня физической подготовки. Если выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека возрастает, частота его сердечных сокращений в состоянии покоя уменьшается.

Индивидуальный уровень  физической работоспособности можно контролировать с помощью функциональной пробы Руфье-Диксона не реже одного раза в месяц в одно л и то же время суток.

     Данная проба  проводится следующим образом.  Необходимо лечь на спину и  побыть в таком положении в  течение . 5 мин, после чего надо  измерить число пульсовых ударов  за 15 с и пересчитать на ЧСС в 1 мин (Р1). Затем в течение 45 с надо выполнить 30 приседаний, вновь лечь на спину и измерить ЧСС за первые (Р2) и последние (Р3) 15 с первой минуты восстановления. Работоспособность рассчитывается по формуле:

При значениях от 0 до 2,9 работоспособность  считается хорошей; от 3,0 до 6,0 — средней; от 6,0 до 8,0 — удовлетворительной; свыше 8,0 — плохой.

Физические упражнения оказывают  на работоспособность человека либо непосредственное воздействие сразу же после их исполнения, либо отдаленное, когда результат становится заметен лишь при продолжительных (в течение ; нескольких недель или месяцев) занятиях.

Вопрос 2. Требования безопасности при проведении экскурсий.

При проведении экскурсий  необходимо: 

  1. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, не изменять самостоятельно установленный маршрут движения, не покидать место расположения группы без разрешения руководителя.
  2. Общая продолжительность экскурсии не должна превышать: для учащихся 1-2 классов — 1 день, 3-4 классов - 3 дня, 5-6 классов — 18 дней, 7-9 классов — 24 дня, 10-11 классов — 30 дней. .
  3. Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры. 
  4. Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы. 
  5. Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, растений и грибов, а также колючих растений и кустарников.
  6. При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком.
  7. Во избежание заражения желудочно-кишечными заболеваниями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, использовать для этого питьевую воду из фляжки, которую необходимо брать с собой, или кипяченую воду.
  8. Соблюдать правила личной гигиены, своевременно  информировать руководителя экскурсии об ухудшении состояния здоровья или травмах.
  9. Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

БИЛЕТ № 7

Вопрос 1. Основные способы контроля за физической нагрузкой на занятиях физическими упражнениями.

Физическую нагрузку контролируют по внешним и внутренним признакам утомления, а также по частоте сердечных сокращений.

Утомление — это состояние организма, возникающее под влиянием той или иной работы и характеризующееся временным снижением работоспособности.

К внешним признают утомления относят изменение цвета кожи, повышенное выделение пота, нарушение ритма дыхания, нарушение координации движений (см. табл. 1).

Как видно из таблицы, если нагрузка очень большая, то наблюдается  чрезмерное покраснение тела, посинение кожи вокруг губ, обильное потоотделение, появляется одышка, нарушается координация движений. При появлении этих неблагоприятных признаков надо прекратить выполнение упражнений и отдохнуть. Во время отдыха рекомендуется выполнять дыхательные упражнения и упражнения на расслабление мышц.

К внутренним признакам, свидетельствующим о наступлении утомления, относят появление болевых ощущений в мышцах, подташнивание или даже головокружение. В таких случаях также необходимо прекратить выполнение упражнения, отдохнуть и на этом закончить занятие.

О том, как организм переносит  нагрузку, лучше всего судить по частоте сердечных сокращений. Пульс измеряют в начале занятия и затем соотносят эти исходные значения с величинами, которые получают в ходе и после выполнения физических нагрузок. Существуют несколько способов измерения пульса: а) тремя пальцами на запястье; б) большим и указательным пальцем на шее; в) кончиками пальцев на виске; г) ладонью на груди в области сердца.

Первым способом пользуются, когда человек находится в  спокойном состоянии. После физических упражнений нащупать на запястье руки и посчитать пульс бывает трудно. Тогда пользуются другими способами.

Чтобы определить ЧСС за минуту, необходимо с помощью секундомера  подсчитать пульс за 10-секундный интервал и умножить на шесть. Полученные значения срав нивают с показателями специальных таблиц,  в которых приводится классификация интенсивности и диапазон нагрузок, и определяют уровень (интенсивность) физической нагрузки. Во время легкой физической нагрузки пульс достигает 100—120 уд./мин, во время средней нагрузки — 130— 150 уд./мин, а во время большой — свыше 150 уд./мин.


После урока физической культуры с достаточным объемом нагрузки ЧСС у занимающихся возвращается к исходному уровню через 5—10 мин.

В практике педагогического  контроля и самоконтроля за переносимостью физических нагрузок используются и простые функциональные пробы, например проба с приседаниями. У занимающегося измеряется частота пульса в покое (исходный уровень), после чего он выполняет 20 приседаний за 30 с. Время восстановления пульса до исходного уровня к третьей минуте считается хорошим показателем, к четвертой-пятой минуте — удовлетворительным, к шестой минуте » более — неудовлетворительным.

Контролировать физическую нагрузку можно и по частоте дыхания. В покое частота дыхания человека обычно составляет (б среднем) 12—16 раз в минуту. При физической работе происходит учащение дыхания: при средней нагрузке до ) 8—20 раз, при значительной до 20—30 раз в минуту. Подсчитывают частоту дыхания за 30 с.

Внешние признаки утомления

 

Признак

Степень утомления

 

легкая

значительная

очень большая

Окраска кожи лица и туловища

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, появление синюшности губ

Выделение

пота

Небольшое, чаще на лице

Значительное (особенно на голове и туловище)

Обильное, выступление соли

Дыхание  

Учащенное ровное

Заметно учащенное, периодически — через рот

Резко учащенное, поверхностное, появление одышки

Движения

Не нарушены

Неуверенные

Покачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей


Вопрос 2. Значение утренней гимнастики в режиме дня, требования, предъявляемые при ее проведении (гигиенические, педагогические, организационные).

Утренняя гимнастика или, как ее еще называют, зарядка представляет собой комплекс физических упражнений, обеспечивающий постепенный переход от сна к бодрствованию. Утренняя гимнастика преследует преимущественно гигиенические задачи, связанные с ликвидацией застойных явлений после сна, активизацией сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма. Она состоит из общеразвивающих упражнений, которые можно

выполнять без предметов  или с предметами: гантелями, резиновыми бинтами, скакалками, эспандерами и т.д.

При проведении утренней гимнастики необходимо выполнять гигиенические, педагогические и организационные требования.

Гигиенические требования. Выполнять утреннюю гимнастику надо в предварительно проветренной комнате или на открытом воздухе. Если в комплекс утренней гимнастики включены упражнения, выполняемые на полу, необходимо использовать гимнастический коврик.

После утренней гимнастики необходимо принять водную процедуру (обтирание, обливание, душ), выполняющую не только тонизирующую функцию, но и функцию закаливания.

Педагогические  требования. Упражнения утренней гимнастики необходимо выполнять в определенной последовательности. Вначале выполняются упражнения на потягивание. Затем следует спокойная ходьба (до I мин), переходящая в медленный бег (бег трусцой). В условиях квартиры бег проводится на месте, босиком (не менее 2—3 мин). Желательно под ноги поставить массажный коврик с шипами. Ходьба и бег увеличивают частоту и глубину дыхания, улучшают кровообращение. Далее следуют дыхательные упражнения. Затем поочередно делают следующие упражнения;

Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"